Спа­си­тель­ные стра­да­ния

Стра­стя­ми Гос­под­ни­ми Свя­тая Цер­ковь на­зы­ва­ет стра­да­ния Спа­си­те­ля, ко­то­рые Он ис­пы­тал в по­след­ние дни Сво­ей зем­ной жиз­ни. Он ис­пы­тал из­ме­ну, по­зор, из­бие­ние, оп­ле­ва­ние, крест, смерть и погребение для то­го, что­бы ос­во­бо­дить нас, лю­дей, от диа­воль­ско­го раб­ст­ва, от гре­ха и от веч­ной смер­ти. Он дал нам во­лю и веч­ную жизнь в Нем, с Ним и че­рез Не­го, на­ше­го Бо­га и Спа­си­те­ля.

Он ста­но­вит­ся Сы­ном Че­ло­ве­че­ским, что­бы мы ста­ли сы­новь­я­ми Бо­жии­ми. При­ни­мая на Се­бя плоть че­ло­ве­че­скую, Он вхо­дит в ог­ра­ни­чен­ность че­ло­ве­че­ской уча­сти на зем­ле, жи­вет в этом греш­ном ми­ре, бу­ду­чи по­доб­ным нам во всем, кро­ме гре­ха. Он про­шел кре­ст­ный путь по­то­му, что мы ото­шли от пра­вед­но­го пу­ти, ото­шли от Бо­га. Он стра­да­ет, что­бы дать нам воз­мож­ность бла­жен­ст­во­вать. Он при­ни­ма­ет все не роп­ща, что­бы вер­нуть нас к слад­кой по­слуш­но­сти От­цу Не­бес­но­му. Он осу­ще­ст­в­ля­ет этот под­виг до кон­ца и та­ким об­ра­зом да­рит воз­мож­ность все­му ро­ду че­ло­ве­че­ско­му вер­нуть­ся от бо­го­от­ступ­ни­че­ст­ва в От­чии объ­я­тия и, по­лу­чив про­ще­ние сво­их гре­хов, ис­ку­пив лю­бую ви­ну и пре­сту­п­ле­ние, стать сы­новь­я­ми Не­ба.

В Его смер­ти ви­но­вен ка­ж­дый из нас. Это гре­хи че­ло­ве­че­ские за­ста­ви­ли и за­став­ля­ют опять стра­дать и рас­пи­нать­ся Хри­ста Жиз­но­дав­ца. И ес­ли бы хоть один че­ло­век со­гре­шил, от­сту­пил от Бо­га, то, на­вер­но, и ра­ди не­го при­шел бы Сын Бо­жий, что­бы, ос­та­вив де­вя­но­сто де­вять овец, ид­ти на по­ис­ки со­той ов­цы, что­бы оты­скать и един­ст­вен­ную за­те­рян­ную драх­му.

Гос­подь про­яв­лял осо­бен­ную лю­бовь к боль­ным и к то­му, кто стра­да­ет. Его от­но­ше­ние к стра­ж­ду­щим пе­ре­да­лось и Его Церк­ви.

Свои­ми стра­да­ния­ми и Сво­ей смер­тью Иисус Хри­стос взял на Се­бя все че­ло­ве­че­ские стра­да­ния и при­дал им но­вое зна­че­ние. Он при­звал боль­ных и всех стра­ж­ду­щих к со­труд­ни­че­ст­ву с Ним ра­ди спа­се­ния ми­ра.

И хоть до сих пор нам тя­же­ло по­стичь не­об­хо­ди­мость стра­да­ния, Иисус Хри­стос яс­но ска­зал, что его зна­че­ние бы­ло свя­за­но с Его соб­ст­вен­ным стра­да­ни­ем и Его соб­ст­вен­ной смер­тью, с Его соб­ст­вен­ной жерт­вой.

Ины­ми сло­ва­ми, на­ши­ми стра­да­ния­ми мы по­мо­га­ем Хри­сту в Его де­ле спа­се­ния. Апо­стол Па­вел го­во­рит так: «Вос­пол­няю не­дос­та­ток в пло­ти мо­ей скор­бей Хри­сто­вых за Те­ло Его, ко­то­рое есть Цер­ковь» (Кол. 1, 24).

По сви­де­тель­ст­ву свя­ти­те­ля Ио­ан­на Зла­то­ус­та, пер­вые хри­стиа­не, пыл­ко же­лая не­от­ступ­но быть с Гос­по­дом в по­след­ние дни Его жиз­ни, в Стра­ст­ную сед­ми­цу уси­ли­ва­ли мо­лит­вы и обыч­ные под­ви­ги по­ста. Они, на­сле­дуя Гос­по­да, Ко­то­рый лишь от люб­ви к со­гре­шив­ше­му че­ло­ве­че­ст­ву тер­пел не­слы­хан­ные стра­да­ния, пы­та­лись быть до­б­ры­ми и снис­хо­ди­тель­ны­ми к не­мо­щи бра­тии сво­ей и боль­ше тво­рить дел ми­ло­серд­ных. Счи­тая не­при­лич­ным осу­ж­дать ко­го-то в дни на­ше­го оп­рав­да­ния кро­вию Не­по­роч­но­го Агн­ца, пре­кра­ща­ли в эти дни все ис­ки, су­ды, спо­ры, на­ка­за­ния и да­же ос­во­бо­ж­да­ли на это вре­мя от це­пей уз­ни­ков в тюрь­мах, ви­нов­ных не в уго­лов­ных пре­сту­п­ле­ни­ях.

На­хо­дясь в Стра­ст­ную сед­ми­цу на цер­ков­ных служ­бах, на­по­ми­наю­щих нам обо всех со­бы­ти­ях по­след­них дней зем­ной жиз­ни Спа­си­те­ля, мы по­сти­га­ем мыс­лию всю тро­га­тель­ную и по­учи­тель­ную ис­то­рию стра­да­ний Хри­сто­вых, мыс­лию и серд­цем сво­им со­чув­ст­ву­ем Ему и рас­пи­на­ем­ся с Ним.

Свя­тая Цер­ковь при­зы­ва­ет нас на этой не­де­ле ос­та­вить все су­ет­ное и мир­ское и пой­ти за на­шим Спа­си­те­лем, спра­ши­вая се­бя: что дол­жен сде­лать я для то­го, что­бы смерть Спа­си­те­ля не ос­та­ва­лась для ме­ня на­прас­ной, что­бы дей­ст­ви­тель­но при­ни­мать уча­стие в спа­се­нии, ко­то­рое дос­тиг Гос­подь на Гол­го­фе для все­го ми­ра?

Цер­ковь учит, что для это­го нуж­но ус­вое­ние умом и серд­цем все­го уче­ния Хри­сто­во­го, вы­пол­не­ние за­по­ве­дей Гос­под­них, по­кая­ние и на­сле­до­ва­ние Хри­ста в доб­ро­по­ря­доч­ной жиз­ни. Путь Стра­ст­ной сед­ми­цы — пре­дос­тав­лять во имя Его по­мощь бед­ным, боль­ным и стра­ж­ду­щим.

Спа­си­тель наш на­столь­ко люб­ве­о­биль­ный, что все, что де­ла­ет­ся во имя Его для бед­ных, бес­при­зор­ных и стра­ж­ду­щих боль­ных, Он при­ни­ма­ет как то, что де­ла­ет­ся не­по­сред­ст­вен­но для Не­го Са­мо­го.

На Страш­ном Су­де Сво­ем Он спро­сит нас осо­бен­но о де­лах ми­ло­сер­дия к ближ­не­му, и от это­го мы бу­дем иметь оп­рав­да­ние или осу­ж­де­ние.

Пом­ня об этом, ни­ко­гда не пре­неб­ре­гай­те дра­го­цен­ной воз­мож­но­стью об­лег­чить стра­да­ния Гос­по­да по­сред­ст­вом по­мо­щи Его мень­шей бра­тии, а осо­бен­но вос­поль­зуй­тесь ею в дни Стра­ст­ной сед­ми­цы.

Вот глав­ное и воз­мож­ное для ка­ж­до­го, с чем пра­во­слав­ный хри­стиа­нин в Стра­ст­ную сед­ми­цу мо­жет на­сле­до­вать Гос­по­да, иду­ще­го на добровольные стра­да­ния.

2004 г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru