Зна­че­ние Вос­кре­се­ния (Сло­во на Свя­тую Пас­ху)

Хри­стос Вос­крес!

По­сле из­ме­ны, не­спра­вед­ли­во­го су­да, из­де­ва­тельств, из­бие­ния, кре­ст­ной смер­ти и трех­днев­но­го по­гре­бе­ния, за сте­на­ми Еру­са­ли­ма про­изош­ло сверх­естествен­ное со­бы­тие, ко­то­рое из­ме­ни­ло ход че­ло­ве­че­ской ис­то­рии — это Вос­кре­се­ние из мерт­вых Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста.

Гос­подь вос­кре­са­ет, по­сколь­ку Он не толь­ко Сын Че­ло­ве­че­ский, Он — Сын Бо­жий, Он — Сам Бог. Он — Ис­точ­ник жиз­ни и По­да­тель ее все­му ми­ру, все­му жи­во­му. Он — Тво­рец. А сле­до­ва­тель­но, Он Сам в Се­бе удер­жи­ва­ет мо­гу­ще­ст­во и энер­гию, ко­то­рые пе­ре­ба­ры­ва­ют смерть, ко­то­рые рас­тор­га­ют ее кан­да­лы, вды­ха­ют жизнь в то, что умер­ло.

Сын Бо­жий и Сын Че­ло­ве­че­ский вос­кре­са­ет в тре­тий день по­сле смер­ти. И имен­но Вос­кре­се­ние яв­ля­ет­ся са­мым силь­ным, са­мым яр­ким и са­мым убе­ди­тель­ным сви­де­тель­ст­вом и до­ка­за­тель­ст­вом Бо­же­ст­вен­но­сти Иису­са Хри­ста, Его по­бе­ды над диа­во­лом.

Апо­стол Па­вел, рас­су­ж­дая над те­мой Вос­кре­се­ния, го­во­рил так: «А ес­ли Хри­стос не вос­крес, то и про­по­ведь на­ша тщет­на, тщет­на и ве­ра ва­ша» (1Кор. 15, 14).

Дей­ст­ви­тель­но, ес­ли бы Хри­стос не вос­крес, то бес­плод­ной бы­ли бы и про­по­ведь, и ве­ра тех, кто слу­ша­ет ее. То бы­ла бы еще од­на кра­си­вая, но по сво­ей су­ти не­удач­ная по­пыт­ка сде­лать че­ло­ве­че­ст­во сча­ст­ли­вым. Это бы­ло бы еще од­но уче­ние, еще од­на фи­ло­со­фия — очередное че­ло­ве­че­ское мудр­ст­во­ва­ние, не спо­соб­ное при­бли­зить лю­дей к пол­но­те жиз­ни.

Вос­кре­се­ние Хри­сто­во име­ну­ет­ся Пас­хой, и это не слу­чай­но. У ев­ре­ев Пас­ха свя­за­на с вос­по­ми­на­ния­ми о древ­нем ос­во­бо­ж­де­нии из еги­пет­ско­го раб­ст­ва. В ка­нун вы­хо­да из Егип­та ка­ж­дая ев­рей­ская се­мья долж­на бы­ла при­нес­ти в жерт­ву Бо­гу яг­нен­ка в знак ос­во­бо­ж­де­ния. Гос­подь Иисус Хри­стос стал жерт­вен­ным Агн­цем, за­ко­ло­тым на Кре­сте за гре­хи все­го че­ло­ве­че­ско­го ро­да. Он стал но­вой Пас­хою, Пас­хою свя­той и спа­сительной для все­го ми­ра, а не для од­но­го на­ро­да или од­ной об­щи­ны лю­дей.

Об­рыз­ги­ва­ние кро­вью яг­нят да­ва­ло ев­ре­ям спа­се­ние от смер­ти пер­во­род­ных и ос­во­бо­ж­де­ние из еги­пет­ско­го пле­на. По­доб­но это­му и еди­не­ние со Хри­стом, Спа­ситель­ным Агн­цем, ос­во­бо­ж­да­ет че­ло­ве­че­ст­во от диа­воль­ско­го пле­на и да­рит по­бе­ду над смер­тью.

Вос­кре­се­ние как не­ми­нуе­мое со­бы­тие, бы­ло за­ра­нее оп­ре­де­ле­но Бо­гом и вхо­дит в Его за­мы­сел о ми­ре и че­ло­ве­ке. Имен­но по­это­му апо­стол Па­вел и на­зы­ва­ет Иису­са Хри­ста «пер­вен­цем из мертвых».

Хри­стос — пер­вый, но не един­ст­вен­ный и не по­след­ний в на­ча­той Им че­ре­де вос­кре­се­ния. Вос­кре­се­ние как часть Бо­жие­го Про­мыс­ла о че­ло­ве­ке яв­ля­ет­ся дос­ти­же­ни­ем ка­ж­до­го из нас без ис­клю­че­ния. И как Хри­стос вос­крес из мерт­вых, так вос­крес­нет и ка­ж­дый из нас. За смер­тью не­пре­мен­но идет вос­кре­се­ние. Не­ру­ши­мым сви­де­тель­ст­вом это­го яв­ля­ет­ся Вос­кре­се­ние Спа­си­те­ля. Жиз­нен­ный путь, оп­ре­де­лен­ный Бо­гом ка­ж­до­му че­ло­ве­ку, вклю­ча­ет в се­бя так­же и вос­кре­се­ние. А это зна­чит, что смер­ти нет.

Как пу­га­ет и ужа­са­ет нас смерть! Че­ло­ве­ку ка­жет­ся, что с ее при­хо­дом опус­ка­ет­ся чер­ный, не­про­ни­цае­мый за­на­вес, на­сту­па­ет не­бы­тие и ко­нец все­му. Од­на­ко смер­ти нет, за ней — свет Вос­кре­се­ния.

И Хри­стос по­ка­зал и до­ка­зал нам это Сво­им при­ме­ром.

В сво­ей жиз­ни ка­ж­дый че­ло­век про­хо­дит че­рез ис­пы­та­ния, стра­да­ния и го­речь по­ра­же­ния. Мы очень час­то го­во­рим о тор­же­ст­ве не­спра­вед­ли­во­сти, о по­бе­де зла над доб­ром. Мно­го че­ло­ве­че­ских су­деб раз­би­лось, столк­нув­шись с тай­ной мо­гу­ще­ст­ва зла. Од­на­ко не нуж­но впа­дать в раз­оча­ро­ва­ние и от­чая­ние. Сле­ду­ет все­гда пом­нить, что зло уже по­бе­ж­де­но. Оно бы­ло по­бе­ж­де­но Вос­кре­се­ни­ем Хри­сто­вым. За Кре­стом на­сту­па­ет вос­кре­се­ние. Хри­стос вос­крес из мерт­вых и тем по­бе­дил зло. Чтобы быть со­уча­ст­ни­ка­ми этой по­бе­ды, мы долж­ны быть вме­сте с Хри­стом, и то­гда за на­шим кре­стом все­гда бу­дет вос­кре­се­ние, за при­зрач­ной по­бе­дой зла — ис­тин­ная по­бе­да до­б­ра, за скор­бью — ра­дость.

Во­ис­ти­ну Вос­крес Хри­стос!

2005 г.

 

Церковные Таинства

—    Само по себе имя (как набор звуков или букв) никоим образом не может влиять на судьбу человека. Наша судьба зависит исключительно от того, какую жизнь мы ведем. Также можно вспомнить народную мудрость: "Не имя красит человека, а человек имя".
Подробнее ...

Вопросы и ответы

— Конечно, как государство, так и Церковь должны придерживаться положений законодательства Украины относительно светскости образования.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru