Храм Божества (Введение во храм Пресвятой Богородицы, 21 ноября/4 декабря)
Священно событие введения трехлетней Девы Марии в Иерусалимский храм. Этот праздник является предвестием благоволения Божиего к человеческому роду. Оно является проповедью спасения, обещанием Христова пришествия.
В спасительные дни, которые предшествуют празднику Рождества Господа нашего Иисуса Христа, хочется более искренне, чем раньше, молиться Той Преблагословенной, Которая является Источником нашей радости и спасения, Которая послужила великой тайне Боговоплощения.
В акафистном песнопении Церковь называет Богоматерь Зарей, Которая предвещает Солнце — нашего Спасителя. Называет также и Лучом разумного Солнца, Светилом незаходимого Света, поскольку Божия Матерь просвещает нас светом Сына Своего, просвещает всеми путями и средствами, а их множество. Вспомним об одном из них — святой храм.
Храм Божий был неотъемлемой частью великого приготовления Приснодевы к Богоматеринству. Трехлетней отроковицей Пречистая была приведена в храм родителями, праведными Иоакимом и Анной, чтоб выполнить данный ими обет. Сопровождаемую девами, при входе в храм встретил Ее первосвященник Захария, который, выполняя веление Божие, ввел Ее во Святое Святых, куда имел разрешение входить лишь первосвященник, и то лишь раз в год. В храме Богоотроковица находилась в общении с Ангелами.
В храме ткалась та Божественная ткань, которой надлежало окутаться Господу, Который принимал человеческое тело. Пречистая должна была отделиться от скверны греховного мира и приблизиться к миру ангельскому. И только святой храм был достоин стать ее жильем. Введение Ее в храм, как отдаление от мира ради общения с Ангелами и упокоения в Боге, является образом монашеского посвящения, принятия Первоинокиней ангельского образа, который Ей, как Богоматери, в будущем нужно было превысить, ибо стала Она и Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим. Она освятила Собой образ иноческого предстояния перед Богом, которое в глубине сердца одинаково нужно и доступное каждому христианину.
Ветхозаветный храм был единственным богоносным местом на земле как «скиния присутствия Божиего», как дом Божий. Здесь человеку дано встретиться с Богом. Слава Божия наполняла скинию и храм Соломонов. Святое Святых содержало ковчег Завета, объятый крыльями Херувимов, где слышен был голос Божий (Чис. 7, 89). Однако ветхозаветный храм представлял собой лишь прообраз грядущего Богоявления в мире. Истинным местом боговселения, храмом Божиим, должен был стать сам человек. И этим Храмом, что вместил Невместимого, стала Дева Мария. Вся жизнь ветхозаветной Церкви была приготовлением Пресвятой Девы. Сама Дева является Храмом в храме, его истинное Святое Святых, одухотворенный Божий киот. Появление Ее в храме знаменовало собой границу обоих Заветов, Ветхого и Нового, Она завершила первый и открыла второй. В лице Девы Марии небо приклонилось к земле.
Но, рассуждая о горнем, не забудем и земного. Приснодева, Храм Божества, была и является истинным Человеком. Ее служение было также и человеческим. И Ее небесная высота достигалась путем жертвенным, указанным для всех нас Ее Божественным Сыном. Храму была принесена Ее первая жертва дочерней любви, что отвечала жертве и любви родителей. Дева в храме призывает нас всех в храм; как и Она, мы должны приносить в храм себя, свою чистоту, непорочность, молитву и любовь.
Многие девы сопровождали Божию Матерь в священное жилище, в храм. К этой процессии, возглавляемой Преблагословенной, присоединяется в веках все христианство, ибо христианская жизнь и есть непрерывная поступь к храму, и через храм — к Небесному Иерусалиму. Аминь.
2004 г.
Церковные Таинства
— Само по себе имя (как набор звуков или букв) никоим образом не может влиять на судьбу человека. Наша судьба зависит исключительно от того, какую жизнь мы ведем. Также можно вспомнить народную мудрость: "Не имя красит человека, а человек имя". |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Отношение Православия к армии всегда было благоговейным и почтительным. Мы помним слова Христа о том, что миротворцы будут наречены "сынами Божиими" (Мф. 5, 9) и что "нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15, 13). |
Подробнее ... |