Истина освящает (Память святителя и чудотворца Николая)

Пред своими страданиями Господь наш Иисус Христос молился Отцу Небесному: «Отче, освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина... За них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (Ин. 17,17,19). Эта молитва была не только об апостолах, но и о нас, верующих людях, принявших от святых апостолов и благодать и истину Господню. Эта молитва касается всех тех, кто уже стал святым и кто еще должен стать таковым в силу своего призвания. Святая Церковь в текстах Божественной литургии называет всех нас святыми. При раздроблении святого Агнца произносятся слова: «Святая святым», т.е. святыня—Тело Христово—предназначена для святых, дня христиан.

Из слов Первосвященнической молитвы мы разумеем, что нужно для того, чтобы человек мог приобрести святость, сделавшую миллионы людей угодниками Бо-жиими и святыми небожителями. Христос говорит: «Освяти их истиною Твоею...». Что же это за истина?— «Слово Твое есть истина». «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4,12). В нем открывается вся воля Божия о нас и весь путь спасения нашего, все, что сделал Бог для спасения нашего и что должно делать нам, чтобы спастись.

Истина Божия руководила всеми святыми, сподобившимися уже ныне лицезреть Бога и сиять светом святости. Истина Божия—одна, но каждый святой прославился и сияет чем-то особенным. Руководствуясь одной истиной, люди по-разному, в меру своих сил и способностей, воплощали в своей жизни идеал благочестия, чистоты и святости. Одни угодники Божии прославились подвигами поста и молитвы, другие—терпением, третьи—делами любви и милосердия, иные—своей преданностью Господу и любовью к ближнему, а многие—кровью своей и своей жизнью свидетельствовали о бессмертной истине Божественной, освятившей их и прославившей.

Но, пожалуй, можно с уверенностью сказать, что ныне чтимый вселенский святитель и чудотворец Николай воплотил в себе почти все возможные для человека на земле добродетели и этими добродетелями сияет христианскому миру. Прошло уже 17 столетий с тех пор, как жил на земле и подвизался святитель Николай. Но несмотря на длительное время, разделяющее нас, он по-прежнему для всех живой. Он слышит всякую просьбу человеческую и, по данной ему от Бога благодати, не только удовлетворяет наши прошения, но и предваряет их. Он помогает людям на суше и на воде, в темницах и в лечебницах. Он помогает каждой семье, и каждому человеку, призывающему его святое имя. Он помогает Церкви и обществу.

Святитель Николай—это один из немногих святых Церкви Христовой, которого почитают не только все православные люди, но и все христиане и даже нехристиане. Это весьма показательно, ибо к пустому колодцу за водой никто не пойдет. В лице святителя Николая мы имеем заступника, ходатая пред престолом Божиим, скорого помощника, врача, освободителя и утешителя, «миру всему источающего многоценное милости миро и неисчерпаемое чудес море» (Акафист, кондак 1). Неслучайно, братия и сестры, святая Церковь в праздник святителя Николая в своих церковных песнопениях выражает восторг и недоумение: «Какими похвалами, какими словами или песнями ублажать нам великого Святителя?». Слов не хватит для того, чтобы достойно почтить его и исчесть все его чудодеяния. В акафисте мы называем его «цветом Божественного саждения», «лозой добродетельной винограда Христового», «древом чудоточным рая Иисусова»...

Цвет, лоза, древо!...Мы не думаем порой о том, что всякое дерево, тенью и плодами которого наслаждаются люди, не сразу было таким, прошло долгое время, пока оно росло, укреплялось. Не сразу и святитель Николай стал великим святителем и вселенским чудотворцем. Он, как и все люди, имея в себе зерно Божественного сеяния, много трудился, чтобы возрасти в меру возраста Христова: детство, благочестивое отрочество, отношение к Богу и к людям, труды, подвиги, усилия, возмужание физическое и духовное, рукоположение во диакона, затем во пресвитера, посещение Святой Земли, восприятие апостольской благодати и ревностное епископское служение, защита Божественных догматов, истины Христовой и евангельской правды, борьба с арианством, еретиками, гонения и страдания в этой борьбе. В тюрьме Сам Спаситель и Богоматерь возвращают ему снятый с него архиерейский омофор.

О святителе Николае можно сказать словами святого апостола Павла: все могу о укрепляющем меня Господе! Он жил не для себя, но для людей, а, живя для людей, жил для Господа, Который учит всех своих последователей: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25,40). Он всегда был с плачущими и скорбящими, с больными и нищими. Какой трогательный пример из его жития. В городе Патрах человек, имевший трех дочерей, разорился совершенно и решил, чтобы не умереть с голоду, торговать своими дочерьми. Святитель Николай был здесь: ночью старцу родителю он тайно подал три узельцы золота, избавляя семью от падения греховного. Сколько таких трогательных примеров мы встречаем в житийном повествовании. Они уверяют нас в том, что вся жизнь святителя Николая исполнена делами любви и милосердия.

Сама истина вещей явила нам святителя Николая правилом веры, образом кротости, воздержания учителем. Своим смирением он достиг высоты, нищетою—богатства. Верующие чтут его и прибегают к нему с молитвой. Сколько на нашей земле воздвигнуто храмов, посвященных святителю Николаю! Сколько людей носит его святое имя! Сколько семейств имеет в своих домах его святые иконы! Сколько людей предает себя в его руки! Сколько верующих ежедневно читает акафист святителю Николаю! Все это говорит о том, что святитель Николай всегда был с нашим народом, он постоянно присутствует среди нас и чудодейственно помогает нам в жизни и в деле спасения, он всегда спешит на помощь к призывающим его. Он молит Бога о нас, чтобы Господь освятил нас истиною Своею, дабы по его примеру мы вошли в радость Господа Своего. Аминь.

 

Церковные Таинства

—    Само по себе имя (как набор звуков или букв) никоим образом не может влиять на судьбу человека. Наша судьба зависит исключительно от того, какую жизнь мы ведем. Также можно вспомнить народную мудрость: "Не имя красит человека, а человек имя".
Подробнее ...

Вопросы и ответы

— Церковь расценивает эти злоупотребления как грех. Но в Церкви методы преодоления этих проблем не такие, как у секуляризованного общества: она не призывает людей к участию в акциях протеста против действий власти. К чему приводят революции, мы уже знаем...
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru