Пре­чис­тая От­ро­ко­ви­ца (про­по­ведь на Ро­ж­де­ст­во Бо­жи­ей Ма­те­ри, 21 сен­тяб­ря)

Вет­хо­за­вет­ные вре­ме­на бли­зи­лись к за­вер­ше­нию. Ев­рей­ский на­род с не­тер­пе­ни­ем ожи­дал при­хо­да в мир Мес­сии. «Се­мя же­ны» долж­но, на­ко­нец, сте­реть гла­ву змея и ут­вер­дить Но­вый За­вет че­ло­ве­ка с Бо­гом. Бы­ло из­вест­но, что Мес­сия ро­дит­ся в ко­ле­не Иу­ди­ном из ро­да ца­ря Да­ви­да. Од­на­ко где же Та Свя­тая Де­ва, ко­то­рая ро­дит Мес­сию, как пред­ре­кал про­рок Иса­ия? Как поя­вил­ся сре­ди греш­ных лю­дей этот наи­чис­тей­ший Со­суд, Ко­то­рый вме­стил не­вме­сти­мое Сло­во Бо­жие?

Гос­по­ду бы­ло угод­но, что­бы на­ше спа­се­ние зре­ло по­даль­ше от суе­ты «ми­ра это­го», не в рос­кош­ных и пре­крас­ных цар­ских двор­цах, а в ти­ши­не и скром­но­сти бед­ного га­ли­лей­ского до­ма го­род­ка На­за­рет.

Не сра­зу че­ло­ве­че­ст­ву, ко­то­рое гиб­ло в соб­ст­вен­ных гре­хах и по­ро­ках, бы­ла да­ро­ва­на Свя­тая Де­ва. Она яви­лась пло­дом мно­го­ве­ко­вой ис­то­рии ев­рей­ско­го на­ро­да, пло­дом ду­хов­ных уст­рем­ле­ний и под­ви­гов наи­луч­ших его пред­ста­ви­те­лей.

Тай­на спа­се­ния рас­кры­ва­лась в Вет­хом За­ве­те по­сте­пен­но, в про­об­ра­зах: то в «ле­ст­ви­це Иа­ко­ва», то в «Не­опа­ли­мой Ку­пи­не», то в чу­дес­ном пе­ре­хо­де ев­ре­ев че­рез Черм­ное (Крас­ное) мо­ре, то в со­су­де с ман­ной, то в Ге­де­о­но­вом ру­не. По­ка, на­ко­нец, с нее не сбро­сил за­ве­су и не пред­ста­вил ее все­му ми­ру вет­хо­за­вет­ный еван­ге­лист Иса­ия, ко­то­рый про­ро­че­ст­во­вал: «Се, Де­ва во чре­ве при­имет и ро­дит Сы­на, и на­ре­кут ему Имя: Ем­ма­ну­ил» (Ис. 7, 14).

И вот, на­ко­нец, на­сту­пи­ло вре­мя явить­ся в мир это­му Бо­же­ст­вен­но­му и наи­чис­тей­ше­му Со­су­ду — Де­ве Бо­го­ро­ди­це.

Свя­тое Пи­са­ние ни­че­го не со­об­ща­ет нам об этом ве­ли­ком со­бы­тии, но су­ще­ст­ву­ет древ­нее пре­да­ние о Ро­ж­де­ст­ве Бо­го­ро­ди­цы, ко­то­рое со­хра­ни­лось и дош­ло до нас в апок­ри­фи­че­ском «Еван­ге­лии Иа­ко­ва». Свя­тое Пре­да­ние го­во­рит, что Пре­свя­тая Де­ва про­ис­хо­ди­ла из древ­не­го цар­ско­го ро­да Да­ви­да. Ее бла­го­чес­ти­вые ро­ди­те­ли — свя­тые Ио­а­ким и Ан­на — жи­ли в На­за­ре­те, не­боль­шом га­ли­лей­ском го­род­ке, к за­па­ду от Га­ли­лей­ско­го озе­ра. Оба они бы­ли людь­ми пра­вед­ны­ми и из­вест­ны­ми не сво­им цар­ским про­ис­хо­ж­де­ни­ем, а сми­рен­но­стью и ми­ло­сер­ди­ем. Вся их жизнь бы­ла про­ни­за­на лю­бо­вью к Бо­гу и к лю­дям. Они так же, как и боль­шин­ст­во иу­де­ев то­го вре­ме­ни, ожи­да­ли при­ше­ст­вия Мес­сии. Но од­но сму­ща­ло их чис­тые ду­ши: до глу­бо­кой ста­рос­ти у них не бы­ло де­тей. Эта пе­чаль Ио­а­ки­ма и Ан­ны впол­не по­нят­на, ведь у ев­ре­ев то­го вре­ме­ни бес­плод­ность счи­та­лась ка­рой Бо­жи­ей за гре­хи. По их убе­ж­де­нию бес­плод­ным лю­дям не бы­ло мес­та в бу­ду­щем Цар­ст­вии Мес­сии. По­это­му, не­смот­ря на свою ста­рость, Ио­а­ким и Ан­на не пе­ре­ста­ва­ли про­сить у Бо­га, чтоб он снял с них на­ка­за­ние без­дет­но­стью и да­ро­вал им ре­бен­ка. Они, по при­ме­ру Ан­ны про­ро­чи­цы, ма­те­ри Са­муи­ла, да­ли обе­ща­ние: ес­ли у них ро­дит­ся мла­де­нец, по­свя­тить его слу­же­нию Бо­гу.

За тер­пе­ние, боль­шую ве­ру, лю­бовь к Бо­гу и друг к дру­гу, Гос­подь по­слал Ио­а­ки­му и Ан­не ве­ли­кую ра­дость. По­сле дол­гих ожи­да­ний бла­го­чес­ти­вое же­ла­ние пра­вед­ни­ков ис­пол­ни­лось: у них ро­ди­лась Дочь, Ко­то­рую сча­ст­ли­вые ро­ди­те­ли на­зва­ли Ма­ри­ей. Ро­ж­де­ние Ма­рии при­нес­ло ра­дость не толь­ко Ее ро­ди­те­лям, но и всем лю­дям, по­сколь­ку имен­но Ей Про­мыс­лом Бо­жи­им бы­ло оп­ре­де­лен­но стать Ма­те­рью Сы­на Бо­жие­го, Спа­си­те­ля ми­ра.

Ро­ж­де­ст­во Бо­го­ма­те­ри — это на­ча­ло не­объ­ят­ной для че­ло­ве­че­ско­го ума тай­ны Бо­го­во­пло­ще­ния и на­ше­го спа­се­ния.

Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­це, спа­си нас. Аминь.

2005 г.

 

Церковные Таинства

— Традиционно епитимию, то есть духовное послушание после Покаяния для преодоления греха, на человека налагает священник. Он видит, какая именно должна быть епитимия. Если человек духовно зрелый, он получает одно послушание, если начинающий в вере — другое.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

— Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в том, чтобы обеспечить людям земное благосостояние и мирное сосуществование. Однако, как правило, государство осознает, что земное благополучие невозможно без соблюдения определенных нравственных норм — тех, которые необходимы и для вечного спасения человека.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru