Преподобный Нестор Летописец (память 27 октября/9 ноября)
Тысяча лет прошло с тех пор, как наша земля увидела свет христианской веры. Православие не только дало народу Киевской Руси возможность быть со Христом, но во многом изменило государство и людей. Первым таким достижением стала письменность. Монахи-летописцы, живя в монастырях, записывали современные им события общественной жизни, положив, таким образом, начало отечественной исторической науке.
Первым из известных нам летописцев, основоположником истории нашей Родины, был преподобный Нестор Летописец. Придя еще юношей в Печерский монастырь, он принял в нем монашеский постриг и, как свидетельствует история, прожил в нем почти сорок лет, исполняя послушание летописца. Именно благодаря его «Повести временных лет» мы знаем, «откуда пошла Русская земля».
Но не только за это чествовала сегодня наша Святая Церковь преподобного Нестора. Не только летописанием послужил он Руси, но и своим подвижничеством, своей богоугодной жизнью.
С самой юности, услышав слова Христа: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24), он оставил суету мира и пошел к тихому пристанищу — монастырю, основанному преподобным Антонием. Здесь он проводил действительно равноангельское житие, во всем наследуя больших светильников земли русской — преподобных Антония и Феодосия. Летописание, которое он исполнял как послушание, не помешало ему достичь главной цели жизни — спасения. Чистота душевная и телесная, глубокое смирение и любовь ко всем людям, беспрекословное послушание и непрестанная молитва — из всего этого видим, что он был монахом, последователем Христа «не словом, или языком, а делом и истиною» (1 Ин. 3, 18). Эти подвиги преподобного и послужили для него путем к Царствию Небесному.
Именно к таким добродетелям призывает нас Господь в Святом Писании: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). А для того, чтобы мы осознали, каким путем мы должны идти к совершенству, Он дает нам пример — людей, которые не колеблясь, без сомнения шли за Христом, смиренно и покорно исполняя Его заповеди. А мы, глядя на их святую жизнь, должны вынести для себя важный урок — наше спасение невозможно без послушания воли Божией и смирения.
Послушание нужно нам для того, чтобы не по собственному желанию, не по своим похотям и пристрастиям идти ко спасению, а идти этим нелегким путем, полагаясь на Бога. Ибо Христос говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). Идти ко Христу, не прислушиваясь к святым, что уже прошли этим путем, — то же, что идти через пустыню без проводника, который знает в ней все дороги.
Вместе с тем, послушание не может быть без смирения. Так, по словам преподобного Ефрема Сирина, только труд, осуществляемый со смирением, угоден Богу. Апостол Иаков говорит в своем Послании: «Бог гордым противиться, а смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6). Действительно, именно смирение, именно осознание своего недостоинства, своего несовершенства является тем путем, который ведет к Царствию Небесному, Посмотрите, какое смирение имели святые, уважаемые Православной Церковью, до каких высот совершенства они поднимались благодаря ему. Или не об этом сказано в Писании: «...отвергнись себя...»?
Потому сегодня, чтя память преподобного Нестора Летописца, будем подобно ему следовать за Христом, в смирении и повиновении, чтобы и нам быть с теми, кто верно шел за Богом, исполняя Его заповеди, ибо «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11, 28). Аминь.
2004 г.
← Преподобный Нестор Летописец (память 27октября/9 ноября) | Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских (2-я неделя Великого поста) → |
---|
Церковные Таинства
— В обычных условиях ребенка можно крестить после 9-го дня жизни, когда по церковной традиции ребенку дается имя, при этом читается особенная молитва. |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в том, чтобы обеспечить людям земное благосостояние и мирное сосуществование. Однако, как правило, государство осознает, что земное благополучие невозможно без соблюдения определенных нравственных норм — тех, которые необходимы и для вечного спасения человека. |
Подробнее ... |