Уб­ла­жае­ма все­ми ро­да­ми… (про­по­ведь на празд­ник По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, 1/14 ок­тяб­ря)

Цер­ковь с глу­бо­ким бла­го­го­ве­ни­ем по­чи­та­ет Пре­свя­тую Де­ву Ма­рию, воз­ве­ли­чен­ную Бо­гом за ан­гель­скую чис­то­ту, глу­бо­кую сми­рен­ность и наи­боль­шую свя­тость. В не­бес­ной сла­ве, где бо­же­ст­вен­ный свет пе­ре­да­ет­ся от од­но­го ан­гель­ско­го чи­на к дру­го­му, Пре­чис­тая Бо­го­ро­ди­ца за­ни­ма­ет бли­жай­шее к Пре­сто­лу Бо­жие­му ме­сто и име­ну­ет­ся Цер­ко­вью «Че­ст­ней­шая Хе­ру­вим и Слав­ней­шая без срав­не­ния Се­ра­фим».

В честь Ма­те­ри на­ше­го Спа­си­те­ля, Цер­ко­вью ус­та­нов­ле­но еже­год­ное празд­но­ва­ние всех ос­нов­ных со­бы­тий Ее зем­ной жиз­ни, зна­ме­ний, ко­то­рые Она осу­ще­ст­ви­ла, чу­дес и бла­го­дея­ний, ко­то­рые яв­ля­ют­ся про­яв­ле­ни­ем все­бла­го­го и спа­си­тель­но­го Бо­жие­го Про­мыс­ла.

Ис­то­рия по­чи­та­ния Пре­свя­той Де­вы Ма­рии на­чи­на­ет­ся с мо­мен­та яв­ле­ния Ей по­слан­но­го от Бо­га в го­род На­за­рет Ар­хан­ге­ла Гав­рии­ла, ко­то­рый, вой­дя в Ее дом, об­ра­тил­ся к Ней с при­вет­ст­ви­ем: «Ра­дуй­ся, Бла­го­дат­ная!» (Лк. 1, 28). Сло­ва Ан­ге­ла: «Ра­дуй­ся, Бла­го­дат­ная!» и «Ты об­ре­ла бла­го­дать у Бо­га» (Лк. 1, 30), со­звуч­ные сло­вам еван­ге­ли­ста Ио­ан­на Бо­го­сло­ва о во­пло­ще­нии Сы­на Бо­жие­го, пре­ис­пол­нен­но­го бла­го­да­ти и Ис­ти­ны (Ин. 1, 14). Пре­свя­тая Де­ва Ма­рия по­лу­чи­ла бла­го­дать и свя­тость как плод глу­бо­кой сми­рен­но­сти и ан­гель­ской чис­то­ты.

В ли­це Бо­жи­ей Ма­те­ри че­ло­ве­че­ст­во да­ло Сы­ну Бо­жие­му свою плоть и свою кровь для то­го, что­бы Он, Ис­ку­п­ле­ние и Ос­вя­ще­ние этой пло­ти, во­зоб­но­вил со­юз ме­ж­ду не­бом и зем­лей, ме­ж­ду Бо­гом и че­ло­ве­ком. Ра­дость Бла­го­ве­ще­ния, в то же вре­мя, яв­ля­ет­ся и на­ча­лом кре­ст­ной пе­ча­ли и стра­да­ний.

При­ше­ст­вие в мир Сы­на Бо­жие­го — это ра­дость и пе­чаль — на­ча­ло жерт­вен­ной бо­же­ст­вен­ной люб­ви: «Ибо так воз­лю­бил Бог мир, что от­дал Сы­на Сво­его Еди­но­род­но­го, да­бы вся­кий ве­рую­щий в Не­го, не по­гиб, но имел жизнь веч­ную» (Ин. 3, 16). Вот сви­де­тель­ст­во бо­же­ст­вен­ной жерт­вен­ной люб­ви. Бла­гая весть Ар­хан­ге­ла Де­ве Ма­рии яв­ля­ет­ся на­ча­лом этой люб­ви.

Сын Бо­жий идет на рас­пя­тие, смерть и по­гре­бе­ние, чтоб да­рить лю­дям ос­во­бо­ж­де­ние и веч­ную ра­дость.

Наи­боль­ший дар бла­го­сло­ве­ния Гос­под­не­го Пре­чис­тая Де­ва Ма­рия по­лу­чи­ла по­то­му, что бы­ла сми­рен­ной Его ра­бы­ней. Ее бу­дут уб­ла­жать все на­ро­ды, как бла­го­ве­ст­ву­ет свя­той еван­ге­лист Лу­ка. Все по­ко­ле­ния лю­дей, ко­то­рые в сво­ей жиз­ни из-за Ее сми­ре­ния при­шли к тор­же­ст­ву бла­го­да­ти и Ис­ти­ны (Ин. 1, 17), бу­дут про­слав­лять Ее как Ма­терь Гос­по­да, и ми­лость Все­силь­но­го Бо­га бу­дет со все­ми те­ми, кто име­ет страх Его, ис­по­кон ве­ков — так учит нас Свя­тое Еван­ге­лие.

По­чи­та­ние Пре­свя­той Де­вы на­ча­лось уже в апо­столь­ской об­щи­не, ведь все уче­ни­ки на­хо­ди­лись в не­пре­стан­ной мо­лит­ве, как по­ве­ст­ву­ют Дея­ния свя­тых апо­сто­лов, с Ма­ри­ей — Ма­те­рью Иису­са (Де­ян. 1, 14). Впо­след­ст­вии из Из­раи­ля по­чи­та­ние Бо­го­ро­ди­цы рас­про­стра­ни­лось в Хри­сти­ан­ских Церк­вях Си­рии, Ма­лой Азии, Ита­лии и дру­гих стран древ­не­го ми­ра. Окон­ча­тель­но и об­ще­цер­ков­но оно бы­ло ут­вер­жде­но на IV Все­лен­ском Со­бо­ре в Хал­ки­до­нии.

В са­мых дав­них ска­за­ни­ях о Пре­свя­той Де­ве нуж­но, бес­спор­но, ви­деть от­звук Свя­то­го Пре­да­ния, на ис­то­ри­че­ской ос­но­ве ко­то­ро­го Цер­ковь ус­та­но­ви­ла празд­ни­ки в честь Де­вы Ма­рии. «Бла­го­ве­ст­вуй, зем­ле, ра­дость великую, не­бе­са, пой­те сла­ву Бо­жию».

Че­рез Пре­свя­тую Де­ву Ма­рию че­ло­ве­ку опять от­кры­лась глу­би­на люб­ви Бо­жи­ей. От­кры­лась до­ро­га в Не­бо, об­ще­ние с не­бо­жи­те­ля­ми, со свя­ты­ми Ан­ге­ла­ми. Ста­ло воз­мож­ным для че­ло­ве­ка все, что бла­го­во­лил Гос­подь, при­го­то­вил и да­рил че­ло­ве­ку для его поль­зы и спа­се­ния. От­кры­ва­ет­ся Не­бо, и Пре­стол Хе­ру­вим­ский и Пре­свя­тая Де­ва; Цер­ковь на зем­ле ста­но­вит­ся ча­стью Не­ба, где мы встре­ча­ем­ся с Бо­гом и об­нов­ля­ем­ся.

И мы се­го­дня, по­чи­тая Пре­свя­тую Бла­го­сло­вен­ную Де­ву Ма­рию, Че­ст­нейшую Хе­ру­ви­м и Слав­нейшую без сравнения Се­ра­фи­м, бу­дем умо­лять Ее: «По­крой нас че­ст­ным Тво­им омо­фо­ром от вся­ко­го зла и при­не­си мо­лит­вы о нас, не­дос­той­ных, Сы­ну Твое­му и Бо­гу на­ше­му Иису­су Хри­сту, чтоб спа­стись ду­шам на­шим». Аминь.

2004 г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru