Ве­се­лись, Геф­си­ма­ния (про­по­ведь на Ус­пе­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, 28 ав­гу­ста)

Сло­во «ус­пе­ние» — оз­на­ча­ет по­гру­же­ние в сон и вме­сте с тем мир­ную, по­доб­ную ко сну кон­чи­ну. Для на­стоя­ще­го хри­стиа­ни­на смерть — не унич­то­же­ние, а пе­ре­ход к веч­ной жиз­ни с Бо­гом. Бо­жия Ма­терь, как ни­кто из лю­дей и ан­ге­лов, дос­тиг­ла со­вер­шен­но­го еди­не­ния с Бо­гом и оп­рав­да­ла цель, ра­ди ко­то­рой был соз­дан этот мир, — обо­же­ние тво­ре­ния.

В сво­ем ус­пе­нии она пе­ре­шла от это­го со­вер­шен­ст­вую­ще­го­ся ми­ра, к бла­жен­ной веч­но­сти. Она ста­ла по ту сто­ро­ну смер­ти, вос­кре­се­ния и Страш­но­го Су­да. В день Ус­пе­ния че­ло­ве­че­ст­во при­об­ре­ло Не­бес­ную За­ступ­ни­цу, и Уте­ши­тель­ни­цу.

Нет лю­дей, ко­то­рые бы­ли бы аб­со­лют­но иден­тич­ны­ми ме­ж­ду со­бой. Нет че­ло­ве­че­ских жиз­ней, в точ­но­сти по­вто­ряю­щих од­на дру­гую. И смерть как итог жиз­ни у раз­ных лю­дей так­же не оди­на­ко­вая. От­сю­да са­мым при­род­ным яв­ля­ет­ся убе­ж­де­ние в том, что у та­кой не­обыч­ной лич­но­сти, как Де­ва Ма­рия, с Ее уни­каль­ной судь­бой, смерть долж­на быть един­ст­вен­ной и не­по­вто­ри­мой в сво­ем ро­де. По глу­бо­ко­му убе­ж­де­нию Пра­во­слав­ной Церк­ви, кон­чи­на Бо­го­ма­те­ри бы­ла та­кой, ко­то­рой не бы­ло ни у ко­го кро­ме Нее. Ее сми­ре­ние и по­кор­ность удо­стои­ли Ее стать Оби­те­лью Гос­по­да. Ее се­ра­фи­мов­ская чис­то­та удо­стои­ла Ее стать Ма­те­рью Сы­на Бо­жие­го. Ее тер­пе­ние, Ее пре­дан­ность во­ле Бо­жи­ей, Ее же­ла­ние спа­сти ду­ши и веч­но­го еди­не­ния с Гос­по­дом воз­ве­ли Ее на наи­выс­шую сту­пень — Ца­ри­цы не­ба и зем­ли, и да­ро­ва­ли Ей бла­жен­ную кон­чи­ну. Пре­чис­тая Де­ва не бы­ла ис­клю­че­ни­ем из за­ко­на смер­ти, так же как и Ее Сын; од­на­ко Она, по­доб­но Сы­ну, вос­тор­же­ст­во­ва­ла над смер­тью.

Вос­кре­се­ние Ее про­изош­ло со­кро­вен­но, как со­кро­вен­ной бы­ла и вся Ее жизнь, ко­то­рой яв­ля­ет­ся Ее лич­ность в Еван­ге­лии и апо­столь­ских пи­са­ни­ях. Вся жизнь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы про­шла в тай­не. Она бы­ла бо­го­из­бран­ным со­су­дом, ко­то­рый са­мым та­ин­ст­вен­ным об­ра­зом вме­стил Не­вми­сти­мо­го. Да и са­ма тай­на Бо­го­во­пло­ще­ния, ко­то­рой Она по­слу­жи­ла, ос­та­ет­ся не­по­сти­жи­мой для че­ло­ве­че­ско­го ра­зу­ма.

О по­след­них го­дах зем­ной жиз­ни Пре­свя­той Де­вы Ма­рии и о слав­ном Ее ус­пе­нии мы уз­на­ем из Свя­щен­но­го Пре­да­ния. Мы зна­ем, что по Вос­кре­се­нию и Воз­не­се­нии сво­его Бо­же­ст­вен­но­го Сы­на Она не­ко­то­рое вре­мя жи­ла в Ие­ру­са­ли­ме. Впо­след­ст­вии с Ио­ан­ном Бо­го­сло­вом, ко­то­ро­му Гос­подь на Кре­сте за­ве­щал за­бо­тить­ся о Его Пре­чис­той Ма­те­ри, пе­ре­се­ли­лась в Эфес. Там по­се­ти­ла свя­то­го Ла­за­ря на ост­ро­ве Кипр и Афон­скую го­ру, ко­то­рую бла­го­сло­ви­ла как Свою оби­тель. Не­за­дол­го до Сво­ей кон­чи­ны Она пе­ре­се­ли­лась опять в Ие­ру­са­лим, где час­то по­се­ща­ла мес­та, свя­зан­ные с са­мы­ми важ­ны­ми со­бы­тия­ми зем­ной жиз­ни Сво­его Бо­же­ст­вен­но­го Сы­на, осо­бен­но с по­след­ни­ми Его зем­ны­ми дня­ми. Это и Гол­го­фа, и Гроб Гос­под­ний, Геф­си­ма­ния и Еле­он. Там При­сно­де­ва сер­деч­но мо­ли­лась и на­хо­ди­лась в по­сто­ян­ном же­ла­нии как мож­но бы­ст­рее отой­ти к Сво­ему Сы­ну. За три дня до смер­ти, во вре­мя мо­лит­вы на Еле­он­ский го­ре Ее из­вес­тил о бла­жен­ной кон­чи­не ар­хан­гел Гав­ри­ил, ко­то­рый вру­чил Ей рай­скую ветвь — сим­вол не­тле­ния и по­бе­ды над смер­тью. Эту ветвь Свя­тая Де­ва за­ве­ща­ла апо­сто­лу Ио­ан­ну Бо­го­сло­ву не­сти пе­ред Ее гро­бом при по­гре­бе­нии. Свое ни­щее иму­ще­ст­во, ко­то­рое со­стоя­ло из двух хи­то­нов, она за­ве­ща­ла двум бед­ным вдо­вам, ко­то­рые усерд­но слу­жи­ли ей. По­хо­ро­нить Се­бя Она за­ве­ща­ла в Геф­си­ма­нии ме­ж­ду мо­ги­ла­ми Сво­их пра­вед­ных ро­ди­те­лей Ио­а­ки­ма и Ан­ны и Ио­си­фа Об­руч­ни­ка.

По­про­щать­ся с Пре­чис­той чу­дом Бо­жи­им со­бра­лись все апо­сто­лы, кро­ме Фо­мы. Чув­ст­вуя близ­кую кон­чи­ну Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца об­ра­ти­лась к Сво­ему Сы­ну со сло­ва­ми «Ве­ли­чит ду­ша Моя Гос­по­да», и «Го­то­во серд­це Мое, Бо­же, го­то­во серд­це Мое». В это вре­мя Сам Гос­подь в ок­ру­же­нии мно­же­ст­ва ан­ге­лов не­ви­ди­мо взо­шел к смерт­но­му ло­жу Сво­ей Ма­те­ри и при­нял Ее пре­чис­тую Ду­шу в Свои бо­же­ст­вен­ные ру­ки. Бо­жия Ма­терь без бо­ли пре­да­ла ду­шу в ру­ки Гос­по­да, и в то же вре­мя про­зву­ча­ло ан­гель­ское пе­ние, в ко­то­ром час­то по­вто­ря­лись сло­ва бла­го­ве­щен­ско­го при­вет­ст­вия: «Ра­дуй­ся, Бла­го­дат­ная, Гос­подь с То­бою!»

Апо­сто­лы тор­же­ст­вен­но пе­ре­не­сли те­ло Бо­жи­ей Ма­те­ри в Геф­си­ма­нию, где и по­хо­ро­ни­ли в вы­се­чен­ной в ска­ле гроб­ни­це. Че­рез три дня при­был апо­стол Фо­ма, ко­то­ро­го про­мы­сел Бо­жий за­дер­жал, и он от­сут­ст­во­вал при ус­пе­нии и по­гре­бе­нии. По его прось­бе по­про­щать­ся с Пре­чис­той, гроб­ни­цу от­кры­ли, од­на­ко те­ла Бо­го­ма­те­ри там не бы­ло. В тот же день ве­че­ром Она яви­лась апо­сто­лам в ок­ру­же­нии сон­ма Ан­ге­лов и в не­опи­суе­мой сла­ве.

В та­ин­ст­вен­ном Воз­не­се­нии Пре­не­по­роч­ной Де­вы Ма­рии, взя­тии Ее на не­бо с те­лом Цер­ковь ви­дит пред­воз­ве­ще­ние бу­ду­щей жиз­ни. Бо­го­ма­терь не толь­ко бес­смерт­ной ду­шой всту­пи­ла в жизнь бу­ду­ще­го ве­ка, но и плоть Ее пе­ре­жи­ла из­ме­не­ния из тле­ния в не­тле­ние. А в этом как раз и есть на­ча­ло вос­соз­да­ния пад­шей че­ло­ве­че­ской при­ро­ды, воз­вра­ще­ние ее в Рай. В этом за­клю­ча­ет­ся на­ша на­де­ж­да и упо­ва­ние на веч­ную бла­жен­ную жизнь.

Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­це, спа­си нас… Аминь.

2005 г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru