Сло­во у свя­той Пла­ща­ни­цы (Ве­ли­кая Пят­ни­ца)

Смерть... Ка­ким стра­хом овея­на она и ка­кой та­ин­ст­вен­но­стью! Смерть урав­ни­ва­ла все воз­рас­ты и ран­ги, силь­ных ми­ра се­го и про­стых оди­на­ко­во за­клю­ча­ла в свои хо­лод­ные объ­я­тия. Смерть страш­на по­то­му, и пре­ж­де все­го по­то­му, что она не­из­беж­на. Над­ле­жит всем че­ло­ве­кам од­на­ж­ды уме­реть (Евр. 9, 27).

Се­го­дня мы при­ка­са­ем­ся к смер­ти на­ше­го Спа­си­те­ля. По­нят­на ли нам эта смерть? Нет. И это пред­ви­де­ло Бо­же­ст­вен­ное От­кро­ве­ние, ко­гда ус­та­ми Си­ме­о­на Бо­го­при­им­ца в Ие­ру­са­лим­ском хра­ме о Хри­сте го­во­ри­ла Бо­же­ст­вен­ная ис­ти­на: «Се, ле­жит Сей на па­де­ние и на вос­ста­ние мно­гих» (Лк. 2, 34), а апо­стол Па­вел в свое вре­мя до­ба­вил, что как сло­во о Кре­сте, так и все де­ло Хри­сто­во для иу­де­ев — со­блазн, а для ел­ли­нов — бе­зу­мие, для са­мих же при­зван­ных, иу­де­ев и ел­ли­нов, Хри­стос — Бо­жия си­ла и Бо­жия пре­муд­рость (1 Кор. 1, 23–24).

Смерть — злей­ший враг че­ло­ве­ка. Она — ре­зуль­тат гре­ха, на­ру­ше­ния че­ло­ве­ком Бо­же­ст­вен­ной гар­мо­нии. Ве­ли­ка бы­ла ви­на че­ло­ве­ка и, сле­до­ва­тель­но, стра­шен ре­зуль­тат ви­ны — смерть. До при­ше­ст­вия в мир Хри­ста Спа­си­те­ля смерть бы­ла страш­ной, по­то­му что за ней сле­до­вал веч­ный мрак и от­чая­ние. По­бе­дить это мог­ла толь­ко сверхъ­ес­те­ст­вен­ная си­ла. И вот «так воз­лю­бил Бог мир, что от­дал Сы­на Сво­его Еди­но­род­но­го, да­бы вся­кий ве­рую­щий в Не­го не по­гиб, но имел жизнь веч­ную» (Ин. 3, 16). Хри­стос стал Че­ло­ве­ком, Сво­ею смер­тью Он по­бе­дил смерть. С тех пор, хо­тя на зем­ле по-преж­не­му люди уми­ра­ют, на смерть мы смот­рим по-ино­му. По­сле смер­ти Спа­со­вой смерть ста­ла для нас ро­ж­де­ни­ем, пе­ре­хо­дом в но­вую жизнь. Пер­вое на­ше ро­ж­де­ние — че­рез ут­ро­бу ма­те­ри, вто­рое ро­ж­де­ние — че­рез ут­ро­бу смер­ти. В пер­вом ро­ж­де­нии мы по­лу­ча­ем жизнь, во вто­ром ро­ж­де­нии мы то­же по­лу­ча­ем жизнь. Пер­вое ро­ж­де­ние со­вер­ша­ет­ся в бо­лез­ни, и вто­рое ро­ж­де­ние — в бо­лез­ни. В пер­вом ро­ж­де­нии че­ло­век встре­ча­ет­ся с дей­ст­ви­тель­но­стью это­го ми­ра, со сле­за­ми, с кри­ком бес­по­мощ­но­сти, и во вто­ром ро­ж­де­нии — те же сле­зы, не­ред­ко от­ча­ян­ные во­пли, стар­че­ская бес­по­мощ­ность. Но та­ков за­кон: «Ес­ли пше­нич­ное зер­но, пав в зем­лю, не ум­рет, то ос­та­нет­ся од­но; а ес­ли ум­рет, то при­не­сет мно­го пло­да» (Ин. 12, 24).

Му­чи­тель­ная и доб­ро­воль­ная смерть Хри­ста Спа­си­те­ля — это на­ше но­вое ро­ж­де­ние. «Я есмь вос­кре­се­ние и жизнь; ве­рую­щий в Ме­ня, ес­ли и ум­рет, ожи­вет. И вся­кий жи­ву­щий и ве­рую­щий в Ме­ня не ум­рет во­век» (Ин. 11, 25–26). «Ибо Я жи­ву, и вы бу­де­те жить» (Ин. 14, 19). «Где Я, там и слу­га Мой бу­дет» (Ин. 12, 26).

Как са­мо Бо­го­во­пло­ще­ние, так и край­нее уни­чи­же­ние и смерть Хри­ста Спа­си­те­ля ос­та­ют­ся для нас тай­ною, но мы зна­ем од­но, со­вер­шен­но точ­но и оп­ре­де­лен­но, что Бо­же­ст­вен­ная лю­бовь к ми­ру и че­ло­ве­ку низ­ве­ла на зем­лю Сы­на Бо­жия, вто­рое Ли­цо Жи­во­на­чаль­ной Трои­цы. Та же Бо­же­ст­вен­ная лю­бовь ра­ди то­го же ми­ра и ра­ди то­го же че­ло­ве­че­ст­ва воз­не­сла Хри­ста Спа­си­те­ля на Крест и при­ве­ла к смер­ти. Это та лю­бовь, о ко­то­рой Свя­щен­ное Пи­са­ние го­во­рит: «Крепка, как смерть, лю­бовь» (Песн. 8, 6).

«Нет боль­ше той люб­ви, — го­во­рил Хри­стос, — как ес­ли кто по­ло­жит ду­шу свою за дру­зей сво­их» (Ин. 15, 13). Гос­подь в пре­вос­ход­ст­ве явил эту лю­бовь, пре­взой­дя ее, ибо Он по­ло­жил ду­шу Свою не за дру­зей Сво­их, а за греш­ни­ков все­го ми­ра, что­бы дать им веч­ную жизнь и дать эту жизнь с из­быт­ком (Ин. 10, 10). Хри­стос пре­тер­пел пре­да­тель­ст­во, по­но­ше­ние, из­бие­ние, оп­ле­ва­ние, крест, смерть и по­гре­бе­ние для то­го, что­бы ос­во­бо­дить нас, лю­дей, от диа­воль­ско­го раб­ст­ва, от гре­ха и от веч­ной смер­ти. Он дал нам сво­бо­ду и веч­ную жизнь в Нем, с Ним и че­рез Не­го, на­ше­го Бо­га и Спа­си­те­ля.

Что же мы мо­жем при­нес­ти ны­не в дар Бо­гу, че­ло­ве­ко­люб­но строя­ще­му на­ше спа­се­ние? Од­но, и толь­ко од­но — серд­це, серд­це, ис­пол­нен­ное пре­дан­но­сти и люб­ви к Не­му, серд­це, ис­пол­нен­ное люб­ви ко всем лю­дям. При­ме­ром этой пре­дан­но­сти слу­жат для нас два тай­ных уче­ни­ка Хри­ста Спа­си­те­ля — Ио­сиф и Ни­ко­дим, ко­то­рые пре­да­ли че­ст­но­му по­гре­бе­нию те­ло Хри­сто­во. Ио­сиф пре­дос­та­вил Ему но­вый гроб в сво­ем са­ду и пла­ща­ни­цу. Ни­ко­дим при­нес дра­го­цен­ное по­ма­за­ние. Ио­сиф Ари­ма­фей­ский, тай­ный уче­ник Хри­ста, в мо­мент Его по­зор­но­го уни­чи­же­ния и су­да пред все­ми от­кры­ва­ет се­бя как ис­тин­ный друг Хри­стов. Он дерз­нул про­сить у Пи­ла­та те­ло Хри­сто­во. Са­мо со­бой ра­зу­ме­ет­ся, что так мог по­сту­пить толь­ко тот че­ло­век, серд­це ко­то­ро­го бы­ло ис­пол­не­но глу­бо­кой люб­ви к Бо­же­ст­вен­но­му Учи­те­лю. Дру­гой уче­ник — Ни­ко­дим, ко­то­рый в по­ис­ках ис­ти­ны но­чью при­хо­дил ко Хри­сту слу­шать Его Бо­же­ст­вен­ное уче­ние. Се­го­дня он сре­дь бе­ла дня ока­зы­ва­ет по­чес­ти Хри­сту, не бо­ясь по­след­ст­вий. Толь­ко на­стоя­щая лю­бовь мог­ла из­гнать из его серд­ца че­ло­ве­че­ский страх.

Ок­ру­жая се­го­дня гроб Вла­ды­ки и бес­смерт­но­го Ца­ря, при­ка­са­ясь к Его свя­той Пла­ща­ни­це, про­ник­нем­ся, бра­тия и се­ст­ры, глу­бо­кой и сер­деч­ной лю­бо­вью к Не­му как Хри­сту и Бо­гу и, вни­мая на­став­ле­ни­ям Свя­щен­но­го Пи­са­ния, бу­дем всем лю­бя­щим серд­цем со­стра­дать Ему в эти стра­ст­ные дни, что­бы и вос­крес­нуть с Ним. Аминь.

 

Церковные Таинства

—    Само по себе имя (как набор звуков или букв) никоим образом не может влиять на судьбу человека. Наша судьба зависит исключительно от того, какую жизнь мы ведем. Также можно вспомнить народную мудрость: "Не имя красит человека, а человек имя".
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    Прежде всего необходимо сказать, какие требования предъявляются к одежде православного христианина. Она должна быть чистой и аккуратной, не вызывать у окружающих неприятных эмоций или раздражения. Христос в Своей Нагорной проповеди, показывая каждому христианину примеры этического совершенства, говорит, обращаясь к тем, кто следует за Ним: "Вы — свет мира...

Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru