Проповедь на Усек­но­ве­ние главы Иоанна Предтечи

На пят­на­дца­том го­ду прав­ле­ния им­пе­ра­то­ра Ти­бе­рия на бе­ре­гах Иор­да­на поя­вил­ся по­след­ний ве­ли­кий вет­хо­за­вет­ный про­рок — свя­той Ио­анн, ко­то­ро­му Гос­подь су­дил стать Пред­те­чой и Кре­сти­те­лем гря­ду­ще­го Мес­сии, Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста. Это был сын свя­щен­ни­ка За­ха­рии. Ко­гда Ирод при­ка­зал убить мла­ден­цев в Виф­лие­ми и его око­ли­цах, пра­вед­ная Ели­за­ве­та вме­сте с двух­го­дич­ным сы­ном Ио­ан­ном скры­ва­лась в Иу­дей­ской пус­ты­не. Вско­ре ро­ди­те­ли умер­ли. Ио­анн ос­тал­ся жить сам в ди­кой пус­ты­не, бе­ре­жен­ный Бо­гом, Ко­то­рый го­то­вил его к ве­ли­ко­му слу­же­нию.

Это вре­мя на­сту­пи­ло, и на зе­ле­ных бе­ре­гах Иор­да­на за­зву­чал го­лос ве­ли­ко­го про­ро­ка. К иор­дан­ско­му про­по­вед­ни­ку стал бы­ст­ро сте­кать­ся на­род из всей Па­ле­сти­ны. Лю­ди жад­но ло­ви­ли ка­ж­дое сло­во про­ро­ка о ско­ром на­сту­п­ле­нии Цар­ст­вия Не­бес­но­го, о при­ше­ст­вии Мес­сии, Ко­то­рый вот-вот дол­жен поя­вить­ся.

Дол­го­ждан­ный день на­сту­пил. На бе­ре­гах Иор­да­на явил­ся Иисус, Ко­то­рый при­нял кре­ще­ние от Ио­ан­на, чтоб «ис­пол­нить вся­кую прав­ду». А Ио­анн за­сви­де­тель­ст­во­вал пе­ред на­ро­дом, что имен­но Хри­стос яв­ля­ет­ся тем дол­го­ждан­ным Мес­си­ей, Тем Агн­цем Бо­жи­им, ко­то­рый бе­рет на се­бя все гре­хи че­ло­ве­че­ст­ва.

По­сле кре­ще­ния в Иор­дан­ских во­дах от рук свя­то­го Ио­ан­на Пред­те­чи, Гос­подь наш Иисус Хри­стос ото­шел от бе­ре­гов Иор­да­на, что­бы про­по­ве­до­вать Еван­ге­лие. Его же, Пред­те­чу и Кре­сти­те­ля вско­ре аре­сто­ва­ли и бро­си­ли в тюрь­му за глас­ное изо­бли­че­ние в не­за­кон­ном со­жи­тель­ст­ве Иро­да Ан­ти­пы с Иро­диа­дою.

За по­ве­ле­ни­ем тет­рар­ха Иро­да, свя­то­го Ио­ан­на в тюрь­ме удер­жи­ва­ли в не очень стро­гих ус­ло­ви­ях. Он мог сво­бод­но об­щать­ся с уче­ни­ка­ми, и сам Ан­ти­па не­ред­ко звал его к се­бе, слу­шал его ре­чи, об­ви­не­ния и да­же спра­ши­вал его со­ве­тов. Од­на­ко в тюрь­ме пред­ска­за­тель Бо­же­ст­вен­ной прав­ды не ос­ла­бил, а, на­про­тив, уси­лил свой го­лос, ра­зо­бла­чая не­за­кон­ный брак ца­ря с Иро­диа­дою, го­во­ря о нем в са­мых рез­ких вы­ска­зы­ва­ни­ях.

Мож­но се­бе толь­ко пред­ста­вить, с ка­кой зло­бой вы­слу­ши­ва­ла Иро­диа­да сло­ва, ко­то­рые осу­ж­да­ли ее, ис­хо­дя из уст свя­то­го про­ро­ка в ее же двор­це. Од­на­ко, унич­то­жить Ио­ан­на сра­зу ко­вар­ная жен­щи­на не мог­ла. Ирод Ан­ти­па не хо­тел каз­ни Ио­ан­на Хре­сти­те­ля, по­сколь­ку, кро­ме то­го что в из­вест­ной ме­ре ува­жал его, бо­ял­ся и на­род­ных бес­по­ряд­ков. Но Иро­диа­да дол­го тер­петь так­же не хо­те­ла. По­кон­чить со сво­им вра­гом ца­ри­ца ре­ши­ла при пер­вой удоб­ной воз­мож­но­сти.

Дол­го­ждан­ный для нее мо­мент на­сту­пил во вре­мя дня ро­ж­де­ния Иро­да, празд­но­ва­ние ко­то­ро­го про­хо­ди­ло во двор­це Махе­рон­ти. На этот счет во двор­це со­бра­лось мно­го гос­тей, и был уст­ро­ен ве­ли­кий пир. Ко­гда праз­ник, на ко­то­ром гос­ти из­ряд­но за­хме­ле­ли, дос­тиг сво­его апо­гея, на се­ре­ди­ну двор­ца вы­бе­жа­ла Са­ло­мея — дочь Иро­диа­ды, и ис­пол­ни­ла не­при­лич­ный та­нец, ко­то­рый вы­звал не­ве­ро­ят­ный вос­торг у гос­тей. «Про­си у ме­ня че­го хо­чешь», — ска­зал опь­я­нев­ший тет­рарх. Он по­клял­ся в при­сут­ст­вии сво­их во­ен­на­чаль­ни­ков и ста­рей­шин, что ни в чем не от­ка­жет ей. Са­ло­мия с ра­до­стью по­бе­жа­ла к ма­те­ри за со­ве­том, и та под­ска­за­ла ей, че­го про­сить у Иро­да. «Го­ло­вы Ио­ан­на Кре­сти­те­ля», — тре­бо­ва­ла жес­то­кая Иро­диа­да. Са­ло­мея бы­ла не ме­нее жес­то­ко­сер­деч­ной, чем ее мать. Она мгно­вен­но, взя­в с со­бой блю­до, вы­шла к при­сут­ст­вую­щим и ска­за­ла ца­рю: «Хо­чу, чтоб ты дал мне сей­час же, на блю­де, го­ло­ву Ио­ан­на Кре­сти­те­ля». Ан­ти­па и все при­сут­ст­во­вав­шие бы­ли по­ра­жен­ные ее прось­бой. Страш­но бы­ло ви­деть пе­ред со­бой мо­ло­дую де­вуш­ку, ко­то­рая толь­ко что без­за­бот­но тан­це­ва­ла пе­ред со­б­ра­ни­ем, в ро­ли злоб­ной и кро­ва­вой мсти­тель­ни­цы.

Сму­щен­ный Ирод все же не за­хо­тел на­ру­шать сво­его обе­ща­ния пе­ред гос­тя­ми. Сразу же в тюрь­му по­сла­ли па­ла­ча, ко­то­рый вско­ре вер­нул­ся, не­ся на блю­де го­ло­ву ве­ли­ко­го про­ро­ка и Пред­те­чи Гос­под­не­го. Са­ло­мея от­не­сла свою страш­ную до­бы­чу кро­во­жад­ной ма­те­ри...

Так му­че­ни­че­ски по­гиб «наи­боль­ший из ро­ж­ден­ных жен­щи­на­ми». Те­ло его от­да­ли уче­ни­кам; они по­хо­ро­ни­ли его, и на­пра­ви­лись к Га­ли­лее рас­ска­зать Иису­су о про­изо­шед­шей тра­ге­дии. Весть о смер­ти Ио­ан­на очень огор­чи­ла Спа­си­те­ля. Он знал, что ад­ские си­лы не мо­гут тер­петь вест­ни­ков Ис­ти­ны на зем­ле. Смерть ве­ли­ко­го про­ро­ка пред­ве­ща­ла еще од­ну смерть, те­перь уже ис­ку­пи­тель­ную: сле­дом за Сво­им Пред­те­чей вско­ре на Гол­го­фу дол­жен взой­ти и Сын Бо­жий, Тот пред­ве­щен­ный Ио­ан­ном Аг­нец Бо­жий, ко­то­рый взял на се­бя гре­хи ми­ра. Аминь.

2005 г.

 

Церковные Таинства

—    Само по себе имя (как набор звуков или букв) никоим образом не может влиять на судьбу человека. Наша судьба зависит исключительно от того, какую жизнь мы ведем. Также можно вспомнить народную мудрость: "Не имя красит человека, а человек имя".
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    Апостол Павел, который не был женат, в Первом послании к Коринфянам говорит: "Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным. По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так... Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит" (1 Кор. 7, 25-26, 28).
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru