Ев­ха­ри­стия (Ве­ли­кий Чет­верг. Вос­по­ми­на­ние Тай­ной Ве­че­ри)

Ка­ж­дый пра­во­слав­ный хри­стиа­нин ве­ру­ет и ис­по­ве­ду­ет ту ис­ти­ну, что на­ша зем­ная жизнь вре­мен­на и яв­ля­ет­ся лишь под­го­тов­кой к жиз­ни веч­ной. Мы зна­ем, что для на­сле­до­ва­ния этой жиз­ни нам не­об­хо­ди­ма ве­ра в еди­но­го ис­тин­но­го Бо­га, как ска­зал Гос­подь Иисус Хри­стос: «Сия же есть жизнь веч­ная, да зна­ют Те­бя, еди­но­го ис­тин­но­го Бо­га, и по­слан­но­го То­бой Иису­са Хри­ста» (Ин. 17, 3).

Мы зна­ем, что жизнь веч­ная дос­ти­га­ет­ся лю­бо­вью к Бо­гу, по­то­му что это пер­вая и наи­боль­шая за­по­ведь, и лю­бо­вью к ближ­не­му, ко­то­рая яв­ля­ет­ся за­по­ве­дью «по­доб­ная ей» (Мк. 12, 29 — 31). Мы зна­ем, что веч­ное спа­се­ние дос­ти­га­ет­ся вы­пол­не­ни­ем за­по­ве­дей Хри­сто­вых (Мф. 19, 17). Зна­ем мы и о том, что в от­кры­тые врата Цар­ст­вия Не­бес­но­го вхо­дят пу­тем до­б­рых дел, о чем учит нас свя­той апо­стол Па­вел: «Ко­то­рый воз­даст ка­ж­до­му по де­лам его» (Рим. 2, 6).

Од­на­ко зна­ем мы еще и о том, что в жизнь веч­ную ве­дет нас и та бо­же­ст­вен­ная не­бес­ная пи­ща, ко­то­рую мы по­треб­ля­ем, при­ни­мая Свя­тые, Страш­ные жи­во­тво­ря­щие Хри­сто­вые Та­ин­ст­ва. Гос­подь Иисус Хри­стос ска­зал та­кие по­нят­ные ка­ж­до­му ве­рую­ще­му серд­цу и в то же вре­мя та­кие страш­ные сло­ва: «Ес­ли не бу­де­те есть пло­ти Сы­на Че­ло­ве­че­ско­го и пить Кро­ви Его, то не бу­де­те иметь в се­бе жиз­ни» (Ин. 6, 53).

Ес­ли мы ду­ма­ем о том, как спа­сти се­бя для бла­жен­ной веч­но­сти, то не долж­ны за­бы­вать, что к этой веч­но­сти нас го­то­вит не толь­ко ве­ра, не толь­ко лю­бовь, не толь­ко до­б­рые на­ши де­ла, не толь­ко вы­пол­не­ние за­по­ве­дей Хри­сто­вых, но и то, о чем го­во­рит нам в Сво­их сло­вах Спа­си­тель: при­час­тие Его Бо­же­ст­вен­ной Пло­ти и Его жи­во­тво­ря­щей Кро­ви.

Тя­же­ло да­же пред­ста­вить се­бе, ка­кие свя­щен­ные, ка­кие уди­ви­тель­ные пло­ды это­го свя­то­го Та­ин­ст­ва.

Свя­тое При­час­тие объ­е­ди­ня­ет нас с на­шим Спа­си­те­лем. При­ни­мая Те­ло и Кровь Хри­сто­вы, мы не толь­ко сво­им ду­хом со­еди­ня­ем­ся с Гос­по­дом, но и те­лом. Ведь ска­зал Гос­подь: «Яду­щий Мою Плоть и пию­щий Мою Кровь пре­бы­ва­ет во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 56). Мы со­еди­ня­ем­ся всем сво­им ес­те­ст­вом с Хри­стом, ес­ли мы дос­той­но при­ча­ща­ем­ся Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин. Мы со­еди­ня­ем­ся с Ним, ес­ли свои­ми ожес­то­чен­ием, не­рас­ка­янными гре­ха­ми са­ми не рас­тор­га­ем это­го еди­не­ния с Гос­по­дом и са­ми се­бя не ли­ша­ем это­го сча­стья. Ис­тин­ный хри­стиа­нин, ис­тин­ный при­ча­ст­ник до кон­ца сво­их дней на­хо­дит­ся в этом жи­вом, са­мом слад­ком для серд­ца об­ще­нии со сво­им Спа­си­те­лем. Это об­ще­ние, ко­то­рое, в Та­ин­ст­ве Ев­ха­ри­стии на­чи­на­ет­ся здесь, на зем­ле, вво­дит его в жизнь веч­ную и не за­кан­чи­ва­ет­ся ни­ко­гда.

Свя­тое Та­ин­ст­во При­час­тия объ­е­ди­ня­ет так­же и нас всех с ва­ми, кто при­ча­ща­ет­ся от од­ной Ча­ши, в од­но Те­ло Хри­сто­во, в од­ну се­мью Бо­жи­их де­тей. Мы ста­но­вим­ся ме­ж­ду со­бой брать­я­ми и се­ст­ра­ми не толь­ко по­то­му, что име­ем од­них пра­ро­ди­те­лей, не толь­ко по­то­му, что мы ро­ж­де­ны в Кре­ще­нии од­ним и тем же Ду­хом Свя­тым, но и по­то­му, что мы вку­ша­ем от од­ной и той же Ча­ши, од­но­го и то­го же Те­ла и од­ной и той же жи­во­тво­ря­щей Кро­ви Хри­сто­вых. Так го­во­рит апо­стол Па­вел: «Один хлеб, и мы мно­гие од­но те­ло; ибо все при­ча­ща­ем­ся от од­но­го хле­ба» (1 Кор. 10, 17).

Свя­тые Тай­ны Хри­сто­вы яв­ля­ют­ся для нас за­ло­гом жиз­ни веч­ной, за­ло­гом на­ше­го бес­смер­тия. Гос­подь Спа­си­тель ска­зал: «Кто бу­дет есть Мою Плоть и бу­дет пить Мою Кровь, бу­дет иметь жизнь веч­ную, и Я вос­кре­шу его в по­след­ний день» (Ин. 6, 54). Вой­дя в те­лес­ное еди­не­ние с Гос­по­дом в Та­ин­ст­ве При­час­тия, мы ни­ко­гда не ум­рем ду­шой для веч­ной жиз­ни, по­сколь­ку в нас жи­вет Гос­подь, со­глас­но Его бо­же­ст­вен­но­му сло­ву. И хо­тя наш прах вер­нет­ся в зем­лю, но и прах не мо­жет ис­чез­нуть в океа­не веч­но­сти: ведь не толь­ко на­ша ду­ша, но и на­ше те­ло всту­па­ет в еди­не­ние с Гос­по­дом. Гос­подь вос­кре­сит на­ши те­ла в по­след­ний день, что­бы эти вос­крес­шие те­ла вос­со­еди­ни­лись с бес­смерт­ны­ми ду­ша­ми и вста­ли пе­ред ли­цом То­го, Чьи Бо­же­ст­вен­ные Те­ло и Кровь мы при­ни­ма­ли у се­бя из Свя­той Ча­ши спа­се­ния.

Та­ин­ст­во свя­то­го При­час­тия ук­ре­п­ля­ет на­шу ве­ру. Гос­подь Иисус Хри­стос сам ос­но­вал это Та­ин­ст­во на Тай­ной Ве­че­ре в пред­две­рии сво­их ис­ку­пи­тель­ных стра­да­ний. Взяв хлеб в Свои ру­ки, Он бла­го­сло­вил его, ос­вя­тил, раз­ло­мал и про­мол­вил: «При­ми­те, по­треб­ляй­те, это есть Те­ло Мое». И до­ба­вил: «Это тво­ри­те в па­мять обо Мне». И, по­да­вая ча­шу и про­го­ва­ри­вая сло­ва: «Пей­те от нее все», до­ба­вил так­же: «Это тво­ри­те в па­мять обо Мне» (Лк. 22, 19–20; 1 Кор. 11, 23–25). Гос­подь по­ве­ле­вал нам вы­пол­нять это са­мое свя­тое Та­ин­ст­во для по­сто­ян­но­го вос­по­ми­на­ния о Его зем­ной жиз­ни, Его кре­ст­ных стра­да­ниях и Его кре­ст­ной смер­ти. А что мо­жет боль­ше ук­ре­пить в ве­ре, как не вос­по­ми­на­ние о Его кре­ст­ных ис­ку­пи­тель­ных стра­да­ни­ях? Что мо­жет про­бу­дить в серд­це еще боль­шую лю­бовь ко Гос­по­ду, как не па­мять о том, на­сколь­ко без­гра­нич­ной яв­ля­ет­ся лю­бовь Не­бес­но­го От­ца, Ко­то­рый не по­жа­лел Сы­на Сво­его Еди­но­род­но­го и от­дал Его на страш­ные и тя­же­лые му­ки? Чем мы, пра­во­слав­ные хри­стиа­не, ис­ку­п­лен­ные Кро­вию Хри­сто­вою, мо­жем за­сви­де­тель­ст­во­вать свою пре­дан­ность на­ше­му Спа­си­те­лю, как не вос­по­ми­на­ни­ем о том, что осу­ще­ст­ви­лось ра­ди на­ше­го спа­се­ния? Как же нам не бе­речь в сво­ем серд­це па­мять о кре­ст­ной Жерт­ве, при­не­сен­ной Гос­по­дом «нас ра­ди че­ло­век и на­ше­го ра­ди спа­се­ния»?

Свя­тое Та­ин­ст­во При­час­тия яви­лось сви­де­тель­ст­вом, оз­на­ме­но­ва­ни­ем Но­во­го За­ве­та ме­ж­ду Бо­гом и людь­ми. Гос­подь Спа­си­тель ска­зал: «Пей­те от нее все, это есть Кровь Моя Но­во­го За­ве­та». Это Та­ин­ст­во яв­ля­ет­ся зна­ме­ни­ем то­го Но­во­го За­ве­та Бо­га с людь­ми, ко­то­рый Гос­подь за­клю­чил с на­ми Сво­им зем­ным под­ви­гом. Те­перь Бог наш — Отец наш; мы боль­ше не де­ти Его гне­ва, не ра­бы Его, мы — Его лю­би­мые де­ти; Он — наш са­мый до­ро­гой и лю­би­мый Отец. Это Но­вый За­вет лю­бя­ще­го От­ца со Свои­ми деть­ми, ко­то­рых Он лю­бит и ве­дет к веч­но­му спа­се­нию. Для нас Он не толь­ко от­крыл две­ри Цар­ст­вия Не­бес­но­го Сво­ей кре­ст­ной Жерт­вой, но и по­мо­га­ет нам на ка­ж­дом ша­гу зем­ной жиз­ни, ук­ре­п­ляя нас, вкла­ды­вая в нас до­б­рые чув­ст­ва и на­ме­ре­ния, не­ви­ди­мо бла­го­слов­ляя ка­ж­дый шаг пра­во­слав­но­го хри­стиа­ни­на на пу­ти к спа­се­нию.

Свя­тое Та­ин­ст­во При­час­тия — это сви­де­тель­ст­во дей­ст­ви­тель­но­го про­ще­ния на­ших гре­хов Гос­по­дом Спа­си­те­лем. Он ска­зал: «Ибо сие есть кровь Моя Но­во­го За­ве­та, за мно­гих из­ли­вае­мая во ос­тав­ле­ние гре­хов» (Мф. 26, 28). Спа­си­тель про­лил Свою Кровь на Кре­сте для ис­ку­п­ле­ния на­ших гре­хов и, про­лив ее, ве­лел ос­та­вить Свою Кровь в Свя­тых Бо­же­ст­вен­ных Тай­нах, что­бы «пи­ли от нее все», кто же­ла­ет спа­се­ния. И это Та­ин­ст­во яв­ля­ет­ся ос­но­вой для то­го про­ще­ния, ко­то­рое мы от име­ни Гос­по­да слы­шим из уст свя­щен­ни­ка по­сле ис­по­ве­ди сво­их гре­хов. При­ня­тие Бо­же­ст­вен­ных Та­ин по­сле ис­по­ве­ди под­твер­жда­ет это про­ще­ние на­ших гре­хов, от ко­то­рых омы­ва­ет на­шу ду­шу Гос­подь во имя той Кро­ви, что про­ли­лась на Гол­гоф­ском Кре­сте.

Свя­тое Та­ин­ст­во При­час­тия — это сви­де­тель­ст­во на­ше­го при­ми­ре­ния с Гос­по­дом, сви­де­тель­ст­во на­ше­го веч­но­го сча­стья, это ис­точ­ник на­ше­го об­ще­ния со Спа­си­те­лем, это ис­точ­ник на­ше­го хри­сти­ан­ско­го са­мо­соз­на­ния, ис­точ­ник на­шей люб­ви. При­час­тие Те­ла и Кро­ви Хри­сто­вых — это то ус­ло­вие, без ко­то­ро­го мы не мо­жем стать на­след­ни­ка­ми веч­ной жиз­ни. Имен­но ис­хо­дя из все­го то­го, о чем мы го­во­рим, ка­ж­дый пра­во­слав­ный хри­стиа­нин, ищу­щий спа­се­ния, на­прав­ля­ет все свои стрем­ле­ния к Ча­ше Хри­сто­вой как к Ча­ше сво­его спа­се­ния, к ис­точ­ни­ку, ко­то­рый да­ет нам «во­ду жи­вую», ис­точ­ни­ку, вы­пив из ко­то­ро­го, мы ста­но­вим­ся на­след­ни­ка­ми жиз­ни веч­ной.

Од­на­ко, что­бы вой­ти в жизнь веч­ную, что­бы со­еди­нить­ся с Гос­по­дом, нам нуж­но хо­ро­шо осоз­на­вать ве­ли­чие это­го Бо­же­ст­вен­но­го Та­ин­ст­ва и все­гда с бла­го­го­ве­ни­ем и тре­пе­том под­хо­дить к Свя­той Ча­ше, и то­гда При­час­тие жи­во­тво­ря­щих Та­ин Хри­сто­вых бу­дет для нас не «в осу­ж­де­ние», а дей­ст­ви­тель­но в жизнь веч­ную. Аминь.

2005 г.

 

Церковные Таинства

— Традиционно епитимию, то есть духовное послушание после Покаяния для преодоления греха, на человека налагает священник. Он видит, какая именно должна быть епитимия. Если человек духовно зрелый, он получает одно послушание, если начинающий в вере — другое.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    Прежде всего необходимо сказать, какие требования предъявляются к одежде православного христианина. Она должна быть чистой и аккуратной, не вызывать у окружающих неприятных эмоций или раздражения. Христос в Своей Нагорной проповеди, показывая каждому христианину примеры этического совершенства, говорит, обращаясь к тем, кто следует за Ним: "Вы — свет мира...

Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru