Блаженнейший Митрополит ВЛАДИМИР: «Созидание добра — это и есть борьба со злом»

Ваше Блаженство, завершается 2002 год, год десятилетия Харьковского Архиерейского Собора. Каким он был для Вас и для всей Украинской Православной Церкви?

Христианин не должен жить и не живет юбилеями и датами. Везде и в любое время своими делами и трудами он должен свидетельствовать о своей вере, соответствовать и сверять свои поступки и слова с Заповедями Господними, с правилами и установлениями Святой Церкви. Мы торжественно отмечаем даты и юбилеи, чтобы обратить внимание общественности и вернуться самим к осмыслению важных событий церковной жизни. К таковым, безусловно, относится и Архиерейский Харьковский Собор Украинской Православной Церкви, десятилетия которого мы праздновали 27 мая уходящего года. Время показало, что он был действительно историческим, его решения имели судьбоносное значение для Православной Церкви в Украине, которая очистилась от скверны тоталитаризма и политизации. В свободном государстве появилась свободная Церковь. И хотя за эти годы мы претерпели множество несправедливостей, наш путь — единственно правильный. Свободу, дарованную нам Харьковским Архиерейским Собором, мы должны беречь как зеницу ока. Десять лет назад, несмотря на давление и шантаж внецерковных сил, в условиях жестокого экономического и социального кризисов, мы смогли сохранить единство Церкви, единство народа, единство державы. В этом непреходящее значение Харьковского Собора и для церковной, и для общественной жизни.

В уходящем году в Украине было зарегистрировано несколько сотен новосозданных православных общин, возводятся сотни храмов, вокруг которых возрождается приходская жизнь, просветительская, благотворительная, социальная работа. После десятилетий изгнания наша тысячелетняя вера возвращается в города, веси, семьи и души. Общины берут под опеку детские дома, дома престарелых, больницы, места лишения свободы — везде, где человеку тяжело, где он может чувствовать себя одиноким и потерянным, рядом должен быть православный священник или мирянин. Это обязанность пастыря и обязанность всякого христианина.

Однако экономические и социальные проблемы в государстве по-прежнему очень остры. Две трети населения проживают за официальной чертой бедности.

Бедность не является пороком, Бог не предпочитает богатого бедному. Бедность не должна приводить к унижению человеческого достоинства, деградации личности. Нас не может не волновать та ситуация, которая сложилась в экономической сфере и откуда произрастают многие нравственные и социальные болезни общества: суициды, СПИД, наркомания, проституция, эпидемия туберкулеза. Кроме того, нужно обратить внимание на такое явление, как социальный пессимизм, охвативший разные слои общества, прежде всего молодежь. И Церковь, и государство, и общественные институты должны сосредоточиться на преодолении этого. Молодые люди должны знать и быть уверены, что они нужны и Церкви, и державе, и семье, и будущему. В уходящем году мы провели крупную международную конференцию, посвященную проблемам семьи и образования. Семья, единственный богоучрежденный институт бытия рода человеческого, в нынешней нестабильной экономической и социальной ситуации является тем ковчегом, который сохранит и сбережет человека в житейских бурях. Возрождение семьи, ее христианских основ непременно приведет к оздоровлению и возрождению общества.

 

Ваше Блаженство! 2002 год был богат на политические события. Выборы в Верховный Совет, политическое противостояние, «спикериада», «премьериада», акции протеста оппозиции, десятое правительство….

В обществе гражданин не может жить с кляпом во рту. Если ему больно, он должен иметь возможность высказать это, продемонстрировать свое несогласие. В этом заключается один из признаков демократического государства. Главное, чтобы протестные акции проходили цивилизованно, не выливались в насилие, не превращались в самоцель. Мы уже жили в условиях тоталитарного монологового общества, где одни указывали, другие одобряли и выполняли. И вот уже на протяжении 17 лет видим, с каким трудом созидается диалоговое общественное сознание, как сильны стереотипы прошлого, как слаба еще политическая культура. Надо научиться выигрывать, не унижая, проигрывать с достоинством, идти на компромиссы, договариваться и соблюдать договоренности. У нас почему-то принято говорить о «властном пироге», который все делят и разделить никак не могут. Церковь же постоянно напоминает и действующей власти, и соискателям ее, что власть — это служение, ежедневное, кропотливое, своему народу и человеку. Это тяжелый крест постоянного труда и ответственности. Будем надеяться, что при новом Кабинете Министров политическая борьба не будет помехой слаженной роботе правительства по осуществлению экономических и социальных программ. После избрания премьер-министром Виктор Федорович Янукович посетил Лавру, и мы пожелали ему успешной работы на благо народа и государства. Украина должна выйти из полосы политической нестабильности

Но ведь и в современном мире далеко не все стабильно. Идет глобальная антитеррористическая операция, совершаются террористические акты, едва ли не ежедневно гибнут невинные люди. Некоторые публицисты заговорили о том, что третья мировая война уже началась — это война цивилизации и международного терроризма.

Я бы не называл это третьей мировой. Но очевидно, что возрастает количество людей и организаций, которые пытаются решить политические, национальные и социальные проблемы при помощи насилия. Это совершенно неприемлемый и преступный путь. Насилие порождает насилие и является не чем иным, как самоистреблением. Мы это видим в незатухающем конфликте в Израиле. Ни одна, даже самая благородная, идея не стоит не только человеческой жизни, но и слезинки ребенка. Так Федор Михайлович Достоевский выразил православный взгляд на проблему насилия еще полтора столетия назад. Его знаменитый герой, нарушивший Заповедь Господню «Не убий!», оказался в расколе (это выражено и в его фамилии — Раскольников) с Богом, правдой, совестью, что стало для него и духовной, и жизненной катастрофой. В человеческом сообществе, о котором мечтал писатель, преступника должны преследовать не антитеррористическая коалиция, не страх перед государственным наказанием, а прежде всего его бессмертная душа и совесть. Пробудить их — задача и Церкви, и школьного воспитания.

Слово «террор» в переводе означает «страх, ужас», в котором и хотят удерживать людей и народы его приверженцы. Уже только поэтому террор является преступлением перед Богом и человечеством. Бороться с ним надо не тогда, когда террорист, обвешанный взрывчаткой, уже сидит в зале в окружении своих жертв-заложников. Ныне необходимы усилия и общества и государства по «дегероизации» насилия и экстремизма, того, из чего и произрастает терроризм. Журналисты одной из газет целый день провели у телевизора и подсчитали, сколько сцен насилия и убийств за это время может увидеть телезритель. Оказалось — около трехсот! То, что является патологией человеческого существования, на наших телеэкранах — обыденность. Зрителю, прежде всего, молодому человеку (а террористы, как свидетельствует статистика, в основном молодежь) ежедневно внушается мысль, что мир, в котором ему суждено жить и осуществить себя как личность, состоит из сплошных афер, преступлений, самых низких человеческих инстинктов, убийств и насилия. В нем жизнь человеческая не стоит и ломаного гроша. Несмотря на заверения законодателей и телеруководителей об ограничении такого рода телепродукции, воз и ныне там. Надо ли удивляться, что мир низкопробной зарубежной, да уже и отечественной, «телекультуры» превращается в будни нашего реального существования? Сегодня даже в селах, где закрываются предприятия, дома культуры, спортивные секции, больницы, детские сады и школы, создаются стриптиз-бары. Только индустрия растления развивается и процветает, в нее, оказывается, выгодно вкладывать средства.

Православная Церковь в Украине столетиями удерживала общество и народ от распада и нравственной деградации. Сегодня нам трудно противостоять пропагандистскому шквалу насилия и бездуховности. У нас одно оружие — проповедь в храме, они же «проповедают» не только в своих «заведениях», но и в каждой квартире ежечасно и круглосуточно. Поэтому Церкви, государству и общественности надо объединить свои усилия, чтобы противостоять этому злу.

 

Вы имеете в виду ввести запреты?

Запретами побороть ничего нельзя. Необходимы законодательные возрастные ограничения (на посещения увеселительных заведений, продажу алкоголя, табачных изделий), временные (на трансляцию фильмов и передач со сценами насилия и секса). Такая практика существует во всем мире. Однако истинная борьба со злом — это созидание добра. Парламент недавно принял закон о печатной продукции, сделав украинскую книгу доступной широкому читателю. Такой же доступной должна стать и высокохудожественная кино- и телепродукция. В мире ежегодно выпускаются десятки высококачественных, глубоких кинофильмов, которые побеждают на международных кинофестивалях, но которые недоступны нашим зрителям. Нужно законодательными актами, всевозможными льготами стимулировать развитие отечественного спорта, культуры, и не только элитной, но и массовой, прежде всего в провинции и селах. И здесь государство в лице Церкви имеет надежного союзника. Сегодня при многих православных приходах действуют не только воскресные школы, но и различные секции для молодежи, в том числе и спортивные. Забота о духовном и физическом здоровье молодежи является одной из главных задач «Основ социального служения» Украинской Православной Церкви, и к сотрудничеству в этой сфере мы призываем все государственные, общественные и политические организации.

Возвращаясь к вопросу о терроризме и экстремизме, хочу заметить следующее. Не только Церковь осуждает эти явления, но и государство признает их преступными. Мы в начале 1990-х неоднократно становились жертвами экстремистов, которые захватили наши храмы, имущество и незаконно удерживают их до сих пор. Многие помнят штурм боевиками Киево-Печерской Лавры, удержание ими Владимирского кафедрального собора и здания митрополии в Киеве, присвоение всех средств Православной Церкви, разгром Луцкой духовной семинарии и ритуальное сожжение церковной библиотеки, захваты кафедральных соборов в Ровно, Луцке и многих сельских храмов на Волыни. Мы никогда не отвечали насилием на насилие, имея многократное превосходство, сдерживали справедливый гнев православных верующих, не допускали кровопролития и межконфессиональной конфронтации, которая в тех условиях могла легко перейти в гражданскую войну. По-иному Церковь и не могла поступать. Однако и государство должно не только призывать к соблюдению законности, но и устанавливать эту законность. До сих пор никто из боевиков не привлечен к ответственности, не выполнены решения высших судебных инстанций о возвращение захваченных соборов. Что это, как не поощрение насилия и экстремизма? Мы надеемся, что сегодня, когда экстремизм во всем мире показал свое истинное лицо, он будет осужден и в Украине, а законность и справедливость в отношении нашей Церкви будет восстановлена.

 

Ваше Блаженство! Как известно, на восстановления попранных атеистическим режимом прав Православной Церкви направлены и готовящейся новый Закон «О свободе совести и религиозных организациях», а также Указ Президента о возвращении Церкви экспроприированного имущества. Как идет подготовка Закона и реализация Указа?

Разработчики Закона из Кабинета Министров, не учтя предложений Православной Церкви, вынесли законопроект на рассмотрения в парламент. На этом я акцентировал внимание в своем письме в сентябре 2002 года на имя Головы Верховной Рады Владимира Михайловича Литвина. Принципиальные предложения, поданные УПЦ, на сегодня пока только частично учтены. Они касались упоминания особой роли Православия в истории украинского народа и державы, четкого закрепления за всей Церковью права юридического лица, которого она была лишена еще в первые годы советской власти, закрепления за общинами права заниматься хозяйственной деятельностью, отмены антиправославных положений Закона о поочередных богослужениях и т.д. После нашего повторного обращения к спикеру парламента и народным депутатам Госкомрелигий собрал представителей Церквей и заявил, что все поправки учтены. Наш представитель предложил ознакомить всех с законопроектом с учтенными поправками. Он до сих пор не представлен, зато через Комитет по делам культуры и духовности проведен старый вариант. Он и будет предложен депутатам. Естественно, нас пока не может устраивать ни сам законопроект, ни подобное отношение к крупнейшей исторической Церкви Украины. Ведем переговоры, думаем, что договоримся.

То же касается и реализации Указа Президента. В нем говорится о возвращении экспроприированных «культовых строений, другого церковного имущества (в том числе и помещений)» Церквам и религиозным организациям, чьи права были нарушены во времена репрессий. В правительственном плане означена формулировка: «определить сроки возвращения строительств, помещений и имущества в пользование церквам и религиозным организациям». В Указе и речи нет о возвращении бывшей церковной собственности «в пользование»! Какое же это «восстановление попранных прав»? Имущество отбирали у Православной Церкви путем невиданных за всю историю христианства гонений, в одном Киеве было репрессировано более пяти тысяч священнослужителей и монашествующих, из епископов, пребывавших на Киевской кафедре с 1919 по 1940 год, семеро были казнены, трое умерли после тюрем и ссылок. Всего же во время репрессий, по официальным исследованиям, были расстреляны или погибли в лагерях 250 православных епископов, 60 тысяч священнослужителей и монашествующих, было разрушено 100 тысяч храмов. Это было тотальное уничтожение православной веры. Знаменитый публичный церковно-археологический музей при Киевской духовной академии имел 35 тысяч единиц хранения, уникальные коллекции древнейших тысячелетних икон, церковных и исторических ценностей, рукописей, в том числе и первую известную славянскую рукопись Х века, именуемую «Киевские листки». Сегодня смогли определить места хранения в различных музейных учреждениях и хранилищах лишь около тысячи экспонатов. Поэтому безнравственно вести бюрократические игры вокруг того сохранившегося церковного имущества, которое не было разрушено, разграблено, распродано. Требовать у Православной Церкви, чтобы она всякий раз предоставляла свидетельства, что ее имущество не было передано добровольно, — безнравственно вдвойне. Церковь не принимала ни одного решения о передаче своих храмов и имущества карательным органам и атеистическим музеям.

 

Ваше Блаженство, какие знаменательные события ждут нас в году грядущим?

Прежде всего это столетие прославления преподобного Серафима Саровского. Как известно, свой подвижнический подвиг этот великий молитвенник начинал в Киево-Печерской Лавре. Высота его подвига, учительства, духовных прозрений не может не потрясать современного человека. В самые трудные минуты своей жизни он обращается к духовному наследию старца и черпает в нем силы для стояния в вере, преодолению горестей и печалей. Во многих наших епархиях пройдут празднования юбилея, состоятся саровские чтения.

Мы надеемся, что в будущем году состоится визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Украину. Пока не определена дата, но мы должны сделать все, чтобы визит прошел на высоком уровне. Планируется также и приезд Святейшего Патриарха Сербского Павла. В будущем году пройдут всецерковные и епархиальные конференции по различным проблемам социального служения Церкви, научные форумы и духовные чтения, фестивали церковной музыки и многочисленные выставки. Сегодня же, накануне Нового года и Рождества Христова, я хочу поздравить всех пользователей православного Интернета, сотрудников сервера «Православие в Украине», авторов и читателей «Вестника пресс-службы УПЦ» с Новым годом и Рождеством Спасителя и пожелать им здоровья, творческих удач и Божией помощи во всех трудах!

Беседовал Василий Анисимов

 

Церковные Таинства

— Таинство Причастия, или Божественная Евхаристия, является преимущественно Таинством Церкви. По молитве Церкви епископ или священник благословляет пшеничный хлеб и виноградное вино, которые силой Святого Духа прелагаются в Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и предоставляются для Причастия верующим в прощение их грехов, для жизни вечной и единения их с Господом и друг с другом в единое Тело Церкви. Освящение Святых Даров и Причастие является единым Таинством Евхаристии.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

— Действительно, на сеансах так называемого "лечения" многие современные экстрасенсы и "целители" используют святую воду, иконы, Священное Писание и тому подобное. Но нужно помнить о том, что, как говорит апостол Павел, могут существовать даже "лжеапостолы, лукавые делатели", котороые "принимают вид Апостолов Христовых,... потому что сам сатана принимает вид Ангела света" (2 Кор. 11, 13—14).
Подробнее ...

Поиск

Календарь

Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 207 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 208 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/calendarClass.php on line 114
<Декабрь 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
192022232425
262728293031 

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru