Ра­дуй­ся (По­хва­ла Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це, Суб­бо­та Ака­фи­ста, 5-я сед­ми­ца Ве­ли­ко­го по­ста)

Ес­ли че­ло­век вни­ма­тель­но по­смот­рит на се­бя в со­по­став­ле­нии с ок­ру­жаю­щим его про­стран­ст­вом, то уви­дит, на­сколь­ко он ни­что­жен, и, не­со­мнен­но, при­дет к вы­во­ду, что яв­ля­ет­ся ма­лой пес­чин­кой в океа­не Бо­же­ст­вен­но­го ми­ро­зда­ния. А ес­ли по­смот­реть на се­бя с уче­том при­су­щих нам осо­бен­но­стей и слож­но­стей ха­рак­те­ра, то, не­со­мнен­но, при­дешь к вы­во­ду, что че­ло­век еще и уяз­ви­мое су­ще­ст­во, по­рой бес­по­мощ­ное и без­за­щит­ное.

Но это од­на сто­ро­на. Есть и дру­гая, бо­лее важ­ная: в сущ­но­сти сво­ей че­ло­век — див­ное, та­ин­ст­вен­ное и пре­крас­ное, Бо­гом со­тво­рен­ное су­ще­ст­во, с ог­ром­ны­ми ду­хов­ны­ми воз­мож­но­стя­ми.

Гос­подь при­шел на зем­лю и во­пло­тил­ся ра­ди че­ло­ве­ка. Он бла­го­во­лил срод­нить­ся с че­ло­ве­ком не толь­ко ду­хов­но, но и плот­ски, ос­вя­тить на­шу че­ло­ве­че­скую плоть, про­сла­вить и воз­не­сти ее до не­бес. Для на­ше­го ос­вя­ще­ния и со­еди­не­ния с Ним Он ос­но­вал Цер­ковь и дал нам спа­си­тель­ные та­ин­ст­ва.

Гос­подь вновь и вновь при­хо­дит к ка­ж­до­му в Та­ин­ст­ве свя­той Ев­ха­ри­стии. При­ча­ща­ясь Пре­чис­то­го Те­ла и Кро­ви Его, мы со­еди­ня­ем­ся с Ним на­ве­ки.

Свя­той Си­ме­он Но­вый Бо­го­слов, ве­ли­кий афон­ский под­виж­ник XI ве­ка, од­на­ж­ды по­сле при­час­тия свя­то­го Те­ла и Жи­во­тво­ря­щей Кро­ви, воз­вра­тив­шись в свою убо­гую ке­лью, пе­ре­жил ра­дость и ощу­тил по-на­стоя­ще­му Гос­по­да, при­хо­дя­ще­го к че­ло­ве­ку в Та­ин­ст­ве свя­то­го При­ча­ще­ния. «Удив­ля­юсь и тре­пе­щу, — го­во­рит Си­ме­он Но­вый Бо­го­слов, — со­зер­цая свое не­мощ­ное те­ло. Мои не­мощ­ные ру­ки ста­ли в этот мо­мент ру­ка­ми Хри­сто­вы­ми; мое не­мощ­ное те­ло ста­ло ча­стью те­ла Хри­сто­ва; ме­ня про­ни­за­ло Бо­же­ст­во, я со­чле­нил­ся и при­об­щил­ся Хри­сту, я ис­пол­нил­ся ра­до­стью Ду­ха Свя­то­го».

Это сча­стье да­но ка­ж­до­му ве­рую­ще­му че­ло­ве­ку. Им жи­вет Свя­тая Цер­ковь, про­по­ве­дую­щая Хри­ста рас­пя­то­го и вос­крес­ше­го, веч­но тор­же­ст­вую­ще­го.

Хри­стос бла­го­во­лил ро­дить­ся от Ду­ха Свя­то­го и Ма­рии Де­вы. Бла­го­сло­вен­ная и Пре­чис­тая Де­ва — Из­бран­ни­ца Бо­жия. Она из­бра­на от ро­да че­ло­ве­че­ско­го. По­слу­жив ве­ли­кой тай­не Бо­го­во­пло­ще­ния, Она ос­та­ет­ся на­все­гда «ле­ст­ви­цей», низ­вед­шей нам Бо­га и воз­во­дя­щей нас к Не­му. Сво­им пред­ста­тель­ст­вом, Сво­ей ма­те­рин­ской лю­бо­вью Она со­еди­ня­ет нас с Бо­гом, воз­во­дя от ги­бе­ли к спа­се­нию, от зем­ли к не­бе­сам.

Вот по­че­му, бра­тия и се­ст­ры, про­слав­ляя имя Хри­сто­во, Цер­ковь из ро­да в род про­слав­ля­ет и Пре­чис­тую Пре­бла­го­сло­вен­ную Ма­терь Его. Мы сла­вим Ее за ве­ли­чие Ее люб­ви к Бо­гу и лю­дям, за твер­дость ве­ры, за ан­гель­скую чис­то­ту, за сми­ре­ние, за все­це­лую пре­дан­ность во­ле Бо­жи­ей, за все доб­ро­де­те­ли, ко­то­рые Она при­нес­ла Бо­гу от име­ни все­го че­ло­ве­че­ст­ва. Мы уб­ла­жа­ем Ее раз­лич­ны­ми мо­лит­ва­ми и пес­но­пе­ния­ми. Мы сла­вим Ее ака­фи­ст­ным пе­ни­ем, в ко­то­ром ка­ж­дое на­ше об­ра­ще­ние к Ней на­чи­на­ет­ся сло­вом «ра­дуй­ся».

И это не слу­чай­но. Как все мы, зем­но­род­ные, ну­ж­да­ем­ся в ра­до­сти ка­ж­дый день и ка­ж­дый час на­шей мно­го­труд­ной зем­ной жиз­ни! Об­ра­ща­ясь к Бо­жи­ей Ма­те­ри с этим сло­вом «ра­дуй­ся», мы при­но­сим Ей на­ше че­ло­ве­че­ское же­ла­ние, на­шу хри­сти­ан­скую ис­по­ведь, на­шу по­треб­ность в ра­до­сти со­вер­шен­ной, хри­сти­ан­ской, по­бед­ной. Об­ра­ща­ясь к Ней со сло­вом «ра­дуй­ся», мы при­об­ща­ем­ся Ее со­вер­шен­ной Бо­же­ст­вен­ной ра­до­сти, пре­вос­хо­дя­щей вся­кое по­ни­ма­ние сча­стья и бла­жен­ст­ва.

Мы на­зы­ва­ем Бо­жию Ма­терь Об­ра­до­ван­ной, Ра­до­стью на­шей, Ра­до­стью всех скор­бя­щих. Ка­ж­дую сре­ду здесь, в этом бо­го­ма­тер­нем хра­ме, мы час­то по­вто­ря­ем: «Ра­дуй­ся, Ра­до­сте на­ша, по­крый нас от вся­ко­го зла че­ст­ным Тво­им омо­фо­ром».

Бо­жия Ма­терь об­ре­ла не­из­ре­чен­ную ра­дость у Бо­га и в Бо­ге. Путь к под­лин­ной ра­до­сти для ка­ж­до­го че­ло­ве­ка дол­жен быть та­ким, ка­ким он был у Бо­го­ма­те­ри. В мо­мент Бла­го­ве­ще­ния при­вет­ст­вие Ар­хан­ге­ла за­клю­ча­ло в се­бе сло­ва: «Ра­дуй­ся, Бла­го­дат­ная, Гос­подь с То­бою!». Эти сло­ва Ар­хан­ге­ла лег­ли в ос­но­ву на­шей из­люб­лен­ной мо­лит­вы: «Бо­го­ро­ди­це Де­во, ра­дуй­ся, Бла­го­дат­ная Ма­рие, Гос­подь с То­бою; бла­го­сло­вен­на Ты в же­нах...». — «Гос­подь с То­бою!» — вот ис­точ­ник ра­до­сти и са­ма ра­дость. Не­об­хо­ди­мо быть все­гда с Гос­по­дом, и то­гда Гос­подь бу­дет с на­ми.

Ка­ж­дый из нас при­зван к ра­до­сти, к при­ча­ст­но­сти (по апо­сто­лу Пет­ру) Бо­же­ст­вен­ной при­ро­де. Вот по­че­му свя­той апо­стол Па­вел при­зы­ва­ет ве­рую­щих лю­дей: «Ра­дуй­тесь все­гда в Гос­по­де; и еще го­во­рю: ра­дуй­тесь» (Флп. 4, 4); «все­гда ра­дуй­тесь» (1 Фес. 5, 16); «ра­дуй­тесь с ра­дую­щи­ми­ся...» (Рим. 12, 15).

Как же мож­но от­клик­нуть­ся на та­кой вдох­но­вен­ный при­зыв апо­сто­ла, как это воз­мож­но все­гда ра­до­вать­ся, ко­гда в жиз­ни столь­ко по­во­дов к ры­да­нию, от­чая­нию и скор­би? Ес­ли апо­стол Па­вел при­зы­ва­ет к это­му, зна­чит, воз­мож­но как не­пре­стан­но мо­лить­ся, так и не­пре­стан­но ра­до­вать­ся. Сло­ва апо­сто­ла — не пус­тые сло­ва. Это сло­ва всей его жиз­ни, все­го его ог­ром­но­го лич­но­го опы­та. В том, что воз­мож­но все­гда ра­до­вать­ся, уве­ря­ет нас при­мер мно­гих свя­тых лю­дей Бо­жи­их и осо­бен­но при­мер Са­мой Пре­чис­той Бо­го­ма­те­ри. Она все­гда ос­та­ва­лась на вер­ши­не Бо­же­ст­вен­ной бла­го­дат­ной ра­до­сти: и в мо­мент Бла­го­ве­ще­ния, и в мо­мент Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва, и на Гол­го­фе, и у гро­ба, и в мо­мент Хри­сто­ва Вос­кре­се­ния, и в мо­мент Воз­не­се­ния Сво­его Сы­на.

Ра­ду­ясь о Гос­по­де, ка­ж­дый пой­мет, что он ра­ду­ет­ся о жиз­ни, о всем пре­крас­ном, о са­мом се­бе.

Ра­ду­ет­ся Бла­го­дат­ная от­то­го, что Гос­подь с Ней. Ес­ли же одо­ле­ва­ет нас ино­гда скорбь жи­тей­ская, то зна­чит, мы за­бы­ли, что Гос­подь с на­ми. Ес­ли мы от­чаи­ва­ем­ся — зна­чит, не пом­ним, что Гос­подь с на­ми. Ино­гда мы соз­на­тель­но пы­та­ем­ся за­быть, что Гос­подь вез­де и все­гда с на­ми. Ка­жет­ся, что так лег­че жить, так про­ще гре­шить, так и со­весть спо­кой­нее. Но Гос­подь — Серд­це­ве­дец. Он вез­де­сущ, Он всю­ду с на­ми.

Сла­вя Бо­жию Ма­терь, бу­дем на­сла­ж­дать­ся ра­до­стью, ко­то­рой мы Ее при­вет­ст­ву­ем и в ко­то­рой ищем для се­бя уте­ше­ния. Не­об­хо­ди­мо рас­тво­рять все свои де­ла, сло­ва и мыс­ли соз­на­ни­ем при­сут­ст­вия Бо­га и ра­до­сти о Нем.

На жиз­нен­ном пу­ти мы не оди­но­ки: с на­ми Бог, с на­ми Его Пре­чис­тая Ма­терь. Она ше­ст­ву­ет с на­ми по кре­ст­ным до­ро­гам зем­ной жиз­ни. Ее по­мощь и ра­дость все­гда с те­ми, кто ищет Бо­га и спа­се­ния, кто ищет встре­чи с Ней до­ма и в хра­мах, кто лю­бит лю­дей и при­но­сит им ра­дость уча­ст­ли­вы­ми сло­ва­ми, до­б­рым со­ве­том, по­лез­ным де­лом. За всех по­стра­дал Ее Сын, наш Спа­си­тель, за всех бо­лез­ну­ет и о всех мо­лит­ся Его Пре­чис­тая Ма­терь. Соз­на­вать это уже — дос­та­точ­но, что­бы быть сча­ст­ли­вым и ра­до­ст­ным, что­бы в ра­до­сти по­вто­рять: «Ра­дуй­ся, Ра­до­сте на­ша, по­крый нас от вся­ко­го зла че­ст­ным Тво­им омо­фо­ром». Аминь.

2005 г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru