Пер­во­ино­ки­ня (про­по­ведь на Вве­де­ние во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, 4 де­каб­ря)

«Ан­ге­ли вхо­ж­де­ние Пре­чис­тыя зря­ще уди­ви­ша­ся», — так по­ет се­го­дня Свя­тая Цер­ковь, раз­де­ляя вос­торг гор­не­го ми­ра по слу­чаю Вве­де­ния во храм Пре­бла­го­сло­вен­ной Де­вы Ма­рии, Бо­жи­ей Ма­те­ри. Ан­ге­лы удив­ля­ют­ся... Что же долж­ны в та­ком слу­чае де­лать мы, лю­ди? Пре­бла­го­сло­вен­ная Де­ва из­бра­на от ми­ра, из лю­дей. И в этом не толь­ко на­ше удив­ле­ние, но и глу­бо­кое раз­мыш­ле­ние, и ве­ли­кая ра­дость. При­над­ле­жа­щая че­ло­ве­че­ско­му ро­ду, Она в Сво­ем со­вер­шен­ст­ве дос­тиг­ла то­го, что ста­ла Че­ст­ней­шей Хе­ру­вим и Слав­ней­шей без срав­не­ния Се­ра­фим.

Ка­ж­дый хри­сти­ан­ский празд­ник — это не толь­ко вос­по­ми­на­ние че­го-то дав­но быв­ше­го и на­все­гда ушед­ше­го. Ка­ж­дое со­бы­тие, ко­то­рое празд­ну­ет свя­тая Цер­ковь, это со­бы­тие ны­неш­нее, для ны­неш­не­го дня и ны­неш­не­го че­ло­ве­ка. Это со­бы­тие все­гда жи­вое и дей­ст­вен­ное и по­то­му на­зи­да­тель­ное и спа­си­тель­ное. Уча­ст­во­вать в цер­ков­ном празд­ни­ке, в бо­го­слу­же­нии по слу­чаю празд­ни­ка — это зна­чит при­об­щать­ся важ­но­сти и свя­то­сти празд­нуе­мо­го со­бы­тия.

Спа­се­ние — это жизнь, это дей­ст­вие, веч­но со­вер­шаю­щее­ся и при­об­щаю­щее нас к ве­ли­ко­му, важ­но­му и веч­но­му. Вот по­че­му мы и се­го­дня не толь­ко удив­ля­ем­ся вме­сте со всем гор­ним ми­ром, не толь­ко ра­ду­ем­ся по слу­чаю со­бы­тия Вве­де­ния во храм Бо­жи­ей Ма­те­ри, но и со­пе­ре­жи­ва­ем его, со­уча­ст­ву­ем в нем. Че­рез это уча­стие мы при­бли­жа­ем­ся к его Ви­нов­ни­це — Бо­го­ма­те­ри. Как же мож­но при­бли­зить­ся к Ней, как мож­но стать уча­ст­ни­ком со­бы­тия, по­свя­щен­но­го Ей, как мож­но стать на­след­ни­ком бла­го­дат­ных дей­ст­вий это­го празд­ни­ка? Путь к это­му один — под­ра­жа­ние, упо­доб­ле­ние Ей. Бо­жия Ма­терь в Сво­ей жиз­ни яви­ла нам мно­гие при­ме­ры доб­ро­де­те­лей и выс­ше­го со­вер­шен­ст­ва. Она ос­та­ви­ла бла­го­дат­ный при­мер ве­ры, люб­ви, на­де­ж­ды, сми­ре­ния и аб­со­лют­ной пре­дан­но­сти во­ле Бо­жи­ей. Она яви­ла нам вы­со­чай­ший при­мер стоя­ния пе­ред Бо­гом.

Вве­де­ние во храм Бо­жий, ко­то­рое се­го­дня мы празд­ну­ем, это Ее уход из ми­ра для ан­гель­ско­го об­ще­ния и ус­по­кое­ния в Бо­ге, для под­го­тов­ки к при­ня­тию Бо­го­ма­те­рин­ско­го под­ви­га ра­ди спа­се­ния ми­ра. В этом Она яви­ла при­мер ино­чес­ко­го по­свя­ще­ния, став Пер­во­ино­ки­ней ми­ра. Она ос­вя­ти­ла ино­чес­кий под­виг стоя­ния пе­ред Бо­гом — под­виг, ко­то­рый не­об­хо­дим и мо­на­ху, и ка­ж­до­му хри­стиа­ни­ну. Как труд­но бы­ва­ет хоть на вре­мя от­ре­шить­ся от по­все­днев­ной суе­ты, про­ник­нуть­ся бес­ко­ры­ст­ным чув­ст­вом бла­го­дар­но­сти к Бо­гу и сла­во­сло­вить Его! В хра­ме Бо­жи­ем Пре­бла­го­сло­вен­ная сла­ви­ла Бо­га, со­зи­да­ла не­по­роч­ную Хра­ми­ну, Ко­то­рая долж­на бы­ла вме­стить Не­вме­сти­мо­го. В хра­ме Бо­жи­ем Она по­лу­чи­ла все. Как важ­но не толь­ко по­се­щать храм Бо­жий, но, бла­го­да­ря это­му, со­блю­дать в чис­то­те и храм жи­ву­ще­го в нас Ду­ха Свя­то­го.

Ес­ли мы по­же­ла­ем при­бли­зить­ся, при­кос­нуть­ся к Бо­го­ма­те­ри че­рез упо­доб­ле­ние Ей, то не­об­хо­ди­мо вме­сте с Ней жить жиз­нью хра­ма, в хра­ме мо­лить­ся и воз­но­сить­ся ду­хом. Храм Бо­жий — это не толь­ко Бо­жий дом, дом мо­лит­вы, это не толь­ко шко­ла бла­го­чес­тия и ду­хов­ная ле­чеб­ни­ца, это ме­сто встре­чи с Бо­гом, с Бо­жи­ей Ма­те­рью, с не­бо­жи­те­ля­ми и друг с дру­гом. В хра­ме Бо­жи­ем жи­вет ны­не и мо­лит­ся с на­ми, и ра­ду­ет­ся, и скор­бит Пре­бла­го­сло­вен­ная Де­ва Ма­рия. В хра­ме Она на­все­гда ос­та­ви­ла Свою лю­бовь к Бо­гу и к ро­ду че­ло­ве­че­ско­му. Бу­дем это пом­нить и се­го­дня, ко­гда ве­ли­ча­ем Бо­жию Ма­терь по слу­чаю празд­ни­ка, и все­гда, ибо мно­гое мо­жет мо­ле­ние Ма­те­ри ко ми­ло­серд­но­му Вла­ды­ке. Аминь.

2005 г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru