Пре­по­доб­ный Не­стор Ле­то­пи­сец (па­мять 27 ок­тяб­ря/9 но­яб­ря)

Ты­ся­ча лет про­шло с тех пор, как на­ша зем­ля уви­де­ла свет хри­сти­ан­ской ве­ры. Пра­во­сла­вие не толь­ко да­ло на­ро­ду Ки­ев­ской Ру­си воз­мож­ность быть со Хри­стом, но во мно­гом из­ме­ни­ло го­су­дар­ст­во и лю­дей. Пер­вым та­ким дос­ти­же­ни­ем ста­ла пись­мен­ность. Мо­на­хи-ле­то­пис­цы, жи­вя в мо­на­сты­рях, за­пи­сы­ва­ли со­вре­мен­ные им со­бы­тия об­ще­ст­вен­ной жиз­ни, по­ло­жив, та­ким об­ра­зом, на­ча­ло оте­че­ст­вен­ной ис­то­ри­че­ской нау­ке.

Пер­вым из из­вест­ных нам ле­то­пис­цев, ос­но­во­по­лож­ни­ком ис­то­рии на­шей Ро­ди­ны, был пре­по­доб­ный Не­стор Ле­то­пи­сец. При­дя еще юно­шей в Пе­чер­ский мо­на­стырь, он при­нял в нем мо­на­ше­ский по­стриг и, как сви­де­тель­ст­ву­ет ис­то­рия, про­жил в нем поч­ти со­рок лет, ис­пол­няя по­слу­ша­ние ле­то­пис­ца. Имен­но бла­го­да­ря его «По­вес­ти вре­мен­ных лет» мы зна­ем, «от­ку­да по­шла Рус­ская зем­ля».

Но не толь­ко за это че­ст­во­ва­ла се­го­дня на­ша Свя­тая Цер­ковь пре­по­доб­но­го Не­сто­ра. Не толь­ко ле­то­пи­са­ни­ем по­слу­жил он Ру­си, но и сво­им под­виж­ни­че­ст­вом, сво­ей бо­го­угод­ной жиз­нью.

С са­мой юно­сти, ус­лы­шав сло­ва Хри­ста: «Ес­ли кто хо­чет ид­ти за Мною, от­верг­нись се­бя, и возь­ми крест свой, и сле­дуй за Мною» (Мф. 16, 24), он ос­та­вил суе­ту ми­ра и по­шел к ти­хо­му при­ста­ни­щу — мо­на­сты­рю, ос­но­ван­но­му пре­по­доб­ным Ан­то­ни­ем. Здесь он про­во­дил дей­ст­ви­тель­но рав­но­ан­гель­ское жи­тие, во всем на­сле­дуя боль­ших све­тиль­ни­ков зем­ли рус­ской — пре­по­доб­ных Ан­то­ния и Фео­до­сия. Ле­то­пи­са­ние, ко­то­рое он ис­пол­нял как по­слу­ша­ние, не по­ме­ша­ло ему дос­тичь глав­ной це­ли жиз­ни — спа­се­ния. Чис­то­та ду­шев­ная и те­лес­ная, глу­бо­кое сми­ре­ние и лю­бовь ко всем лю­дям, бес­пре­ко­слов­ное по­слу­ша­ние и не­пре­стан­ная мо­лит­ва — из все­го это­го ви­дим, что он был мо­на­хом, по­сле­до­ва­те­лем Хри­ста «не сло­вом, или язы­ком, а де­лом и ис­ти­ною» (1 Ин. 3, 18). Эти под­ви­ги пре­по­доб­но­го и по­слу­жи­ли для не­го пу­тем к Цар­ст­вию Не­бес­но­му.

Имен­но к та­ким доб­ро­де­те­лям при­зы­ва­ет нас Гос­подь в Свя­том Пи­са­нии: «будь­те со­вер­шен­ны, как со­вер­шен Отец ваш Не­бес­ный» (Мф. 5, 48). А для то­го, что­бы мы осоз­на­ли, ка­ким пу­тем мы долж­ны ид­ти к со­вер­шен­ст­ву, Он да­ет нам при­мер — лю­дей, ко­то­рые не ко­леб­лясь, без со­мне­ния шли за Хри­стом, сми­рен­но и по­кор­но ис­пол­няя Его за­по­ве­ди. А мы, гля­дя на их свя­тую жизнь, долж­ны вы­не­сти для се­бя важ­ный урок — на­ше спа­се­ние не­воз­мож­но без по­слу­ша­ния во­ли Бо­жи­ей и сми­ре­ния.

По­слу­ша­ние нуж­но нам для то­го, что­бы не по соб­ст­вен­но­му же­ла­нию, не по сво­им по­хо­тям и при­стра­сти­ям ид­ти ко спа­се­нию, а ид­ти этим не­лег­ким пу­тем, по­ла­га­ясь на Бо­га. Ибо Хри­стос го­во­рит: «Без Ме­ня не мо­же­те де­лать ни­че­го» (Ин. 15, 5). Ид­ти ко Хри­сту, не при­слу­ши­ва­ясь к свя­тым, что уже про­шли этим пу­тем, — то же, что ид­ти че­рез пус­ты­ню без про­вод­ни­ка, ко­то­рый зна­ет в ней все до­ро­ги.

Вме­сте с тем, по­слу­ша­ние не мо­жет быть без сми­ре­ния. Так, по сло­вам пре­по­доб­но­го Еф­ре­ма Си­ри­на, толь­ко труд, осу­ще­ст­в­ляе­мый со сми­ре­ни­ем, уго­ден Бо­гу. Апо­стол Иа­ков го­во­рит в сво­ем По­сла­нии: «Бог гор­дым про­ти­вить­ся, а сми­рен­ным да­ет бла­го­дать» (Иак. 4, 6). Дей­ст­ви­тель­но, имен­но сми­ре­ние, имен­но осоз­на­ние сво­его не­дос­то­ин­ст­ва, сво­его не­со­вер­шен­ст­ва яв­ля­ет­ся тем пу­тем, ко­то­рый ве­дет к Цар­ст­вию Не­бес­но­му, По­смот­ри­те, ка­кое сми­ре­ние име­ли свя­тые, ува­жае­мые Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью, до ка­ких вы­сот со­вер­шен­ст­ва они под­ни­ма­лись бла­го­да­ря ему. Или не об этом ска­за­но в Пи­са­нии: «...от­верг­нись се­бя...»?

По­то­му се­го­дня, чтя па­мять пре­по­доб­но­го Не­сто­ра Ле­то­пис­ца, бу­дем по­доб­но ему сле­до­вать за Хри­стом, в сми­ре­нии и по­ви­но­ве­нии, что­бы и нам быть с те­ми, кто вер­но шел за Бо­гом, ис­пол­няя Его за­по­ве­ди, ибо «бла­жен­ны слы­ша­щие сло­во Бо­жие и со­блю­даю­щие его» (Лк. 11, 28). Аминь.

2004 г.

 

Церковные Таинства

— Традиционно епитимию, то есть духовное послушание после Покаяния для преодоления греха, на человека налагает священник. Он видит, какая именно должна быть епитимия. Если человек духовно зрелый, он получает одно послушание, если начинающий в вере — другое.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    Патриотизм православного христианина проявляется в защите Родины от врагов, в труде на благо Отчизны, в заботе о родной земле, а также в участии в делах государственного управления, сохранения и развития национальной культуры и самосознания.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru