Крест Хри­стов

Вся на­ша пла­не­та усея­на па­мят­ни­ка­ми. Эти па­мят­ни­ки по­став­ле­ны лю­дям, их ге­нию, тру­ду, от­кры­ти­ям и ге­ро­из­му. По­став­ле­ны они бла­го­дар­ны­ми деть­ми, ро­ди­те­ля­ми или об­ще­ст­вом. Од­на­ко над ни­ми воз­вы­ша­ет­ся един­ст­вен­ный и не­по­вто­ри­мый па­мят­ник, ко­то­рый по­став­лен ни­ко­им об­ра­зом не из люб­ви или бла­го­дар­но­сти, не доб­рой па­мя­тью или по бла­го­при­ят­но­му слу­чаю.

Воз­ве­ден он из зло­бы, не­на­вис­ти и ко­вар­ст­ва че­ло­ве­че­ско­го. Па­мят­ник этот — Крест Хри­стов, к ко­то­ро­му лю­ди при­гвоз­ди­ли сво­его Спа­си­те­ля и Бо­га. И сто­ит этот Крест над всем ми­ром, яв­ляя всем на­ро­дам Бо­жию ми­лость и бла­го­во­ле­ние, яв­ля­ясь, в то же вре­мя, сви­де­тель­ст­вом че­ло­ве­че­ской не­бла­го­дар­но­сти.

Крест — ору­дие по­зо­ра — стал ору­ди­ем спа­си­тель­ной си­лы и свя­то­сти. Сим­во­ли­ка спа­си­тель­но­го Дре­ва, ко­то­рая не­раз­рыв­но свя­за­на с Кре­ст­ным Дре­вом Гол­го­фы, из­дав­на про­сле­жи­ва­лась хри­стиа­на­ми в Свя­щен­ном Вет­хо­за­вет­ном Пи­са­нии. Про­об­ра­зы жи­во­тво­ря­ще­го Дре­ва, да­ро­ван­ные древ­не­му Из­раи­лю и сим­во­ли­зи­рую­щие на­де­ж­ду на бу­ду­щее ос­во­бо­ж­де­ние из пле­на гре­ха, вспо­ми­на­ют­ся в биб­лей­ском тек­сте не­од­но­крат­но. Это и Но­ев Ков­чег, и дре­во, да­ро­ван­ное Гос­по­дом Мои­сею. Спа­се­ние во вре­ме­на вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков и про­ро­ков яв­ля­ет­ся че­рез де­ре­во как про­об­раз спа­си­тель­ной Жерт­вы на Дре­ве Кре­ста. По­то­му что в бу­ду­щем рас­пя­тии Спа­си­те­ля грех, ко­то­рый во­шел в мир че­рез де­ре­во, бу­дет под­нят имен­но на де­ре­во и унич­то­жен на нем Хри­стом. «Он гре­хи на­ши Сам воз­нес те­лом Сво­им на дре­во, да­бы мы, из­ба­вив­шись от гре­хов, жи­ли для прав­ды: ра­на­ми Его вы ис­це­ли­лись» — го­во­рит свя­той апо­стол Петр (1 Пет. 2, 24).

Мы осо­бен­но яр­ко и яс­но ви­дим ту взаи­мо­связь, ко­то­рая про­сле­жи­ва­ет­ся ме­ж­ду дву­мя биб­лей­ски­ми рас­ска­за­ми: ис­то­ри­ей гре­хо­па­де­ния и рас­ска­за­ми еван­ге­ли­стов о Гол­гоф­ской Жерт­ве. «От дре­ва грех, и в дре­ве спа­се­ние» — го­во­рит свя­той Ки­рилл Ие­ру­са­лим­ский.

Не­об­хо­ди­мо от­ме­тить, что си­ла Кре­ста бы­ла для хри­сти­ан на­столь­ко же ви­ди­ма и оче­вид­на, на­сколь­ко не­по­сти­жи­мым ка­за­лось че­ст­во­ва­ние Кре­ст­но­го Дре­ва в гла­зах как тра­ди­ци­он­нои­у­дей­ско­го, так и язы­че­ско­го ми­ра. «Мой дух — прах пе­ред Кре­стом, ко­то­рый для не­ве­рую­щих ис­ку­ше­ние, а для нас спа­се­ние и веч­ная жизнь», — го­во­рил Иг­на­тий Бо­го­но­сец во II ве­ке. Ко­неч­но же, ис­ку­пи­тель­ная жерт­ва кре­ст­ной смер­ти Гос­по­да Иису­са Хри­ста в кор­не из­ме­ни­ла хри­сти­ан­ский взгляд на крест, ко­то­рый по­сле Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва стал сим­во­лом по­бе­ды над смер­тью, зна­ме­ни­ем че­ло­ве­че­ско­го спа­се­ния и зна­ком тор­же­ст­ва и сла­вы Хри­сти­ан­ской Церк­ви. Ве­ли­че­ст­во дел, со­вер­шен­ных на зем­ле Спа­си­те­лем ми­ра, Его чу­де­са и Бо­же­ст­вен­ное уче­ние дос­ти­га­ют сво­ей вы­со­ты в Его кре­ст­ной смер­ти и Вос­кре­се­нии. Крест яв­ля­ет­ся цен­траль­ным мо­мен­том в тай­не ис­ку­п­ле­ния ми­ра и че­ло­ве­че­ско­го спа­се­ния. Че­рез Крест про­изош­ло от­кро­ве­ние ми­ру пред­веч­ной Бо­жией Люб­ви. Гля­дя на Крест Хри­ста, древ­ний мир по­нял, что Бог тор­же­ст­ву­ет не так, как мо­жет тор­же­ст­во­вать че­ло­век. Тор­же­ст­во Бо­жие в люб­ви, в пре­дан­но­сти, в жерт­вен­ном слу­же­нии ми­ру.

Ору­дие по­зор­ной каз­ни Гос­подь Иисус Хри­стос ос­вя­тил Свои­ми стра­да­ния­ми и Сво­ей Кро­вью, сде­лав его ору­ди­ем на­ше­го спа­се­ния. Крест стал жерт­вен­ни­ком, на ко­то­ром бы­ла при­не­се­на все­мир­ная ис­ку­пи­тель­ная Жерт­ва. Крест яв­ля­ет­ся ви­ди­мым про­яв­ле­ни­ем ве­ро­ва­ний хри­сти­ан­ст­ва, яв­ля­ет­ся крат­чай­шим сим­во­лом ве­ры. Под этим зна­ме­ни­ем по­бе­ды про­хо­дит вся жизнь хри­стиа­ни­на. Ес­ли хри­стиа­нин ис­пы­ты­ва­ет по­ра­же­ние, то это по­то­му, что он за­был свое зна­мя, ос­к­вер­нил его, со­вер­шая гре­хов­ные и злые де­ла с кре­стом на гру­ди. Хри­стиа­нин дол­жен взять свое зна­мя, под­нять его и ос­вя­тить им свою жизнь.

Крест Хри­стов — это не толь­ко Дре­во Кре­ст­ное. Это и крест ду­хов­ный, ко­то­рый не­сут лю­ди. Кре­сты че­ло­ве­че­ские — это бо­лез­ни, труд­но­сти, бе­ды и ис­пы­та­ния. Ес­ли хри­стиа­нин про­дол­жа­ет гре­шить, то он уве­ли­чи­ва­ет тя­жесть кре­ста Хри­сто­ва. По­бе­ж­дая грех, че­ло­век об­лег­ча­ет крест Хри­стов, ста­но­вит­ся со­уча­ст­ни­ком ве­ли­кой мис­сии ис­ку­п­ле­ния, со­уча­ст­ни­ком Хри­сто­ва кре­сто­но­ше­ния. Имен­но по­это­му рас­пя­тое на Кре­сте те­ло Спа­си­те­ля вос­при­ни­ма­ет­ся как по­бед­ный сим­вол тор­же­ст­ва без­гра­нич­ной Бо­жией бла­го­да­ти, как рас­кры­тая кни­га Сло­ва, ко­то­рую мож­но со­зер­цать, по­сти­гая веч­ную сущ­ность бы­тия.

2005 г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru