Святитель Митрополит Киприан 1380-1406
Митрополит Киевский и всея Руси Киприан (родом из южных славян), по некоторым историческим данным, происходит из Тырновской семьи Цамблака. Свой путь начал в Келифариевском монастыре Феодосия Тырновского, оттуда в Константинополь, затем на Афон. В Византии Киприан сблизился с патриархом Филофеем Коккиным и стал его келейником.
Около 1373 был послан патриархом в Литву для примирения литовских и тверских князей с митрополитом Алексием. Посетив святителя Алексия, он заверил его, что будет ходатайствовать за него в Константинополе, и получив от святителя богатые дары, отбыл в Литву. Литовский князь Ольгерд, который давно враждовал с Москвой и использовал все возможные средства для возвышения над ней, вручил Киприану грамоты Константинопольского патриарха, в которых просил патриарха поставить им митрополитом Киприана, иначе угрожал просить себе митрополита в латинской Церкви. Патриарх Филофей удовлетворил просьбу литовского князя и 2 декабря 1375 возвел Киприана в сан митрополита Киевского и Литовского с правом на всю Россию после смерти митрополита Алексия.
В 1378 году, после смерти митрополита Алексия, Киприан отбыл в Москву, надеясь, что его примут как митрополита всея Руси. Но великий князь Дмитрий Донской не захотел признать Киприана, поскольку имел своего кандидата на русскую митрополию. Киприана не признали в Москве, надругались и подвергли бесчестию. Оскорбленный до глубины души, митрополит Киприан вернулся обратно в Киев и руководил литовским духовенством.
В 1380 году, после смерти избранного великим князем кандидата Михаила (Митяя), Киприан был признан митрополитом всея Руси, но ненадолго. 1382 года, заподозрив его в союзе с Ольгердом, князь Дмитрий Донской вернул его в Киев, а на его место позвал митрополита Пимена.
В 1383 году митрополит Киприан отбыл в Константинополь на патриарший суд. Далекое путешествие оказалось напрасным; при жизни великого князя Дмитрия он так и не смог добиться Киевской Митрополии. Только Собор 1389 года в Константинополе подтвердил права Киприана как митрополита всея Руси.
В феврале 1390 Киприан прибыл в Киев, а в начале марта в святительском наряде торжественно входил в Москву. Его встречал великий князь Василий Дмитриевич и вся столица. Таким образом через 14 лет борьбы и страданий Киприан был наконец принят в Москве как Первосвятитель.
Управляя русской митрополией, святитель Киприан умело поддерживал единство Церквей и строго преследовал неправды епископов. Участвовал в Соборе, который осудил патриарха Константинопольского Макария, привел в Православие трех ханских вельмож.
Митрополит Киприан отличался святостью жизни, пытался держать народ в страхе Божием. Он был знатоком церковных канонов, о чем свидетельствуют его послания и грамоты юридического содержания. Святитель Киприан перевел с греческого языка некоторые службы, одну молитву составил сам. Будучи образованным пастырем, святитель Киприан заботился о развитии образования в России. В истории Русской Церкви он занимает важное место как деятель в области исправления церковно-богослужебных книг и церковных обрядов. Правда, он лишь положил начало этому делу, полностью осуществить задуманное не успел.
Митрополит Киприан объединил под своей властью Московскую и Киевскую митрополии и все время святительства управлял единолично.
Скончался святитель 16 сентября 1406. Похоронен в Московском Успенском соборе.
27 мая 1472 года во время строительства нового Успенского собора Московского Кремля на месте старого была обнаружена гробница митрополита Киприана и обретены его нетленные мощи.
Около 1373 был послан патриархом в Литву для примирения литовских и тверских князей с митрополитом Алексием. Посетив святителя Алексия, он заверил его, что будет ходатайствовать за него в Константинополе, и получив от святителя богатые дары, отбыл в Литву. Литовский князь Ольгерд, который давно враждовал с Москвой и использовал все возможные средства для возвышения над ней, вручил Киприану грамоты Константинопольского патриарха, в которых просил патриарха поставить им митрополитом Киприана, иначе угрожал просить себе митрополита в латинской Церкви. Патриарх Филофей удовлетворил просьбу литовского князя и 2 декабря 1375 возвел Киприана в сан митрополита Киевского и Литовского с правом на всю Россию после смерти митрополита Алексия.
В 1378 году, после смерти митрополита Алексия, Киприан отбыл в Москву, надеясь, что его примут как митрополита всея Руси. Но великий князь Дмитрий Донской не захотел признать Киприана, поскольку имел своего кандидата на русскую митрополию. Киприана не признали в Москве, надругались и подвергли бесчестию. Оскорбленный до глубины души, митрополит Киприан вернулся обратно в Киев и руководил литовским духовенством.
В 1380 году, после смерти избранного великим князем кандидата Михаила (Митяя), Киприан был признан митрополитом всея Руси, но ненадолго. 1382 года, заподозрив его в союзе с Ольгердом, князь Дмитрий Донской вернул его в Киев, а на его место позвал митрополита Пимена.
В 1383 году митрополит Киприан отбыл в Константинополь на патриарший суд. Далекое путешествие оказалось напрасным; при жизни великого князя Дмитрия он так и не смог добиться Киевской Митрополии. Только Собор 1389 года в Константинополе подтвердил права Киприана как митрополита всея Руси.
В феврале 1390 Киприан прибыл в Киев, а в начале марта в святительском наряде торжественно входил в Москву. Его встречал великий князь Василий Дмитриевич и вся столица. Таким образом через 14 лет борьбы и страданий Киприан был наконец принят в Москве как Первосвятитель.
Управляя русской митрополией, святитель Киприан умело поддерживал единство Церквей и строго преследовал неправды епископов. Участвовал в Соборе, который осудил патриарха Константинопольского Макария, привел в Православие трех ханских вельмож.
Митрополит Киприан отличался святостью жизни, пытался держать народ в страхе Божием. Он был знатоком церковных канонов, о чем свидетельствуют его послания и грамоты юридического содержания. Святитель Киприан перевел с греческого языка некоторые службы, одну молитву составил сам. Будучи образованным пастырем, святитель Киприан заботился о развитии образования в России. В истории Русской Церкви он занимает важное место как деятель в области исправления церковно-богослужебных книг и церковных обрядов. Правда, он лишь положил начало этому делу, полностью осуществить задуманное не успел.
Митрополит Киприан объединил под своей властью Московскую и Киевскую митрополии и все время святительства управлял единолично.
Скончался святитель 16 сентября 1406. Похоронен в Московском Успенском соборе.
27 мая 1472 года во время строительства нового Успенского собора Московского Кремля на месте старого была обнаружена гробница митрополита Киприана и обретены его нетленные мощи.
← Митрополит Михаил 1378-1379 | Митрополит Пимен 1382-1384 → |
---|
Церковные Таинства
— Таинство Крещения — это духовное рождение для человека. На безусловной необходимости крещения настаивал сам Господь. Когда однажды к Нему тайно ночью пришел один из начальников иудейских по имени Никодим, Господь сказал ему: "Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия" (Ин. 3, 3). |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Действительно, на сеансах так называемого "лечения" многие современные экстрасенсы и "целители" используют святую воду, иконы, Священное Писание и тому подобное. Но нужно помнить о том, что, как говорит апостол Павел, могут существовать даже "лжеапостолы, лукавые делатели", котороые "принимают вид Апостолов Христовых,... потому что сам сатана принимает вид Ангела света" (2 Кор. 11, 13—14). |
Подробнее ... |