Блаженны слышащие Слово Божие (Неделя 18-я по Пятидесятнице)

На берегу Генисаретского озера Христос проповедует слово Божие. Народ, по свидетельству св. евангелиста Луки, окружает Его и теснит: всем хочется послушать, что говорит Господь, но многие из-за тесноты не могут увидеть и услышать Его. Тогда Господь переходит в корабль и, отплыв от берега, продолжает учить народ. Он заботится о том, чтобы никто не ушел от Него "тощь и не услышан". Он и теперь постоянно заботится о том, чтобы все слушали Его Божественное учение. С этой целью Он основал Свою святую Церковь, в собраниях которой всегда читается слово Божие. С этой целью Он поставил в Церкви пастырей и учителей. Вот и нас Он ныне собрал в это святое место, чтобы мы послушали слово Его.

Обратите внимание на то, какое необыкновенное усердие к слушанию слова Божия у народа, окружающего Христа: учит Он на площадях—народ окружает Его и теснит; учит в доме—за множеством народа не возможно пройти в этот дом; идет к озеру—народ за Ним; идет в пустыню—народ оставляет дома и все житейские заботы, следует за Ним и, забывая об усталости и пище, целый день слушает Его.

Почему же нужно слушать и читать слово Божие?— Потому, что, прежде всего, слово Божие—это слово Божие! И будучи таковым, оно необходимо для нашего спасения.

"Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его",—говорит Священное Писание (Лк. 11,28). Но согласимся, что среди нас мало слушающих слово Божие и еще меньше соблюдающих его. А между тем, в слове Бо-жием—источник утешений, истинно оживляющих сердце. В нем—источник истинного света, который просвещает и освящает наши мысли, чувства и действия. "Как сладки гортани моей слова Твои! Лучше меда устам моим"; "Слово Твое—светильник ноге моей и свет стезе моей"; "Откровения Твои—веселие сердца моего"; "Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет"; "Правда Твоя—правда вечная, и закон Твой—истина", —взывает св. пророк Давид (Пс.118,103,105,111,130,142).

Может быть, слово Божие слишком уже известно нам, так что нечего и слушать? Тот, кто считает себя знающим, всегда очень мало знает. Но и действительно знающие кое-что, как правило, не знают самого главного, "единого на потребу". Можно знать, что происходит в небе, можно знать, что находится в сокровенных недрах земли и не знать ничего о себе самом, о своей душе и т.д. Знаем ли мы, как следует жить христианину, что такое грех, какие опасности встречаются в духовной жизни, какими средствами предохранить душу от пожара страстей, какая участь ожидает нераскаянного грешника за фобом и ответ на целый ряд других вопросов, о которых учит слово Божие, призывающее нас помышлять о горнем (Кол.3,2)?

Некоторые говорят, что они оттого не слушают слово Божие, что оно скучно. Слово Божие открывает нашему вниманию много светлых и интересных истин для ума, отрадных и назидательных для сердца, спасительных для души. В нем содержатся именно те истины, какие необходимы для нашей жизни и спасения. В нем подается то, без чего духу нашему нельзя жить, в нем— основные законы самого духа нашего: "Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь" (Ин.6,63). Скучным слово Божие может быть только для тех, кому жизнь недорога и кто ее не хочет понимать.

Часто мы оправдываем свое нежелание слушать слово Божие тем, что проповедники слова недостаточно хороши и некрасноречивы. Положим, что это правда. Но правда ли, что по этой причине мы не слушаем слово Божие? Святой апостол Павел был сильным проповедником. Он приобрел Христу миллионы язычников и много иудеев. Однако же он не всем казался способным проповедником. Одна и та же проповедь его о кресте для спасаемых была премудростью Божией, а для многих казалась безумием; одна и та же проповедь его для одних была силою Божиею, для других—соблазном (1 Кор. 1,23-24). Вот вам самый лучший проповедник, а проповедь не всем нравится. Мы должны помнить, что говорим о проповеднике слова Божия, а не о мирском ораторе. И каким бы хорошим или плохим проповедник ни выглядел, в нем всегда действует сила слова христианского, все дело в его силе и духе, а не в ораторских способностях проповедника. "Проповедь моя,—говорит ап. Павел,—не в убедительных словах человеческой мудрости, а в явлении духа и силы" (1 Кор.2,4). Если будем слушать слово Божие в том его виде и для той цели, в какой и для чего оно дано, то не останемся без пользы.

Часто мы оправдываем себя и тем, что, дескать, много дел земных обременяет нас и не дает нам возможности слушать и читать слово Божие. Это правда. Земная жизнь много отнимает у нас времени. Правда и то, что никто не должен считать незаконными занятий, требуемых званием нашим и положением. Но правда ли то, что именно занятость наша препятствует нам слушать слово Божие? Не может того быть, чтобы какое-либо доброе дело мешало другому доброму делу. Кроме того, у нас есть воскресные и праздничные дни, свободные от житейских занятий. "Шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой—Господу Богу Твоему" (Исх.20,9-10). Один день выделил Господь для Себя и шесть оставил нам. Вот распределение времени. Творить грехи достает нам времени, мы каждый час творим их, а врачевать душу, погибающую во грехах, времени нет.

Ни само по себе слово Божие, ни жизненные занятия не причина тому, что мы так мало слушаем Божественные глаголы. Причина в нас самих, в наших страстях, в нашем нерадении. Подчас не только праздничный день, но и целые дни и часы мы проводим в праздности и рассеянности, если не в чем-либо хуже того. Отнимаем и один день у Господа и Закона, не говоря уже о других днях, пытаемся извинить свое нерадение различными обстоятельствами.

Бог поручил святой Церкви власть над душой человека, над внутренним его святилищем, где пребывает мысль, чувство, совесть и где хранятся святые верования и убеждения человека. "Вы—свет мира, вы—соль земли",—говорит Господь Своим ученикам (Мф.5,13,14); в ваших руках—слово Божие, живое и действенное, которое проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные (Евр.4,12). Власть эта действует не силою и страхом, а убеждением и просвещением. "Мы не берем власти над верою вашею,—говорит ап. Павел,— но, открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом" (2 Кор. 1,24; 4,2).

Просветить душу, пробудить в ней лучшие порывы, направить их к истине и добру, и там, на небе, показать цель вечного и высшего существования—вот назначение св. Церкви. Однако Господь и Его святая Церковь без нас не спасают нас. От нас требуется желание и стремление к просвещению, готовность жить по велению Слова, и тогда с нами будет Бог и то благо, которое Он обещал нам, говоря: "Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его" (Лк. 11,28). Аминь.
 

Церковные Таинства

— Чтобы приступить к Таинству Причащения, нужно понимать величие святыни, к которой приступаешь, чувствовать свое недостоинство и искренне покаяться в грехах. Как говорит апостол Павел: "Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    А какие аргументы могут быть против? Если это не создает препятствий в духовной жизни христианина, то, конечно, можно. Если же из этого делается своеобразный культ, который полностью поглощает все силы человека, так что не остается времени на молитву, то, безусловно, такие занятия спортом бесполезны.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru