Зна­че­ние Вос­кре­се­ния (Сло­во на Свя­тую Пас­ху)

Хри­стос Вос­крес!

По­сле из­ме­ны, не­спра­вед­ли­во­го су­да, из­де­ва­тельств, из­бие­ния, кре­ст­ной смер­ти и трех­днев­но­го по­гре­бе­ния, за сте­на­ми Еру­са­ли­ма про­изош­ло сверх­естествен­ное со­бы­тие, ко­то­рое из­ме­ни­ло ход че­ло­ве­че­ской ис­то­рии — это Вос­кре­се­ние из мерт­вых Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста.

Гос­подь вос­кре­са­ет, по­сколь­ку Он не толь­ко Сын Че­ло­ве­че­ский, Он — Сын Бо­жий, Он — Сам Бог. Он — Ис­точ­ник жиз­ни и По­да­тель ее все­му ми­ру, все­му жи­во­му. Он — Тво­рец. А сле­до­ва­тель­но, Он Сам в Се­бе удер­жи­ва­ет мо­гу­ще­ст­во и энер­гию, ко­то­рые пе­ре­ба­ры­ва­ют смерть, ко­то­рые рас­тор­га­ют ее кан­да­лы, вды­ха­ют жизнь в то, что умер­ло.

Сын Бо­жий и Сын Че­ло­ве­че­ский вос­кре­са­ет в тре­тий день по­сле смер­ти. И имен­но Вос­кре­се­ние яв­ля­ет­ся са­мым силь­ным, са­мым яр­ким и са­мым убе­ди­тель­ным сви­де­тель­ст­вом и до­ка­за­тель­ст­вом Бо­же­ст­вен­но­сти Иису­са Хри­ста, Его по­бе­ды над диа­во­лом.

Апо­стол Па­вел, рас­су­ж­дая над те­мой Вос­кре­се­ния, го­во­рил так: «А ес­ли Хри­стос не вос­крес, то и про­по­ведь на­ша тщет­на, тщет­на и ве­ра ва­ша» (1Кор. 15, 14).

Дей­ст­ви­тель­но, ес­ли бы Хри­стос не вос­крес, то бес­плод­ной бы­ли бы и про­по­ведь, и ве­ра тех, кто слу­ша­ет ее. То бы­ла бы еще од­на кра­си­вая, но по сво­ей су­ти не­удач­ная по­пыт­ка сде­лать че­ло­ве­че­ст­во сча­ст­ли­вым. Это бы­ло бы еще од­но уче­ние, еще од­на фи­ло­со­фия — очередное че­ло­ве­че­ское мудр­ст­во­ва­ние, не спо­соб­ное при­бли­зить лю­дей к пол­но­те жиз­ни.

Вос­кре­се­ние Хри­сто­во име­ну­ет­ся Пас­хой, и это не слу­чай­но. У ев­ре­ев Пас­ха свя­за­на с вос­по­ми­на­ния­ми о древ­нем ос­во­бо­ж­де­нии из еги­пет­ско­го раб­ст­ва. В ка­нун вы­хо­да из Егип­та ка­ж­дая ев­рей­ская се­мья долж­на бы­ла при­нес­ти в жерт­ву Бо­гу яг­нен­ка в знак ос­во­бо­ж­де­ния. Гос­подь Иисус Хри­стос стал жерт­вен­ным Агн­цем, за­ко­ло­тым на Кре­сте за гре­хи все­го че­ло­ве­че­ско­го ро­да. Он стал но­вой Пас­хою, Пас­хою свя­той и спа­сительной для все­го ми­ра, а не для од­но­го на­ро­да или од­ной об­щи­ны лю­дей.

Об­рыз­ги­ва­ние кро­вью яг­нят да­ва­ло ев­ре­ям спа­се­ние от смер­ти пер­во­род­ных и ос­во­бо­ж­де­ние из еги­пет­ско­го пле­на. По­доб­но это­му и еди­не­ние со Хри­стом, Спа­ситель­ным Агн­цем, ос­во­бо­ж­да­ет че­ло­ве­че­ст­во от диа­воль­ско­го пле­на и да­рит по­бе­ду над смер­тью.

Вос­кре­се­ние как не­ми­нуе­мое со­бы­тие, бы­ло за­ра­нее оп­ре­де­ле­но Бо­гом и вхо­дит в Его за­мы­сел о ми­ре и че­ло­ве­ке. Имен­но по­это­му апо­стол Па­вел и на­зы­ва­ет Иису­са Хри­ста «пер­вен­цем из мертвых».

Хри­стос — пер­вый, но не един­ст­вен­ный и не по­след­ний в на­ча­той Им че­ре­де вос­кре­се­ния. Вос­кре­се­ние как часть Бо­жие­го Про­мыс­ла о че­ло­ве­ке яв­ля­ет­ся дос­ти­же­ни­ем ка­ж­до­го из нас без ис­клю­че­ния. И как Хри­стос вос­крес из мерт­вых, так вос­крес­нет и ка­ж­дый из нас. За смер­тью не­пре­мен­но идет вос­кре­се­ние. Не­ру­ши­мым сви­де­тель­ст­вом это­го яв­ля­ет­ся Вос­кре­се­ние Спа­си­те­ля. Жиз­нен­ный путь, оп­ре­де­лен­ный Бо­гом ка­ж­до­му че­ло­ве­ку, вклю­ча­ет в се­бя так­же и вос­кре­се­ние. А это зна­чит, что смер­ти нет.

Как пу­га­ет и ужа­са­ет нас смерть! Че­ло­ве­ку ка­жет­ся, что с ее при­хо­дом опус­ка­ет­ся чер­ный, не­про­ни­цае­мый за­на­вес, на­сту­па­ет не­бы­тие и ко­нец все­му. Од­на­ко смер­ти нет, за ней — свет Вос­кре­се­ния.

И Хри­стос по­ка­зал и до­ка­зал нам это Сво­им при­ме­ром.

В сво­ей жиз­ни ка­ж­дый че­ло­век про­хо­дит че­рез ис­пы­та­ния, стра­да­ния и го­речь по­ра­же­ния. Мы очень час­то го­во­рим о тор­же­ст­ве не­спра­вед­ли­во­сти, о по­бе­де зла над доб­ром. Мно­го че­ло­ве­че­ских су­деб раз­би­лось, столк­нув­шись с тай­ной мо­гу­ще­ст­ва зла. Од­на­ко не нуж­но впа­дать в раз­оча­ро­ва­ние и от­чая­ние. Сле­ду­ет все­гда пом­нить, что зло уже по­бе­ж­де­но. Оно бы­ло по­бе­ж­де­но Вос­кре­се­ни­ем Хри­сто­вым. За Кре­стом на­сту­па­ет вос­кре­се­ние. Хри­стос вос­крес из мерт­вых и тем по­бе­дил зло. Чтобы быть со­уча­ст­ни­ка­ми этой по­бе­ды, мы долж­ны быть вме­сте с Хри­стом, и то­гда за на­шим кре­стом все­гда бу­дет вос­кре­се­ние, за при­зрач­ной по­бе­дой зла — ис­тин­ная по­бе­да до­б­ра, за скор­бью — ра­дость.

Во­ис­ти­ну Вос­крес Хри­стос!

2005 г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru