Ублажаема всеми родами… (проповедь на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 1/14 октября)
Церковь с глубоким благоговением почитает Пресвятую Деву Марию, возвеличенную Богом за ангельскую чистоту, глубокую смиренность и наибольшую святость. В небесной славе, где божественный свет передается от одного ангельского чина к другому, Пречистая Богородица занимает ближайшее к Престолу Божиему место и именуется Церковью «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим».
В честь Матери нашего Спасителя, Церковью установлено ежегодное празднование всех основных событий Ее земной жизни, знамений, которые Она осуществила, чудес и благодеяний, которые являются проявлением всеблагого и спасительного Божиего Промысла.
История почитания Пресвятой Девы Марии начинается с момента явления Ей посланного от Бога в город Назарет Архангела Гавриила, который, войдя в Ее дом, обратился к Ней с приветствием: «Радуйся, Благодатная!» (Лк. 1, 28). Слова Ангела: «Радуйся, Благодатная!» и «Ты обрела благодать у Бога» (Лк. 1, 30), созвучные словам евангелиста Иоанна Богослова о воплощении Сына Божиего, преисполненного благодати и Истины (Ин. 1, 14). Пресвятая Дева Мария получила благодать и святость как плод глубокой смиренности и ангельской чистоты.
В лице Божией Матери человечество дало Сыну Божиему свою плоть и свою кровь для того, чтобы Он, Искупление и Освящение этой плоти, возобновил союз между небом и землей, между Богом и человеком. Радость Благовещения, в то же время, является и началом крестной печали и страданий.
Пришествие в мир Сына Божиего — это радость и печаль — начало жертвенной божественной любви: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Вот свидетельство божественной жертвенной любви. Благая весть Архангела Деве Марии является началом этой любви.
Сын Божий идет на распятие, смерть и погребение, чтоб дарить людям освобождение и вечную радость.
Наибольший дар благословения Господнего Пречистая Дева Мария получила потому, что была смиренной Его рабыней. Ее будут ублажать все народы, как благовествует святой евангелист Лука. Все поколения людей, которые в своей жизни из-за Ее смирения пришли к торжеству благодати и Истины (Ин. 1, 17), будут прославлять Ее как Матерь Господа, и милость Всесильного Бога будет со всеми теми, кто имеет страх Его, испокон веков — так учит нас Святое Евангелие.
Почитание Пресвятой Девы началось уже в апостольской общине, ведь все ученики находились в непрестанной молитве, как повествуют Деяния святых апостолов, с Марией — Матерью Иисуса (Деян. 1, 14). Впоследствии из Израиля почитание Богородицы распространилось в Христианских Церквях Сирии, Малой Азии, Италии и других стран древнего мира. Окончательно и общецерковно оно было утверждено на IV Вселенском Соборе в Халкидонии.
В самых давних сказаниях о Пресвятой Деве нужно, бесспорно, видеть отзвук Святого Предания, на исторической основе которого Церковь установила праздники в честь Девы Марии. «Благовествуй, земле, радость великую, небеса, пойте славу Божию».
Через Пресвятую Деву Марию человеку опять открылась глубина любви Божией. Открылась дорога в Небо, общение с небожителями, со святыми Ангелами. Стало возможным для человека все, что благоволил Господь, приготовил и дарил человеку для его пользы и спасения. Открывается Небо, и Престол Херувимский и Пресвятая Дева; Церковь на земле становится частью Неба, где мы встречаемся с Богом и обновляемся.
И мы сегодня, почитая Пресвятую Благословенную Деву Марию, Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, будем умолять Ее: «Покрой нас честным Твоим омофором от всякого зла и принеси молитвы о нас, недостойных, Сыну Твоему и Богу нашему Иисусу Христу, чтоб спастись душам нашим». Аминь.
2004 г.
Церковные Таинства
— Стать христианином — означает изменить убеждения и образ жизни, переродиться в нового человека. Слова Господа о том, что зерно не оживет, если не умрет (Ин. 12, 24), или сказанное Никодиму: "Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3, 5), подтверждаются самой жизнью. |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Диавола нельзя назвать сильным, потому что силу имеет только Господь. В Священном Писании сказано, что лишь Бог Творец является источником всякой силы. Человек, который стремится жить по заповедям Божиим, получает от Бога духовные дары и силы: "Безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его" (Еф. 1, 19). |
Подробнее ... |