Свя­тые пер­во­вер­хов­ные апо­сто­лы Петр и Па­вел (па­мять 29 июня/12 ию­ля)

Свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла Пра­во­слав­ная Цер­ковь на­зы­ва­ет пер­во­вер­хов­ны­ми. Этим по­чет­ным име­нем они от­ме­че­ны, по­то­му что осо­бен­но по­тру­ди­лись в рас­про­стра­не­нии Хри­сто­ва уче­ния (апо­стол Петр — сре­ди иу­де­ев, а апо­стол Па­вел — сре­ди язы­че­ских на­ро­дов) и яви­ли наи­выс­шие об­раз­цы пре­дан­но­сти и люб­ви к Бо­же­ст­вен­но­му Учи­те­лю и Его де­лу на зем­ле. По­сто­ян­но ук­ре­п­ляе­мые бла­го­да­тью Свя­то­го Ду­ха, они об­ра­ща­ли ко Хри­сту ты­ся­чи лю­дей, за­став­ля­ли мол­чать ус­та муд­ре­цов то­гдаш­не­го ми­ра, вол­но­ва­ли и пле­ня­ли сво­ей про­по­ве­дью че­ло­ве­че­ские серд­ца.

Вспом­ним, сколь­ко скор­би и бед ис­пы­та­ли они. «Я ду­маю, — пи­шет свя­той апо­стол Па­вел к ко­рин­фя­нам, — что нам... Бог су­дил быть как бы при­го­во­рен­ны­ми к смер­ти, по­то­му что мы сде­ла­лись по­зо­ри­щем для ми­ра... тер­пим го­лод и жа­ж­ду, и на­го­ту и по­бои, и ски­та­ем­ся, и тру­дим­ся, ра­бо­тая свои­ми ру­ка­ми. Зло­сло­вят нас, мы бла­го­слов­ля­ем; го­нят нас, мы тер­пим; ху­лят нас, мы мо­лим: мы как сор для ми­ра, как прах, все­ми по­пи­рае­мый до­ны­не» (1 Кор. 4, 9–13).

Свя­той апо­стол Петр про­явил свою лю­бовь и пре­дан­ность Гос­по­ду еще при Его зем­ной жиз­ни. До при­зва­ния сво­его на тру­ды апо­столь­ские он имел имя Си­мон и жил в га­ли­лей­ском го­род­ке Виф­саи­ди. Гос­подь же на­звал но­во­го уче­ни­ка Ки­фою, что оз­на­ча­ет в пе­ре­во­де с ара­мей­ско­го «ка­мень», «ска­ла». В гре­че­ском язы­ке это­му сло­ву со­от­вет­ст­ву­ет «пет­рос» или «пет­ра». С тех пор но­во­об­ра­щен­ный апо­стол Петр стал пыл­ким по­сле­до­ва­те­лем Хри­сто­вым, Его уче­ни­ком и по­сто­ян­ным спут­ни­ком.

Са­мо­от­вер­жен­ная лю­бовь ко Хри­сту от­кры­ва­ла Пет­ру Бо­жий Про­мысл. Он пер­вый ис­по­ве­до­вал Иису­са как Сы­на Бо­га Жи­во­го. Ус­лы­шав но­вость о Вос­кре­се­нии, он пер­вый бе­жит ко гро­бу Хри­сто­ву, а впо­след­ст­вии го­во­рит Ему: «Гос­по­ди! Ты зна­ешь, что я люб­лю Те­бя» (Ин. 21, 16). По­сле со­ше­ст­вия Свя­то­го Ду­ха Петр пер­вый сре­ди апо­сто­лов на­чал гром­ко про­по­ве­до­вать Хри­ста, и мно­гих лю­дей — языч­ни­ков и иу­де­ев — об­ра­тил в хри­сти­ан­скую ве­ру. Апо­стол Петр, рас­пя­тый вниз го­ло­вой на кре­сте, как му­че­ник за­кон­чил свою жизнь, за­сви­де­тель­ст­во­вав кро­вью пре­дан­ность сло­ву Спа­си­те­ля.

Во всей двух­ты­ся­че­лет­ней ис­то­рии Все­лен­ской Церк­ви вряд ли най­дет­ся дру­гая лич­ность, на­столь­ко из­вест­ная в хри­сти­ан­ском ми­ре, как свя­той Па­вел. До при­зва­ния на бла­го­вес­ни­че­ское слу­же­ние он име­но­вал­ся Сав­лом и был рев­но­ст­ным по­бор­ни­ком фа­ри­сей­ских за­ко­нов. Сам Хри­стос про­све­тил его све­том ис­ти­ны: пе­ре­ро­див­ши его из «вет­хо­го» че­ло­ве­ка, сде­лал че­ло­ве­ком «но­вым». И с это­го вре­ме­ни не ста­ло Сав­ла, а поя­вил­ся Па­вел — этот «из­бран­ный со­суд» Бо­жий и вто­рой пер­во­вер­хов­ный апо­стол.

Свое апо­столь­ское слу­же­ние Па­вел со­вер­шал под не­по­сред­ст­вен­ным и яв­ным ру­ко­во­дством Бо­жиим. «Воз­ве­щаю вам, бра­тия, — пи­шет апо­стол га­ла­там, — что Еван­ге­лие... я при­нял... и нау­чил­ся не от че­ло­ве­ка, но че­рез от­кро­ве­ние Иису­са Хри­ста» (Гал. 1, 11–12). Ве­ли­кой бы­ла си­ла про­по­ве­ди апо­сто­ла Пав­ла, он хо­ро­шо по­тру­дил­ся в де­ле рас­про­стра­не­ния ве­ры Хри­сто­вой. Он не ви­дел Хри­ста лич­но, не был сре­ди уче­ни­ков Гос­под­них при Его зем­ной жиз­ни, но сво­им про­све­щен­ным, яс­ным и глу­бо­ким умом по­стиг и на­все­гда при­знал, что Хри­стос — это дей­ст­ви­тель­но обе­то­ван­ный Мес­сия, ко­то­рый при­шел спа­сти весь род че­ло­ве­че­ский, и кто во Хри­сте, тот — но­вое тво­ре­ние, но­вый че­ло­век. Апо­стол Па­вел то­же до­был ве­нец му­че­ни­че­ской смер­ти, хо­тя его не рас­пя­ли, как апо­сто­ла Пет­ра, а по за­ко­ну Рим­ской им­пе­рии, по­сколь­ку он был рим­ским гра­ж­да­ни­ном, от­сек­ли ме­чом го­ло­ву.

Ве­ли­ка бы­ла на­гра­да от Бо­га пер­во­вер­хов­ным апо­сто­лам еще во вре­ме­на их зем­ной жиз­ни. Свя­той апо­стол Петр был удо­сто­ен стать сви­де­те­лем са­мых важ­ных со­бы­тий в жиз­ни Хри­ста Спа­си­те­ля — Геф­си­ман­ской мо­лит­вы и Бо­же­ст­вен­ной сла­вы на го­ре Пре­об­ра­же­ния. А свя­то­му апо­сто­лу Пав­лу да­но бы­ло воз­не­стись, по его вы­ска­зы­ва­нию, «к треть­ему не­бу» — к раю, где он слы­шал не­опи­суе­мые сло­ва, ко­то­рые че­ло­век и пе­ре­ска­зать не в со­стоя­нии.

Сло­во «апо­стол» с гре­че­ско­го пе­ре­во­дит­ся как «по­сла­нец». Все мы по­сла­ны Бо­гом в этот мир, что­бы по­сти­гать ис­ти­ну, веч­ную прав­ду, и сви­де­тель­ст­во­вать о ней сво­ей жиз­нью, то есть жить со­глас­но Бо­жи­им за­по­ве­дям и За­ко­ну Бо­жие­му. Это род­нит нас со все­ми свя­ты­ми апо­сто­ла­ми, и осо­бен­но с пер­во­вер­хов­ны­ми, ко­то­рых Цер­ковь че­ст­во­ва­ла 29 ию­ня (12 ию­ля по но­во­му сти­лю).

Пер­во­вер­хов­ные апо­сто­лы сво­ей жиз­нью учат нас: ес­ли со­гре­шил — по­кай­ся, ес­ли ис­пы­тал па­де­ние — встань, про­явил сла­бость ду­ха — кре­пись на­де­ж­дой на Бо­га, ве­руй в Не­го и лю­би Его. Имен­но та­кой путь пра­вед­ной жиз­ни в Гос­по­де на­шем Иису­се Хри­сте и при­ве­дет нас к на­сле­до­ва­нию жиз­ни веч­ной. Аминь.

2004 г.

 

Церковные Таинства

—    Наилучшей подготовкой к венчанию, как и к любому другому церковному Таинству, являются пост и молитва. По традиции молодые накануне венчания несколько дней постятся, а затем посещают храм, чтобы исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    А какие аргументы могут быть против? Если это не создает препятствий в духовной жизни христианина, то, конечно, можно. Если же из этого делается своеобразный культ, который полностью поглощает все силы человека, так что не остается времени на молитву, то, безусловно, такие занятия спортом бесполезны.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru