Трех­ипо­стас­ное Бо­же­ст­во (про­по­ведь в День Свя­той Трои­цы)

День Пя­ти­де­сят­ни­цы, со­ше­ст­вия Свя­то­го Ду­ха, име­ну­ет­ся Днем Свя­той Трои­цы, по­сколь­ку в этот день рас­кры­лось ми­ру дей­ст­вие всей Свя­той Трои­цы — Ее Трех Ипо­ста­сей, и лю­ди нау­чи­лись по­кло­нять­ся и про­слав­лять Три ли­ца еди­но­го Бо­же­ст­ва.

От­кро­ве­ние о Свя­той Трои­це, а все, что мы зна­ем о Бо­ге, мы чер­па­ем из Бо­же­ст­вен­но­го От­кро­ве­ния, Бо­жи­ей ми­ло­стью и Про­мыс­лом, бы­ло за­дер­жа­но до вре­мен Но­во­го За­ве­та, до тех пор, по­ка не при­шел в мир Сын Бо­жий Гос­подь наш Иисус Хри­стос, Ко­то­рый при­нес пол­но­ту Бо­же­ст­вен­но­го От­кро­ве­ния.

По­сла­ние и со­ше­ст­вие Свя­то­го Ду­ха со­стоя­лось по­сле про­слав­ле­ния Сы­на Бо­жие­го, по­сколь­ку Он Свои­ми стра­да­ния­ми и смер­тью раз­ру­шил пре­гра­ду в об­ще­нии Бо­га с че­ло­ве­ком. Сой­дя в день Пя­ти­де­сят­ни­цы на апо­сто­лов и уче­ни­ков Хри­сто­вых в ви­де ог­нен­ных язы­ков, Бог и по­сле со­ше­ст­вия ни­ко­гда не ос­тав­лял их, но все­гда дей­ст­во­вал в них, а се­го­дня дей­ст­ву­ет в рас­про­стра­нен­ной ни­ми по все­му ми­ру Церк­ви Хри­сто­вой. Без Ду­ха Свя­то­го не воз­мож­но уве­ро­вать в Иису­са Хри­ста. Толь­ко си­лой и дей­ст­ви­ем Свя­то­го Ду­ха ус­ваи­ва­ют­ся за­слу­ги Хри­сто­вы и оп­рав­да­ние, при­об­ре­тен­ное Его стра­да­ния­ми и смер­тью, и та­ким об­ра­зом об­щее ис­ку­п­ле­ние ста­но­вит­ся дос­тоя­ни­ем ка­ж­до­го лич­но. В этом за­клю­ча­ет­ся дей­ст­вие Свя­то­го Ду­ха, ко­то­рое на­ча­лось в день Пя­ти­де­сят­ни­цы и про­дол­жа­ет­ся и в на­ши дни.

Жи­во­на­чаль­ная Трои­ца — са­мая ве­ли­че­ст­вен­ная тай­на. Свя­тая Цер­ковь учит нас, ис­хо­дя из От­кро­ве­ния Бо­жи­его, что Бог — Един сущ­но­стью и Трои­чен в ли­цах — Отец, Сын и Дух Свя­той.

Отец есть Бог, Сын есть Бог, Свя­той Дух есть Бог, но это не три Бо­га, три Бо­же­ст­вен­ных Ли­ца есть один Бог, по­то­му что все три Ли­ца име­ют од­но и то же ес­те­ст­во, од­но и то же Бо­же­ст­во, од­ну власть, од­ну сла­ву, од­но по­кло­не­ние. Бог один. Ипо­ста­си Свя­той Трои­цы не сли­ва­ют­ся и не раз­де­ля­ют­ся. И эта дог­ма­тич­ная ис­ти­на яв­ля­ет­ся ос­но­вой хри­сти­ан­ской ве­ры.

Свя­тая Трои­ца — Бог Еди­ный по су­ще­ст­ву и Тро­ич­ный в Ли­цах: Отец, Сын и Дух Свя­той — яв­ля­ют­ся наи­боль­шей тай­ной хри­сти­ан­ской ве­ры.

Труд­но и не­воз­мож­но че­ло­ве­че­ско­му уму впол­не по­стичь, что есть Бог Тро­ич­ный в Ли­цах и Еди­ный сущ­но­ст­но. Как мо­гут быть Три Од­ним и Один — Тре­мя? По­нять труд­но, но по­это­му это яв­ля­ет­ся та­ин­ст­вом. Свя­тая Цер­ковь учит, что вся­кая тай­на, ко­то­рая ка­са­ет­ся Бо­же­ст­ва и ду­хов­ной жиз­ни, по­зна­ет­ся и по­сти­га­ет­ся са­мой жиз­нью че­ло­ве­ка бла­го­да­ря уси­лию и ре­ли­ги­оз­но­му опы­ту.

Что­бы по­знать Бо­же­ст­вен­ную тай­ну, че­ло­век дол­жен в пер­вую оче­редь вой­ти в сфе­ру Бо­же­ст­вен­ной ду­хов­но­сти, ибо толь­ко по­доб­ным по­зна­ет­ся по­доб­ное.

Хра­ни­тель­ни­ца Бо­же­ст­вен­но­го От­кро­ве­ния и зна­ния — свя­тая Цер­ковь Хри­сто­ва ве­дет че­ло­ве­ка пу­тем по­сто­ян­но­го по­зна­ния. Она да­ет нам в по­мощь об­раз­ные срав­не­ния, сим­во­лы. Бог, в Свя­той Трои­це по­кло­няе­мый, от­кры­ва­ет Се­бя ми­ру и лю­дям, на­сколь­ко это по­лез­но и спа­си­тель­но для че­ло­ве­ка, в ис­то­рии до­мо­строи­тель­ст­ва на­ше­го спа­се­ния, во всем ок­ру­жаю­щем ми­ре. Сим­вол и при­сут­ст­вие Свя­той Трои­цы мы ви­дим во всем и вез­де.

Сво­им умом и про­свет­лен­ной ве­рой мы мо­жем дой­ти до по­ни­ма­ния не­ко­то­рых тайн, ес­ли срав­ним их с при­род­ны­ми яв­ле­ния­ми. Так же и с тай­ной Свя­той Трои­цы.

По­смот­рим на ру­чей. Он име­ет ис­точ­ник, рус­ло и во­ду. Все три ком­по­нен­та в со­во­куп­но­сти и со­став­ля­ют ру­чей. И без лю­бо­го из них он пе­ре­ста­ет быть им.

По­смот­рим на солн­це. Мы ви­дим лишь не­бес­ное те­ло, свет и те­п­ло. Од­на­ко свет не яв­ля­ет­ся солн­цем или те­п­лом, как и те­п­ло не яв­ля­ет­ся солн­цем или све­том. Три раз­ные су­ти в од­ном тво­ре­нии — еди­ные и раз­ные в то же вре­мя.

Взгля­нем на де­ре­во. Оно на­чи­на­ет­ся с кор­ня, раз­ви­ва­ет­ся в ство­ле и за­вер­ша­ет­ся в кро­не. Три раз­ные со­стоя­ния в од­ном рас­те­нии.

Эти срав­не­ния взя­ты из ма­те­ри­аль­но­го ми­ра, ко­то­рый как зер­ка­ло ото­бра­жа­ет нам Твор­ца.

Ка­ж­дый из нас но­сит в се­бе об­раз Свя­той Трои­цы. Бог ска­зал при соз­да­нии Ада­ма: «Со­тво­рим че­ло­ве­ка по об­ра­зу На­ше­му и по по­до­бию На­ше­му» (Быт. 1, 26). Адам, по уче­нию Си­ме­о­на Но­во­го Бо­го­сло­ва, бла­го­да­ря еди­не­нию с Бо­гом-све­том, был по бла­го­да­ти тро­ич­ным: со­сто­ял из те­ла, ду­ши и бла­го­да­ти Бо­же­ст­вен­но­го Ду­ха.

В на­шей ду­ше, ко­то­рая по су­ти сво­ей яв­ля­ет­ся об­ра­зом Бо­га еди­но­го, есть ум — об­раз Бо­га От­ца; есть по­зна­ние, ко­то­рое про­ис­хо­дит от ума, — об­раз Сы­на; есть лю­бовь, ко­то­рая ис­хо­дит от ума, — об­раз Свя­то­го Ду­ха.

Мы — об­раз Свя­той Трои­цы, на­ше те­ло — храм Бо­жий. Бу­дем же дос­той­ны­ми но­си­те­ля­ми об­раза и по­до­бия Бо­жие­го, дос­той­ны­ми От­ца, Ко­то­рый соз­дал нас, Сы­на, Ко­то­рый ис­ку­пил нас, и Ду­ха Свя­то­го, Ко­то­рый ос­вя­тил нас. Аминь.

2005 г.

 

Церковные Таинства

—    Таинство Евхаристии является наибольшим и наиважнейшим Таинством Церкви. Приступают к нему те христиане, которые не имеют препятствий со стороны собственной совести и выполнили необходимые духовные требования.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    А какие аргументы могут быть против? Если это не создает препятствий в духовной жизни христианина, то, конечно, можно. Если же из этого делается своеобразный культ, который полностью поглощает все силы человека, так что не остается времени на молитву, то, безусловно, такие занятия спортом бесполезны.
Подробнее ...

Поиск

Календарь

Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 207 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 208 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/calendarClass.php on line 114
<Август 2013>
ПнВтСрЧтПтСбВс
   134
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru