Пре­чис­тая От­ро­ко­ви­ца (про­по­ведь на Ро­ж­де­ст­во Бо­жи­ей Ма­те­ри, 21 сен­тяб­ря)

Вет­хо­за­вет­ные вре­ме­на бли­зи­лись к за­вер­ше­нию. Ев­рей­ский на­род с не­тер­пе­ни­ем ожи­дал при­хо­да в мир Мес­сии. «Се­мя же­ны» долж­но, на­ко­нец, сте­реть гла­ву змея и ут­вер­дить Но­вый За­вет че­ло­ве­ка с Бо­гом. Бы­ло из­вест­но, что Мес­сия ро­дит­ся в ко­ле­не Иу­ди­ном из ро­да ца­ря Да­ви­да. Од­на­ко где же Та Свя­тая Де­ва, ко­то­рая ро­дит Мес­сию, как пред­ре­кал про­рок Иса­ия? Как поя­вил­ся сре­ди греш­ных лю­дей этот наи­чис­тей­ший Со­суд, Ко­то­рый вме­стил не­вме­сти­мое Сло­во Бо­жие?

Гос­по­ду бы­ло угод­но, что­бы на­ше спа­се­ние зре­ло по­даль­ше от суе­ты «ми­ра это­го», не в рос­кош­ных и пре­крас­ных цар­ских двор­цах, а в ти­ши­не и скром­но­сти бед­ного га­ли­лей­ского до­ма го­род­ка На­за­рет.

Не сра­зу че­ло­ве­че­ст­ву, ко­то­рое гиб­ло в соб­ст­вен­ных гре­хах и по­ро­ках, бы­ла да­ро­ва­на Свя­тая Де­ва. Она яви­лась пло­дом мно­го­ве­ко­вой ис­то­рии ев­рей­ско­го на­ро­да, пло­дом ду­хов­ных уст­рем­ле­ний и под­ви­гов наи­луч­ших его пред­ста­ви­те­лей.

Тай­на спа­се­ния рас­кры­ва­лась в Вет­хом За­ве­те по­сте­пен­но, в про­об­ра­зах: то в «ле­ст­ви­це Иа­ко­ва», то в «Не­опа­ли­мой Ку­пи­не», то в чу­дес­ном пе­ре­хо­де ев­ре­ев че­рез Черм­ное (Крас­ное) мо­ре, то в со­су­де с ман­ной, то в Ге­де­о­но­вом ру­не. По­ка, на­ко­нец, с нее не сбро­сил за­ве­су и не пред­ста­вил ее все­му ми­ру вет­хо­за­вет­ный еван­ге­лист Иса­ия, ко­то­рый про­ро­че­ст­во­вал: «Се, Де­ва во чре­ве при­имет и ро­дит Сы­на, и на­ре­кут ему Имя: Ем­ма­ну­ил» (Ис. 7, 14).

И вот, на­ко­нец, на­сту­пи­ло вре­мя явить­ся в мир это­му Бо­же­ст­вен­но­му и наи­чис­тей­ше­му Со­су­ду — Де­ве Бо­го­ро­ди­це.

Свя­тое Пи­са­ние ни­че­го не со­об­ща­ет нам об этом ве­ли­ком со­бы­тии, но су­ще­ст­ву­ет древ­нее пре­да­ние о Ро­ж­де­ст­ве Бо­го­ро­ди­цы, ко­то­рое со­хра­ни­лось и дош­ло до нас в апок­ри­фи­че­ском «Еван­ге­лии Иа­ко­ва». Свя­тое Пре­да­ние го­во­рит, что Пре­свя­тая Де­ва про­ис­хо­ди­ла из древ­не­го цар­ско­го ро­да Да­ви­да. Ее бла­го­чес­ти­вые ро­ди­те­ли — свя­тые Ио­а­ким и Ан­на — жи­ли в На­за­ре­те, не­боль­шом га­ли­лей­ском го­род­ке, к за­па­ду от Га­ли­лей­ско­го озе­ра. Оба они бы­ли людь­ми пра­вед­ны­ми и из­вест­ны­ми не сво­им цар­ским про­ис­хо­ж­де­ни­ем, а сми­рен­но­стью и ми­ло­сер­ди­ем. Вся их жизнь бы­ла про­ни­за­на лю­бо­вью к Бо­гу и к лю­дям. Они так же, как и боль­шин­ст­во иу­де­ев то­го вре­ме­ни, ожи­да­ли при­ше­ст­вия Мес­сии. Но од­но сму­ща­ло их чис­тые ду­ши: до глу­бо­кой ста­рос­ти у них не бы­ло де­тей. Эта пе­чаль Ио­а­ки­ма и Ан­ны впол­не по­нят­на, ведь у ев­ре­ев то­го вре­ме­ни бес­плод­ность счи­та­лась ка­рой Бо­жи­ей за гре­хи. По их убе­ж­де­нию бес­плод­ным лю­дям не бы­ло мес­та в бу­ду­щем Цар­ст­вии Мес­сии. По­это­му, не­смот­ря на свою ста­рость, Ио­а­ким и Ан­на не пе­ре­ста­ва­ли про­сить у Бо­га, чтоб он снял с них на­ка­за­ние без­дет­но­стью и да­ро­вал им ре­бен­ка. Они, по при­ме­ру Ан­ны про­ро­чи­цы, ма­те­ри Са­муи­ла, да­ли обе­ща­ние: ес­ли у них ро­дит­ся мла­де­нец, по­свя­тить его слу­же­нию Бо­гу.

За тер­пе­ние, боль­шую ве­ру, лю­бовь к Бо­гу и друг к дру­гу, Гос­подь по­слал Ио­а­ки­му и Ан­не ве­ли­кую ра­дость. По­сле дол­гих ожи­да­ний бла­го­чес­ти­вое же­ла­ние пра­вед­ни­ков ис­пол­ни­лось: у них ро­ди­лась Дочь, Ко­то­рую сча­ст­ли­вые ро­ди­те­ли на­зва­ли Ма­ри­ей. Ро­ж­де­ние Ма­рии при­нес­ло ра­дость не толь­ко Ее ро­ди­те­лям, но и всем лю­дям, по­сколь­ку имен­но Ей Про­мыс­лом Бо­жи­им бы­ло оп­ре­де­лен­но стать Ма­те­рью Сы­на Бо­жие­го, Спа­си­те­ля ми­ра.

Ро­ж­де­ст­во Бо­го­ма­те­ри — это на­ча­ло не­объ­ят­ной для че­ло­ве­че­ско­го ума тай­ны Бо­го­во­пло­ще­ния и на­ше­го спа­се­ния.

Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­це, спа­си нас. Аминь.

2005 г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru