Пречистая Отроковица (проповедь на Рождество Божией Матери, 21 сентября)
Ветхозаветные времена близились к завершению. Еврейский народ с нетерпением ожидал прихода в мир Мессии. «Семя жены» должно, наконец, стереть главу змея и утвердить Новый Завет человека с Богом. Было известно, что Мессия родится в колене Иудином из рода царя Давида. Однако где же Та Святая Дева, которая родит Мессию, как предрекал пророк Исаия? Как появился среди грешных людей этот наичистейший Сосуд, Который вместил невместимое Слово Божие?
Господу было угодно, чтобы наше спасение зрело подальше от суеты «мира этого», не в роскошных и прекрасных царских дворцах, а в тишине и скромности бедного галилейского дома городка Назарет.
Не сразу человечеству, которое гибло в собственных грехах и пороках, была дарована Святая Дева. Она явилась плодом многовековой истории еврейского народа, плодом духовных устремлений и подвигов наилучших его представителей.
Тайна спасения раскрывалась в Ветхом Завете постепенно, в прообразах: то в «лествице Иакова», то в «Неопалимой Купине», то в чудесном переходе евреев через Чермное (Красное) море, то в сосуде с манной, то в Гедеоновом руне. Пока, наконец, с нее не сбросил завесу и не представил ее всему миру ветхозаветный евангелист Исаия, который пророчествовал: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут ему Имя: Еммануил» (Ис. 7, 14).
И вот, наконец, наступило время явиться в мир этому Божественному и наичистейшему Сосуду — Деве Богородице.
Святое Писание ничего не сообщает нам об этом великом событии, но существует древнее предание о Рождестве Богородицы, которое сохранилось и дошло до нас в апокрифическом «Евангелии Иакова». Святое Предание говорит, что Пресвятая Дева происходила из древнего царского рода Давида. Ее благочестивые родители — святые Иоаким и Анна — жили в Назарете, небольшом галилейском городке, к западу от Галилейского озера. Оба они были людьми праведными и известными не своим царским происхождением, а смиренностью и милосердием. Вся их жизнь была пронизана любовью к Богу и к людям. Они так же, как и большинство иудеев того времени, ожидали пришествия Мессии. Но одно смущало их чистые души: до глубокой старости у них не было детей. Эта печаль Иоакима и Анны вполне понятна, ведь у евреев того времени бесплодность считалась карой Божией за грехи. По их убеждению бесплодным людям не было места в будущем Царствии Мессии. Поэтому, несмотря на свою старость, Иоаким и Анна не переставали просить у Бога, чтоб он снял с них наказание бездетностью и даровал им ребенка. Они, по примеру Анны пророчицы, матери Самуила, дали обещание: если у них родится младенец, посвятить его служению Богу.
За терпение, большую веру, любовь к Богу и друг к другу, Господь послал Иоакиму и Анне великую радость. После долгих ожиданий благочестивое желание праведников исполнилось: у них родилась Дочь, Которую счастливые родители назвали Марией. Рождение Марии принесло радость не только Ее родителям, но и всем людям, поскольку именно Ей Промыслом Божиим было определенно стать Матерью Сына Божиего, Спасителя мира.
Рождество Богоматери — это начало необъятной для человеческого ума тайны Боговоплощения и нашего спасения.
Пресвятая Богородице, спаси нас. Аминь.
2005 г.
← Источник радости и утешения (проповедь на Рождество Пресвятой Богородицы, 8/21 сентября) | Ходатаица (Явление Казанской иконы Божией Матери) → |
---|
Церковные Таинства
— Миропомазание есть Таинство, в котором верующим при помазании освященным миром частей тела во имя Святого Духа подаются Дары Святого Духа, укрепляющие христианина в духовной жизни. Поэтому и Таинство это называется Таинством Миропомазания. |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Мы имеем прямое указание от Самого Господа, ибо Он, как описано в Евангелии, взял дитя, поставил его посреди учеников, обнял его и сказал: "Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня" (Мк. 9, 37). Поэтому, если верующий человек усыновляет ребенка, он выполняет заповедь Спасителя. |
Подробнее ... |