Некоторые утверждают, что поститься обязательно только первую и последнюю седмицы Великого поста. Как к этому относится Церковь?

— Традиция 40-дневного Великого поста повсеместно в Церкви была принята ко II в. Как на основную причину введения Святой Четыредесятницы святитель Иоанн Златоуст указывает на ослабление ревности верующих к Таинству Причастия, которое во времена первых христиан совершалось за каждым воскресным богослужением. В силу указанного обстоятельства возникла необходимость в более достойной подготовке к принятию Святых Христовых Таин, приступать к которым стало обязательным в торжественные дни, особенно в день Светлого Христова Воскресения.

В IV в., по свидетельствам святителей Василия Великого и Григория Нисского, Великий пост перед Пасхой хотя и был общецерковным, однако не всегда длился именно 40 дней и начинался не везде одновременно. Церковь в этом отношении не стесняла местных обычаев. Особое внимание к соблюдению поста Церковь стала проявлять с появлением ересей. Некоторые ереси ставили пост на один уровень с высшими нравственными обязанностями христианина, другие, наоборот, полностью отрицали его значение.

На Востоке, где в основном и возникали ереси, строгость соблюдения поста была усилена, и его нарушение наказывалось очень строго. Такое отношение к посту перешло и к нам с принятием христианства. Отсюда то особое почитание поста, которое существует в Православной Церкви и традициях нашего народа. На Западе тенденция к ослаблению авторитета древне-церковного учения о посте проявлялась постоянно. В итоге протестантизм полностью отрицает пост как нравственную обязанность.

Итак, "традицию" поститься в первую и последнюю седмицы Великого поста нельзя назвать святоотеческой или благочестивой. Возможно, и правы те, кто говорит, что лучше поститься так, чем никак. Но с другой стороны, полупост — это не пост. С точки зрения церковных канонов, нарушение поста — это нарушение поста. А для того, чтобы ослабить или прекратить пост, необходимы уважительные причины. Одна из них — это болезнь. Но и в таком случае нужно посоветоваться и взять благословение у духовника или приходского священника. Кстати, поститься первую и последнюю неделю поста, по просьбе родителей, можно благословить детям-подросткам, которые едва лишь начинают поститься.

Но нужно всегда помнить, что существует Церковный Устав, который мы должны пытаться выполнять. А согласно ему Великий пост является постом сорокадневным, а не постом первой и последней недели.
 

Церковные Таинства

—    Как известно, пост — это пора углубленной духовной жизни, когда человек пытается уделить больше внимания своим помыслам и поступкам, сверяя их с заповедями Божиими. В этот период мы пытаемся вести более насыщенную духовную жизнь.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    Обычно женщины в храме находятся с покрытыми головами, поэтому не видно, подстрижены они или нет и крашенные ли у них волосы. Поэтому думаю, что это вопрос скорее о внешнем виде женщины вне границ храма.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru