Крест Гос­под­ний — зна­мя жиз­ни (про­по­ведь 27 сен­тяб­ря в празд­ник Воз­дви­же­ния Че­ст­но­го и Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня)

Свя­тая рав­но­апо­столь­ная Еле­на, мать ца­ря Кон­стан­ти­на, чу­дом Бо­жи­им на­шла в Свя­той Зем­ле Жи­во­тво­ря­щий Крест Хри­стов. Пат­ри­арх Ие­ру­са­лим­ский Ма­ка­рий най­ден­ный Крест под­нял вверх, что­бы лю­ди мог­ли ви­деть его и с мо­лит­вой к не­му при­ка­сать­ся. С то­го вре­ме­ни Цер­ковь празд­ну­ет Воз­дви­же­ния Кре­ста Гос­под­ня. С то­го вре­ме­ни зву­чит в Пра­во­слав­ной Церк­ви песнь: «Кре­сту Твое­му по­кло­ня­ем­ся, Вла­ды­ко, и свя­тое Вос­кре­се­ние Твое сла­вим».

Чем же для нас, хри­сти­ан, яв­ля­ет­ся свя­той Крест Хри­стов? По­че­му мы воз­да­ем ему по­кло­не­ние? По­че­му бла­го­чес­ти­во, тре­пет­но ло­бы­за­ем его и при­зы­ва­ем на се­бя его жи­во­тво­ря­щую спа­си­тель­ную си­лу?

Для нас, ве­рую­щих лю­дей, крест — это пре­ж­де все­го зна­мя на­шей жиз­ни. Вой­ско име­ет свое зна­мя. Это зна­мя яв­ля­ет­ся сим­во­лом, объ­е­ди­няю­щим всех вои­нов. Ка­ж­дый полк бе­ре­жет как свя­ты­ню свое зна­мя, хра­нит его до по­след­ней ка­п­ли кро­ви по­след­не­го сол­да­та. Нет боль­ше­го по­зо­ра и бес­чес­тия, чем по­те­рять зна­мя сво­его пол­ка. Для нас, ве­рую­щих хри­сти­ан, зна­ме­нем хри­сти­ан­ской прав­ды яв­ля­ет­ся Крест Хри­стов. Так оп­ре­де­лил Сам Спа­си­тель: «Кто хо­чет ид­ти за Мною, от­верг­нись се­бя, и возь­ми крест свой, и сле­дуй за Мною» (Мк. 8, 34). Ве­рую­щие лю­ди бе­рут крест в мо­мент свя­то­го Кре­ще­ния. Кре­стом хри­стиа­не ос­вя­ща­ют свои мыс­ли, чув­ст­ва; кре­стом ос­вя­ща­ют­ся дви­же­ния ума и серд­ца; кре­стом ос­вя­ща­ет­ся вся на­ша жизнь, на­ши тру­ды, на­ши по­бе­ды и по­ра­же­ния, на­ши ра­до­сти и скор­би, на­ши бо­лез­ни и зем­ное бла­го­по­лу­чие. Крест свя­той пред­ше­ст­ву­ет ка­ж­дой цер­ков­ной про­цес­сии. Крест свя­той вен­ча­ет хра­мы Бо­жии. Кре­стом свя­тым Цер­ковь мно­го­крат­но бла­го­слов­ля­ет вер­ных во вре­мя бо­го­слу­же­ний. Кре­стом ос­вя­ща­ют­ся ве­щи и пред­ме­ты. Крест да­ет­ся в ру­ки по­кой­ни­ку как сим­вол по­бе­ды и зна­мя хри­сти­ан­ской вер­но­сти. Кре­стом осе­ня­ет­ся по­след­ний путь «всея зем­ли». Крест вен­ча­ет мо­ги­лы ве­рую­щих лю­дей в оз­на­ме­но­ва­ние то­го, что здесь ле­жит по­сле­до­ва­тель Хри­стов.

Крест Хри­стов яв­ля­ет­ся для нас уте­ше­ни­ем в борь­бе и тер­пе­нии. В мо­мент, ко­гда нас обу­ре­ва­ют грех, зло, до­са­да, осу­ж­де­ние, за­висть, рев­ность или дру­гие не­по­треб­ст­ва, не­об­хо­ди­мо по­смот­реть на крест и вспом­нить сло­ва на нем Рас­пя­то­го: «Нау­чи­тесь от Ме­ня, ибо Я кро­ток и сми­рен серд­цем» (Мф. 11, 29). Кто де­ла­ет так, тот все­гда вый­дет по­бе­ди­те­лем в борь­бе со вся­ким ис­ку­ше­ни­ем и гре­хом.

Ес­ли наш жиз­нен­ный крест бы­ва­ет под­час слиш­ком тя­же­лым, ес­ли мы из­не­мо­га­ем, — в си­ле кре­ста на­ша си­ла. Си­ла кре­ста Хри­сто­ва в лю­бых жи­тей­ских труд­но­стях есть вер­ная на­ша по­мощь. Ка­ким бы крест зем­ной у че­ло­ве­ка ни был, учат пре­по­доб­ные от­цы, нуж­но пом­нить, что его не­сет в пер­вую оче­редь Спа­си­тель, а по­том уже ты, че­ло­век. По­это­му верь и на­дей­ся — си­ла Гос­под­ня все­гда бу­дет с то­бой. При та­кой уве­рен­но­сти не по­гиб­нешь, а бу­дешь иметь жизнь веч­ную.

Крест Хри­стов яв­ля­ет­ся для нас зна­ме­нем на­ших по­бед, и вре­мен­ных, и веч­ных. Им мы по­бе­ж­да­ем вра­га. Враг на­ше­го спа­се­ния, по уче­нию свя­той Церк­ви, бо­ит­ся кре­ста и тре­пе­щет, не смея взи­рать на си­лу его. Зна­ме­ние кре­ста явит­ся на не­бе в по­след­ний день, ко­гда Хри­стос при­дет су­дить жи­вых и мерт­вых. Ог­нен­ный крест на не­бо­скло­не бу­дет зна­ме­ни­ем веч­ной сла­вы Хри­ста и Его по­бе­ды. То­гда все, пред­став­шие пред ли­цом веч­ной Прав­ды — и по­чи­тав­шие в зем­ной жиз­ни крест, и не по­чи­тав­шие — бу­дут су­ди­мы си­лою кре­ста, зна­ме­ни­ем веч­ной прав­ды и веч­ной по­бе­ды. Бла­жен­ны то­гда бу­дут по­чи­тав­шие крест Хри­стов, ибо они по­лу­чат «мзду мно­гу на не­бе­сех», по­доб­но апо­сто­лу Пав­лу, ко­то­рый лю­бил по­вто­рять: «А я не же­лаю хва­лить­ся, раз­ве толь­ко кре­стом Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста» (Гал. 6, 14). Крест есть зна­мя на­шей жиз­ни, уте­ше­ние в борь­бе и тер­пе­нии, зна­мя на­ших по­бед. Это раз­мыш­ле­ние пусть ук­ре­пит нас в глу­бо­ком по­чи­та­нии Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста. Ибо ес­ли мы с кре­стом ро­ди­лись, то, ес­те­ст­вен­но,  с Кре­стом нам жить и уми­рать. А ес­ли с кре­стом бу­дем жить и уми­рать, то­гда и по­бе­дим с кре­стом. Кре­сту Твое­му по­кло­ня­ем­ся, Вла­ды­ко, и свя­тое Вос­кре­се­ние Твое по­ем и сла­вим. Аминь.

2003 г.

 

Церковные Таинства

—    Если ваш муж не "против традиций и правил" Православной Церкви и при этом не "против Бога" (то есть не является убежденным атеистом), и вы вместе желаете скрепить узы вашего брака Божиим благословением, то канонических препятствий для совершения Таинства Брака нет.

Вопросы и ответы

—    А какие аргументы могут быть против? Если это не создает препятствий в духовной жизни христианина, то, конечно, можно. Если же из этого делается своеобразный культ, который полностью поглощает все силы человека, так что не остается времени на молитву, то, безусловно, такие занятия спортом бесполезны.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru