Усек­но­ве­ние гла­вы Про­ро­ка, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­не­го Ио­ан­на (29 ав­гу­ста/11 сен­тяб­ря)

Ка­ж­дый год в на­ча­ле осе­ни мы гру­стим по по­во­ду му­че­ни­че­ской кон­чи­ны Ио­ан­на Пред­те­чи — усек­но­ве­ние его че­ст­ной гла­вы. О свя­том про­ро­ке Ио­ан­не про­рок Иса­ия го­во­рил, что он при­дет при­го­то­вить до­ро­гу гря­ду­ще­му Гос­по­ду. По сви­де­тель­ст­ву свя­то­го еван­ге­ли­ста Лу­ки, ро­ж­де­ния про­ро­ка и Кре­сти­те­ля Ио­ан­на бы­ло вос­при­ня­то с ра­до­стью и на­де­ж­дой на спа­се­ние, что при­бли­жа­ет­ся.

Взгля­ни­те, бра­тья и се­ст­ры, на ве­ли­ко­го угод­ни­ка — Пред­те­чу и Кре­сти­те­ля Ио­ан­на. О нем Сам Хри­стос го­во­рил, что из всех ро­ж­ден­ных жен­щи­на­ми на зем­ле он наи­боль­ший. Он ве­ли­кий под­виж­ник. Жизнь его — сплош­ной под­виг. Он не бес­по­ко­ит­ся об оде­ж­де, по­кры­вая свое те­ло лишь ко­жей верб­лю­да и под­поя­сы­ва­ясь ши­ро­ким поя­сом. Жи­вет в пус­ты­не. Пи­та­ет­ся толь­ко ди­ким ме­дом и ак­ри­да­ми. Он не пьет ви­на. Он в под­ви­ге уе­ди­не­ния го­то­вит се­бя для ве­ли­ко­го де­ла — под­го­то­вить серд­ца и умы лю­дей к при­ня­тию Хри­ста Спа­си­те­ля. Бог бла­го­во­лил из­брать Пред­те­чей обе­то­ван­но­го Мес­сии имен­но его — ве­ли­ко­го про­ро­ка, силь­но­го ду­хом под­виж­ни­ка, све­тиль­ни­ка Све­та, «ден­ни­цу не­за­хо­ди­мо­го» Солн­ца, о ко­то­ром про­рок Иса­ия ска­зал, что он есть «глас, во­пию­щего в пус­ты­не», ан­гел во пло­ти.

Пред­те­ча Ио­анн со всей рев­но­ст­но­стью про­по­ве­ду­ет по­кая­ние, пыл­ким сво­им сло­вом об­ра­ща­ет за­блуд­ших, ра­зо­бла­ча­ет гре­хи и по­ро­ки как про­стых лю­дей, так и силь­ных ми­ра се­го; тех, кто по­ка­ял­ся, кре­стит в во­дах Иор­да­на. Он, изо­бли­чи­тель не­прав­ды, как му­че­ник по­стра­дал за прав­ду. Цер­ков­ная ико­но­гра­фия в так на­зы­вае­мом деи­сис­ном чи­не (от гре­че­ско­го сло­ва «деи­сис» — «мо­лит­ва») изо­бра­жа­ет Пред­те­чу пер­вым, по­сле Бо­го­ма­те­ри, ко­то­рый сто­ит ря­дом с Хри­стом Спа­си­те­лем, Ца­рем Сла­вы, на­хо­дясь в по­сто­ян­ной мо­лит­ве за мир и лю­дей. Он по­след­ний про­рок Вет­хо­го За­ве­та и пер­вый про­рок-му­че­ник Но­во­го За­ве­та, бли­жай­ший друг Иису­са Хри­ста.

Цер­ковь ве­рит в его мо­лит­вы и об­ра­ща­ет­ся к ним.

Ко­гда мы, ве­рую­щие, от­ме­ча­ем тот или иной хри­сти­ан­ский празд­ник, мо­лит­вен­но уб­ла­жа­ем то­го или дру­го­го Бо­жие­го угод­ни­ка, мы, ко­неч­но, не толь­ко от­да­ем ему хва­лу и об­ра­ща­ем­ся с прось­ба­ми, но и стре­мим­ся или, по край­ней ме­ре, долж­ны стре­мить­ся на­сле­до­вать его. Наи­луч­ший да­р свя­то­му, ко­то­ро­го мы про­слав­ля­ем,— на­ше стрем­ле­ние на­сле­до­вать его доб­ро­де­те­ли, на­сле­до­вать его ве­ру, на­де­ж­ду и лю­бовь. Же­лая на­сле­до­вать доб­ро­де­те­ли Ио­ан­на Кре­сти­те­ля, пре­ж­де все­го мы долж­ны про­сить его мо­лит­вен­ной по­мо­щи по де­лу на­ше­го со­вер­шен­ст­во­ва­ния, вни­ма­тель­но изу­чать его жизнь и под­ви­ги. Мы не мо­жем быть ан­ге­ла­ми в пло­ти, ибо мы очень сла­бые и не­мощ­ные лю­ди. Но мы мо­жем бо­роть­ся, как бо­рол­ся он, жи­вя в пус­ты­не, со свои­ми гре­хов­ны­ми мыс­ля­ми. Сло­во Бо­жие го­во­рит, что от серд­ца вы­хо­дят злые по­мыс­лы, убий­ст­ва, пре­лю­бо­дея­ния, лже­сви­де­тель­ст­во, ху­ла и т.д. Мы бу­дем на­след­ни­ка­ми Пред­те­чи, ес­ли бу­дем бо­роть­ся со сво­ей гор­до­стью. Гор­дость сбро­си­ла Ан­ге­лов из не­ба в ад. Гор­дость уни­жа­ет и губит ка­ж­до­го че­ло­ве­ка. Бо­рясь с гор­до­стью, нуж­но вос­пи­ты­вать в се­бе сми­рен­ность Пред­те­чи, ибо оно воз­ве­ли­чи­ва­ет и спа­са­ет че­ло­ве­ка. На­сле­дуя ве­ли­ко­го Пред­те­чу, нуж­но сдер­жи­вать свой язык, про­сить Бо­га, чтоб Он по­ста­вил «ог­ра­ж­де­ние ус­там на­шим», чтоб из на­ших уст не вы­хо­ди­ло ни од­но­го сло­ва раз­дра­же­ния или осу­ж­де­ния, или оби­ды, или про­кля­тие.

Лю­бо­му уси­лию че­ло­ве­че­ско­му, на­прав­лен­но­му к до­б­ру и бла­го­чес­тию, спо­соб­ст­ву­ет си­ла Бо­же­ст­вен­ной бла­го­да­ти и по­мощь про­слав­лен­ных Цер­ко­вью свя­тых угод­ни­ков Бо­жи­их.

Пусть же мо­лит­вен­ное за­ступ­ни­че­ст­во наи­боль­ше­го про­ро­ка Бо­жие­го, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­не­го Ио­ан­на по­мо­жет нам от­бро­сить де­ла тьмы и примк­нуть к де­лам све­та, чтоб дос­той­но и пра­вед­но вос­пе­вать трис­вя­тое имя Бо­жие и уб­ла­жать свя­тых угод­ни­ков Его. Аминь.

2004 г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поиск

Календарь

<Август 2013>
ПнВтСрЧтПтСбВс
   134
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru