Свя­тая Трои­ца (проповедь на Пя­ти­де­сят­ни­цу)

Свя­тая Трои­ца — Бог, еди­ный по су­ще­ст­ву и Тро­ич­ный в Ипо­ста­сях — яв­ля­ет­ся наи­боль­шей та­ин­ст­вен­ной и не­по­сти­жи­мой ис­ти­ной хри­сти­ан­ской ве­ры. Пе­ред соз­на­ни­ем че­ло­ве­ка, ко­то­рый ищет спа­се­ния, пер­вой сре­ди дог­ма­тич­ных ис­тин сто­ит ис­ти­на бы­тия Трие­ди­но­го Бо­га.

Свя­тая Цер­ковь Хри­сто­ва, ко­то­рая хра­нит не­при­кос­но­вен­ным Бо­же­ст­вен­ное От­кро­ве­ние и зна­ние, ве­дет че­ло­ве­ка пу­тем по­сто­ян­но­го по­зна­ния. Она да­ет нам в по­мощь об­раз­ные срав­не­ния, сим­во­лы. Бог, почитае­мый в Свя­той Трои­це, от­кры­ва­ет Се­бя ми­ру и лю­дям во всей ок­ру­жаю­щей сре­де (на­столь­ко, на­сколь­ко это по­лез­но для че­ло­ве­ка, для его спа­се­ния). Ка­ж­дая тай­на, ка­саю­щая­ся Бо­же­ст­ва и ду­хов­ной жиз­ни, по­зна­ет­ся са­мой жиз­нью че­ло­ве­ка че­рез ду­хов­ный труд и ре­ли­ги­оз­ный опыт. Слож­но по­нять, что Бог — Трои­чен в Ипо­ста­сях и Един су­щностно, как мо­гут быть Три Од­ним и Один — Тре­мя?

Тай­на ок­ру­жа­ет че­ло­ве­ка в те­че­ние всей его жиз­ни. Все ли мож­но по­нять и по­стичь в ок­ру­жаю­щем ма­те­ри­аль­ном ми­ре, не­взи­рая на все на­уч­ные от­кры­тия, ко­то­рые есть у че­ло­ве­ка и ко­то­ры­ми он гор­дит­ся? «Мы ед­ва мо­жем по­сти­гать и то, что на зем­ле, и с тру­дом по­ни­ма­ем то, что под ру­ка­ми, а что на не­бе­сах — кто ис­сле­до­вал?» — го­во­рит пре­муд­рый Со­ло­мон (Прем. 9, 16).

Тво­рец так соз­дал ок­ру­жаю­щий мир, что все в нем оп­ре­де­ля­ет­ся и бу­дет все­гда оп­ре­де­лять­ся «ме­рою, чис­лом и ве­сом» (Прем. 11, 21). По­смот­ри­те на во­ду: во­да по сво­ей при­ро­де оди­на­ко­ва в ру­чье, в ре­ке и в мо­ре, ку­да она в­ли­ва­ет­ся. По су­ще­ст­ву во­да еди­на, хо­тя ру­чей яв­ля­ет­ся ручь­ем, ре­ка яв­ля­ет­ся ре­кой, а мо­ре яв­ля­ет­ся мо­рем. Взгля­ни­те на солн­це: есть лишь од­но ог­ром­ное те­ло, це­лый свет и це­лое те­п­ло. Но свет не яв­ля­ет­ся солн­цем или те­п­лом, как и те­п­ло не яв­ля­ет­ся солн­цем или све­том. Три раз­ные ве­щи в од­ном ес­те­ст­ве; не­де­ли­мые и раз­ные од­но­вре­мен­но.

Ка­ж­дый из нас но­сит в се­бе об­раз Свя­той Трои­цы. Адам, по уче­нию Си­ме­о­на Но­во­го Бо­го­сло­ва, бла­го­да­ря един­ст­ву с Бо­гом-све­том, был по бла­го­да­ти тро­ич­ным: со­сто­ял из те­ла, ду­ши и бла­го­да­ти Бо­же­ст­вен­но­го Ду­ха.

Тро­ич­ность про­яв­ля­ет­ся и в на­шей жиз­ни, в дей­ст­ви­ях и по­ступ­ках: обыч­но мы три­ж­ды сту­чим, три­ж­ды це­лу­ем­ся, три­ж­ды вы­ра­жа­ем свое вос­хи­ще­ние и три­ж­ды, в мо­мен­ты го­ря или не­сча­стья, вы­ра­жа­ем свою боль и т.д.

А впро­чем, ни­че­го не да­дут срав­не­ния, ес­ли че­ло­век не по­стиг­нет сущ­но­сти ду­хов­ной жиз­ни. По­зна­ние Бо­га — эта жизнь. «Сия же есть жизнь веч­ная, да зна­ют Те­бя, еди­но­го ис­тин­но­го Бо­га, и по­слан­но­го То­бою Иису­са Хри­ста» (Ин. 17, 3). Отец от­кры­ва­ет Се­бя ми­ру как Тво­рец, вы­зы­вав­ший нас из не­бы­тия, Сын Бо­жий как ве­ли­кий Ар­хи­тек­тор и Ху­дож­ник при­да­ет все­му вид и кра­со­ту. Дух Свя­той да­ет все­му бла­го­дат­ное оза­ре­ние и все жи­во­тво­рит.

Тай­на Свя­той Трои­цы пред­став­ля­ет нам Свя­тую Цер­ковь, Не­вес­ту Хри­сто­ву, Дочь пред­веч­но­го От­ца, имею­щуя в се­бе жизнь Свя­то­го Ду­ха. Эта тай­на от­кры­ва­ет нам, по­че­му Бог, имея си­лу, су­дит снис­хо­ди­тель­но и ру­ко­во­дит на­ми с ве­ли­кой ми­ло­стью (Прем. 12, 18). Еди­ный Царь и Гос­подь все­го не со­вер­ша­ет на­си­лия над людь­ми, что­бы не ли­шить их сво­бо­ды.

От­сю­да то по­читание и лю­бовь, ко­то­рые, зная За­кон Бо­жий, лю­ди долж­ны иметь к Бо­гу и друг к дру­гу. Ес­ли бы мы не име­ли в се­бе об­раза Свя­той Трои­цы, мы бы­ли бы не­оп­ре­де­лен­ным пред­ме­том, тво­рец ко­то­ро­го — не­из­вест­ность, блед­ным от­пе­чат­ком, ори­ги­нал ко­то­ро­го по­те­рян.

Мы — об­раз Свя­той Трои­цы, на­ше те­ло — храм Бо­жий. Бу­дем же дос­той­ны­ми но­си­те­ля­ми об­раза и по­до­бия Бо­жие­го, дос­той­ны­ми От­ца, Ко­то­рый соз­дал нас, Сы­на, Ко­то­рый ис­ку­пил на­ши гре­хи, и Ду­ха Свя­то­го, Ко­то­рый ос­вя­тил нас. Аминь.

2003 г.

 

Церковные Таинства

— Существует благочестивая православная традиция называть младенцев христианскими именами. То есть именами святых Православной Церкви.

Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    Прежде всего необходимо сказать, какие требования предъявляются к одежде православного христианина. Она должна быть чистой и аккуратной, не вызывать у окружающих неприятных эмоций или раздражения. Христос в Своей Нагорной проповеди, показывая каждому христианину примеры этического совершенства, говорит, обращаясь к тем, кто следует за Ним: "Вы — свет мира...

Подробнее ...

Поиск

Календарь

Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 207 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 208 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/calendarClass.php on line 114
<Август 2013>
ПнВтСрЧтПтСбВс
   134
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru