Мы все дети одного народа и одной Матери-Церкви
Вся Полнота канонической Украинской Православной Церкви глубоко скорбела из-за нестроений в церковной жизни и нарушения мира среди верующих, что повлекло за собой раскол Православия в Украине. Обеспокоенная таким ненормальным положением, противоречащим евангельскому принципу «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 3), Украинская Православная Церковь всегда стояла за скорейшее уврачевание раскола и ликвидацию его последствий.
На заседании Священного Синода 8 декабря 1992 г. Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир высказался за необходимость начать богословский диалог с представителями УАПЦ и УПЦ-КП в целях уврачевания церковного раскола в Украине.
Выразив надежду на то, что УАПЦ и УПЦ-КП со своей стороны проявят добрую волю в этом благом намерении, Священный Синод поддержал это предложение и счел возможным незамедлительно начать такой диалог при следующих условиях:
1. Прекращения насилия сторонниками Украинской Православной Церкви Киевский Патриархат в отношении Украинской Православной Церкви.
2. Возвращения Украинской Православной Церкви захваченных силой соборов, храмов и епархиальных центров.
3. Невмешательства центральных и местных властей, народных депутатов во внутреннюю жизнь Церкви.
4. Неучастия в диалоге бывшего митрополита Филарета (Денисенко) .
Эти четыре необходимые для нормального ведения диалога условия легли в основу дальнейшего процесса переговоров о возможном объединении Церквей и преодолении раскола. На них твердо настаивает каноническая Украинская Православная Церковь и сегодня.
Конечно, главным из них является четвертое условие — о невозможности участия в диалоге «митрополита» Филарета как нераскаянного расколоначальника. Дальнейшая «церковная» деятельность бывшего Киевского митрополита стала возможной исключительно благодаря поддержке его со стороны государственной власти. Если бы ее в 1992 г. не было, то не было бы и того раскола, который мы имеем на сегодняшний день.
Вполне вероятно, что если бы Денисенко в то время отошел от церковных дел, а не вошел бы в состав УАПЦ, которую реорганизовал для себя в Киевский Патриархат, то при конструктивном ведении диалога с представителями стороны, искренне желавшей автокефалии для Украинской Церкви, взаимопонимание было бы достигнуто. Вопрос о продвижении на пути совершенствования самостоятельности УПЦ и изменении ее канонического статуса решался бы в духе братской христианской любви. И тогда, возможно уже сегодня, наша многомиллионная Украинская Православная Церковь занимала бы достойное место среди Поместных Православных Церквей. Но это было не в интересах Филарета, который стал камнем преткновения на пути диалога, в котором ему не было места. Сама идея автокефалии УПЦ была скомпрометирована личностью Филарета и его раскольнической деятельностью. Пока будет Филарет, до тех пор будет раскол, и наоборот: пока будет раскол, до тех пор будут филареты и ему подобные.
Когда беззаконные действия УПЦ-КП в отношении к канонической Украинской Церкви стали достоянием гласности и вызвали обеспокоенность мирового сообщества, инициаторы создания этой раскольнической группировки вынуждены были направить свои усилия на то, чтобы придать Киевскому Патриархату видимость законности Церкви, стремящейся к межконфессиональному миру и согласию.
После смерти патриарха УАПЦ Мстислава, 28 июня 1993 г., часть «архиереев», «духовенства» и мирян УПЦ-КП приняли «Обращение к епископату, духовенству и мирянам Украинской Православной Церкви, канонически подчиненным Московскому Патриархату», которое за подписью «патриаршего местоблюстителя» Владимира (Романюка) было направлено на имя Митрополита Киевского и всея Украины Владимира , а копии — всем Преосвященным УПЦ.
На первый взгляд, сам факт появления такого документа, как «Обращение», означал положительный шаг на пути к церковному примирению. Однако это оказалось лишь очередной провокацией со стороны руководства УПЦ-КП, предпринятой раскольниками для удовлетворения своих амбиций и утверждения идеологии, которая в действительности весьма далека от Православия, его канонов и традиций.
В связи с этим Священный Синод УПЦ счел необходимым выступить с оценкой содержания данного «Обращения». Явным было то, что его авторы сделали попытку перенести церковно-каноническую проблему в политическую плоскость. Как шантаж звучат слова: «Только вражда к Православной Христовой Церкви и к украинской государственности может быть препятствием к объединению Украинской Православной Церкви» . Отсюда следует, что последователи являются патриотами, те же, кто не с ними, — враги государственности Украины и ее независимости.
Недопустимым, с точки зрения канонического права, был предложенный способ объединения и создания Единой Украинской Православной Церкви. Предполагалось осуществить его на объединительном Всеправославном Соборе с избранием единого Главы Поместной Украинской Православной Церкви , причем УПЦ и УПЦ-КП должны участвовать в этом Соборе как равноправные, т.е. предполагалось механическое соединение. Однако, по мудрому народному выражению, масло с водой смешать нельзя — однородной массы не получится
Такое предложение, естественно, не могло и не может быть принято канонической Церковью. А причина в следующем.
В любом государстве, каким бы ни было его устройство, существуют основные законы, в соответствии с которыми осуществляется руководство этим государством и соблюдение которых — обязанность каждого гражданина. Во всех социальных институтах есть устоявшиеся (обязательные для соблюдения) нормы, сформулированные в виде клятвы: в армии — присяга на верность Родине, в медицине — клятва Гиппократа и т.п. Их соблюдение имеет не только морально-этическое значение. Ведь тот, кто их нарушил, несет и уголовную ответственность, в соответствии с законами общества, в котором живет. Церковь тоже имеет свои правила, или каноны, которыми в церковной жизни должны руководствоваться епископы, священники, монахи и миряне. Нарушители этих правил также несут ответственность перед Богом и его видимым институтом на земле — Святой Церковью. Нарушение церковного законодательства приводит к появлению расколов, ересей, сект, в результате чего страдают сущностные свойства Церкви: единство, каноничность, апостольское преемство (что и случилось в Украине).
В связи с этим каждый епископ перед своей хиротонией дает присягу (клятву), что сделал в свое время и Денисенко, свято соблюдать священные каноны, как того требует 2-е правило Трулльского и 1-е правило VII Вселенского Соборов: «Приявшим священническое достоинство, свидетельствами и руководством служат начертанные правила и постановления...». В «Чине наречения, исповедания и рукоположения архиерейского» говорится: «...обещаю каноны святых Апостолов, семи Вселенских и благочестивых Поместных Соборов и правила святых Отцов сохранять и выполнять. Все, что те приняли, и я принимаю, и то, чего те отверглись, и я отвергаюсь... Обещаю и церковный мир, на протяжении всех дней моей жизни хранить и строго соблюдать, и ни единым движением мысли и чувств не мудрствовать ни о чем, что противоречит Православной кафоличной Восточной вере, и последовать во всем и быть покорным всегда великому господину и отцу нашему Святейшему Патриарху. К этому еще обещаю не творить ничего... против божественных и священных Правил, ни в чужой епархии литургисать, или совершать другие священнодействия без согласия архиерея той епархии...»
Нормы и правила, которые регулируют как внутреннюю жизнь Церкви в ее общинно-институционном аспекте, так и ее отношения с другими общественными организациями религиозного или политического характера, составляют церковное право. Этими нормами, правилами, законами, которые в своей совокупности формируют фундамент Церкви, она сохраняет свое богоданное устройство .
Каноны Православной Церкви — это правила ее жизни, сформулированные на Вселенских и Поместных Соборах, прообразом которых является Апостольский Собор в Иерусалиме, описанный в Деяниях Святых Апостолов. Святой Кирилл Александрийский так писал об отцах II Вселенского Собора: Не «они говорили, а сам Дух Бога и Отца» .
Как правильно понимать каноны Церкви и каким должно быть отношение к ним верующих, определил Трулльский Собор, который постановил, что «никому да не будет позволено вышеозначенные правила изменять, или отменять, или, кроме предложенных правил, принимать другие» (2 Пр. 5–6 Всел. Соб.). Отцы VII Вселенского Собора в первом правиле говорят то же самое: «должны сохраняться древние обычаи, что ничего не нужно вводить против соборных и святоотеческих правил под страхом отлучения от Церкви».
Об авторитетности и нерушимости канонов в 641 году Александрийский Патриарх св. Иоанн Милостивый говорил: «Лучше потушить солнце, чем нарушить Божественный закон». А Киевский Митрополит, святитель Петр Могила шляхтичам, просившим его не лишать сана духовенство, которое нарушило каноны, ответил: «Я не смог бы этого сделать, если бы об этом сказал и Ангел с неба» . На Архиерейском Соборе в Киеве, который проходил 6–7 сентября 1991 г., бывший Предстоятель УПЦ митрополит Филарет (Денисенко) говорил: «Никакие внешнеполитические перемены не могут изменить ничего в той сфере церковной жизни, которая касается веры и святых канонов» .
Следовательно, нарушающий каноны Православной Церкви сознательно ставит себя вне ее ограды. Такие люди или организации с точки зрения светского права имеют полное право на существование. Однако с точки зрения церковного права они не являются православными (хоть и называют себя таковыми), поскольку отказались от норм, определяющих собрание верующих как Православную Церковь, ведущую свое начало от Господа Иисуса Христа. Такие организации являются уже не церковными, а светскими новообразованиями, в которых совершаемые «священнодействия», с момента их выхода из Вселенской Православной Церкви, теряют свою сакраментальную сущность, становятся безблагодатным актерством.
Основополагающим принципом существования Поместной Церкви является наличие в ней канонично рукоположенного епископата, имеющего апостольское преемство, не находящегося под запретом или под церковным судом.
Общеизвестно, что УПЦ-КП возникла в результате так называемого «Всеукраинского (Объединительного) Православного Собора», состоявшегося в Киеве 25–26 июня 1992 г. На этом «соборе» УАПЦ включила в состав своего «епископата» бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета (Денисенко), лишенного 11 июня 1992 г. кириархальной Церковью, епископом которой он был на момент проведения «собора», священного сана. «Собор» внес поправки в Устав УАПЦ, в результате чего УАПЦ перестала существовать, переродившись в УПЦ-КП. На «соборе» возник вопрос: «Как относиться к факту лишения священства бывшего митрополита Филарета?» «Собор» ответил: «Осудить (решение) как не имеющее силы в отношении УПЦ-КП» . Данным высказыванием «собор» признал решение от 11 июня действительным для всей Православной Церкви, кроме себя, что было справедливо, поскольку сама УАПЦ не является канонической Церковью, а лишь раскольнической, отколовшейся от УПЦ, группировкой, «епископат» которой не имел апостольской преемственности.
Так с кем же должна была объединяться Украинская Православная Церковь, Церковь святого князя Владимира, Церковь святителя Петра Могилы, Церковь священномученика Владимира? С театром, организованным бывшим Киевским, лишенным священного сана митрополитом? Ответ однозначен.
Пути выхода из этой критической ситуации определил Священный Синод УПЦ в своем определении: «Раскол, который является бедой, трагедией украинского православного народа, необходимо как можно быстрее уврачевать. Мы тоже стремимся к тому, чтобы Украинская Православная Церковь стала Поместной, равноправной сестрой в семье Православных Церквей, — говорится в обращении к православному духовенству, монашеству и мирянам, — но идем мы к этому каноническим путем. Поспешность или антиканоничность в действиях, связанных с получением автокефалии, всегда порождала и будет порождать расколы, которые являются толчком и к нарушению гражданского мира в государстве.
Нет сомнения, что организаторы раскола нарушили мир в Церкви и в Украине вообще. У них один путь к единению — покаяние и возвращение в лоно Святой Вселенской Православной Церкви, частью которой в Украине, как всем хорошо известно, является только Украинская Православная Церковь…
Мы смотрим на членов УПЦ-КП не как на врагов, а как на заблудших братьев, лишенных высоких религиозных переживаний, которым необходимо помочь вернуться в лоно Святой Вселенской Православной Церкви…
Есть принципиальные моменты, которыми нельзя пренебрегать. С точки зрения церковной акривии, иерархия и духовенство УПЦ-КП при возвращении в лоно Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви должны отстраняться от церковных должностей. Безусловно, они не могут возобновляться в священстве, но, руководствуясь принципом церковной икономии, Церковь-Мать может принимать их в «сущем сане», то есть такими, какими они были до перехода в раскол» .
Чтобы иметь объективное представление о том, каково отношение к диалогу об объединении и автокефалии среди духовенства и верующих УПЦ, Блаженнейший Митрополит Владимир и Священный Синод УПЦ благословили провести во всех епархиях УПЦ епархиальные собрания, на которых «изложить православно-канонический взгляд на церковный раскол и возможность его уврачевания» . На них священнослужители и миряне обсудили возможность присоединения к Украинской Православной Церкви других, существующих сегодня на Украине, веток Православия — УАПЦ и УПЦ-КП.
Полученные от епархиальных Преосвященных рапорты и протоколы засвидетельствовали, что Украинская Православная Церковь готова к открытому и честному диалогу с представителями УПЦ-КП и УАПЦ для поиска путей объединения на каноническом основании. Полученная в этот период многочисленная корреспонденция с приходов и от частных лиц показала неоднозначное отношение к этому объединительному процессу, а подчас и категорическое неприятие его. Основным препятствием была еще очень свежая и кровоточащая рана, нанесенная расколом Украинской Церкви. Очень болезненно переносились беззаконные действия по захвату храмов, имущества и избиению верующих. Таким же образом обстояли дела и с вопросом о получении канонической автокефалии.
Черниговская епархия:
«Сделан очень важный шаг с Вашей стороны, и мы радуемся, что Вы беспокоитесь о целостности Церкви. Но нужно помнить, кто породил эту усобицу, и кто посеял эту смуту и недоразумение среди православных верующих.
Мы все хорошо знаем, что Церковь основывается на Ее канонах. От этих правил не отступали никогда ни наши деды, ни прадеды. И нам никто не разрешал не исполнять правил Святых Апостолов и изменять им. Наша позиция: не мы должны к кому-то присоединяться или объединяться с кем-то, а те, кто оторвались от нас, должны на каноническом основании возвратиться в лоно законной Церкви…
Большое значение в деле единения играет вопрос относительно расстриженного митрополита Филарета. Этот человек лишен сана и на нем нет благодати… если нет благодати, то не может быть и мира…»
Днепропетровско-Криворожская епархия:
«… При полном взаимопонимании епархиальное собрание постановило:
1. Объединение православных верующих в лоне Святой Соборной и Апостольской Церкви считать как возможным, так и необходимым. Однако только согласно Апостольским Правилам и Постановлениям Святых Вселенских Соборов. Присоединение должно происходить лишь в Духе и Истине и через очищение отпавших покаянием.
2. Собрание сочло преждевременной постановку вопроса о немедленном предоставлении Украинской Православной Церкви законной автокефалии, тем более в качестве основы предлагаемого объединения…
3. Не возражая против богослужебной деятельности УПЦ-КП, собрание считает, что Церковь, противопоставившая национальные интересы Истине Христовой, ничего общего с подлинным Православием не имеет. Поэтому она не может быть слита с Украинской Православной Церковью…» .
Мукачевско-Ужгородская епархия:
«…Из-за раскола страдает вообще все Православие. Мы думаем, что наступило то время, когда наша Церковь должна сделать все, чтобы спасти Православие от беды, а для этого необходимо в первую очередь каноническим путем получить полную независимость с правом избрания Патриарха Киевского, а тогда уже садиться за стол переговоров с ныне действующими раскольниками…» .
Харьковская епархия:
«…Из-за сложившейся на Украине ситуации диалог между конфессиями жизненно необходим, дабы не дать повода для того, чтобы обвинить нашу Святую Церковь в нежелании автокефалии и тем самым представить ее иерархов и духовенство врагами Украинской Державы и ее народа.
Учитывая нарушение ими канонов Церкви, и тот факт, что они не имеют каноничности и находятся вне соборности Вселенского Православия, собрание нашего духовенства постановило, что диалог с вышеупомянутыми конфессиями о соединении должен осуществляться на незыблемой канонической основе, без которой Православие на Украине превратится в протестантизм» .
Луганская епархия:
«…Для нас ясно, что подчиняться можно и нужно только благодатной и канонично учрежденной власти в лице Митрополита Владимира…
Православные Луганской области, в которой преобладает русскоязычное население, в слове «автокефалия» не видят иного смысла, кроме постепенного и заранее обдуманного окатоличивания. Поэтому потребуется еще время, чтобы расставить точки над «i» .
Запорожская епархия:
«…Объединение реально осуществимо только на канонической основе, т.е. учитывая 1-е Апостольское Правило и дифференцированный подход к перерукоположению каждого готового перейти к нам священнослужителя УПЦ-КП» .
Одесско-Херсонская епархия:
«Поскольку УПЦ-КП не является Церковью, то сама постановка ими вопроса об объединении с ними невозможна…
Препятствием к диалогу является до настоящего времени их противозаконная и агрессивная деятельность, которая выражается в разбое и захвате православных храмов, избиении верующих, клевете на епископат и клир УПЦ.
Клир и паства Одесской епархии полностью не принимают автокефалию в связи с тем, что она надумана и навязывается нашей Церкви извне политиками…» .
Полтавская епархия:
«Духовенство Полтавской епархии ради прекращения в Церкви дальнейших конфликтов дает согласие на каноническое объединение с Автокефальной Церковью» .
Суммировав полученную информацию и проанализировав сложившуюся обстановку, Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви, который проходил 27 июля 1993 г. в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре, принял Обращение «Ко всем православным в Украине»:
«Мы готовы к открытому и честному диалогу с представителями Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата и Украинской Автокефальной Православной Церкви для поиска путей объединения.
Мы призываем сегодня всех православных к единству во Христе. При этом мы должны помнить, что действительное единение в Единой Соборной Апостольской Церкви может быть только на основании священных канонов, которыми руководится Церковь на протяжении всей истории своего существования.
Таким образом, объединение православных в Украине возможно только через покаяние тех, кто в расколе. Это единственный канонический путь образования единой Православной Церкви в Украине» .
Ни о каком покаянии и объединении на основании канонов Вселенской Церкви раскольники, конечно, и не думали. Начавшаяся с уклонением в раскол деградация церковного сознания этой псевдоправославной группировки все более и более усугублялась. Бывший митрополит Филарет заявил: «Разговор о каноничности или неканоничности начинают те, кто не желает единства… Каноны создавала Церковь, а не наоборот, и они должны служить интересам Церкви и веры…» .
С избранием Владимира (Романюка) на «патриарший престол» Украину захлестнула новая волна насильственного захвата храмов и имущества канонической Церкви.
После так называемого «Объединительного Собора» в конце 1993 г. канонической Украинской Православной Церкви был нанесен очередной удар.
С подачи Председателя Комитета по делам религий А. Зинченко Верховный Совет Украины 15 декабря 1993 г. принял дополнения и изменения к Закону «О свободе совести и религиозных организациях». «Культовое строение и имущество, которое находится в государственной собственности, — говорится в части 3 ст. 17 новой редакции Закона, — может передаваться в поочередное пользование двум или больше религиозным общинам по их взаимному согласию. При отсутствии такого согласия государственный орган определяет порядок пользования культовым строением и имуществом путем составления с каждой общиной отдельного договора» .
Проводя через Верховный Совет эту поправку, которая значительно упрощала раскольникам путь к захвату храмов УПЦ, А. Зинченко и группа депутатов ссылались на резолюции седьмой конференции Богословского Диалога, состоявшейся 14–24 июля 1993 г. в монастыре Баламанд (Ливан).
Негативные последствия такого законотворчества не заставили себя долго ждать. «Патриарх» Владимир (Романюк) и его заместитель «митрополит» Филарет (Денисенко) начали разъезжать по областям Украины, вооружившись этим «Дополнением» и призывая людей к насилию. При этом они давали практические рекомендации, как «выкидывать» из храмов «московских попов» и тех, кто в вопросах церковной идеологии не поддерживает их точку зрения .
Из резиденции Киевского Патриарха на Пушкинской, 36 рассылались письма такого содержания: «Святейший Патриарх Киевский и всея Руси-Украины Владимир благословил переход к более активным действиям касательно возвращения собора (храма) общине Украинской Православной Церкви–Киевского Патриархата. Со своей стороны, Киевская Патриархия будет оказывать соответствующую моральную поддержку приходу, как на месте, так и в столице Украины» .
Повсеместно из уст предводителей раскола звучали заявления о том, что приходов УПЦ, возглавляемой Митрополитом Владимиром, должно быть не более 10%. Достигать этого следует с помощью организации параллельных общин и, используя возможность поочередного служения, выгонять верующих УПЦ из церковных помещений .
Такое агрессивное поведение «патриарха» и его заместителя вызвало беспокойство Священного Синода УПЦ и вынудило обратиться к Президенту в надежде на то, что «будут приняты необходимые меры для нормализации церковной жизни в нашей молодой державе», которые прекратят противозаконные действия по «разжиганию межрелигиозной вражды в Украине, имеющие место в Киевской, Днепропетровской, Запорожской, Ровенской, Ивано-Франковской, Черновицкой и других областях» . Но и на этот раз надежды на помощь государства оказались тщетными.
Зная, что президент Л. Кравчук покровительствует расколу, гражданские власти на местах, приняв дополнение к Закону к сведению и руководству, согласно четко отработанному механизму начали «дарить» храмы, принадлежащие УПЦ, сторонникам Киевского Патриархата. На тех приходах, где верующие Православной Церкви составляли большинство, создавались параллельные общины Киевского Патриархата. Они регистрировались либо прямо на храм, принадлежащий УПЦ, либо без указания юридического адреса в Уставе. Потом с помощью боевиков храм захватывался, а гражданская власть, вместо того, чтобы привлекать виновных в нападениях и взломах, которые всегда сопровождались избиением верующих, к уголовной ответственности, храм опечатывала. Через короткое время выносилось решение о поочередном служении в этом храме обеих конфессий. Зная, что верующие УПЦ согласно каноническим правилам не могут молиться в одном храме с раскольниками, власти таким образом «дипломатически» отбирают храмы у их законных владельцев, оставляя последних на улице .
В адрес Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Владимира и Священного Синода УПЦ из разных концов Украины начали поступать многочисленные жалобы о противоправных действиях раскольников и пособствующих им местных властей.
Так, в Тернопольской области Свято-Троицкий храм, построенный в 1892 г. и всегда находившийся в постоянном пользовании общины УПЦ, утром 29 марта 1995 г. был захвачен сторонниками УПЦ КП. Одним из инициаторов захвата был председатель местного поселкового совета А. Рыбокульский. Беззаконные действия сопровождались оскорблениями, физическим насилием, избиением верующих дубинками. После этого налетчиками были срезаны замки и поставлены свои. «Акты физического насилия над людьми, — писали верующие, — невозможно засвидетельствовать в органах милиции, так как она сама принимала участие в разбое» .
«Решением Збаражского районного суда от 02.07.1993 г., которое подтвердил Тернопольский арбитражный суд от 27.01.1994 г., культовое сооружение Свято-Троицкого храма смт. Вышневец передано для поочередного богослужения нашей общине УПЦ и новообразованной общине УПЦ-КП.
При принятии своего решения вышеназванные суды руководствовались заявлением новообразованной общины, которая насчитывает 38 человек, и не приняли к сведению волю нашей общины, которая насчитывает 720 человек.
С этим решением мы не были согласны и опротестовали в судовом порядке, однако наша жалоба была оставлена без рассмотрения только на том основании, что мы пропустили месячный срок обращения в суд о защите нарушенного права, а решение суда нарочно было доведено к нашему сведению с опозданием» .
Священник Василий Полевый, клирик Тернопольской епархии с. Надеевка, Лановецкого р-на:
«Обращаюсь к Вам с большой просьбой сохранить приход и общину…
24 марта группа УПЦ-КП под руководством судоисполнителя Ланивцы и председателя сельсовета повесили на двери нашего храма свой замок.
Количество общины УПЦ-КП — до 50 человек и почти все те, кто раньше в храм не ходил.
Количество общины УПЦ — 712 душ…» .
Ровенская область:
«2 марта под руководством нардепов Омельчука, Ярошинского провоцировался захват храма в Белой Кринице. Молю ходатайствовать перед властями о прекращении бесчинства. Епископ Анатолий» .
Львовская епархия:
«Довожу до Вашего сведения, что на моем приходе в с. Стенятин наступил критический момент. 22 марта 1995 г. органами внутренних дел г. Сокаля мне было сделано предупреждение, что в случае служения в храме против меня будет возбуждено уголовное дело…
3 февраля 1993 г. наш храм передан в собственность УГКЦ. 15 декабря 1994 г. прекращена деятельность нашей общины УПЦ» .
«Я, священник Львовской епархии УПЦ Николаевского района, вместе с прихожанами служил молебен возле новопостроенной церкви, поскольку в храм нас община УПЦ-КП уже почти целый год не пускает… Мы молились мирно, никого не трогали. Сторонники УПЦ-КП бросили свою «литургию», вышли из храма и прервали наше Богослужение. Начали срывать с меня священнические одежды, отбирать богослужебные книги… Нанесли тяжелые побои, двум женщинам разбили головы. Пролилась кровь…» .
Приведенные факты свидетельствуют о бесспорной правоте Архиерейского Собора УПЦ, квалифицировавшего «призыв» об объединении, сделанный Киевским патриархатом, как «очередную провокационную акцию руководства УПЦ-КП», не принесшую ничего, кроме усугубления межконфессионального противостояния и углубления раскола. Завершить «вопрос об объединении» можно, наверное, словами православных виннитчан: «У нас нет доверия к церкви, которая сеет злобу и ненависть. На объединение с ними мы не пойдем. Мы не пойдем на объединение с Филаретом и Мстиславом и их молодчиками, которые терзают народ и рвут на части нашу единую Православную Церковь» .
Объектами экспансии раскольников и униатов продолжают оставаться многие святыни нашей Церкви, особенно в западных областях Украины. Во Львове городские власти препятствуют возведению кафедрального собора УПЦ, отказывая в выделении земельного участка под строительство. Правящий архиерей Львовской епархии архиепископ Августин вынужден служить в небольшом храме святого Георгия, который греко-католики не отобрали лишь потому, что его построила около ста лет назад русская община. Епархиальное управление также ютится в ограде этого прихода — городской совет Львова не разрешает строить необходимые для епархии здания на подведомственной территории.
Галиция наиболее пострадала от униатских и филаретовских национал-экстремистов. Практически ими были полностью разгромлены три епархии нашей Церкви: Львовская, Тернопольская и Ивано-Франковская, а это — тысячи приходов. И хотя волна насилия в Галиции ныне пошла на спад, ее всплески случаются по сей день. Настоятель церкви святого первомученика архидиакона Стефана в городе Червонограде Львовской области протоиерей Стефан Деркач вынужден был начать многодневную голодовку после того, как 20 января 2000 г. его община из 600 прихожан осталась без церковного помещения и вынуждена проводить богослужения под открытым небом. Обращения в защиту православного червоноградского священника и его прихожан к представителям властных структур всех уровней оказались безрезультатными.
Противоправные действия против УПЦ наблюдаются и в других регионах Украины. В Чернигове власти запретили совершать богослужения в храмах Историко-архитектурного заповедника, одним из главных объектов которого является древний Свято-Ильинский монастырь с уникальным пещерным комплексом, созданный преподобным Антонием Печерским. В Черкасской епархии происходят попытки закрыть Свято-Матронинский женский монастырь. Киевский горсовет до сих пор не выделил землю под строительство кафедрального собора Украинской Православной Церкви. Пожалуй, это единственная конфессия в Украине, не имеющая кафедрального храма. Зато греко-католической митрополии недавно в столице был передан участок земли в 6 га, на котором возводится целый комплекс зданий, включая огромный собор.
Позицию власти в вопросе единства украинского православия выразил в марте 1998 г. Президент Украины Л.Кучма на Всеукраинском собрании интеллигенции, в категорической форме высказавшийся за объединение Православных Церквей. По его словам, «государство не вмешивается в дела религии, но в настоящее время не может стоять в стороне, когда Церкви разводят людей по разным углам» .
Политика церковно-государственных отношений в Украине выражена в программной речи Леонида Кучмы на торжественной Академии, посвященной 2000-летию Рождества Христова, в которой говорилось о необходимости единства украинского Православия и создания Поместной Православной Церкви в Украине.
Эту же позицию сегодня полностью разделяет и поддерживает избранный в 2004 г. Президент Украины Виктор Ющенко. Во время беседы с Константинопольским Патриархом Варфоломеем, комментируя церковную жизнь, он отметил, что «власть действует честно в церковных отношениях, поскольку мы понимаем деликатность этой сферы. Мы демонстрируем равное отношение ко всем церквям и придерживаемся принципа невмешательства в церковные дела. Вопрос объединения — исключительно вопрос церковный». Однако при этом Виктор Ющенко подчеркнул, что «сегодня украинское общество ожидает создание единой Поместной Православной Церкви» .
Позиция Украинской Православной Церкви относительно единства православных в Украине была определена ее Предстоятелем Блаженнейшим Митрополитом Владимиром:
«Сейчас много говорят о неком «соединении ветвей Православия». На самом деле, есть Церковь действительная, есть отход от этой Церкви и есть возвращение в эту Церковь для того, чтобы вновь стать ее членом, клириком или епископом.
Мы должны помнить, что нет греха, которого бы не прощал Господь, и нет греха, который бы Церковь не покрыла своей любовью. Церковь ждет тех, кто ушел. Ждет, чтобы они вернулись.
И тогда будет Единая Церковь…» .
Отношение Украинской Православной Церкви к объединительному процессу, а также к возможному в связи с его успешным завершением изменению ее канонического статуса, было выражено в Заявлении Юбилейного Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви и остается неизменным до сего дня: «Единственный выход из сложившейся чрезвычайно непростой ситуации — преодоление раскола в украинском Православии и восстановление единства Украинской Православной Церкви. На этой позиции стоят как государство, так и Церковь …Вряд ли найдутся противники этого намерения среди православных верующих. Мы все устали от козней и вражды, которые мешают процессу нормальной церковной жизни. Мы также осознаем, что вражда на религиозной почве — это причина, которая ведет к напряженности и нестабильности в обществе, которая ослабляет государство. С горечью и болью осознают это православные христиане Украины» .
Однако камнем преткновения в этом благом и насущно необходимом намерении является нежелание раскольнических группировок, поддерживаемых некоторыми политическими силами, идти к созданию единой Православной Церкви каноническим путем.
Органы власти, вмешиваясь в дела сугубо церковные, пытались воздействовать на те или иные процессы, и, прежде всего, на процесс переговоров.
Так, Совет по делам религий делал активные попытки повлиять на процесс переговоров между РПЦ, УПЦ и Константинопольским Патриархатом. К счастью, мудрость, терпение и стойкость Предстоятеля Украинской Православной Церкви позволяют сохранить законность в этом сложном, не терпящем форсирования, вопросе.
В свою очередь, УПЦ-КП стремится втянуть Константинопольскую Патриархию в антицерковные политические действия, противоречащие канонам. При активном участии националистически настроенных членов правительства руководство УАПЦ и УПЦ-КП пыталось наладить с Патриархом Варфоломеем двусторонние контакты, вплоть до приглашения его в Киев. Особенной остроты этот вопрос достиг летом 2000 г., когда правительственные круги запланировали провести некий объединительный «внутриукраинский православный Собор» с участием представителей Константинополя. Этому предшествовали следующие события.
В 1995 г. Константинополь принимает в свою юрисдикцию приходы УПЦ в США и УАПЦ диаспор. В том же году он «возобновляет» свою юрисдикцию над Православной Автономной Апостольской Церковью Эстонии, находящуюся в юрисдикции РПЦ, чем спровоцировал разделение Эстонской Церкви. Последнее антиканоническое деяние Вселенской Патриархии стало причиной временного прекращения церковного общения между Константинопольским и Московским Патриархатами. Сложившаяся ситуация, а также постоянные апелляции со стороны украинских раскольников и государственных чиновников, ходатайствовавших за них, дали Вселенскому Патриарху повод для вмешательства в вопрос преодоления кризиса в украинском Православии. В апреле 1996 г. он заявил о своей готовности помочь УПЦ в получении независимости, даже без соответствующих прошений Церквей, а лишь на основании личного обращения Президента Украины Л.Кучмы.
Это стало поводом к тому, что руководство украинских церквей в Канаде и США, обнадеженное константинопольскими обещаниями, обратилось к украинскому правительству с просьбой предпринять активные шаги к преодолению раскола, первым из которых должно стать официальное письмо Л. Кучмы к Вселенскому Патриарху .
Однако в 1997 г. напряжение между Константинополем и Москвой, вызванное Эстонским вопросом, спало. Это послужило тому, что на состоявшейся в сентябре того же года встрече Патриархов в Одессе Святейший Варфоломей подтвердил, что раскол украинского Православия является внутрицерковным вопросом Московского Патриархата. Ведь как бы ни называли себя раскольники, они до сих пор остаются в юрисдикции Московского Патриархата, в состоянии запрета, поскольку не были приняты ни в какую иную каноническую юрисдикцию. Положение раскольнических группировок сравнимо с положением засохшей ветки, отпавшей от дерева, но остающейся под его кроной.
В феврале 2000 г. скончался глава УАПЦ Димитрий (Ярема). Согласно его завещанию обязанности главы УАПЦ должны были перейти к принятому в 1995 г. в юрисдикцию Константинополя митрополиту Иринупольскому Константину (Багану) из УПЦ в США . Осуществление на практике такого шага означало бы переход УАПЦ под омофор Константинопольской Патриархии. Свою озабоченность таким ходом событий высказала на переговорах в Женеве 28–29 марта 2000 г. делегация РПЦ. Она предупредила Константинопольский Патриархат, что лишенные канонического основания меры Константинополя по принятию в свою юрисдикцию раскольников на Украине неизбежно повлекут за собой возмущение со стороны верующих канонической юрисдикции УПЦ.
Во время переговоров представителей Московского и Константинопольского Патриархатов (июнь 2000 г., Цюрих) представители Константинополя предложили провести переговоры с участием представителей УПЦ, раскольнических группировок, а также представителей государственных структур Украины .
1 июня 2000 г. состоялись переговоры делегации правительства Украины во главе с вице-премьером М. Жулинским с Константинопольским Патриархом Варфоломеем. Жулинский передал устное приветствие от Президента Украины, просил Патриарха Варфоломея оказать содействие украинскому Православию в объединении и получении им автокефалии. Святейший Варфоломей ответил, что Вселенская Патриархия однозначно заинтересована в скорейшем получении украинским Православием канонической автокефалии, которую может дать только Мать Церковь — Вселенский Патриархат; Московский Патриархат, — сказал он, — такого права не имеет» . В подтверждение своего тезиса Патриарх Варфоломей напомнил, что Православная Церковь Америки, получившая статус автокефалии от РПЦ в 1970 г., Константинополем в этом статусе не признана. В такой же ситуации находится и Автономная Церковь Японии. Это напоминание лишний раз подчеркнуло, что в Православном мире нет определенного механизма получения автокефалии или автономии той или иной Церковью. Украинское Православие также стало перед этой проблемой. На этом позже акцентировал внимание и Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ.
Вселенская Патриархия условием дарования автокефалии ставит объединение всех трех течений в украинском Православии. Отдельно какому-либо из них или же структуре, созданной путем объединения двух из них, автокефалия дарована быть не может, и с этим согласны все канонические стороны, участвующие в диалоге. Константинополь не видит другого пути достижения автокефалии, кроме продолжения переговоров с Московским Патриархатом по этому вопросу .
Исходя из того, что именем и участием в переговорном процессе Святейшего Константинопольского Патриарха спекулируют инициаторы, исполнители и руководители раскола и их окружение, Юбилейный Архиерейский Собор УПЦ просил Патриарха Варфоломея не вмешиваться в религиозный конфликт в Украине, поскольку это не только углубляет существующий раскол, но и может привести к новым разделениям. Собор отметил, что «попытки силовым методом искусственно объединить каноническую Церковь с раскольническими группировками без их покаяния или другое изменение устроения церковной жизни без надлежащих к тому условий приведут к тому, что епархии Юга, Востока и Центра Украины отойдут под прямую юрисдикцию Русской Православной Церкви» .
Раскольническое руководство, используя сам факт ведения переговоров, дезинформирует как свою «паству», так и широкую общественность, вкладывая в уста константинопольской стороны откровенно лживые высказывания.
Так, на проведенной в Киеве 6 ноября 2001 г. совместной с Филаретом пресс-конференции депутат Верховной Рады П.Мовчан заявил, что есть заверение Вселенского Патриарха о скором каноническом признании Киевского Патриархата . Сказанное на пресс-конференции поставило в неловкое положение Константинопольскую Патриархию и вынудило, в свою очередь, заявить, что Святейший Вселенский Патриарх Варфоломей категорически опровергает сказанное депутатом Украинского Парламента г. П. Мовчаном, о том, что он якобы «заверил П. Мовчана и бывших с ним, что до начала следующего (2002) года Украинской Церкви будет предоставлена автокефалия, а группа «Патриарха» Филарета будет признана как каноническая…» .
На встрече, состоявшейся в Ялте 18–20 апреля 2002 г., было отмечено, что решение проблемы существующих в Украине расколов должно основываться на священных канонах Церкви, применяемых в духе евангельской любви. По мнению Генерального секретаря Священного Синода Константинопольского Патриархата митрополита Филадельфийского Мелитона, необходимым условием уврачевания раскола является покаяние со стороны раскольников .
С Константинопольским Патриархом Варфоломеем у Предстоятеля Украинской Православной Церкви добрые отношения сложились еще со времен, когда он был Экзархом Западной Европы. Конструктивные контакты с Вселенской Патриархией поддерживаются и сегодня.
О своей поддержке Предстоятеля УПЦ Константинопольский Патриарх заявил во время официального визита в Москву в июле 1993 г. В ходе визита «выражалась озабоченность по поводу сохранения межконфессионального напряжения в тех регионах, в которых сторонниками унии активно осуществляется борьба с Православной Церковью и в которых проводится прозелитическая деятельность со стороны фундаменталистских сект и псевдорелигиозных групп». Патриархи «решительно осудили церковный раскол в Украине и заявили о своей солидарности и поддержке страждущих чад Украинской Православной Церкви. Патриарх Варфоломей I официально провозгласил, что Вселенский Патриархат признает только одного канонического Митрополита Киевского и всея Украины — Владимира (Сабодана)» .
24 сентября 1997 г. Предстоятель Украинской Церкви принимал в Одессе Святейших Патриархов — Московского и всея Руси Алексия II, Константинопольского Варфоломея I и Грузинского Илию II, во время их официальной встречи на украинской земле. Патриарх Варфоломей в обращении к Блаженнейшему Митрополиту Владимиру сказал: «Горячо молимся Господу Иисусу Христу, чтобы Он ниспослал церковное единство православному народу Украины. Мы признаем здесь единственную юрисдикцию, и наше желание и молитвы, чтобы как можно быстрее восстановилось это единство во имя Господа». Актуальность этого заявления была тем более велика, что в Украине наметилась тенденция к установлению контактов между раскольниками УПЦ-КП и УАПЦ и объединению их усилий против канонической Церкви. «Патриарх Варфоломей четко заявил о своем непризнании раскольнических группировок в Украине. Участники диалога выразили уверенность в том, что решение проблемы возможно лишь на основе общего для всех Православных Церквей канонического Предания. Они подтвердили необходимость постоянных взаимных контактов в целях содействия преодолению раскола» .
Одна из таких встреч Блаженнейшего Митрополита Владимира с Патриархом Варфоломеем состоялась во время всеправославных торжеств в Вифлееме, посвященных 2000-летию Рождества Христова. Предстоятели всех Православных Церквей мира 7 января 2000 г. совместно совершили Божественную литургию в Вифлеемской базилике, засвидетельствовав тем самым евхаристическое единство Церкви Христовой.
Сущность отношений между Украиной и Константинополем была четко определена в речи Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Митрополита Владимира на ежегодном собрании духовенства Киевской епархии 6 июня 2002 г.: «Вы знаете, что проходят интенсивные консультации и встречи между Русской Православной Церковью и Константинопольской Православной Церковью. Теперь там присутствует представитель Украинской Православной Церкви, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел... Сейчас Константинополь отчетливо заявляет о своей приверженности к каноническому решению всех вопросов жизнедеятельности Православия, в том числе и проблем, которые существуют сегодня в Украине. Константинопольская Церковь стала на позицию твердого канонического сознания... Отрадно, что Константинополь в том, что касается проблем украинского Православия, сознает, что есть единственные два камня, на которых нужно строить решение проблемы: это каноничность и православное понимание традиций и Преданий церковных, которыми живет и руководствуется Святая Православная Церковь» .
Еще более осложнились церковно-государственные отношения в Украине в 2001 г., когда, вопреки аргументированной и взвешенной позиции Предстоятеля нашей Церкви, в Украину прибыл по приглашению Президента и правительства, но без согласования и без приглашения доминирующей конфессии, Римский понтифик Иоанн Павел II.
Государственный визит в Украину папы Римского Иоанна Павла II состоялся 23–27 июня 2001 года. Папа посетил Киев и Львов. В рамках пастырской части визита он совершил четыре богослужения. Президент Украины и государственные деятели присутствовали на литургии латинского обряда в Киеве и византийского обряда во Львове. 23 июня папа Римский встретился с членами Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций, с деятелями политики и культуры.
Визит папы Римского состоялся, несмотря на принципиальную позицию епископата Украинской Православной Церкви, который обоснованно указал на несвоевременность визита и обратился к папе Иоанну Павлу II с просьбой перенести его на другое, более благоприятное для отношений между двумя Церквами, время.
«Главной причиной этого решения является неурегулированность отношений между греко-католиками и православными в Западной Украине. Конечно, сегодня никто не совершает явного насилия. На этом фоне, не без участия официального Ватикана, создалась иллюзия, что эта проблема урегулирована и что Ваш визит будет способствовать окончательному мирному разрешению межконфессионального конфликта в Западной Украине. Однако такой взгляд является глубоким заблуждением…
До сих пор во многих местах Западной Украины православные не имеют возможности использовать храмовые здания, захваченные греко-католиками. Ни одна из договоренностей по данной проблематике, заключенных между Московским Патриархатом и Ватиканом, не была выполнена. В связи с вышеизложенным есть опасение, что Ваш предполагаемый визит лишь закрепит существующее ныне положение вещей, крайне неблагоприятное для нашей Церкви.
Вашему Святейшеству, несомненно, известно, что в течение последнего десятилетия греко-католиками захвачено свыше тысячи храмов, в результате чего разгромлены три епархии Украинской Православной Церкви — Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская…
…Мы официально заявляем, что в случае визита Вашего Святейшества в Украину в предлагаемые сроки между нами не будет встречи, и ни один из клириков нашей Церкви не примет участия в программе визита…» .
В ответ на это обращение 26 марта 2001 г. Папа направил личное письмо на имя Блаженнейшего Митрополита Владимира, где «дипломатично» указал адресату на то, что, «готовясь к тому, чтобы прибыть как паломник к возлюбленной и благородной Украинской Земле», он руководствуется желанием встретиться «с католическими братьями и детьми» . Игнорируя просьбу православного епископата Украины отложить визит, папское письмо изобиловало заверениями в «постоянном и уважительном внимании к православным братьям» и даже любви, которую, по словам понтифика, он испытывает к своему адресату и «всем верующим Украинской Православной Церкви».
Однако, как стало очевидно позже, письмо не отражало реальной позиции Ватикана, а скорее было дипломатической условностью. В рамках торжественного заседания Всеукраинского совета Церквей Иоанн Павел II встретился с лидерами схизматических церковных групп — Филаретом (Денисенко) и Мефодием (Кудряковым). При этом, по мнению аналитиков Администрации Президента Украины, поведение Иоанна Павла II во время заседания свидетельствовало о том, что Римский понтифик с «пониманием» воспринял заявление «предстоятеля УПЦ-КП патриарха Филарета о важности создания единой поместной Православной Церкви в Украине и развития ее отношений с Ватиканом» . Факт этой встречи в дальнейшем стал для раскольников поводом к спекуляциям относительно их признания Ватиканом, о чем также предостерегал Римского понтифика Украинский епископат. Заявление Денисенко о том, что папа признал его «главой православных Украины» и «патриархом», вынудило Апостольского Нунция в Украине архиепископа Николу Этеровича опровергнуть это и, в свою очередь, заявить, что «Римо-Католическая Церковь признает только Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины» .
Общецерковные нормы, принятые во всем мире, никогда не позволят признать статус самозваной псевдоцеркви, каковой является УПЦ-КП, да еще и с отлученным, преданным анафеме «предстоятелем». Отчаянные попытки Филарета добиться легитимизации своей «церкви» изначально были обречены на провал, несмотря на постоянное давление со стороны власть имущих. Никто не в состоянии сломать сложившуюся веками законную, четко структурированную природу вселенского церковного организма, попрать принцип апостольского преемства и канонического права, на чем стояло и до конца будет стоять Святое Православие.
Игнорирование позиции канонической Православной Церкви придало визиту Римского понтифика экспансионистский характер, сделало его логическим продолжением агрессивных противоправных действий греко-католиков, насильственным путем отобравших в Западной Украине около тысячи православных храмов. Нагнетанием противостояния УПЦ католики и греко-католики постоянно играли на руку раскольникам, что еще более усложняло уврачевание раскола. Миролюбивые уверения Папы явно диссонировали с его действиями и только подогревали агрессивную антиправославную пропаганду в СМИ. Лишь немногие светские обозреватели отметили нежелание католиков и униатов вести переговоры с УПЦ, приложить хоть какие-то усилия в поиске взаимоприемлемого выхода из сложной церковной ситуации. Вместо этого католические и греко-католические епископы заявляли, что не видят оснований для протестов УПЦ (!), якобы инспирированных Москвой.
Принципиальная позиция канонической УПЦ послужила поводом для новых нападок со стороны светских СМИ, в очередной раз проигнорировавших то, что верующие и их организации имеют право заявлять о своей позиции и протестовать против действий государственной власти, так как не все можно оценивать только с позиций «политической целесообразности».
Итоги визита со всей очевидностью показали, что поводы, найденные для него, и утверждения государственных деятелей о необходимости такой акции имели явно спекулятивный характер. Стремление заявить об Украине как о «многоконфессиональной» и «христианской вообще», духовным средоточием которой являются и Православие и Католичество одновременно, лишь понизило шансы государства на урегулирование церковного конфликта. Навязанный сверху «государственный» визит папы Римского только обострил и без того непростую религиозную ситуацию в Украине. Триумфа католицизма и унии, планируемого УГКЦ, равно как и завоевания расположения западноукраинского электората государственной властью, которая все больше теряла авторитет среди населения, не произошло. Встреча двух религиозных лидеров — папы Иоанна Павла II и Блаженнейшего Митрополита Владимира — в силу неблагоприятных обстоятельств (того, как организовывался визит и как он происходил) не состоялась.
Вместе с тем, столь явное игнорирование интересов и прав канонической Украинской Православной Церкви способствовало ее консолидации. Накануне приезда понтифика в Киеве состоялся многотысячный Крестный ход в поддержку Православия, в котором приняли участие верующие всех православных епархий Украины. Непреклонность православных в отстаивании своих прав и заставила государственных деятелей исключить из программы визита папы посещение главных православных святынь Киева — Софиевского собора и Киево-Печерской Лавры. Только благодаря принципиальной, взвешенной церковной политике и дипломатии Предстоятеля УПЦ удалось избежать конфронтации.
Экспансионистский характер визита главы Римо-Католической Церкви, как бы он ни прикрывался, очевиден, так как почти сразу по его завершении УГКЦ заявила о намерении перенести резиденцию своего Предстоятеля в Киев и своих претензиях на статус общенациональной Церкви. Однако в настоящее время 97% общин греко-католиков находятся на территории Западной Украины, и униатская Церковь останется региональным образованием и в дальнейшей перспективе.
← Украинская Православная Церковь и Вселенское Православие | В информационной блокаде → |
---|
Церковные Таинства
— Если человек очень болен, Таинство Елеосвящения совершается на дому, но существует практика соборовать и в храмах во время многодневных постов, в первую очередь, во время Великого поста. |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Деятельность воскресной школы при православном храме, при приходе — одна из важных сторон приходской жизни. Она необходима, чтобы жизнь прихода приобрела всесторонность, полноту. |
Подробнее ... |