Свя­той апо­стол и Еван­ге­лист Ио­анн Бо­го­слов (па­мять 8/21 мая и 26 сен­тяб­ря/9 ок­тяб­ря)

Свя­той апо­стол и еван­ге­лист Ио­анн Бо­го­слов, день па­мя­ти ко­то­ро­го празд­ну­ет се­го­дня Пра­во­слав­ная Цер­ковь, был лю­би­мым уче­ни­ком Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста. Всех апо­сто­лов Гос­подь оди­на­ко­во при­звал к Се­бе и всех на­зы­вал Свои­ми друзь­я­ми. Од­на­ко в Еван­ге­лии лишь Ио­анн име­ну­ет­ся «лю­би­мым». По­че­му?

Свя­той Ио­анн Бо­го­слов был лю­би­мым уче­ни­ком Гос­по­да в пер­вую оче­редь по­то­му, что имел лю­бя­щее серд­це, имел свет­лый и чис­тый ум и ока­зал­ся спо­соб­ным по­знать в сво­ем Учи­те­ле Сло­во жиз­ни. Он один явил­ся тем из­бран­ным и чис­тым «со­су­дом», ко­то­рый был спо­со­бен уме­стить пол­но­ту ду­хов­ных да­ро­ва­ний, пол­но­ту бо­го­сло­вия и хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей.

Лю­бя­щее серд­це по­бу­ж­да­ло юно­го Ио­ан­на не­мед­лен­но бро­сить ры­бац­кий труд, ро­ди­тель­ский дом и пой­ти за Хри­стом, сра­зу же, ед­ва лишь он ус­лы­шал на бе­ре­гах Га­ли­лей­ско­го озе­ра сло­ва Спа­си­те­ля: «Иди­те за Мной». Хо­тя к то­му вре­ме­ни Ио­анн был еще со­всем юным, од­на­ко его чис­тая не­тро­ну­тая ду­ша уже вся бы­ла объ­я­та пла­ме­нем ве­ры в Мес­сию, что поя­вил­ся, и пре­ис­пол­не­на люб­ви к это­му Не­бес­но­му По­слан­нику.

Лю­бовь Ио­ан­на все­гда и вез­де со­про­во­ж­да­ла Гос­по­да и ни­где не ос­тав­ля­ла Его. Лю­бовь Ио­ан­на не ос­та­ви­ла Хри­ста и в то вре­мя, ко­гда ве­ра пла­мен­но­го Пет­ра по­ко­леб­лась, а на­де­ж­да дру­гих апо­сто­лов по­гас­ла. Его лю­бовь на­хо­ди­лась с Бо­же­ст­вен­ным Стра­даль­цем и во дво­ре пер­во­свя­щен­ни­ка, и на Гол­го­фе.

Свя­той Ио­анн сбе­рег эту лю­бовь до са­мой сво­ей бла­жен­ной кон­чи­ны. Вся его дол­гая жизнь, по­свя­щен­ная не­пре­стан­ной про­по­ве­ди о Хри­сте как о Бо­ге люб­ви и ми­ло­сер­дия, бы­ла дея­тель­ным про­яв­ле­ни­ем этой люб­ви. Толь­ко бла­го­да­ря этой люб­ви он удо­сто­ил­ся быть не­по­сред­ст­вен­ным сви­де­те­лем ужас­ных кре­ст­ных стра­да­ний Гос­по­да Иису­са Хри­ста за весь греш­ный род че­ло­ве­че­ский, и эта же лю­бовь по­мог­ла ему пер­во­му убе­дить­ся в дей­ст­ви­тель­но­сти вос­кре­се­ния Спа­си­те­ля.

За свою осо­бен­ную лю­бовь, за свое лю­бя­щее серд­це, пре­ис­пол­нен­ное чис­то­ты, он удо­сто­ил­ся ви­деть не­опи­суе­мые Бо­же­ст­вен­ные от­кро­ве­ния, удо­сто­ил­ся про­ник­нуть в их глу­бин­ную суть. Пре­ис­пол­нен­ный бо­же­ст­вен­ной люб­ви, лишь он один из всех апо­сто­лов стал ро­до­на­чаль­ни­ком бо­го­сло­вия. Его Еван­ге­лие от­ли­ча­ет­ся осо­бен­ной ду­хов­но­стью. Свое бла­го­вес­тие он на­чал сло­ва­ми: «В на­ча­ле бы­ло Сло­во, и Сло­во бы­ло у Бо­га, и Сло­во бы­ло Бог» (Ин. 1, 1).

Чи­тая на­пи­сан­ное им Еван­ге­лие, мы ви­дим, на ка­кую вы­со­ту бо­го­по­зна­ния он взо­шел. Ему ста­ли дос­туп­ны­ми не­опи­суе­мые тай­ны Бо­же­ст­вен­ной жиз­ни. По­ры­вом сво­их бо­го­слов­ских мыс­лей он упо­до­бил­ся ор­лу, ко­то­рый вы­со­ко в не­бе ле­та­ет над ми­ром. Бо­го­слов­ские мне­ния Ио­ан­на Бо­го­сло­ва яв­ля­ют­ся ос­но­вой са­мых важ­ных дог­ма­тов хри­сти­ан­ско­го уче­ния о Бо­ге.

По­че­му же имен­но свя­той Ио­анн по­лу­чил осо­бен­ный дар бо­го­по­зна­ния? По­то­му что ос­но­вой бо­го­по­зна­ния яв­ля­ет­ся имен­но лю­бовь. Сам апо­стол в бо­го­по­зна­нии от­во­дит глав­ное ме­сто лю­бя­ще­му серд­цу, ведь толь­ко че­ло­ве­ку с лю­бя­щим серд­цем от­кры­ва­ют­ся тай­ны Бо­жии. Лю­бовь спо­соб­на про­ни­кать всю­ду, да­же в об­ласть са­мо­го тай­но­го и не­объ­ят­но­го. Толь­ко лю­бо­вью мож­но по­знать Бо­га, по­сколь­ку Бог Сам есть лю­бовь. А ес­ли Бог есть лю­бовь, то эту без­гра­нич­ную лю­бовь мож­но по­знать при ус­ло­вии та­кой же люб­ви, по­то­му что «кто не лю­бит, тот не по­знал Бо­га, по­то­му что Бог есть лю­бовь» (1 Ин. 4, 8).

Цер­ковь име­ну­ет свя­то­го апо­сто­ла Ио­ан­на апо­сто­лом люб­ви, и это не зря. Рас­кры­вая уче­ние о Бо­ге, он все вре­мя на­по­ми­на­ет о том, что Бог есть Лю­бовь. Свя­той Ио­анн все­гда про­по­ве­до­вал лю­бовь к Бо­гу и ближ­не­му. Он за­ве­щал нам лю­бить Бо­га, по­то­му что Бог по­лю­бил нас вплоть до смер­ти кре­ст­ной.

В по­след­ние го­ды сво­ей жиз­ни апо­стол Ио­анн час­то по­вто­рял од­ни и те же сло­ва: «Де­ти, лю­би­те друг дру­га». Ко­гда его спро­си­ли: за­чем он по­вто­ря­ет од­но и то же, он от­ве­тил: «Ес­ли кто вы­пол­нит эту за­по­ведь, то это­го дос­та­точ­но для спа­се­ния».

Не лю­бовь на сло­вах, а дея­тель­ная лю­бовь к ближ­не­му при­во­дит нас к Бо­гу. «Так как вы сде­ла­ли это од­но­му из сих брать­ев Мо­их мень­ших, то сде­ла­ли Мне», — учил Гос­подь (Мф. 25, 40). Имен­но та­кая лю­бовь, в ко­то­рой нет лу­кав­ст­ва, за­вис­ти, ко­вар­ст­ва, зло­бы, но цар­ст­ву­ют прав­да и свет, при­во­дит нас к со­вер­шен­ст­ву, к по­зна­нию Бо­га, при­бли­жа­ет нас к Бо­гу — Ис­точ­ни­ку веч­ной, не­бес­ной жиз­ни.

По­это­му бу­дем про­сить, что­бы все­ми­ло­сти­вый Гос­подь да­ро­вал всем нам этот не­бес­ный дар — лю­бовь к Бо­гу и на­шим ближ­ним. Аминь.

2005 г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru