Свя­тая Трои­ца (проповедь на Пя­ти­де­сят­ни­цу)

Свя­тая Трои­ца — Бог, еди­ный по су­ще­ст­ву и Тро­ич­ный в Ипо­ста­сях — яв­ля­ет­ся наи­боль­шей та­ин­ст­вен­ной и не­по­сти­жи­мой ис­ти­ной хри­сти­ан­ской ве­ры. Пе­ред соз­на­ни­ем че­ло­ве­ка, ко­то­рый ищет спа­се­ния, пер­вой сре­ди дог­ма­тич­ных ис­тин сто­ит ис­ти­на бы­тия Трие­ди­но­го Бо­га.

Свя­тая Цер­ковь Хри­сто­ва, ко­то­рая хра­нит не­при­кос­но­вен­ным Бо­же­ст­вен­ное От­кро­ве­ние и зна­ние, ве­дет че­ло­ве­ка пу­тем по­сто­ян­но­го по­зна­ния. Она да­ет нам в по­мощь об­раз­ные срав­не­ния, сим­во­лы. Бог, почитае­мый в Свя­той Трои­це, от­кры­ва­ет Се­бя ми­ру и лю­дям во всей ок­ру­жаю­щей сре­де (на­столь­ко, на­сколь­ко это по­лез­но для че­ло­ве­ка, для его спа­се­ния). Ка­ж­дая тай­на, ка­саю­щая­ся Бо­же­ст­ва и ду­хов­ной жиз­ни, по­зна­ет­ся са­мой жиз­нью че­ло­ве­ка че­рез ду­хов­ный труд и ре­ли­ги­оз­ный опыт. Слож­но по­нять, что Бог — Трои­чен в Ипо­ста­сях и Един су­щностно, как мо­гут быть Три Од­ним и Один — Тре­мя?

Тай­на ок­ру­жа­ет че­ло­ве­ка в те­че­ние всей его жиз­ни. Все ли мож­но по­нять и по­стичь в ок­ру­жаю­щем ма­те­ри­аль­ном ми­ре, не­взи­рая на все на­уч­ные от­кры­тия, ко­то­рые есть у че­ло­ве­ка и ко­то­ры­ми он гор­дит­ся? «Мы ед­ва мо­жем по­сти­гать и то, что на зем­ле, и с тру­дом по­ни­ма­ем то, что под ру­ка­ми, а что на не­бе­сах — кто ис­сле­до­вал?» — го­во­рит пре­муд­рый Со­ло­мон (Прем. 9, 16).

Тво­рец так соз­дал ок­ру­жаю­щий мир, что все в нем оп­ре­де­ля­ет­ся и бу­дет все­гда оп­ре­де­лять­ся «ме­рою, чис­лом и ве­сом» (Прем. 11, 21). По­смот­ри­те на во­ду: во­да по сво­ей при­ро­де оди­на­ко­ва в ру­чье, в ре­ке и в мо­ре, ку­да она в­ли­ва­ет­ся. По су­ще­ст­ву во­да еди­на, хо­тя ру­чей яв­ля­ет­ся ручь­ем, ре­ка яв­ля­ет­ся ре­кой, а мо­ре яв­ля­ет­ся мо­рем. Взгля­ни­те на солн­це: есть лишь од­но ог­ром­ное те­ло, це­лый свет и це­лое те­п­ло. Но свет не яв­ля­ет­ся солн­цем или те­п­лом, как и те­п­ло не яв­ля­ет­ся солн­цем или све­том. Три раз­ные ве­щи в од­ном ес­те­ст­ве; не­де­ли­мые и раз­ные од­но­вре­мен­но.

Ка­ж­дый из нас но­сит в се­бе об­раз Свя­той Трои­цы. Адам, по уче­нию Си­ме­о­на Но­во­го Бо­го­сло­ва, бла­го­да­ря един­ст­ву с Бо­гом-све­том, был по бла­го­да­ти тро­ич­ным: со­сто­ял из те­ла, ду­ши и бла­го­да­ти Бо­же­ст­вен­но­го Ду­ха.

Тро­ич­ность про­яв­ля­ет­ся и в на­шей жиз­ни, в дей­ст­ви­ях и по­ступ­ках: обыч­но мы три­ж­ды сту­чим, три­ж­ды це­лу­ем­ся, три­ж­ды вы­ра­жа­ем свое вос­хи­ще­ние и три­ж­ды, в мо­мен­ты го­ря или не­сча­стья, вы­ра­жа­ем свою боль и т.д.

А впро­чем, ни­че­го не да­дут срав­не­ния, ес­ли че­ло­век не по­стиг­нет сущ­но­сти ду­хов­ной жиз­ни. По­зна­ние Бо­га — эта жизнь. «Сия же есть жизнь веч­ная, да зна­ют Те­бя, еди­но­го ис­тин­но­го Бо­га, и по­слан­но­го То­бою Иису­са Хри­ста» (Ин. 17, 3). Отец от­кры­ва­ет Се­бя ми­ру как Тво­рец, вы­зы­вав­ший нас из не­бы­тия, Сын Бо­жий как ве­ли­кий Ар­хи­тек­тор и Ху­дож­ник при­да­ет все­му вид и кра­со­ту. Дух Свя­той да­ет все­му бла­го­дат­ное оза­ре­ние и все жи­во­тво­рит.

Тай­на Свя­той Трои­цы пред­став­ля­ет нам Свя­тую Цер­ковь, Не­вес­ту Хри­сто­ву, Дочь пред­веч­но­го От­ца, имею­щуя в се­бе жизнь Свя­то­го Ду­ха. Эта тай­на от­кры­ва­ет нам, по­че­му Бог, имея си­лу, су­дит снис­хо­ди­тель­но и ру­ко­во­дит на­ми с ве­ли­кой ми­ло­стью (Прем. 12, 18). Еди­ный Царь и Гос­подь все­го не со­вер­ша­ет на­си­лия над людь­ми, что­бы не ли­шить их сво­бо­ды.

От­сю­да то по­читание и лю­бовь, ко­то­рые, зная За­кон Бо­жий, лю­ди долж­ны иметь к Бо­гу и друг к дру­гу. Ес­ли бы мы не име­ли в се­бе об­раза Свя­той Трои­цы, мы бы­ли бы не­оп­ре­де­лен­ным пред­ме­том, тво­рец ко­то­ро­го — не­из­вест­ность, блед­ным от­пе­чат­ком, ори­ги­нал ко­то­ро­го по­те­рян.

Мы — об­раз Свя­той Трои­цы, на­ше те­ло — храм Бо­жий. Бу­дем же дос­той­ны­ми но­си­те­ля­ми об­раза и по­до­бия Бо­жие­го, дос­той­ны­ми От­ца, Ко­то­рый соз­дал нас, Сы­на, Ко­то­рый ис­ку­пил на­ши гре­хи, и Ду­ха Свя­то­го, Ко­то­рый ос­вя­тил нас. Аминь.

2003 г.

 

Церковные Таинства

—    Грех заключается не только в отдельных поступках человека, он является постоянной болезнью, которая не дает человеку принимать дар Божией благодати, лишает его источника истинной жизни. Для искоренения таких грехов, как гордость или эгоизм, необходимо усиленное внимание к себе, борьба с грешными помыслами и горькое сожаление о своих ошибках.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

— Господь Сам показывает пример того, как обращаться со взрослыми и уже самостоятельными детьми, которые уклонились от верного пути и попали в плен искушений или греха.
Подробнее ...

Поиск

Календарь

Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 207 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 208 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/calendarClass.php on line 114
<Август 2013>
ПнВтСрЧтПтСбВс
   134
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru