Усек­но­ве­ние гла­вы Про­ро­ка, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­не­го Ио­ан­на (29 ав­гу­ста/11 сен­тяб­ря)

Ка­ж­дый год в на­ча­ле осе­ни мы гру­стим по по­во­ду му­че­ни­че­ской кон­чи­ны Ио­ан­на Пред­те­чи — усек­но­ве­ние его че­ст­ной гла­вы. О свя­том про­ро­ке Ио­ан­не про­рок Иса­ия го­во­рил, что он при­дет при­го­то­вить до­ро­гу гря­ду­ще­му Гос­по­ду. По сви­де­тель­ст­ву свя­то­го еван­ге­ли­ста Лу­ки, ро­ж­де­ния про­ро­ка и Кре­сти­те­ля Ио­ан­на бы­ло вос­при­ня­то с ра­до­стью и на­де­ж­дой на спа­се­ние, что при­бли­жа­ет­ся.

Взгля­ни­те, бра­тья и се­ст­ры, на ве­ли­ко­го угод­ни­ка — Пред­те­чу и Кре­сти­те­ля Ио­ан­на. О нем Сам Хри­стос го­во­рил, что из всех ро­ж­ден­ных жен­щи­на­ми на зем­ле он наи­боль­ший. Он ве­ли­кий под­виж­ник. Жизнь его — сплош­ной под­виг. Он не бес­по­ко­ит­ся об оде­ж­де, по­кры­вая свое те­ло лишь ко­жей верб­лю­да и под­поя­сы­ва­ясь ши­ро­ким поя­сом. Жи­вет в пус­ты­не. Пи­та­ет­ся толь­ко ди­ким ме­дом и ак­ри­да­ми. Он не пьет ви­на. Он в под­ви­ге уе­ди­не­ния го­то­вит се­бя для ве­ли­ко­го де­ла — под­го­то­вить серд­ца и умы лю­дей к при­ня­тию Хри­ста Спа­си­те­ля. Бог бла­го­во­лил из­брать Пред­те­чей обе­то­ван­но­го Мес­сии имен­но его — ве­ли­ко­го про­ро­ка, силь­но­го ду­хом под­виж­ни­ка, све­тиль­ни­ка Све­та, «ден­ни­цу не­за­хо­ди­мо­го» Солн­ца, о ко­то­ром про­рок Иса­ия ска­зал, что он есть «глас, во­пию­щего в пус­ты­не», ан­гел во пло­ти.

Пред­те­ча Ио­анн со всей рев­но­ст­но­стью про­по­ве­ду­ет по­кая­ние, пыл­ким сво­им сло­вом об­ра­ща­ет за­блуд­ших, ра­зо­бла­ча­ет гре­хи и по­ро­ки как про­стых лю­дей, так и силь­ных ми­ра се­го; тех, кто по­ка­ял­ся, кре­стит в во­дах Иор­да­на. Он, изо­бли­чи­тель не­прав­ды, как му­че­ник по­стра­дал за прав­ду. Цер­ков­ная ико­но­гра­фия в так на­зы­вае­мом деи­сис­ном чи­не (от гре­че­ско­го сло­ва «деи­сис» — «мо­лит­ва») изо­бра­жа­ет Пред­те­чу пер­вым, по­сле Бо­го­ма­те­ри, ко­то­рый сто­ит ря­дом с Хри­стом Спа­си­те­лем, Ца­рем Сла­вы, на­хо­дясь в по­сто­ян­ной мо­лит­ве за мир и лю­дей. Он по­след­ний про­рок Вет­хо­го За­ве­та и пер­вый про­рок-му­че­ник Но­во­го За­ве­та, бли­жай­ший друг Иису­са Хри­ста.

Цер­ковь ве­рит в его мо­лит­вы и об­ра­ща­ет­ся к ним.

Ко­гда мы, ве­рую­щие, от­ме­ча­ем тот или иной хри­сти­ан­ский празд­ник, мо­лит­вен­но уб­ла­жа­ем то­го или дру­го­го Бо­жие­го угод­ни­ка, мы, ко­неч­но, не толь­ко от­да­ем ему хва­лу и об­ра­ща­ем­ся с прось­ба­ми, но и стре­мим­ся или, по край­ней ме­ре, долж­ны стре­мить­ся на­сле­до­вать его. Наи­луч­ший да­р свя­то­му, ко­то­ро­го мы про­слав­ля­ем,— на­ше стрем­ле­ние на­сле­до­вать его доб­ро­де­те­ли, на­сле­до­вать его ве­ру, на­де­ж­ду и лю­бовь. Же­лая на­сле­до­вать доб­ро­де­те­ли Ио­ан­на Кре­сти­те­ля, пре­ж­де все­го мы долж­ны про­сить его мо­лит­вен­ной по­мо­щи по де­лу на­ше­го со­вер­шен­ст­во­ва­ния, вни­ма­тель­но изу­чать его жизнь и под­ви­ги. Мы не мо­жем быть ан­ге­ла­ми в пло­ти, ибо мы очень сла­бые и не­мощ­ные лю­ди. Но мы мо­жем бо­роть­ся, как бо­рол­ся он, жи­вя в пус­ты­не, со свои­ми гре­хов­ны­ми мыс­ля­ми. Сло­во Бо­жие го­во­рит, что от серд­ца вы­хо­дят злые по­мыс­лы, убий­ст­ва, пре­лю­бо­дея­ния, лже­сви­де­тель­ст­во, ху­ла и т.д. Мы бу­дем на­след­ни­ка­ми Пред­те­чи, ес­ли бу­дем бо­роть­ся со сво­ей гор­до­стью. Гор­дость сбро­си­ла Ан­ге­лов из не­ба в ад. Гор­дость уни­жа­ет и губит ка­ж­до­го че­ло­ве­ка. Бо­рясь с гор­до­стью, нуж­но вос­пи­ты­вать в се­бе сми­рен­ность Пред­те­чи, ибо оно воз­ве­ли­чи­ва­ет и спа­са­ет че­ло­ве­ка. На­сле­дуя ве­ли­ко­го Пред­те­чу, нуж­но сдер­жи­вать свой язык, про­сить Бо­га, чтоб Он по­ста­вил «ог­ра­ж­де­ние ус­там на­шим», чтоб из на­ших уст не вы­хо­ди­ло ни од­но­го сло­ва раз­дра­же­ния или осу­ж­де­ния, или оби­ды, или про­кля­тие.

Лю­бо­му уси­лию че­ло­ве­че­ско­му, на­прав­лен­но­му к до­б­ру и бла­го­чес­тию, спо­соб­ст­ву­ет си­ла Бо­же­ст­вен­ной бла­го­да­ти и по­мощь про­слав­лен­ных Цер­ко­вью свя­тых угод­ни­ков Бо­жи­их.

Пусть же мо­лит­вен­ное за­ступ­ни­че­ст­во наи­боль­ше­го про­ро­ка Бо­жие­го, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­не­го Ио­ан­на по­мо­жет нам от­бро­сить де­ла тьмы и примк­нуть к де­лам све­та, чтоб дос­той­но и пра­вед­но вос­пе­вать трис­вя­тое имя Бо­жие и уб­ла­жать свя­тых угод­ни­ков Его. Аминь.

2004 г.

 

Церковные Таинства

— Традиционно епитимию, то есть духовное послушание после Покаяния для преодоления греха, на человека налагает священник. Он видит, какая именно должна быть епитимия. Если человек духовно зрелый, он получает одно послушание, если начинающий в вере — другое.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

— Церковь всегда считала и считает одной из главных своих задач воспитание детей. Поэтому мы постоянно обращаемся к государству с просьбой о введении в общеобразовательных школах предметов, которые бы знакомили детей с христианской этикой, Божиими заповедями, религиозной культурой нашего народа, историей христианства в Украине.

Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru