Первый раз в своей жизни Павел прибыл в Иерусалим, чтобы у ног Гамалиила изучать Тору. Второй раз он пришел в Святой Город через три года после своего обращения, чтобы познакомиться с Петром и пробыл там четырнадцать дней. Двадцать лет спустя Павел вновь прибыл в Иерусалим; он пожелал принять участие в храмовом богослужении и принести жертву.
|
Метрополией античного мира был Рим, Александрия считалась самым элегантным, а Коринф—самым безнравственным и распущенным городом; Афины славились своим университетом, а Ефес—храмом. Но для иудея центром вселенной был Иерусалим, середина всего мира, «вершина земли» (Иез.38,12).
Дважды предстоит Павел в решающий час перед высшим представителем духовной власти Израиля— перед первосвященником. В первый раз—перед Иосифом Каиафой, первосвященником 18-36 годов, который посылает молодого книжника Савла, только что, по-видимому, закончившего свое учение, в Дамаск с важными полномочиями, направленными против христиан.
Среди иудейских религиозных и политических групп, игравших в эпоху Павла какую-то роль, фарисеи были самой влиятельной группой. Ни первосвященник, ни его семья, ни клерикальные и аристократические круги политической партии саддукеев, ни даже враждебное Риму подпольное движение сикариев не определяли общественной жизни; ее определяло религиозно-мирское движение фарисеев, к которому примыкало большинство книжников.
По окончании обучения Павлу, как ученому-книж-нику, был открыт путь к самым влиятельным должностям. Для этого у него были все предпосылки: его обучал и наставлял раббан Гамалиил Старший, знаменитейший законоучитель. Он превзошел многих из своих сверстников и соучеников—это было общепризнано.
Для Павла, выросшего в верной закону семье, принадлежавшей к самой строгой религиозной партии, была только одна возможность обучения—в Иерусалиме, в этом центре богословско-юридической науки иудаизма. Здесь учил последователь знаменитейшего раввина Гиллэля—Гамалиил Старший, названный так в отличие от его внука, Гамалиила Младшего.
Характер человека выковывается в процессе развития телесных и духовных сил, которыми он одарен при своем рождении, и зависит от окружения, в котором он вырос, и от воспитания, которое он получил. Не иначе дело обстоит и в жизни апостола Павла.
Евангелист Лука был врачом, но этим не исчерпывается его деятельность. Он сопровождал апостола Павла в его путешествиях, был его товарищем в темнице; Павел любил его и доверял ему. Однако он действовал не только как личный врач Апостола.
|
|