На ки­ев­ской ка­фед­ре. На­ча­ло пу­ти

«Под по­кры­ваю­щим Цер­ковь одея­ни­ем вре­мен­но­сти все­гда ос­та­ва­лась и ос­та­ет­ся не­из­мен­ной Бо­же­ст­вен­ная ри­за веч­но­сти, в ко­то­рую она об­ле­че­на в день Пя­ти­де­сят­ни­цы»,  — пи­шет, рас­кры­вая смысл та­ин­ст­ва Церк­ви, Бла­жен­ней­ший ми­тро­по­лит Вла­ди­мир. В его на­уч­ном тру­де «Экк­ле­зио­ло­гия в оте­че­ст­вен­ном бо­го­сло­вии» крас­ной ни­тью про­хо­дит мысль о жи­во­твор­ном ог­не Пя­ти­де­сят­ни­цы как не­ис­ся­кае­мом ис­точ­ни­ке бла­го­да­ти в ок­ру­жаю­щем ми­ре, как гор­ни­ле, где вы­пла­ви­лась суб­стан­ция транс­цен­дент­но­го фе­но­ме­на — Церк­ви Хри­сто­вой.

«С то­го дня, ко­гда Ие­ру­са­лим­ская гор­ни­ца с на­хо­дя­щи­ми­ся в ней апо­сто­ла­ми ос­ве­ти­лась ог­ня­ми со­шед­ше­го Ду­ха, та­ин­ст­вен­но и не­зри­мо со­вер­ша­ет­ся в жиз­ни Церк­ви не­скон­чае­мая Пя­ти­де­сят­ни­ца, и это Чу­до Бо­жие на зем­ле ве­до­мо на­шей ве­ре че­рез Цер­ковь» .

Для Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра лич­ная Пя­ти­де­сят­ни­ца на­сту­пи­ла 9 ию­ня 1966 г., в день празд­но­ва­ния Тих­вин­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. В этот день он был хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па и при­зван к апо­столь­ско­му слу­же­нию. Че­рез воз­ло­же­ние свя­ти­тель­ских рук над ним со­вер­ши­лось свя­щен­ное та­ин­ст­во, со­об­щив­шее ему бла­го­дат­ную си­лу для не­се­ния ар­хи­пас­тыр­ско­го под­ви­га. Ар­хие­рей­скую хи­ро­то­нию в Ус­пен­ском со­бо­ре Трои­це-Сер­гие­вой Лав­ры воз­гла­вил Вы­со­ко­пре­ос­вя­щен­ней­ший Пи­мен (Из­ве­ков), ми­тро­по­лит Кру­тиц­кий и Ко­ло­мен­ский, впо­след­ст­вии Пат­ри­арх Мо­с­ков­ский и всея Ру­си.

В сло­ве при на­ре­че­нии во епи­ско­па ар­хи­ман­д­рит Вла­ди­мир ска­зал: «Труд­ность и вы­со­та пред­стоя­ще­го слу­же­ния по­ра­жа­ют мой ум. Быть епи­ско­пом сво­его серд­ца и при­но­сить в жерт­ву Хри­сту по­мыш­ле­ния и чув­ст­во­ва­ния, ос­вя­щен­ные Свя­тым Ду­хом, — вот вы­со­та, к ко­то­рой при­вле­ка­лись мои взо­ры. Но слы­шу ны­не: «Не вы Ме­ня из­бра­ли, а Я вас из­брал и по­ста­вил вас, что­бы вы шли и при­но­си­ли плод» (Ин. 15, 16). Ра­зу­мею, что епи­скоп­ст­во есть пре­ж­де все­го и бо­лее все­го не власть и по­честь, а де­ло тру­да и под­ви­га. Лег­ко ли быть «всем вся» (1 Кор. 9, 22)? Лег­ко ли «из­не­мо­гать за всех, кто из­не­мо­га­ет, и вос­пла­ме­нять­ся за всех, кто со­блаз­ня­ет­ся» (2 Кор. 11, 29)? Лег­ко ли быть «об­раз­цом для вер­ных в сло­ве, в жи­тии, в люб­ви, в ду­хе, в ве­ре, в чис­то­те» (1 Тим. 4, 12)? Лег­ко ли су­меть, ко­гда сле­ду­ет, «од­но­го об­ли­чить, дру­го­му за­пре­тить, третье­го умо­лить со вся­ким дол­го­тер­пе­ни­ем» (2 Тим. 4, 2)? Лег­ко ли не­сти от­вет­ст­вен­ность за се­бя, за па­ст­ву, за пас­ты­рей? Труд­но хо­дить дос­той­но зва­ния хри­стиа­ни­на, еще труд­ней хо­дить дос­той­но зва­ния епи­ско­па. Из­бран­ни­че­ст­во есть ми­лость Бо­жия, но вме­сте с тем и тя­же­лый крест».

Да, тру­ден под­виг епи­скоп­ст­ва. Епи­ско­пы яв­ля­ют­ся пре­ем­ни­ка­ми апо­сто­лов Хри­сто­вых. Они — стол­пы Церк­ви, ибо, по оп­ре­де­ле­нию апо­сто­ла Пав­ла, Цер­ковь есть об­ще­ст­во вер­ных, ко­то­рое ут­вер­жде­но «на ос­но­ва­нии апо­сто­лов и про­ро­ков, имея Са­мо­го Ии­су­са Хри­ста крае­уголь­ным кам­нем, на ко­то­ром все зда­ние, сла­га­ясь строй­но, воз­рас­та­ет в свя­той храм в Гос­по­де» (Еф. 2, 20–21). Цер­ковь на­ша по­то­му и есть Пра­во­слав­ная, что «не­пре­рыв­но и не­из­мен­но со­хра­ня­ет от апо­сто­лов и уче­ние, и пре­ем­ст­во да­ров Свя­то­го Ду­ха че­рез свя­щен­ное ру­ко­по­ло­же­ние» .

Не­из­ме­ри­мо бо­лее тру­ден под­виг пред­стоя­тель­ст­ва. Во­ис­ти­ну он Хри­сто­по­до­бен, Хри­сто­под­ра­жа­те­лен, ибо Пер­во­свя­щен­ни­ком во­век (Евр. 5, 10) «по си­ле жиз­ни не­пре­стаю­щей» (Евр. 7, 1) яв­ля­ет­ся Сам Гос­подь Ии­сус Хри­стос — «Ар­хие­рей ве­ли­кий, про­шед­ший не­бе­са» (Евр. 4, 14). Тя­жесть кре­ста, воз­ла­гае­мо­го на пред­стоя­тель­ские пле­чи, не­по­мер­на. Об этом сви­де­тель­ст­ву­ет слу­же­ние свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла, ко­то­рый «бо­лее всех по­тру­дил­ся» (1 Кор. 15, 10) в бла­го­ве­ст­во­ва­нии, уст­ро­яя Цер­ковь Хри­сто­ву, за что и был на­ре­чен пер­во­вер­хов­ным апо­сто­лом. Это пер­вен­ст­во чес­ти со­стоя­ло в том, что он «го­раз­до бо­лее был в тру­дах, без­мер­но в ра­нах, бо­лее в тем­ни­цах и мно­го­крат­но при смер­ти, мно­го раз был в пу­те­ше­ст­ви­ях, в опас­но­стях от раз­бой­ни­ков, в опас­но­стях от языч­ни­ков, в опас­но­стях ме­ж­ду лже­бра­тия­ми, в тру­де и в из­ну­ре­нии» (2 Кор. 11, 23–27). Ибо та­ко­во­го под­ви­га тре­бо­ва­ла от не­го «за­бо­та о всех церк­вах» (2 Кор. 11, 28).

За­бо­та о на­шей Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви тре­бу­ет не мень­ше­го под­ви­га. Путь Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра срав­ним со слу­же­ни­ем апо­сто­ла Пав­ла, ко­то­ро­го он по­чи­та­ет с осо­бым бла­го­го­ве­ни­ем. В те­че­ние сво­ей на­уч­ной и пре­по­да­ва­тель­ской дея­тель­но­сти Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир не­од­но­крат­но об­ра­щал­ся к ана­ли­зу дея­тель­но­сти апо­сто­ла Пав­ла, к его на­сле­дию. Один из тру­дов Вла­ды­ки спе­ци­аль­но по­свя­щен это­му ве­ли­ко­му свя­то­му и име­ну­ет­ся: «Па­вел, при­зван­ный апо­стол».

До­ми­нан­той пред­стоя­тель­ско­го слу­же­ния Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра яв­ля­ет­ся бла­го­го­вей­ное под­ра­жа­ние из­бран­ни­ку Бо­жию свя­то­му апо­сто­лу Пав­лу. Тот же в свое вре­мя пи­сал: «Под­ра­жай­те мне, как я Хри­сту» (1 Кор. 4, 16). Имен­но в этом со­сто­ит тай­на пло­до­твор­ной, пре­об­ра­жаю­щей и со­зи­даю­щей си­лы, ко­то­рой «сре­ди ве­ли­ко­го ис­пы­та­ния скор­бя­ми пре­изо­би­лу­ет» (2 Кор. 8, 2) пер­во­свя­ти­тель­ское слу­же­ние Бла­жен­ней­ше­го. Ее, эту си­лу, мож­но оха­рак­те­ри­зо­вать как пре­одо­ле­ние: све­том до­б­ра и пра­вед­но­сти — тьмы гре­ха, глу­би­ной по­зна­ния во Хри­сте — пре­воз­но­ше­ния «лже­имен­но­го ра­зу­ма» (1 Тим. 6, 20), креп­кой и про­све­щен­ной ве­рой — па­гу­бы не­ве­рия и лже­ве­рия, твер­дой во­лей к бла­го­ус­т­рой­ст­ву — раз­ру­ши­тель­ной аг­рес­сии не­чес­тия и гор­ды­ни.

Смысл, пред­на­зна­че­ние и зна­чи­мость тех или иных лич­но­стей, ве­щей и со­бы­тий по­зна­ют­ся в срав­не­нии. Кри­те­ри­ем оцен­ки жиз­нен­ных яв­ле­ний все­гда бу­дут сло­ва Свя­щен­но­го Пи­са­ния: «По пло­дам их уз­нае­те их» (Мф. 7, 16). Пло­ды пер­во­свя­ти­тель­ско­го слу­же­ния Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра го­во­рят са­ми за се­бя.

Не­ред­ко из уст лю­дей раз­но­го ран­га, в том чис­ле и вы­со­ких го­су­дар­ст­вен­ных му­жей, мож­но ус­лы­шать: «Да, пра­вы бы­ли Вы, Ва­ше Бла­жен­ст­во. Нуж­но бы­ло все-та­ки Вас по­слу­шать. Про­сти­те, что де­ла­ли по-дру­го­му, вре­мя та­кое бы­ло…»

В оте­че­ст­вен­ной ис­то­рии вре­мя, ко­гда Про­мыс­лом Бо­жи­им Бла­жен­ней­ше­му Ми­тро­по­ли­ту Вла­ди­ми­ру до­ве­лось воз­гла­вить Ук­ра­ин­скую Цер­ковь, по слож­но­сти сво­ей со­пос­та­ви­мо, по­жа­луй, лишь с эпо­хой Пет­ра Мо­ги­лы.

Свя­ти­тель Петр воз­гла­вил Ки­ев­скую Ми­тро­по­лию в мо­мент ее наи­боль­ше­го ос­лаб­ле­ния, ко­гда Пра­во­сла­вие ис­пы­ты­ва­ло не­ве­ро­ят­ные труд­но­сти, бу­ду­чи пре­сле­дуе­мой и го­ни­мой кон­фес­си­ей в Поль­ско-Ли­тов­ском го­су­дар­ст­ве. За вре­мя сво­его ру­ко­во­дства он смог в кор­не из­ме­нить си­туа­цию, сде­лав Пра­во­сла­вие ве­ду­щей си­лой в Ук­раи­не, ук­ре­пив ав­то­ри­тет Церк­ви, от­стро­ив де­сят­ки хра­мов и мо­на­сты­рей, вос­ста­но­вив раз­ру­шен­ные и ос­к­вер­нен­ные свя­ты­ни, ка­но­ни­зи­ро­вав, впер­вые по­сле дол­гих сто­ле­тий (!), це­лый ряд оте­че­ст­вен­ных под­виж­ни­ков бла­го­чес­тия. Де­лал он это как для бла­го­дат­но­го ук­ре­п­ле­ния род­ной Церк­ви, так и для пат­рио­ти­че­ско­го во­оду­шев­ле­ния уг­не­тен­но­го ук­ра­ин­ско­го на­ро­да. Муд­рый ад­ми­ни­ст­ра­тор и ди­пло­мат, он су­мел, не из­ме­няя ни на йо­ту ис­тин Пра­во­слав­ной ве­ры, на­ла­дить со­труд­ни­че­ст­во с не­пра­во­слав­ны­ми го­су­дар­ст­вен­ны­ми и об­ще­ст­вен­ны­ми ин­сти­ту­та­ми вла­сти. Опи­ра­ясь на мощ­ную под­держ­ку про­сто­го на­ро­да и осо­бен­но ка­за­че­ст­ва, со­труд­ни­чая с выс­ши­ми кру­га­ми шлях­ты и сей­мом, на­ла­див кон­ст­рук­тив­ные от­но­ше­ния с ко­ро­лев­ским дво­ром, Петр Мо­ги­ла до­бил­ся вос­ста­нов­ле­ния прав Церк­ви, из­ме­не­ния за­ко­но­да­тель­ст­ва в ее поль­зу. Пра­во­сла­вие ста­ло об­ще­при­знан­ным на­цио­наль­ным ве­ро­ис­по­ве­да­ни­ем Ук­раи­ны. При свя­ти­те­ле Пет­ре от­кры­лись пра­во­слав­ные учеб­ные за­ве­де­ния, рас­цве­ла жес­то­ко по­дав­ляе­мая по­ло­ни­за­ци­ей на­род­ная и цер­ков­ная куль­ту­ра. Он по­ощ­рял цер­ков­ную бла­го­тво­ри­тель­ность. Свя­ти­тель Петр сде­лал для Церк­ви столь­ко, сколь­ко в сред­не­ве­ко­вую эпо­ху ни­кто не смог сде­лать ни до, ни по­сле его управ­ле­ния. М.С. Гру­шев­ский го­во­рил о нем: «Ду­хом Пет­ра Мо­ги­лы Ук­ра­ин­ская Цер­ковь жи­ла до­б­рых два сто­ле­тия».

Путь Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, воз­глав­ляе­мой Бла­жен­ней­шим Ми­тро­по­ли­том Вла­ди­ми­ром, во мно­гом по­вто­ря­ет реа­лии эпо­хи Пет­ра Мо­ги­лы.

О сво­ем из­бра­нии на Ки­ев­скую ка­фед­ру Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир уз­нал в Фин­лян­дии, где воз­глав­лял де­ле­га­цию РПЦ на Де­вя­том бо­го­слов­ском со­бе­се­до­ва­нии с пред­ста­ви­те­ля­ми Еван­ге­ли­че­ско-Лю­те­ран­ской Церк­ви Фин­лян­дии, про­хо­див­шем с 19 по 28 мая 1992 г. Позд­но ве­че­ром 27 мая на за­тя­нув­шее­ся за­се­да­ние при­был Пре­зи­дент Фин­лян­дии с бу­ке­том цве­тов. При­чи­ну его при­ез­да вско­ре уз­на­ли все уча­ст­ни­ки, в том чис­ле и Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир: в ве­чер­нем вы­пус­ке но­во­стей со­об­ща­лось, что но­вым Пред­стоя­те­лем Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви из­бран Вла­ды­ка Вла­ди­мир.

Од­на­ко цве­ты бы­ли толь­ко вна­ча­ле…

В 1992 г., ко­гда ми­тро­по­лит Вла­ди­мир был из­бран Харь­ков­ским Со­бо­ром гла­вой ка­но­ни­че­ской Ук­ра­ин­ской Церк­ви, она так же, как и ко­гда-то при свя­ти­те­ле Пет­ре, бы­ла пре­сле­дуе­мой и го­ни­мой.

Цер­ков­но-го­су­дар­ст­вен­ные от­но­ше­ния на Ук­раи­не, во­пре­ки чая­ни­ям ве­рую­щих, край­не обо­ст­ри­лись. 15 ию­ня Пре­зи­ди­ум Вер­хов­ной Ра­ды Ук­раи­ны, при­ни­мая во вни­ма­ние об­ра­ще­ние быв­ше­го ми­тро­по­ли­та Фи­ла­ре­та во ис­пол­не­ние во­ли его дру­га Пре­зи­ден­та Л.Крав­чу­ка, по ини­циа­ти­ве Д.Пав­лыч­ко де­ла­ет зло­сча­ст­ное за­яв­ле­ние, ко­то­рое Ук­ра­ин­ский епи­ско­пат ка­но­ни­че­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви рас­це­нил, как гру­бое вме­ша­тель­ст­во во внут­рен­нюю жизнь Церк­ви и иг­но­ри­ро­ва­ние то­го фак­та, что Цер­ковь су­ще­ст­ву­ет по сво­им за­ко­нам и пра­ви­лам . Ссы­ла­ясь на сде­лан­ное ра­нее За­яв­ле­ние Со­ве­та по де­лам ре­ли­гий при Ка­би­не­те Ми­ни­ст­ров Ук­раи­ны и раз­де­ляя его точ­ку зре­ния от­но­си­тель­но пра­во­мер­но­сти Харь­ков­ско­го Со­бо­ра, Пре­зи­ди­ум Вер­хов­но­го Со­ве­та зая­вил, что «про­ве­де­ние Со­бо­ра Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в Харь­ко­ве… при­ве­ло к коз­ням и кон­фликт­ным си­туа­ци­ям в сре­де Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви», по­это­му «его ре­ше­ния не мо­гут быть при­зна­ны» . Воз­ни­ка­ет за­ко­но­мер­ный во­прос: «Кем?» Раз­ве у нас Цер­ковь не от­де­ле­на от го­су­дар­ст­ва? Раз­ве цер­ков­ные ка­но­ны, свя­то­тат­ст­вен­но по­пи­рае­мые рас­коль­ни­ка­ми, име­ют вес го­су­дар­ст­вен­ных за­ко­нов? Как тут не вспом­нить зна­ме­ни­тое: «Ле­ка­рю, ис­це­ли­ся сам!». Вме­ша­тель­ст­во Вер­хов­ной Ра­ды не­за­ви­си­мой Ук­раи­ны в цер­ков­ные де­ла бы­ло не толь­ко воз­вра­ще­ни­ем к то­та­ли­тар­но­му про­шло­му, но и пря­мым на­ру­ше­ни­ем за­кон­но­сти, ибо, как ука­зы­ва­лось в об­ра­ще­нии епи­ско­пов УПЦ к Пре­зи­ден­ту, «про­ти­во­ре­чит Кон­сти­ту­ции Ук­раи­ны и раз­жи­га­ет меж­ре­ли­ги­оз­ную вра­ж­ду» .

Ссы­ла­ясь на За­яв­ле­ние Вер­хов­ной Ра­ды, ли­шен­ный свя­щен­но­го са­на мо­нах Фи­ла­рет из­дал цир­ку­ляр, в ко­то­ром язы­ком мас­ти­то­го парт­но­менк­ла­тур­но­го ра­бот­ни­ка «пре­ду­пре­дил» ду­хо­вен­ст­во Ки­ев­ской епар­хии: «Учи­ты­вая то, что Пре­зи­ди­ум Вер­хов­ной Ра­ды Ук­раи­ны не при­знал ре­ше­ние Харь­ков­ско­го со­б­ра­ния ук­ра­ин­ских епи­ско­пов, что под­твер­дил сво­им За­яв­ле­ни­ем от 15.06.92 г., став­лю Вас в из­вест­ность, что даль­ней­шая дея­тель­ность в под­держ­ку ре­ше­ний Харь­ков­ско­го со­б­ра­ния и Мо­с­ков­ско­го Ар­хие­рей­ско­го Со­бо­ра от 11 ию­ня с.г. не мо­жет рас­це­ни­вать­ся ина­че, как вне­ус­тав­ная и про­ти­во­ре­ча­щая за­ко­нам Ук­раи­ны» . Да­лее уже шли уг­ро­зы: «На­ша УПЦ (фи­ла­ре­тов­ская. — Ред.) не не­сет от­вет­ст­вен­но­сти за воз­мож­ные от­ри­ца­тель­ные по­след­ст­вия Ва­шей дея­тель­но­сти в под­держ­ку не­за­кон­ных ре­ше­ний Харь­ков­ско­го со­б­ра­ния и Ар­хие­рей­ско­го Со­бо­ра РПЦ» .

Сло­ва экс-ми­тро­по­ли­та с де­лом не ра­зо­шлись. Он во­пло­тил их в жизнь со всей при­су­щей ему ка­те­го­рич­но­стью.

18 ию­ня на Пуш­кин­скую, 36 для при­ня­тия от быв­ше­го ми­тро­по­ли­та Фи­ла­ре­та иму­ще­ст­ва, фи­нан­сов и до­ку­мен­та­ции, при­над­ле­жа­щих Ки­ев­ской Ми­тро­по­лии УПЦ, при­бы­ла Ко­мис­сия, об­ра­зо­ван­ная на Ар­хие­рей­ском Со­бо­ре в Харь­ко­ве. В ее со­став во­шли ар­хи­епи­скоп Жи­то­мир­ский Иов, епи­скоп Тер­но­поль­ский Сер­гий, на­ме­ст­ник Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры ар­хи­ман­д­рит Пи­ти­рим, кли­рик Ки­ев­ской епар­хии про­тои­е­рей Ми­ха­ил Бой­ко, а так­же ста­рос­та хра­ма св. Ар­хи­стра­ти­га Ми­хаи­ла в г. Кие­ве В. Ма­кар­чи­ков. Ак­ты о при­ня­тии иму­ще­ст­ва, по пред­пи­са­нию Со­бо­ра, Ко­мис­сия долж­на бы­ла пред­ста­вить но­во­му Пред­стоя­те­лю 25 ию­ня 1992 г. В за­кры­тое и ох­ра­няв­шее­ся мо­лод­чи­ка­ми из УНСО зда­ние Ми­тро­по­лии чле­нов Ко­мис­сии не до­пус­ти­ли. Уг­ро­жая, их бу­к­валь­но за­бро­са­ли из окон лис­тов­ка­ми с За­яв­ле­ни­ем Пре­зи­диу­ма Вер­хов­ной Ра­ды Ук­раи­ны и цир­ку­ля­ром Фи­ла­ре­та.

В тот же день со­стоя­лась еще од­на ак­ция, по­ка­зав­шая ис­тин­ное «хри­сти­ан­ское» ли­цо быв­ше­го ми­тро­по­ли­та. Чув­ст­вуя за со­бой под­держ­ку вла­стей, он «бла­го­сло­вил» раз­бой­ное на­па­де­ние на Кие­во-Пе­чер­скую Лав­ру на­ка­ну­не при­ез­да в Ки­ев Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра.

Со­бы­тие, ко­то­рое про­изош­ло в ночь с 18 на 19 ию­ня, ста­ло пер­вым и крас­но­ре­чи­вым при­ме­ром то­го, с по­мо­щью ка­ких ме­то­дов на­чал «рас­ши­ре­ние» сво­ей струк­ту­ры быв­ший ми­тро­по­лит. По­рвав связь с ка­но­ни­че­ским Пра­во­сла­ви­ем, Де­ни­сен­ко сде­лал став­ку на на­цио­на­ли­сти­че­ски на­стро­ен­ные си­лы, сре­ди ко­то­рых осо­бым рве­ни­ем от­ли­ча­лась про­фа­ши­ст­ская УНА-УНСО .

В 21.15 око­ло сот­ни бое­ви­ков «Ук­ра­ин­ской На­цио­наль­ной Са­мо­обо­ро­ны», воо­ру­жен­ных об­рез­ка­ми труб и ар­ма­ту­ры, ре­зи­но­вы­ми ду­бин­ка­ми, це­пя­ми, но­жа­ми и бал­лон­чи­ка­ми с нерв­но-па­ра­ли­ти­че­ским га­зом, во гла­ве с Д. Кор­чин­ским и С. Грин­чу­ком, под над­зо­ром «ко­ор­ди­ни­ро­вав­ше­го» си­туа­цию на­стоя­те­ля Вла­ди­мир­ско­го со­бо­ра о. Бо­ри­са Та­ба­че­ка на­ча­ли штурм Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры. Бы­ли взло­ма­ны две­ри и раз­гром­лен дом на­ме­ст­ни­ка Лав­ры, в ко­то­ром пред­по­ла­га­лось раз­мес­тить но­во­го Пред­стоя­те­ля. По­слуш­ни­ки мо­на­сты­ря и ве­рую­щие, при­бе­жав­шие, ус­лы­шав уда­ры ко­ло­ко­ла, бы­ли из­би­ты. Ос­во­бо­дить по­ме­ще­ния и унять УНСОвцев уда­лось толь­ко с по­мо­щью пра­во­ох­ра­ни­тель­ных ор­га­нов .

Один из ор­га­ни­за­то­ров на­па­де­ния, С.Грин­чук, у ко­то­ро­го при за­дер­жа­нии бы­ла изъ­я­та ме­тал­ли­че­ская цепь, да­вая по­ка­за­ния ми­ли­ции, ска­зал, что це­лью их «ноч­но­го ви­зи­та» бы­ло «от­дать цер­ковь Ук­раи­не. Эту цер­ковь, ко­то­рую ок­ку­пи­ро­вал мо­с­ков­ский эле­мент. Ор­га­ни­за­ция на­ша, ска­зал он, не за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­на и жи­вет на по­жерт­во­ва­ния. А цер­ковь Фи­ла­ре­та об­ра­ти­лась к нам за по­мо­щью» .

На сле­дую­щий день зам­ми­ни­ст­ра МВД В.Не­дри­гай­ло при­был в Лав­ру и уже сло­вом про­бо­вал уго­во­рить мо­на­стырь пе­рей­ти к Фи­ла­ре­ту, ссы­ла­ясь при этом на За­яв­ле­ние Вер­хов­ной Ра­ды Ук­раи­ны о не­при­зна­нии Харь­ков­ско­го Со­бо­ра и ут­вер­ждая, что юри­ди­че­ски все лавр­ские по­ме­ще­ния при­над­ле­жат Де­ни­сен­ко. На­хо­див­ший­ся в то вре­мя в Лав­ре ар­хи­епи­скоп Ма­ка­рий (Сви­стун) вы­сту­пил с рез­кой об­ли­чи­тель­ной ре­чью в ад­рес вла­стей и при­звал ве­рую­щих ид­ти по всем при­хо­дам и объ­я­вить, что Фи­ла­рет — пре­ступ­ник и вор .

На­па­дав­шие хо­те­ли за­хва­тить Лав­ру, что­бы не до­пус­тить при­ез­да в нее за­кон­но­го Пред­стоя­те­ля УПЦ, ко­то­рый в то вре­мя уже вы­ехал в Ки­ев.

Из­бра­ние но­вым Пред­стоя­те­лем Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра и его воз­вра­ще­ние на Ук­раи­ну оз­на­ме­но­ва­ло на­ча­ло но­во­го эта­па в ис­то­рии Пра­во­сла­вия на Ук­раи­не. «Не мир Я при­нес, но меч», — го­во­рил о сво­ей мис­сии Спа­си­тель уче­ни­кам. Эти сло­ва при­ме­ни­мы и к пер­во­свя­ти­тель­ско­му слу­же­нию Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра. Но не он при­нес зло на Ук­раи­ну, а все быв­шее здесь зло, де­ся­ти­ле­тия­ми ко­пив­шее­ся в не­чис­тых ду­шах, вос­ста­ло про­тив не­го и Свя­той Церк­ви Хри­сто­вой. На­чав­шая­ся сра­зу по­сле при­ез­да Вла­ды­ки Вла­ди­ми­ра кон­фрон­та­ция ме­ж­ду Цер­ко­вью и Го­су­дар­ст­вом еще раз под­твер­ди­ла еван­гель­скую ис­ти­ну о том, что на­стоя­щие по­сле­до­ва­те­ли Хри­ста Спа­си­те­ля все­гда го­ни­мы ми­ром. Не­пре­лож­ность этих слов до­ве­лось ис­пы­тать и пра­во­слав­ной Ук­раи­не.

Но­во­из­бран­но­го Ки­ев­ско­го Ми­тро­по­ли­та Бла­жен­ней­ше­го Вла­ди­ми­ра пра­во­слав­ная па­ст­ва Ук­раи­ны встре­ча­ла 20 ию­ня 1992 г. При подъ­ез­де к Кие­ву, на стан­ции «Дар­ни­ца» бы­ла пред­при­ня­та по­след­няя по­пыт­ка со­рвать тор­же­ст­вен­ную встре­чу. Под­сев­шие в ва­гон со­труд­ни­ки служ­бы безо­пас­но­сти пред­ло­жи­ли вла­ды­ке пе­ре­сесть в ав­то­ма­ши­ну и въе­хать в го­род не­за­мет­но, что­бы «из­бе­жать кро­во­про­ли­тия». Од­на­ко за­кон­но из­бран­ный Пред­стоя­тель не по­же­лал въез­жать в Ки­ев околь­ны­ми пу­тя­ми. Уго­ва­ри­вав­шим он от­ве­тил: «Ка­кая встре­ча бу­дет, та­кая и бу­дет. Ес­ли я по­сту­п­лю так, как го­во­ри­те вы, то мне бу­дет стыд­но пе­ред людь­ми, ко­то­рые ждут ме­ня в сто­ли­це Ук­раи­ны. Я не рас­коль­ник, мой путь прям».

По­доб­ной встре­чи Ки­ев­ский во­кзал, на­вер­ное, не ви­дел ни­ко­гда. Ты­ся­чи ве­рую­щих со всей Ук­раи­ны, во гла­ве со свои­ми епи­ско­па­ми, со­бра­лись 20 ию­ня в день от­да­ния празд­ни­ка Пя­ти­де­сят­ни­цы, что­бы встре­тить но­во­го Пред­стоя­те­ля Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. На не­го воз­ла­га­ли чая­ния пас­ты­ри и па­ст­ва мно­го­мил­ли­он­ной пра­во­слав­ной Ук­раи­ны. Сту­пив на пер­рон, ус­т­лан­ный цве­та­ми, Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир опус­тил­ся на ко­ле­ни, по­це­ло­вал род­ную ук­ра­ин­скую зем­лю и ска­зал пер­вые сло­ва: «Я при­был не в ко­ман­ди­ров­ку и не из-за гра­ни­цы, а при­был на род­ную зем­лю слу­жить Бо­гу и лю­дям».

Кор­теж, со­про­во­ж­дав­ший Вла­ды­ку Вла­ди­ми­ра, дви­гал­ся че­рез цен­траль­ную часть го­ро­да, ми­мо Вла­ди­мир­ско­го со­бо­ра. Ты­ся­чи лю­дей, встре­чав­ших Ми­тро­по­ли­та, Кре­ст­ным хо­дом по­до­шли к со­бо­ру с на­ме­ре­ни­ем ос­во­бо­дить его, а так­же ми­тро­по­ли­чью ре­зи­ден­цию от мо­лод­чи­ков УНА-УНСО, ко­то­рые пе­ре­кры­ли под­сту­пы к Вла­ди­мир­ско­му со­бо­ру и за­бар­ри­ка­ди­ро­ва­лись внут­ри. «Нам не­лег­ко бы­ло ус­по­ко­ить воз­му­щен­ных лю­дей и удер­жать их от это­го ша­га. Мы объ­яс­ни­ли, что Вла­ди­мир­ский ка­фед­раль­ный со­бор яв­ля­ет­ся как юри­ди­че­ской, так и ис­то­ри­че­ской соб­ст­вен­но­стью УПЦ»,— пи­са­ли позд­нее в сво­ем Об­ра­ще­нии к Пре­зи­ден­ту Л. Крав­чу­ку епи­ско­пы Ук­ра­ин­ской Церк­ви , чем за­сви­де­тель­ст­во­ва­ли, что на­ша Цер­ковь аг­рес­сии и без­за­ко­нию пред­по­чи­та­ет мир и за­кон­ность.

При­звав па­ст­ву не при­ме­нять на­си­лия, Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир на­пра­вил­ся в Свя­то-Ус­пен­скую Кие­во-Пе­чер­скую Лав­ру, ко­то­рая от­ны­не вновь, как и в до­ре­во­лю­ци­он­ное вре­мя, ста­ла ре­зи­ден­ци­ей Ки­ев­ско­го Ми­тро­по­ли­та.

По­сле бла­го­дар­ст­вен­но­го мо­леб­на в Тра­пез­ном хра­ме во имя пре­по­доб­ных Ан­то­ния и Фео­до­сия Пе­чер­ских Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир об­ра­тил­ся к ве­рую­щим Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви с пер­вой в ка­че­ст­ве ее Пред­стоя­те­ля про­по­ве­дью: «Вы ме­ня из­бра­ли, вы вы­ра­зи­ли мне свое до­ве­рие, вы ме­ня жда­ли. И вот я пе­ред Ва­ми, в стра­хе и тре­пе­те, стою на той свя­той зем­ле, на ко­то­рой ве­ли­кий слав­но­дер­жав­ный князь Вла­ди­мир по­се­ял свя­тую Пра­во­слав­ную ве­ру и ко­то­рая ос­вя­ще­на под­ви­гом мно­же­ст­ва свя­тых угод­ни­ков Бо­жи­их…

Я прие­хал не за гра­ни­цу. Я вер­нул­ся в свой дом, на свою ро­ди­ну. Я не мо­гу за­яв­лять о сво­ем пат­рио­тиз­ме, по­то­му что это вро­ж­ден­ное чув­ст­во. И как мы лю­бим род­ную мать, так не­об­хо­ди­мо лю­бить и свою От­чиз­ну.

Мы жи­вем в го­су­дар­ст­ве, ко­то­рое осу­ще­ст­в­ля­ет свое воз­ро­ж­де­ние, а этот про­цесс не бы­ва­ет без труд­но­стей. Сво­им хри­сти­ан­ским под­ви­гом и жиз­нью мы долж­ны под­дер­жи­вать все то, что де­ла­ет­ся на бла­го че­ло­ве­ка, на бла­го ста­нов­ле­ния го­су­дар­ст­ва, ста­нов­ле­ния Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви…» .

Пер­вый день пре­бы­ва­ния Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра в Кие­ве был очень на­пря­жен­ным. По­сле мо­леб­на в Тра­пез­ном хра­ме со­сто­ял­ся Ар­хие­рей­ский Со­бор УПЦ — пер­вый Со­бор, воз­глав­лен­ный но­вым Пред­стоя­те­лем. Со­бор при­нял Об­ра­ще­ние, в ко­то­ром с удов­ле­тво­ре­ни­ем кон­ста­ти­ро­вал, что но­во­из­бран­ный Пред­стоя­тель УПЦ Бла­жен­ней­ший Вла­ди­мир, Ми­тро­по­лит Ки­ев­ский и всея Ук­раи­ны, при­был в бо­го­спа­сае­мый го­род Ки­ев и при­сту­пил к ис­пол­не­нию сво­их ар­хи­пас­тыр­ских обя­зан­но­стей.

 

Церковные Таинства

—    Само по себе имя (как набор звуков или букв) никоим образом не может влиять на судьбу человека. Наша судьба зависит исключительно от того, какую жизнь мы ведем. Также можно вспомнить народную мудрость: "Не имя красит человека, а человек имя".
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    На этот вопрос хочется ответить риторически. Может ли Господь сотворить чудо? Мы можем вспомнить евангельскую историю, когда Господь исцелил слепого от рождения, умолявшего о милости к нему, и сказал: "Прозри! вера твоя спасла тебя" (Лк. 18, 42).
Подробнее ...

Поиск

Календарь

Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 207 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 208 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/calendarClass.php on line 114
<Август 2013>
ПнВтСрЧтПтСбВс
   134
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru