Трех­ипо­стас­ное Бо­же­ст­во (про­по­ведь в День Свя­той Трои­цы)

День Пя­ти­де­сят­ни­цы, со­ше­ст­вия Свя­то­го Ду­ха, име­ну­ет­ся Днем Свя­той Трои­цы, по­сколь­ку в этот день рас­кры­лось ми­ру дей­ст­вие всей Свя­той Трои­цы — Ее Трех Ипо­ста­сей, и лю­ди нау­чи­лись по­кло­нять­ся и про­слав­лять Три ли­ца еди­но­го Бо­же­ст­ва.

От­кро­ве­ние о Свя­той Трои­це, а все, что мы зна­ем о Бо­ге, мы чер­па­ем из Бо­же­ст­вен­но­го От­кро­ве­ния, Бо­жи­ей ми­ло­стью и Про­мыс­лом, бы­ло за­дер­жа­но до вре­мен Но­во­го За­ве­та, до тех пор, по­ка не при­шел в мир Сын Бо­жий Гос­подь наш Иисус Хри­стос, Ко­то­рый при­нес пол­но­ту Бо­же­ст­вен­но­го От­кро­ве­ния.

По­сла­ние и со­ше­ст­вие Свя­то­го Ду­ха со­стоя­лось по­сле про­слав­ле­ния Сы­на Бо­жие­го, по­сколь­ку Он Свои­ми стра­да­ния­ми и смер­тью раз­ру­шил пре­гра­ду в об­ще­нии Бо­га с че­ло­ве­ком. Сой­дя в день Пя­ти­де­сят­ни­цы на апо­сто­лов и уче­ни­ков Хри­сто­вых в ви­де ог­нен­ных язы­ков, Бог и по­сле со­ше­ст­вия ни­ко­гда не ос­тав­лял их, но все­гда дей­ст­во­вал в них, а се­го­дня дей­ст­ву­ет в рас­про­стра­нен­ной ни­ми по все­му ми­ру Церк­ви Хри­сто­вой. Без Ду­ха Свя­то­го не воз­мож­но уве­ро­вать в Иису­са Хри­ста. Толь­ко си­лой и дей­ст­ви­ем Свя­то­го Ду­ха ус­ваи­ва­ют­ся за­слу­ги Хри­сто­вы и оп­рав­да­ние, при­об­ре­тен­ное Его стра­да­ния­ми и смер­тью, и та­ким об­ра­зом об­щее ис­ку­п­ле­ние ста­но­вит­ся дос­тоя­ни­ем ка­ж­до­го лич­но. В этом за­клю­ча­ет­ся дей­ст­вие Свя­то­го Ду­ха, ко­то­рое на­ча­лось в день Пя­ти­де­сят­ни­цы и про­дол­жа­ет­ся и в на­ши дни.

Жи­во­на­чаль­ная Трои­ца — са­мая ве­ли­че­ст­вен­ная тай­на. Свя­тая Цер­ковь учит нас, ис­хо­дя из От­кро­ве­ния Бо­жи­его, что Бог — Един сущ­но­стью и Трои­чен в ли­цах — Отец, Сын и Дух Свя­той.

Отец есть Бог, Сын есть Бог, Свя­той Дух есть Бог, но это не три Бо­га, три Бо­же­ст­вен­ных Ли­ца есть один Бог, по­то­му что все три Ли­ца име­ют од­но и то же ес­те­ст­во, од­но и то же Бо­же­ст­во, од­ну власть, од­ну сла­ву, од­но по­кло­не­ние. Бог один. Ипо­ста­си Свя­той Трои­цы не сли­ва­ют­ся и не раз­де­ля­ют­ся. И эта дог­ма­тич­ная ис­ти­на яв­ля­ет­ся ос­но­вой хри­сти­ан­ской ве­ры.

Свя­тая Трои­ца — Бог Еди­ный по су­ще­ст­ву и Тро­ич­ный в Ли­цах: Отец, Сын и Дух Свя­той — яв­ля­ют­ся наи­боль­шей тай­ной хри­сти­ан­ской ве­ры.

Труд­но и не­воз­мож­но че­ло­ве­че­ско­му уму впол­не по­стичь, что есть Бог Тро­ич­ный в Ли­цах и Еди­ный сущ­но­ст­но. Как мо­гут быть Три Од­ним и Один — Тре­мя? По­нять труд­но, но по­это­му это яв­ля­ет­ся та­ин­ст­вом. Свя­тая Цер­ковь учит, что вся­кая тай­на, ко­то­рая ка­са­ет­ся Бо­же­ст­ва и ду­хов­ной жиз­ни, по­зна­ет­ся и по­сти­га­ет­ся са­мой жиз­нью че­ло­ве­ка бла­го­да­ря уси­лию и ре­ли­ги­оз­но­му опы­ту.

Что­бы по­знать Бо­же­ст­вен­ную тай­ну, че­ло­век дол­жен в пер­вую оче­редь вой­ти в сфе­ру Бо­же­ст­вен­ной ду­хов­но­сти, ибо толь­ко по­доб­ным по­зна­ет­ся по­доб­ное.

Хра­ни­тель­ни­ца Бо­же­ст­вен­но­го От­кро­ве­ния и зна­ния — свя­тая Цер­ковь Хри­сто­ва ве­дет че­ло­ве­ка пу­тем по­сто­ян­но­го по­зна­ния. Она да­ет нам в по­мощь об­раз­ные срав­не­ния, сим­во­лы. Бог, в Свя­той Трои­це по­кло­няе­мый, от­кры­ва­ет Се­бя ми­ру и лю­дям, на­сколь­ко это по­лез­но и спа­си­тель­но для че­ло­ве­ка, в ис­то­рии до­мо­строи­тель­ст­ва на­ше­го спа­се­ния, во всем ок­ру­жаю­щем ми­ре. Сим­вол и при­сут­ст­вие Свя­той Трои­цы мы ви­дим во всем и вез­де.

Сво­им умом и про­свет­лен­ной ве­рой мы мо­жем дой­ти до по­ни­ма­ния не­ко­то­рых тайн, ес­ли срав­ним их с при­род­ны­ми яв­ле­ния­ми. Так же и с тай­ной Свя­той Трои­цы.

По­смот­рим на ру­чей. Он име­ет ис­точ­ник, рус­ло и во­ду. Все три ком­по­нен­та в со­во­куп­но­сти и со­став­ля­ют ру­чей. И без лю­бо­го из них он пе­ре­ста­ет быть им.

По­смот­рим на солн­це. Мы ви­дим лишь не­бес­ное те­ло, свет и те­п­ло. Од­на­ко свет не яв­ля­ет­ся солн­цем или те­п­лом, как и те­п­ло не яв­ля­ет­ся солн­цем или све­том. Три раз­ные су­ти в од­ном тво­ре­нии — еди­ные и раз­ные в то же вре­мя.

Взгля­нем на де­ре­во. Оно на­чи­на­ет­ся с кор­ня, раз­ви­ва­ет­ся в ство­ле и за­вер­ша­ет­ся в кро­не. Три раз­ные со­стоя­ния в од­ном рас­те­нии.

Эти срав­не­ния взя­ты из ма­те­ри­аль­но­го ми­ра, ко­то­рый как зер­ка­ло ото­бра­жа­ет нам Твор­ца.

Ка­ж­дый из нас но­сит в се­бе об­раз Свя­той Трои­цы. Бог ска­зал при соз­да­нии Ада­ма: «Со­тво­рим че­ло­ве­ка по об­ра­зу На­ше­му и по по­до­бию На­ше­му» (Быт. 1, 26). Адам, по уче­нию Си­ме­о­на Но­во­го Бо­го­сло­ва, бла­го­да­ря еди­не­нию с Бо­гом-све­том, был по бла­го­да­ти тро­ич­ным: со­сто­ял из те­ла, ду­ши и бла­го­да­ти Бо­же­ст­вен­но­го Ду­ха.

В на­шей ду­ше, ко­то­рая по су­ти сво­ей яв­ля­ет­ся об­ра­зом Бо­га еди­но­го, есть ум — об­раз Бо­га От­ца; есть по­зна­ние, ко­то­рое про­ис­хо­дит от ума, — об­раз Сы­на; есть лю­бовь, ко­то­рая ис­хо­дит от ума, — об­раз Свя­то­го Ду­ха.

Мы — об­раз Свя­той Трои­цы, на­ше те­ло — храм Бо­жий. Бу­дем же дос­той­ны­ми но­си­те­ля­ми об­раза и по­до­бия Бо­жие­го, дос­той­ны­ми От­ца, Ко­то­рый соз­дал нас, Сы­на, Ко­то­рый ис­ку­пил нас, и Ду­ха Свя­то­го, Ко­то­рый ос­вя­тил нас. Аминь.

2005 г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru