Спа­си­тель­ные стра­да­ния

Стра­стя­ми Гос­под­ни­ми Свя­тая Цер­ковь на­зы­ва­ет стра­да­ния Спа­си­те­ля, ко­то­рые Он ис­пы­тал в по­след­ние дни Сво­ей зем­ной жиз­ни. Он ис­пы­тал из­ме­ну, по­зор, из­бие­ние, оп­ле­ва­ние, крест, смерть и погребение для то­го, что­бы ос­во­бо­дить нас, лю­дей, от диа­воль­ско­го раб­ст­ва, от гре­ха и от веч­ной смер­ти. Он дал нам во­лю и веч­ную жизнь в Нем, с Ним и че­рез Не­го, на­ше­го Бо­га и Спа­си­те­ля.

Он ста­но­вит­ся Сы­ном Че­ло­ве­че­ским, что­бы мы ста­ли сы­новь­я­ми Бо­жии­ми. При­ни­мая на Се­бя плоть че­ло­ве­че­скую, Он вхо­дит в ог­ра­ни­чен­ность че­ло­ве­че­ской уча­сти на зем­ле, жи­вет в этом греш­ном ми­ре, бу­ду­чи по­доб­ным нам во всем, кро­ме гре­ха. Он про­шел кре­ст­ный путь по­то­му, что мы ото­шли от пра­вед­но­го пу­ти, ото­шли от Бо­га. Он стра­да­ет, что­бы дать нам воз­мож­ность бла­жен­ст­во­вать. Он при­ни­ма­ет все не роп­ща, что­бы вер­нуть нас к слад­кой по­слуш­но­сти От­цу Не­бес­но­му. Он осу­ще­ст­в­ля­ет этот под­виг до кон­ца и та­ким об­ра­зом да­рит воз­мож­ность все­му ро­ду че­ло­ве­че­ско­му вер­нуть­ся от бо­го­от­ступ­ни­че­ст­ва в От­чии объ­я­тия и, по­лу­чив про­ще­ние сво­их гре­хов, ис­ку­пив лю­бую ви­ну и пре­сту­п­ле­ние, стать сы­новь­я­ми Не­ба.

В Его смер­ти ви­но­вен ка­ж­дый из нас. Это гре­хи че­ло­ве­че­ские за­ста­ви­ли и за­став­ля­ют опять стра­дать и рас­пи­нать­ся Хри­ста Жиз­но­дав­ца. И ес­ли бы хоть один че­ло­век со­гре­шил, от­сту­пил от Бо­га, то, на­вер­но, и ра­ди не­го при­шел бы Сын Бо­жий, что­бы, ос­та­вив де­вя­но­сто де­вять овец, ид­ти на по­ис­ки со­той ов­цы, что­бы оты­скать и един­ст­вен­ную за­те­рян­ную драх­му.

Гос­подь про­яв­лял осо­бен­ную лю­бовь к боль­ным и к то­му, кто стра­да­ет. Его от­но­ше­ние к стра­ж­ду­щим пе­ре­да­лось и Его Церк­ви.

Свои­ми стра­да­ния­ми и Сво­ей смер­тью Иисус Хри­стос взял на Се­бя все че­ло­ве­че­ские стра­да­ния и при­дал им но­вое зна­че­ние. Он при­звал боль­ных и всех стра­ж­ду­щих к со­труд­ни­че­ст­ву с Ним ра­ди спа­се­ния ми­ра.

И хоть до сих пор нам тя­же­ло по­стичь не­об­хо­ди­мость стра­да­ния, Иисус Хри­стос яс­но ска­зал, что его зна­че­ние бы­ло свя­за­но с Его соб­ст­вен­ным стра­да­ни­ем и Его соб­ст­вен­ной смер­тью, с Его соб­ст­вен­ной жерт­вой.

Ины­ми сло­ва­ми, на­ши­ми стра­да­ния­ми мы по­мо­га­ем Хри­сту в Его де­ле спа­се­ния. Апо­стол Па­вел го­во­рит так: «Вос­пол­няю не­дос­та­ток в пло­ти мо­ей скор­бей Хри­сто­вых за Те­ло Его, ко­то­рое есть Цер­ковь» (Кол. 1, 24).

По сви­де­тель­ст­ву свя­ти­те­ля Ио­ан­на Зла­то­ус­та, пер­вые хри­стиа­не, пыл­ко же­лая не­от­ступ­но быть с Гос­по­дом в по­след­ние дни Его жиз­ни, в Стра­ст­ную сед­ми­цу уси­ли­ва­ли мо­лит­вы и обыч­ные под­ви­ги по­ста. Они, на­сле­дуя Гос­по­да, Ко­то­рый лишь от люб­ви к со­гре­шив­ше­му че­ло­ве­че­ст­ву тер­пел не­слы­хан­ные стра­да­ния, пы­та­лись быть до­б­ры­ми и снис­хо­ди­тель­ны­ми к не­мо­щи бра­тии сво­ей и боль­ше тво­рить дел ми­ло­серд­ных. Счи­тая не­при­лич­ным осу­ж­дать ко­го-то в дни на­ше­го оп­рав­да­ния кро­вию Не­по­роч­но­го Агн­ца, пре­кра­ща­ли в эти дни все ис­ки, су­ды, спо­ры, на­ка­за­ния и да­же ос­во­бо­ж­да­ли на это вре­мя от це­пей уз­ни­ков в тюрь­мах, ви­нов­ных не в уго­лов­ных пре­сту­п­ле­ни­ях.

На­хо­дясь в Стра­ст­ную сед­ми­цу на цер­ков­ных служ­бах, на­по­ми­наю­щих нам обо всех со­бы­ти­ях по­след­них дней зем­ной жиз­ни Спа­си­те­ля, мы по­сти­га­ем мыс­лию всю тро­га­тель­ную и по­учи­тель­ную ис­то­рию стра­да­ний Хри­сто­вых, мыс­лию и серд­цем сво­им со­чув­ст­ву­ем Ему и рас­пи­на­ем­ся с Ним.

Свя­тая Цер­ковь при­зы­ва­ет нас на этой не­де­ле ос­та­вить все су­ет­ное и мир­ское и пой­ти за на­шим Спа­си­те­лем, спра­ши­вая се­бя: что дол­жен сде­лать я для то­го, что­бы смерть Спа­си­те­ля не ос­та­ва­лась для ме­ня на­прас­ной, что­бы дей­ст­ви­тель­но при­ни­мать уча­стие в спа­се­нии, ко­то­рое дос­тиг Гос­подь на Гол­го­фе для все­го ми­ра?

Цер­ковь учит, что для это­го нуж­но ус­вое­ние умом и серд­цем все­го уче­ния Хри­сто­во­го, вы­пол­не­ние за­по­ве­дей Гос­под­них, по­кая­ние и на­сле­до­ва­ние Хри­ста в доб­ро­по­ря­доч­ной жиз­ни. Путь Стра­ст­ной сед­ми­цы — пре­дос­тав­лять во имя Его по­мощь бед­ным, боль­ным и стра­ж­ду­щим.

Спа­си­тель наш на­столь­ко люб­ве­о­биль­ный, что все, что де­ла­ет­ся во имя Его для бед­ных, бес­при­зор­ных и стра­ж­ду­щих боль­ных, Он при­ни­ма­ет как то, что де­ла­ет­ся не­по­сред­ст­вен­но для Не­го Са­мо­го.

На Страш­ном Су­де Сво­ем Он спро­сит нас осо­бен­но о де­лах ми­ло­сер­дия к ближ­не­му, и от это­го мы бу­дем иметь оп­рав­да­ние или осу­ж­де­ние.

Пом­ня об этом, ни­ко­гда не пре­неб­ре­гай­те дра­го­цен­ной воз­мож­но­стью об­лег­чить стра­да­ния Гос­по­да по­сред­ст­вом по­мо­щи Его мень­шей бра­тии, а осо­бен­но вос­поль­зуй­тесь ею в дни Стра­ст­ной сед­ми­цы.

Вот глав­ное и воз­мож­ное для ка­ж­до­го, с чем пра­во­слав­ный хри­стиа­нин в Стра­ст­ную сед­ми­цу мо­жет на­сле­до­вать Гос­по­да, иду­ще­го на добровольные стра­да­ния.

2004 г.

 

Церковные Таинства

—    Грех заключается не только в отдельных поступках человека, он является постоянной болезнью, которая не дает человеку принимать дар Божией благодати, лишает его источника истинной жизни. Для искоренения таких грехов, как гордость или эгоизм, необходимо усиленное внимание к себе, борьба с грешными помыслами и горькое сожаление о своих ошибках.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

— Реализация идеи клонирования человека встретила горячий протест со стороны большинства людей во всем мире, и не только христиан. Клонирование человека, как показывает опыт, может стать для общества разрушительным фактором. Еще в большей степени, чем другие репродуктивные технологии, клонирование манипулирует понятием человеческой личности и, в конечном итоге, ведет к ее полному обесцениванию.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru