Некоторые утверждают, что поститься обязательно только первую и последнюю седмицы Великого поста. Как к этому относится Церковь?
— Традиция 40-дневного Великого поста повсеместно в Церкви была принята ко II в. Как на основную причину введения Святой Четыредесятницы святитель Иоанн Златоуст указывает на ослабление ревности верующих к Таинству Причастия, которое во времена первых христиан совершалось за каждым воскресным богослужением.
В силу указанного обстоятельства возникла необходимость в более достойной подготовке к принятию Святых Христовых Таин, приступать к которым стало обязательным в торжественные дни, особенно в день Светлого Христова Воскресения.
В IV в., по свидетельствам святителей Василия Великого и Григория Нисского, Великий пост перед Пасхой хотя и был общецерковным, однако не всегда длился именно 40 дней и начинался не везде одновременно. Церковь в этом отношении не стесняла местных обычаев. Особое внимание к соблюдению поста Церковь стала проявлять с появлением ересей. Некоторые ереси ставили пост на один уровень с высшими нравственными обязанностями христианина, другие, наоборот, полностью отрицали его значение.
На Востоке, где в основном и возникали ереси, строгость соблюдения поста была усилена, и его нарушение наказывалось очень строго. Такое отношение к посту перешло и к нам с принятием христианства. Отсюда то особое почитание поста, которое существует в Православной Церкви и традициях нашего народа. На Западе тенденция к ослаблению авторитета древне-церковного учения о посте проявлялась постоянно. В итоге протестантизм полностью отрицает пост как нравственную обязанность.
Итак, "традицию" поститься в первую и последнюю седмицы Великого поста нельзя назвать святоотеческой или благочестивой. Возможно, и правы те, кто говорит, что лучше поститься так, чем никак. Но с другой стороны, полупост — это не пост. С точки зрения церковных канонов, нарушение поста — это нарушение поста. А для того, чтобы ослабить или прекратить пост, необходимы уважительные причины. Одна из них — это болезнь. Но и в таком случае нужно посоветоваться и взять благословение у духовника или приходского священника. Кстати, поститься первую и последнюю неделю поста, по просьбе родителей, можно благословить детям-подросткам, которые едва лишь начинают поститься.
Но нужно всегда помнить, что существует Церковный Устав, который мы должны пытаться выполнять. А согласно ему Великий пост является постом сорокадневным, а не постом первой и последней недели.
В IV в., по свидетельствам святителей Василия Великого и Григория Нисского, Великий пост перед Пасхой хотя и был общецерковным, однако не всегда длился именно 40 дней и начинался не везде одновременно. Церковь в этом отношении не стесняла местных обычаев. Особое внимание к соблюдению поста Церковь стала проявлять с появлением ересей. Некоторые ереси ставили пост на один уровень с высшими нравственными обязанностями христианина, другие, наоборот, полностью отрицали его значение.
На Востоке, где в основном и возникали ереси, строгость соблюдения поста была усилена, и его нарушение наказывалось очень строго. Такое отношение к посту перешло и к нам с принятием христианства. Отсюда то особое почитание поста, которое существует в Православной Церкви и традициях нашего народа. На Западе тенденция к ослаблению авторитета древне-церковного учения о посте проявлялась постоянно. В итоге протестантизм полностью отрицает пост как нравственную обязанность.
Итак, "традицию" поститься в первую и последнюю седмицы Великого поста нельзя назвать святоотеческой или благочестивой. Возможно, и правы те, кто говорит, что лучше поститься так, чем никак. Но с другой стороны, полупост — это не пост. С точки зрения церковных канонов, нарушение поста — это нарушение поста. А для того, чтобы ослабить или прекратить пост, необходимы уважительные причины. Одна из них — это болезнь. Но и в таком случае нужно посоветоваться и взять благословение у духовника или приходского священника. Кстати, поститься первую и последнюю неделю поста, по просьбе родителей, можно благословить детям-подросткам, которые едва лишь начинают поститься.
Но нужно всегда помнить, что существует Церковный Устав, который мы должны пытаться выполнять. А согласно ему Великий пост является постом сорокадневным, а не постом первой и последней недели.
← Когда и зачем читается канон святого Андрея Критского? | Почему первая седмица Великого поста является особенно строгой? → |
---|
Церковные Таинства
— Посредством телефона, Интернета и других средств связи и обмена информацией возможна духовная беседа, которая будет подготовкой к Таинству Покаяния. И такая возможность пообщаться со священником посредством нынешних технологий у современного верующего человека должна быть. |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— В воскресные школы ходят разные дети — не только из традиционно церковных семей. Бывает так, что родители, которые сами не получили церковного воспитания в богоборческие времена, специально приводят детей в воскресную школу, чувствуя на собственном опыте недостатки атеистического воспитания. |
Подробнее ... |