Проповедь на Воз­не­се­ние Гос­под­не

По­сле Сво­его Вос­кре­се­ния Гос­подь наш Иисус Хри­стос в те­че­ние со­ро­ка дней пре­бы­вал на зем­ле. Как толь­ко Он вос­крес, Ему уже по­до­ба­ло быть на не­бе­сах, но Он ос­тал­ся на зем­ле, что­бы уве­рить всех в дей­ст­ви­тель­но­сти Сво­его Вос­кре­се­ния.

Сво­им свя­тым апо­сто­лам Он «явил Се­бя жи­вым, по стра­да­нии Сво­ем, со мно­ги­ми вер­ны­ми до­ка­за­тель­ст­ва­ми, в про­дол­же­ние со­ро­ка дней яв­ля­ясь им и го­во­ря о Цар­ст­вии Бо­жи­ем» (Де­ян. 1, 3).

Хри­стос воз­нес­ся на не­бо с го­ры Еле­он­ (Де­ян. 1, 12), где так час­то про­во­дил но­чи в мо­лит­ве, где пре­дал Его Иу­да, от­ку­да на­чи­нал­ся Его гол­гоф­ский путь.

Хри­стос воз­но­сит­ся на не­бо, где по­до­ба­ет Ему быть и где Он дол­жен при­го­то­вить ме­сто для нас: «Я иду при­го­то­вить ме­сто вам» (Ин. 14, 2).

Как в Вет­хом За­ве­те пер­во­свя­щен­ник вхо­дил во свя­тое свя­тых, что­бы хо­да­тай­ст­во­вать о лю­дях пе­ред Бо­гом, так и Хри­стос воз­но­сит­ся на не­бо, что­бы хо­да­тай­ст­во­вать за нас (Евр. 7, 25). Уже од­но Его при­сут­ст­вие на не­бе дос­та­точ­но для нас, ибо Ос­вя­тив­ший и Воз­вы­сив­ший в Его Ли­це че­ло­ве­че­скую при­ро­ду по­кро­ет ми­ло­стью и тех, ра­ди ко­то­рых Хри­стос при­нял че­ло­ве­че­ское ес­те­ст­во. Итак, «Нис­шед­ший, Он же есть и вос­шед­ший пре­вы­ше всех не­бес, да­бы на­пол­нить все» (Еф. 4, 10).

Хри­стос воз­нес­ся на не­бо Сво­ею бо­же­ст­вен­ною си­лою. Об­ла­ко, ко­то­рое со­кры­ло Его от очей апо­столь­ских, бы­ло не сред­ст­вом пе­ре­не­се­ния, а славой Бо­же­ст­ва, так и сла­ва Бо­га Из­раи­ле­ва в ви­де об­ла­ка на­пол­ня­ла ски­нию. «И по­кры­ло об­ла­ко ски­нию со­б­ра­ния, и сла­ва Гос­под­ня на­пол­ни­ла ски­нию» (Исх. 40, 34). Ме­сто Его по­сле Воз­не­се­ния — ме­сто «пре­вы­ше всех Не­бес».

По­че­му же апо­сто­лы по­сле Воз­не­се­ния, раз­лу­чив­шись со Хри­стом, воз­вра­ща­ют­ся в Ие­ру­са­лим без пе­ча­ли, а с ра­до­стью?

Они за­пом­ни­ли в пер­вую оче­редь обе­ща­ние Хри­сто­во: «Се, Я с ва­ми во все дни до скон­ча­ния ве­ка. Аминь» (Мф. 28, 20). Он, Вез­де­су­щий и Все­ис­пол­няю­щий, все­гда с на­ми и Сво­им Бо­же­ст­вом и Сво­им че­ло­ве­че­ст­вом: в ми­ре, в Церк­ви, в Ев­ха­ри­стии, в жиз­ни, в ду­ше.

Воз­не­се­ние Хри­сто­во ук­ре­п­ля­ет на­шу ве­ру, ко­то­рая и со­сто­ит в том, что­бы ве­рить в не­ви­ди­мое. Ве­ли­ка бы­ла за­слу­га апо­сто­лов, ибо они че­рез ви­ди­мое че­ло­ве­че­ст­во Иису­са Хри­ста уве­ро­ва­ли в Его Бо­же­ст­во. Но еще боль­шая за­слу­га тех, ко­то­рые ве­рят в Не­го, не­ви­дев­ши: «Бла­жен­ны не­ви­дев­шие и уве­ро­вав­шие» (Ин. 20, 29).

Воз­не­се­ние Хри­сто­во ут­вер­жда­ет на­шу на­де­ж­ду. Уже сам факт, что Хри­стос че­ло­ве­че­скую при­ро­ду воз­нес на не­бо, да­ет нам на­де­ж­ду, что и мы там бу­дем. Кро­ме это­го, Сам Хри­стос го­во­рил: «И ко­гда пой­ду и при­го­тов­лю вам ме­сто, при­ду опять и возь­му вас к Се­бе, что­бы и вы бы­ли, где Я» (Ин. 14, 3).

Воз­не­се­ние Хри­сто­во воз­гре­ва­ет в нас лю­бовь к не­бес­но­му. Апо­стол Па­вел го­во­рит: «Ищи­те гор­не­го, где Хри­стос си­дит одес­ную Бо­га; о гор­нем по­мыш­ляй­те, а не о зем­ном» (Кол. 3, 1–2); ибо «где со­кро­ви­ще ва­ше, там бу­дет и серд­це ва­ше» (Мф. 6, 21). А о том, что Дух Свя­той есть та са­мая лю­бовь, ко­то­рая на­прав­ля­ет нас ко все­му не­бес­но­му, го­во­рит Бо­же­ст­вен­ный Учи­тель Сво­им уче­ни­кам: «Луч­ше для вас, что­бы Я по­шел; ибо, ес­ли Я не пой­ду, Уте­ши­тель не при­идет к вам; а ес­ли пой­ду, то по­шлю Его к вам» (Ин. 16, 7).

«С глаз до­лой — из серд­ца вон» — эта по­сло­ви­ца спра­вед­ли­ва толь­ко в от­но­ше­ни­ях ме­ж­ду людь­ми, но не в от­но­ше­нии че­ло­ве­ка к Бо­гу. Здесь пра­виль­нее бу­дет об­рат­ное: «Да­ле­ко от очей — близ­ко серд­цу». Но ведь и по Воз­не­се­нии Хри­стос не со­крыл­ся от взо­ров че­ло­ве­че­ских: Он явил­ся на пу­ти в Да­маск, что­бы из Сав­ла, пре­сле­до­вав­ше­го Цер­ковь, сде­лать апо­сто­ла на­ро­дов (Де­ян. 18, 8). Мож­но с ве­рой при­нять, что яв­лял­ся Он и Сво­ей Пре­свя­той Ма­те­ри, по­ка Она пре­бы­ва­ла на зем­ле. Яв­лял­ся Он мно­гим свя­тым угод­ни­кам. Уви­дим мы Его при кон­чи­не ми­ра, ко­гда Он при­дет су­дить мир.

Глав­ным де­лом для нас долж­но быть ста­ра­ние, что­бы в тот по­след­ний день по­ка­зать пра­вед­но­му Су­дии и за­сви­де­тель­ст­во­вать пе­ред Ним, что Его Воз­не­се­ние дей­ст­ви­тель­но бы­ло для нас ук­ре­п­ле­ни­ем ве­ры, ут­вер­жде­ни­ем на­де­ж­ды и воз­гре­ва­ни­ем люб­ви. Ес­ли это со­вер­шит­ся, то­гда мы ус­лы­шим из уст Бо­же­ст­вен­но­го Спа­си­те­ля: «При­иди­те... на­сле­дуй­те Цар­ст­во, уго­то­ван­ное вам от соз­да­ния ми­ра» (Мф. 25, 34). Аминь.

2004 г.

 

Церковные Таинства

—    Согласно церковным правилам женщина, которая родила ребенка, не принимает участия в церковных Таинствах и не посещает храм в течение первых 40 дней после родов. По окончании этого срока специально для нее читается "молитва женщине после родов", и она возвращается к полноценной церковной жизни. Стоит отметить, что молитва эта читается независимо от того, остался ребенок жить или, к несчастью, умер.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    А какие аргументы могут быть против? Если это не создает препятствий в духовной жизни христианина, то, конечно, можно. Если же из этого делается своеобразный культ, который полностью поглощает все силы человека, так что не остается времени на молитву, то, безусловно, такие занятия спортом бесполезны.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru