Блаженны слышащие Слово Божие (Неделя 18-я по Пятидесятнице)

На берегу Генисаретского озера Христос проповедует слово Божие. Народ, по свидетельству св. евангелиста Луки, окружает Его и теснит: всем хочется послушать, что говорит Господь, но многие из-за тесноты не могут увидеть и услышать Его. Тогда Господь переходит в корабль и, отплыв от берега, продолжает учить народ. Он заботится о том, чтобы никто не ушел от Него "тощь и не услышан". Он и теперь постоянно заботится о том, чтобы все слушали Его Божественное учение. С этой целью Он основал Свою святую Церковь, в собраниях которой всегда читается слово Божие. С этой целью Он поставил в Церкви пастырей и учителей. Вот и нас Он ныне собрал в это святое место, чтобы мы послушали слово Его.

Обратите внимание на то, какое необыкновенное усердие к слушанию слова Божия у народа, окружающего Христа: учит Он на площадях—народ окружает Его и теснит; учит в доме—за множеством народа не возможно пройти в этот дом; идет к озеру—народ за Ним; идет в пустыню—народ оставляет дома и все житейские заботы, следует за Ним и, забывая об усталости и пище, целый день слушает Его.

Почему же нужно слушать и читать слово Божие?— Потому, что, прежде всего, слово Божие—это слово Божие! И будучи таковым, оно необходимо для нашего спасения.

"Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его",—говорит Священное Писание (Лк. 11,28). Но согласимся, что среди нас мало слушающих слово Божие и еще меньше соблюдающих его. А между тем, в слове Бо-жием—источник утешений, истинно оживляющих сердце. В нем—источник истинного света, который просвещает и освящает наши мысли, чувства и действия. "Как сладки гортани моей слова Твои! Лучше меда устам моим"; "Слово Твое—светильник ноге моей и свет стезе моей"; "Откровения Твои—веселие сердца моего"; "Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет"; "Правда Твоя—правда вечная, и закон Твой—истина", —взывает св. пророк Давид (Пс.118,103,105,111,130,142).

Может быть, слово Божие слишком уже известно нам, так что нечего и слушать? Тот, кто считает себя знающим, всегда очень мало знает. Но и действительно знающие кое-что, как правило, не знают самого главного, "единого на потребу". Можно знать, что происходит в небе, можно знать, что находится в сокровенных недрах земли и не знать ничего о себе самом, о своей душе и т.д. Знаем ли мы, как следует жить христианину, что такое грех, какие опасности встречаются в духовной жизни, какими средствами предохранить душу от пожара страстей, какая участь ожидает нераскаянного грешника за фобом и ответ на целый ряд других вопросов, о которых учит слово Божие, призывающее нас помышлять о горнем (Кол.3,2)?

Некоторые говорят, что они оттого не слушают слово Божие, что оно скучно. Слово Божие открывает нашему вниманию много светлых и интересных истин для ума, отрадных и назидательных для сердца, спасительных для души. В нем содержатся именно те истины, какие необходимы для нашей жизни и спасения. В нем подается то, без чего духу нашему нельзя жить, в нем— основные законы самого духа нашего: "Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь" (Ин.6,63). Скучным слово Божие может быть только для тех, кому жизнь недорога и кто ее не хочет понимать.

Часто мы оправдываем свое нежелание слушать слово Божие тем, что проповедники слова недостаточно хороши и некрасноречивы. Положим, что это правда. Но правда ли, что по этой причине мы не слушаем слово Божие? Святой апостол Павел был сильным проповедником. Он приобрел Христу миллионы язычников и много иудеев. Однако же он не всем казался способным проповедником. Одна и та же проповедь его о кресте для спасаемых была премудростью Божией, а для многих казалась безумием; одна и та же проповедь его для одних была силою Божиею, для других—соблазном (1 Кор. 1,23-24). Вот вам самый лучший проповедник, а проповедь не всем нравится. Мы должны помнить, что говорим о проповеднике слова Божия, а не о мирском ораторе. И каким бы хорошим или плохим проповедник ни выглядел, в нем всегда действует сила слова христианского, все дело в его силе и духе, а не в ораторских способностях проповедника. "Проповедь моя,—говорит ап. Павел,—не в убедительных словах человеческой мудрости, а в явлении духа и силы" (1 Кор.2,4). Если будем слушать слово Божие в том его виде и для той цели, в какой и для чего оно дано, то не останемся без пользы.

Часто мы оправдываем себя и тем, что, дескать, много дел земных обременяет нас и не дает нам возможности слушать и читать слово Божие. Это правда. Земная жизнь много отнимает у нас времени. Правда и то, что никто не должен считать незаконными занятий, требуемых званием нашим и положением. Но правда ли то, что именно занятость наша препятствует нам слушать слово Божие? Не может того быть, чтобы какое-либо доброе дело мешало другому доброму делу. Кроме того, у нас есть воскресные и праздничные дни, свободные от житейских занятий. "Шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой—Господу Богу Твоему" (Исх.20,9-10). Один день выделил Господь для Себя и шесть оставил нам. Вот распределение времени. Творить грехи достает нам времени, мы каждый час творим их, а врачевать душу, погибающую во грехах, времени нет.

Ни само по себе слово Божие, ни жизненные занятия не причина тому, что мы так мало слушаем Божественные глаголы. Причина в нас самих, в наших страстях, в нашем нерадении. Подчас не только праздничный день, но и целые дни и часы мы проводим в праздности и рассеянности, если не в чем-либо хуже того. Отнимаем и один день у Господа и Закона, не говоря уже о других днях, пытаемся извинить свое нерадение различными обстоятельствами.

Бог поручил святой Церкви власть над душой человека, над внутренним его святилищем, где пребывает мысль, чувство, совесть и где хранятся святые верования и убеждения человека. "Вы—свет мира, вы—соль земли",—говорит Господь Своим ученикам (Мф.5,13,14); в ваших руках—слово Божие, живое и действенное, которое проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные (Евр.4,12). Власть эта действует не силою и страхом, а убеждением и просвещением. "Мы не берем власти над верою вашею,—говорит ап. Павел,— но, открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом" (2 Кор. 1,24; 4,2).

Просветить душу, пробудить в ней лучшие порывы, направить их к истине и добру, и там, на небе, показать цель вечного и высшего существования—вот назначение св. Церкви. Однако Господь и Его святая Церковь без нас не спасают нас. От нас требуется желание и стремление к просвещению, готовность жить по велению Слова, и тогда с нами будет Бог и то благо, которое Он обещал нам, говоря: "Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его" (Лк. 11,28). Аминь.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru