По­кло­ня­ем­ся Стра­стям Тво­им... (Стра­ст­ная седмица)

Ка­ж­дый день Стра­ст­ной сед­ми­цы, по­след­ней не­де­ли жиз­ни Иису­са Хри­ста, от­ме­чен ка­ким-то осо­бен­но важ­ным со­бы­ти­ем. Бо­лее все­го чув­ст­ву­ешь это сам, ко­гда об­ра­ща­ешь­ся к еван­гель­ско­му рас­ска­зу о стра­да­ни­ях Хри­сто­вых и мыс­лен­но со­зер­ца­ешь мес­та, где про­ис­хо­ди­ли эти со­бы­тия.

В пер­вые три дня этой не­де­ли ули­цы древ­не­го Ие­ру­са­ли­ма сно­ва ус­лы­ша­ли бес­смерт­ные сло­ва Гос­под­не­го уче­ния. Хри­стос в ка­нун Сво­их стра­да­ний сно­ва учил и изо­бли­чал, об­ра­ща­ясь к на­ро­ду, к иу­дей­ским стар­ши­нам и вла­сти.

В По­не­дель­ник, ука­зы­вая на рим­ский ди­на­рий, Он учил то­му, что нуж­но от­да­вать ке­са­рю ке­са­ре­во, а Бо­жие — все же от­да­вать Бо­гу. В этот же день Свя­тая Цер­ковь на­по­ми­на­ет нам о бес­плод­ной смо­ков­ни­це как сим­во­ле бес­плод­ной ду­ши че­ло­ве­ка, ко­то­рый не при­но­сит ис­тин­но­го пло­да по­кая­ния, а толь­ко ли­це­мер­но вы­пол­ня­ет внеш­ние пред­пи­са­ния за­ко­на.

Во Втор­ник Спа­си­тель, об­ра­ща­ясь к пред­во­ди­те­лям иу­дей­ско­го на­ро­да — фа­ри­се­ям и книж­ни­кам — сно­ва гроз­но осу­ж­да­ет ли­це­ме­рие. Сло­во Гос­по­да бы­ло пре­ис­пол­не­но та­кой си­лы и гне­ва, что вы­зва­ло по­тря­се­ние в иу­дей­ском об­ще­ст­ве. Хри­стос срав­нил фа­ри­се­ев с ок­ра­шен­ны­ми гро­ба­ми, «ко­то­рые сна­ру­жи ка­жут­ся кра­си­вы­ми, а внут­ри пол­ны кос­тей мерт­вых и вся­кой не­чис­то­ты» (Мф. 23, 27). В этот же день Хри­стос, от­хо­дя на Ве­ли­кий Жерт­вен­ный Под­виг, об­ра­ща­ет­ся к ка­ж­до­му из нас: «Бодр­ст­вуй­те, по­то­му что не знае­те ни дня, ни ча­са, в ко­то­рый при­идет Сын Че­ло­ве­че­ский» (Мф. 25, 13).

Ве­ли­кая Сре­да пе­ре­но­сит нас в Ви­фа­нию, в дом Си­мо­на про­ка­жен­но­го, где про­ис­хо­дят два со­бы­тия, ко­то­рые об­раз­но по­ка­зы­ва­ют нам два пу­ти че­ло­ве­че­ской жиз­ни.

К Гос­по­ду по­до­шла жен­щи­на с ала­ва­ст­ро­вым со­су­дом дра­го­цен­но­го ми­ра и, раз­бив со­суд, вы­ли­ла ми­ро Ему на го­ло­ву. В от­вет на изум­ле­ние и воз­му­ще­ние уче­ни­ков, Спа­си­тель от­ве­тил, что, вы­лив ми­ро это, «она доб­рое де­ло сде­ла­ла» (Мк. 14, 6), по­то­му что та­ким об­ра­зом за­го­дя при­го­то­ви­ла Его к по­гре­бе­нию. «Ис­тин­но го­во­рю вам: где ни бу­дет про­по­ве­да­но Еван­ге­лие сие в це­лом ми­ре, ска­за­но бу­дет, в па­мять ее, и о том, что она сде­ла­ла» (Мк. 14, 9).

В тот же ве­чер про­изош­ло еще од­но со­бы­тие, в ко­то­ром про­явил­ся са­мый мерз­кий из при­су­щих че­ло­ве­ку не­дос­тат­ков. Уче­ник пре­да­ет сво­его Учи­те­ля. «Один из две­на­дца­ти, на­зы­вае­мый Иу­да Ис­ка­ри­от, по­шел к пер­во­свя­щен­ни­кам и ска­зал: что вы да­ди­те мне, и я вам пре­дам Его? Они пред­ло­жи­ли ему три­дцать среб­рен­ни­ков» (Мф. 26, 14–15).

Оче­вид­но, что ме­ж­ду жерт­вой Ма­рии и пре­да­тель­ст­вом Иу­ды су­ще­ст­ву­ет связь, и она от­нюдь не слу­чай­на. Ми­ро­но­си­ца Ма­рия и Иу­да Ис­ка­ри­от яв­ля­ют­ся во­пло­ще­ния­ми двух диа­мет­раль­но про­ти­во­по­лож­ных взгля­дов на мир и че­ло­ве­ка, и при­ми­рить раз­де­ляю­щие их про­ти­во­ре­чия не­воз­мож­но.

В Ве­ли­кий Чет­верг Свя­тая Цер­ковь со­би­ра­ет всех нас, пра­во­слав­ных хри­сти­ан, в Си­он­ской гор­ни­це Ие­ру­са­ли­ма за од­ной об­щей Тай­ной Ве­че­рей Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста с Его уче­ни­ка­ми. На ней бы­ло ус­та­нов­ле­но Та­ин­ст­во Ев­ха­ри­стии — при­час­тия Те­ла и Кро­ви Хри­сто­вых.

«И ко­гда они ели, Иисус взял хлеб и, бла­го­сло­вив, пре­ло­мил и, раз­да­вая уче­ни­кам, ска­зал: при­ми­те, яди­те: сие есть Те­ло Мое. И, взяв ча­шу и бла­го­да­рив, по­дал им и ска­зал: пей­те из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Но­во­го За­ве­та, за мно­гих из­ли­вае­мая во ос­тав­ле­ние гре­хов» (Мф. 26, 26–28).

Это та­ин­ст­во и по се­го­дняш­ний день со­вер­ша­ет­ся за ка­ж­дой Бо­же­ст­вен­ной ли­тур­ги­ей в на­ших хра­мах, пре­вра­щая нас в со­тра­пез­ни­ков Хри­сто­вых апо­сто­лов.

За ве­чер­ним бо­го­слу­же­ни­ем в этот день со­вер­ша­ет­ся чи­но­пос­ле­до­ва­ние две­на­дца­ти Еван­ге­лий. По дав­ней пра­во­слав­ной тра­ди­ции, во вре­мя их чте­ния ве­рую­щие сто­ят в церк­ви с за­жжен­ны­ми све­ча­ми, ко­то­рые по­том при­но­сят до­мой, ос­вя­ща­ют свое жи­лье и за­жи­га­ют от них лам­па­ды. В Еван­ге­ли­ях, ко­то­рые чи­та­ют в этот ве­чер, по­ве­ст­ву­ет­ся о стра­да­ни­ях и кре­ст­ной смер­ти Спа­си­те­ля.

В Геф­си­ман­ском са­ду в этот свя­той ве­чер мы ста­но­вим­ся сви­де­те­ля­ми мо­лит­вы Хри­ста до кро­ва­во­го по­та, ко­то­рый ка­п­ля­ми па­дал на зем­лю. Вот мы ви­дим как при­бли­жа­ет­ся ка­ра­ул, и быв­ший уче­ник ли­це­мер­ным «Ра­дуй­ся» и ко­вар­ным по­це­лу­ем пре­да­те­ля от­да­ет на смерть Учи­те­ля.

А даль­ше ого­вор, не­пра­вед­ный суд, из­де­ва­тель­ст­во, по­бои, на­смеш­ки, оп­ле­вы­ва­ния...

И Ве­ли­кая Пят­ни­ца — са­мый скорб­ный день в цер­ков­ном го­ду. Это день, ко­гда вспо­ми­на­ют­ся Свя­тые спа­си­тель­ные Стра­сти Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, ко­гда со­вер­ши­лись рас­пя­тие и кре­ст­ная смерть Спа­си­те­ля.

Кре­ст­ная смерть Хри­ста про­изош­ла по Еван­ге­лию в де­вять ча­сов, что со­от­вет­ст­ву­ет при­бли­зи­тель­но треть­ему ча­су дня по ны­неш­не­му вре­ме­ни. По­это­му по­сле по­луд­ня в хра­мах со­вер­ша­ет­ся вы­нос из ал­та­ря на се­ре­ди­ну хра­ма пла­ща­ни­цы — ши­то­го или ико­но­пис­но­го изо­бра­же­ния сня­то­го с Кре­ста те­ла Спа­си­те­ля.

Рас­пят Спа­си­тель. Бо­же­ст­вен­ная Лю­бовь от­да­на на по­ру­га­ние, Бо­же­ст­вен­ное Ми­ло­сер­дие при­гво­ж­де­но к Дре­ву, Бо­же­ст­вен­ная Кро­тость ис­те­ка­ет Кро­вью. Ка­кая жи­вая ду­ша не за­тре­пе­щет, с ужа­сом гля­дя на это? В тот страш­ный день за­тем­ня­лось солн­це, дро­жа­ла зем­ля, рас­па­да­лись кам­ни, и мерт­ве­цы, не вы­дер­жи­вая про­ис­хо­дя­ще­го, ос­тав­ля­ли свои мо­ги­лы. Страш­но и пред­ста­вить се­бе по­доб­ное, но еще страш­нее осоз­нать, что ка­ж­дый из нас ви­но­ват в стра­да­ни­ях и смер­ти Сы­на Бо­жиего. Рас­пя­тый стра­дал за зло­дея­ния и гре­хи всех по­ко­ле­ний лю­дей, ко­то­рые бы­ли и бу­дут до кон­ца ми­ра. Иисус Хри­стос рас­пят за нас, увяз­ших в гре­хах...

В те бес­ко­неч­ные мгно­ве­ния пре­чис­тое те­ло Бо­го­че­ло­ве­ка раз­ди­ра­ли все ис­тя­за­ния, при­ду­ман­ные че­ло­ве­че­ской зло­бой... Гос­подь пе­ре­жил ду­шев­ные скор­би всех тех, что жи­ли, и тех, что жи­вут сей­час, вы­пла­кал сле­зы всех от­цов и ма­те­рей, во­брал в Свое серд­це ги­бель всех че­ло­ве­че­ских сы­но­вей и до­че­рей. Тер­пя Кре­ст­ные му­ки, Гос­подь про­ли­вал свою кровь и от­да­вал Свою жизнь за гре­хи все­го че­ло­ве­че­ст­ва, но пре­ж­де все­го — во ис­ку­п­ле­ние пер­во­род­но­го гре­ха, со­вер­шен­но­го на за­ре ис­то­рии.

«Свер­ши­лось», — бы­ли Его по­след­ние сло­ва на Кре­сте. И ис­пус­тил дух.

Аминь.

2005 г.

 

Церковные Таинства

— Традиционно епитимию, то есть духовное послушание после Покаяния для преодоления греха, на человека налагает священник. Он видит, какая именно должна быть епитимия. Если человек духовно зрелый, он получает одно послушание, если начинающий в вере — другое.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    Отношение Православия к армии всегда было благоговейным и почтительным. Мы помним слова Христа о том, что миротворцы будут наречены "сынами Божиими" (Мф. 5, 9) и что "нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15, 13).
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru