Крест Хри­стов

Вся на­ша пла­не­та усея­на па­мят­ни­ка­ми. Эти па­мят­ни­ки по­став­ле­ны лю­дям, их ге­нию, тру­ду, от­кры­ти­ям и ге­ро­из­му. По­став­ле­ны они бла­го­дар­ны­ми деть­ми, ро­ди­те­ля­ми или об­ще­ст­вом. Од­на­ко над ни­ми воз­вы­ша­ет­ся един­ст­вен­ный и не­по­вто­ри­мый па­мят­ник, ко­то­рый по­став­лен ни­ко­им об­ра­зом не из люб­ви или бла­го­дар­но­сти, не доб­рой па­мя­тью или по бла­го­при­ят­но­му слу­чаю.

Воз­ве­ден он из зло­бы, не­на­вис­ти и ко­вар­ст­ва че­ло­ве­че­ско­го. Па­мят­ник этот — Крест Хри­стов, к ко­то­ро­му лю­ди при­гвоз­ди­ли сво­его Спа­си­те­ля и Бо­га. И сто­ит этот Крест над всем ми­ром, яв­ляя всем на­ро­дам Бо­жию ми­лость и бла­го­во­ле­ние, яв­ля­ясь, в то же вре­мя, сви­де­тель­ст­вом че­ло­ве­че­ской не­бла­го­дар­но­сти.

Крест — ору­дие по­зо­ра — стал ору­ди­ем спа­си­тель­ной си­лы и свя­то­сти. Сим­во­ли­ка спа­си­тель­но­го Дре­ва, ко­то­рая не­раз­рыв­но свя­за­на с Кре­ст­ным Дре­вом Гол­го­фы, из­дав­на про­сле­жи­ва­лась хри­стиа­на­ми в Свя­щен­ном Вет­хо­за­вет­ном Пи­са­нии. Про­об­ра­зы жи­во­тво­ря­ще­го Дре­ва, да­ро­ван­ные древ­не­му Из­раи­лю и сим­во­ли­зи­рую­щие на­де­ж­ду на бу­ду­щее ос­во­бо­ж­де­ние из пле­на гре­ха, вспо­ми­на­ют­ся в биб­лей­ском тек­сте не­од­но­крат­но. Это и Но­ев Ков­чег, и дре­во, да­ро­ван­ное Гос­по­дом Мои­сею. Спа­се­ние во вре­ме­на вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков и про­ро­ков яв­ля­ет­ся че­рез де­ре­во как про­об­раз спа­си­тель­ной Жерт­вы на Дре­ве Кре­ста. По­то­му что в бу­ду­щем рас­пя­тии Спа­си­те­ля грех, ко­то­рый во­шел в мир че­рез де­ре­во, бу­дет под­нят имен­но на де­ре­во и унич­то­жен на нем Хри­стом. «Он гре­хи на­ши Сам воз­нес те­лом Сво­им на дре­во, да­бы мы, из­ба­вив­шись от гре­хов, жи­ли для прав­ды: ра­на­ми Его вы ис­це­ли­лись» — го­во­рит свя­той апо­стол Петр (1 Пет. 2, 24).

Мы осо­бен­но яр­ко и яс­но ви­дим ту взаи­мо­связь, ко­то­рая про­сле­жи­ва­ет­ся ме­ж­ду дву­мя биб­лей­ски­ми рас­ска­за­ми: ис­то­ри­ей гре­хо­па­де­ния и рас­ска­за­ми еван­ге­ли­стов о Гол­гоф­ской Жерт­ве. «От дре­ва грех, и в дре­ве спа­се­ние» — го­во­рит свя­той Ки­рилл Ие­ру­са­лим­ский.

Не­об­хо­ди­мо от­ме­тить, что си­ла Кре­ста бы­ла для хри­сти­ан на­столь­ко же ви­ди­ма и оче­вид­на, на­сколь­ко не­по­сти­жи­мым ка­за­лось че­ст­во­ва­ние Кре­ст­но­го Дре­ва в гла­зах как тра­ди­ци­он­нои­у­дей­ско­го, так и язы­че­ско­го ми­ра. «Мой дух — прах пе­ред Кре­стом, ко­то­рый для не­ве­рую­щих ис­ку­ше­ние, а для нас спа­се­ние и веч­ная жизнь», — го­во­рил Иг­на­тий Бо­го­но­сец во II ве­ке. Ко­неч­но же, ис­ку­пи­тель­ная жерт­ва кре­ст­ной смер­ти Гос­по­да Иису­са Хри­ста в кор­не из­ме­ни­ла хри­сти­ан­ский взгляд на крест, ко­то­рый по­сле Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва стал сим­во­лом по­бе­ды над смер­тью, зна­ме­ни­ем че­ло­ве­че­ско­го спа­се­ния и зна­ком тор­же­ст­ва и сла­вы Хри­сти­ан­ской Церк­ви. Ве­ли­че­ст­во дел, со­вер­шен­ных на зем­ле Спа­си­те­лем ми­ра, Его чу­де­са и Бо­же­ст­вен­ное уче­ние дос­ти­га­ют сво­ей вы­со­ты в Его кре­ст­ной смер­ти и Вос­кре­се­нии. Крест яв­ля­ет­ся цен­траль­ным мо­мен­том в тай­не ис­ку­п­ле­ния ми­ра и че­ло­ве­че­ско­го спа­се­ния. Че­рез Крест про­изош­ло от­кро­ве­ние ми­ру пред­веч­ной Бо­жией Люб­ви. Гля­дя на Крест Хри­ста, древ­ний мир по­нял, что Бог тор­же­ст­ву­ет не так, как мо­жет тор­же­ст­во­вать че­ло­век. Тор­же­ст­во Бо­жие в люб­ви, в пре­дан­но­сти, в жерт­вен­ном слу­же­нии ми­ру.

Ору­дие по­зор­ной каз­ни Гос­подь Иисус Хри­стос ос­вя­тил Свои­ми стра­да­ния­ми и Сво­ей Кро­вью, сде­лав его ору­ди­ем на­ше­го спа­се­ния. Крест стал жерт­вен­ни­ком, на ко­то­ром бы­ла при­не­се­на все­мир­ная ис­ку­пи­тель­ная Жерт­ва. Крест яв­ля­ет­ся ви­ди­мым про­яв­ле­ни­ем ве­ро­ва­ний хри­сти­ан­ст­ва, яв­ля­ет­ся крат­чай­шим сим­во­лом ве­ры. Под этим зна­ме­ни­ем по­бе­ды про­хо­дит вся жизнь хри­стиа­ни­на. Ес­ли хри­стиа­нин ис­пы­ты­ва­ет по­ра­же­ние, то это по­то­му, что он за­был свое зна­мя, ос­к­вер­нил его, со­вер­шая гре­хов­ные и злые де­ла с кре­стом на гру­ди. Хри­стиа­нин дол­жен взять свое зна­мя, под­нять его и ос­вя­тить им свою жизнь.

Крест Хри­стов — это не толь­ко Дре­во Кре­ст­ное. Это и крест ду­хов­ный, ко­то­рый не­сут лю­ди. Кре­сты че­ло­ве­че­ские — это бо­лез­ни, труд­но­сти, бе­ды и ис­пы­та­ния. Ес­ли хри­стиа­нин про­дол­жа­ет гре­шить, то он уве­ли­чи­ва­ет тя­жесть кре­ста Хри­сто­ва. По­бе­ж­дая грех, че­ло­век об­лег­ча­ет крест Хри­стов, ста­но­вит­ся со­уча­ст­ни­ком ве­ли­кой мис­сии ис­ку­п­ле­ния, со­уча­ст­ни­ком Хри­сто­ва кре­сто­но­ше­ния. Имен­но по­это­му рас­пя­тое на Кре­сте те­ло Спа­си­те­ля вос­при­ни­ма­ет­ся как по­бед­ный сим­вол тор­же­ст­ва без­гра­нич­ной Бо­жией бла­го­да­ти, как рас­кры­тая кни­га Сло­ва, ко­то­рую мож­но со­зер­цать, по­сти­гая веч­ную сущ­ность бы­тия.

2005 г.

 

Церковные Таинства

— Традиционно епитимию, то есть духовное послушание после Покаяния для преодоления греха, на человека налагает священник. Он видит, какая именно должна быть епитимия. Если человек духовно зрелый, он получает одно послушание, если начинающий в вере — другое.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

— Время откровенной антирелигиозной и антицерковной пропаганды, к счастью, миновало. Но, конечно, хотелось бы, чтобы авторы школьных программ и учебников учитывали мировоззренческую позицию и пожелания православных верующих — значительной части граждан Украины.
Подробнее ...

Поиск

Календарь

Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 207 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 208 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/calendarClass.php on line 114
<Август 2013>
ПнВтСрЧтПтСбВс
   134
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru