Трехипостасное Божество (проповедь в День Святой Троицы)
День Пятидесятницы, сошествия Святого Духа, именуется Днем Святой Троицы, поскольку в этот день раскрылось миру действие всей Святой Троицы — Ее Трех Ипостасей, и люди научились поклоняться и прославлять Три лица единого Божества.
Откровение о Святой Троице, а все, что мы знаем о Боге, мы черпаем из Божественного Откровения, Божией милостью и Промыслом, было задержано до времен Нового Завета, до тех пор, пока не пришел в мир Сын Божий Господь наш Иисус Христос, Который принес полноту Божественного Откровения.
Послание и сошествие Святого Духа состоялось после прославления Сына Божиего, поскольку Он Своими страданиями и смертью разрушил преграду в общении Бога с человеком. Сойдя в день Пятидесятницы на апостолов и учеников Христовых в виде огненных языков, Бог и после сошествия никогда не оставлял их, но всегда действовал в них, а сегодня действует в распространенной ними по всему миру Церкви Христовой. Без Духа Святого не возможно уверовать в Иисуса Христа. Только силой и действием Святого Духа усваиваются заслуги Христовы и оправдание, приобретенное Его страданиями и смертью, и таким образом общее искупление становится достоянием каждого лично. В этом заключается действие Святого Духа, которое началось в день Пятидесятницы и продолжается и в наши дни.
Живоначальная Троица — самая величественная тайна. Святая Церковь учит нас, исходя из Откровения Божиего, что Бог — Един сущностью и Троичен в лицах — Отец, Сын и Дух Святой.
Отец есть Бог, Сын есть Бог, Святой Дух есть Бог, но это не три Бога, три Божественных Лица есть один Бог, потому что все три Лица имеют одно и то же естество, одно и то же Божество, одну власть, одну славу, одно поклонение. Бог один. Ипостаси Святой Троицы не сливаются и не разделяются. И эта догматичная истина является основой христианской веры.
Святая Троица — Бог Единый по существу и Троичный в Лицах: Отец, Сын и Дух Святой — являются наибольшей тайной христианской веры.
Трудно и невозможно человеческому уму вполне постичь, что есть Бог Троичный в Лицах и Единый сущностно. Как могут быть Три Одним и Один — Тремя? Понять трудно, но поэтому это является таинством. Святая Церковь учит, что всякая тайна, которая касается Божества и духовной жизни, познается и постигается самой жизнью человека благодаря усилию и религиозному опыту.
Чтобы познать Божественную тайну, человек должен в первую очередь войти в сферу Божественной духовности, ибо только подобным познается подобное.
Хранительница Божественного Откровения и знания — святая Церковь Христова ведет человека путем постоянного познания. Она дает нам в помощь образные сравнения, символы. Бог, в Святой Троице поклоняемый, открывает Себя миру и людям, насколько это полезно и спасительно для человека, в истории домостроительства нашего спасения, во всем окружающем мире. Символ и присутствие Святой Троицы мы видим во всем и везде.
Своим умом и просветленной верой мы можем дойти до понимания некоторых тайн, если сравним их с природными явлениями. Так же и с тайной Святой Троицы.
Посмотрим на ручей. Он имеет источник, русло и воду. Все три компонента в совокупности и составляют ручей. И без любого из них он перестает быть им.
Посмотрим на солнце. Мы видим лишь небесное тело, свет и тепло. Однако свет не является солнцем или теплом, как и тепло не является солнцем или светом. Три разные сути в одном творении — единые и разные в то же время.
Взглянем на дерево. Оно начинается с корня, развивается в стволе и завершается в кроне. Три разные состояния в одном растении.
Эти сравнения взяты из материального мира, который как зеркало отображает нам Творца.
Каждый из нас носит в себе образ Святой Троицы. Бог сказал при создании Адама: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1, 26). Адам, по учению Симеона Нового Богослова, благодаря единению с Богом-светом, был по благодати троичным: состоял из тела, души и благодати Божественного Духа.
В нашей душе, которая по сути своей является образом Бога единого, есть ум — образ Бога Отца; есть познание, которое происходит от ума, — образ Сына; есть любовь, которая исходит от ума, — образ Святого Духа.
Мы — образ Святой Троицы, наше тело — храм Божий. Будем же достойными носителями образа и подобия Божиего, достойными Отца, Который создал нас, Сына, Который искупил нас, и Духа Святого, Который освятил нас. Аминь.
2005 г.
← Святая Троица (проповедь на Пятидесятницу) | Проповедь на Пятидесятницу → |
---|
Церковные Таинства
— Таинство Евхаристии является наибольшим и наиважнейшим Таинством Церкви. Приступают к нему те христиане, которые не имеют препятствий со стороны собственной совести и выполнили необходимые духовные требования. |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— А какие аргументы могут быть против? Если это не создает препятствий в духовной жизни христианина, то, конечно, можно. Если же из этого делается своеобразный культ, который полностью поглощает все силы человека, так что не остается времени на молитву, то, безусловно, такие занятия спортом бесполезны. |
Подробнее ... |