Ев­ха­ри­стия (Ве­ли­кий Чет­верг. Вос­по­ми­на­ние Тай­ной Ве­че­ри)

Ка­ж­дый пра­во­слав­ный хри­стиа­нин ве­ру­ет и ис­по­ве­ду­ет ту ис­ти­ну, что на­ша зем­ная жизнь вре­мен­на и яв­ля­ет­ся лишь под­го­тов­кой к жиз­ни веч­ной. Мы зна­ем, что для на­сле­до­ва­ния этой жиз­ни нам не­об­хо­ди­ма ве­ра в еди­но­го ис­тин­но­го Бо­га, как ска­зал Гос­подь Иисус Хри­стос: «Сия же есть жизнь веч­ная, да зна­ют Те­бя, еди­но­го ис­тин­но­го Бо­га, и по­слан­но­го То­бой Иису­са Хри­ста» (Ин. 17, 3).

Мы зна­ем, что жизнь веч­ная дос­ти­га­ет­ся лю­бо­вью к Бо­гу, по­то­му что это пер­вая и наи­боль­шая за­по­ведь, и лю­бо­вью к ближ­не­му, ко­то­рая яв­ля­ет­ся за­по­ве­дью «по­доб­ная ей» (Мк. 12, 29 — 31). Мы зна­ем, что веч­ное спа­се­ние дос­ти­га­ет­ся вы­пол­не­ни­ем за­по­ве­дей Хри­сто­вых (Мф. 19, 17). Зна­ем мы и о том, что в от­кры­тые врата Цар­ст­вия Не­бес­но­го вхо­дят пу­тем до­б­рых дел, о чем учит нас свя­той апо­стол Па­вел: «Ко­то­рый воз­даст ка­ж­до­му по де­лам его» (Рим. 2, 6).

Од­на­ко зна­ем мы еще и о том, что в жизнь веч­ную ве­дет нас и та бо­же­ст­вен­ная не­бес­ная пи­ща, ко­то­рую мы по­треб­ля­ем, при­ни­мая Свя­тые, Страш­ные жи­во­тво­ря­щие Хри­сто­вые Та­ин­ст­ва. Гос­подь Иисус Хри­стос ска­зал та­кие по­нят­ные ка­ж­до­му ве­рую­ще­му серд­цу и в то же вре­мя та­кие страш­ные сло­ва: «Ес­ли не бу­де­те есть пло­ти Сы­на Че­ло­ве­че­ско­го и пить Кро­ви Его, то не бу­де­те иметь в се­бе жиз­ни» (Ин. 6, 53).

Ес­ли мы ду­ма­ем о том, как спа­сти се­бя для бла­жен­ной веч­но­сти, то не долж­ны за­бы­вать, что к этой веч­но­сти нас го­то­вит не толь­ко ве­ра, не толь­ко лю­бовь, не толь­ко до­б­рые на­ши де­ла, не толь­ко вы­пол­не­ние за­по­ве­дей Хри­сто­вых, но и то, о чем го­во­рит нам в Сво­их сло­вах Спа­си­тель: при­час­тие Его Бо­же­ст­вен­ной Пло­ти и Его жи­во­тво­ря­щей Кро­ви.

Тя­же­ло да­же пред­ста­вить се­бе, ка­кие свя­щен­ные, ка­кие уди­ви­тель­ные пло­ды это­го свя­то­го Та­ин­ст­ва.

Свя­тое При­час­тие объ­е­ди­ня­ет нас с на­шим Спа­си­те­лем. При­ни­мая Те­ло и Кровь Хри­сто­вы, мы не толь­ко сво­им ду­хом со­еди­ня­ем­ся с Гос­по­дом, но и те­лом. Ведь ска­зал Гос­подь: «Яду­щий Мою Плоть и пию­щий Мою Кровь пре­бы­ва­ет во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 56). Мы со­еди­ня­ем­ся всем сво­им ес­те­ст­вом с Хри­стом, ес­ли мы дос­той­но при­ча­ща­ем­ся Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин. Мы со­еди­ня­ем­ся с Ним, ес­ли свои­ми ожес­то­чен­ием, не­рас­ка­янными гре­ха­ми са­ми не рас­тор­га­ем это­го еди­не­ния с Гос­по­дом и са­ми се­бя не ли­ша­ем это­го сча­стья. Ис­тин­ный хри­стиа­нин, ис­тин­ный при­ча­ст­ник до кон­ца сво­их дней на­хо­дит­ся в этом жи­вом, са­мом слад­ком для серд­ца об­ще­нии со сво­им Спа­си­те­лем. Это об­ще­ние, ко­то­рое, в Та­ин­ст­ве Ев­ха­ри­стии на­чи­на­ет­ся здесь, на зем­ле, вво­дит его в жизнь веч­ную и не за­кан­чи­ва­ет­ся ни­ко­гда.

Свя­тое Та­ин­ст­во При­час­тия объ­е­ди­ня­ет так­же и нас всех с ва­ми, кто при­ча­ща­ет­ся от од­ной Ча­ши, в од­но Те­ло Хри­сто­во, в од­ну се­мью Бо­жи­их де­тей. Мы ста­но­вим­ся ме­ж­ду со­бой брать­я­ми и се­ст­ра­ми не толь­ко по­то­му, что име­ем од­них пра­ро­ди­те­лей, не толь­ко по­то­му, что мы ро­ж­де­ны в Кре­ще­нии од­ним и тем же Ду­хом Свя­тым, но и по­то­му, что мы вку­ша­ем от од­ной и той же Ча­ши, од­но­го и то­го же Те­ла и од­ной и той же жи­во­тво­ря­щей Кро­ви Хри­сто­вых. Так го­во­рит апо­стол Па­вел: «Один хлеб, и мы мно­гие од­но те­ло; ибо все при­ча­ща­ем­ся от од­но­го хле­ба» (1 Кор. 10, 17).

Свя­тые Тай­ны Хри­сто­вы яв­ля­ют­ся для нас за­ло­гом жиз­ни веч­ной, за­ло­гом на­ше­го бес­смер­тия. Гос­подь Спа­си­тель ска­зал: «Кто бу­дет есть Мою Плоть и бу­дет пить Мою Кровь, бу­дет иметь жизнь веч­ную, и Я вос­кре­шу его в по­след­ний день» (Ин. 6, 54). Вой­дя в те­лес­ное еди­не­ние с Гос­по­дом в Та­ин­ст­ве При­час­тия, мы ни­ко­гда не ум­рем ду­шой для веч­ной жиз­ни, по­сколь­ку в нас жи­вет Гос­подь, со­глас­но Его бо­же­ст­вен­но­му сло­ву. И хо­тя наш прах вер­нет­ся в зем­лю, но и прах не мо­жет ис­чез­нуть в океа­не веч­но­сти: ведь не толь­ко на­ша ду­ша, но и на­ше те­ло всту­па­ет в еди­не­ние с Гос­по­дом. Гос­подь вос­кре­сит на­ши те­ла в по­след­ний день, что­бы эти вос­крес­шие те­ла вос­со­еди­ни­лись с бес­смерт­ны­ми ду­ша­ми и вста­ли пе­ред ли­цом То­го, Чьи Бо­же­ст­вен­ные Те­ло и Кровь мы при­ни­ма­ли у се­бя из Свя­той Ча­ши спа­се­ния.

Та­ин­ст­во свя­то­го При­час­тия ук­ре­п­ля­ет на­шу ве­ру. Гос­подь Иисус Хри­стос сам ос­но­вал это Та­ин­ст­во на Тай­ной Ве­че­ре в пред­две­рии сво­их ис­ку­пи­тель­ных стра­да­ний. Взяв хлеб в Свои ру­ки, Он бла­го­сло­вил его, ос­вя­тил, раз­ло­мал и про­мол­вил: «При­ми­те, по­треб­ляй­те, это есть Те­ло Мое». И до­ба­вил: «Это тво­ри­те в па­мять обо Мне». И, по­да­вая ча­шу и про­го­ва­ри­вая сло­ва: «Пей­те от нее все», до­ба­вил так­же: «Это тво­ри­те в па­мять обо Мне» (Лк. 22, 19–20; 1 Кор. 11, 23–25). Гос­подь по­ве­ле­вал нам вы­пол­нять это са­мое свя­тое Та­ин­ст­во для по­сто­ян­но­го вос­по­ми­на­ния о Его зем­ной жиз­ни, Его кре­ст­ных стра­да­ниях и Его кре­ст­ной смер­ти. А что мо­жет боль­ше ук­ре­пить в ве­ре, как не вос­по­ми­на­ние о Его кре­ст­ных ис­ку­пи­тель­ных стра­да­ни­ях? Что мо­жет про­бу­дить в серд­це еще боль­шую лю­бовь ко Гос­по­ду, как не па­мять о том, на­сколь­ко без­гра­нич­ной яв­ля­ет­ся лю­бовь Не­бес­но­го От­ца, Ко­то­рый не по­жа­лел Сы­на Сво­его Еди­но­род­но­го и от­дал Его на страш­ные и тя­же­лые му­ки? Чем мы, пра­во­слав­ные хри­стиа­не, ис­ку­п­лен­ные Кро­вию Хри­сто­вою, мо­жем за­сви­де­тель­ст­во­вать свою пре­дан­ность на­ше­му Спа­си­те­лю, как не вос­по­ми­на­ни­ем о том, что осу­ще­ст­ви­лось ра­ди на­ше­го спа­се­ния? Как же нам не бе­речь в сво­ем серд­це па­мять о кре­ст­ной Жерт­ве, при­не­сен­ной Гос­по­дом «нас ра­ди че­ло­век и на­ше­го ра­ди спа­се­ния»?

Свя­тое Та­ин­ст­во При­час­тия яви­лось сви­де­тель­ст­вом, оз­на­ме­но­ва­ни­ем Но­во­го За­ве­та ме­ж­ду Бо­гом и людь­ми. Гос­подь Спа­си­тель ска­зал: «Пей­те от нее все, это есть Кровь Моя Но­во­го За­ве­та». Это Та­ин­ст­во яв­ля­ет­ся зна­ме­ни­ем то­го Но­во­го За­ве­та Бо­га с людь­ми, ко­то­рый Гос­подь за­клю­чил с на­ми Сво­им зем­ным под­ви­гом. Те­перь Бог наш — Отец наш; мы боль­ше не де­ти Его гне­ва, не ра­бы Его, мы — Его лю­би­мые де­ти; Он — наш са­мый до­ро­гой и лю­би­мый Отец. Это Но­вый За­вет лю­бя­ще­го От­ца со Свои­ми деть­ми, ко­то­рых Он лю­бит и ве­дет к веч­но­му спа­се­нию. Для нас Он не толь­ко от­крыл две­ри Цар­ст­вия Не­бес­но­го Сво­ей кре­ст­ной Жерт­вой, но и по­мо­га­ет нам на ка­ж­дом ша­гу зем­ной жиз­ни, ук­ре­п­ляя нас, вкла­ды­вая в нас до­б­рые чув­ст­ва и на­ме­ре­ния, не­ви­ди­мо бла­го­слов­ляя ка­ж­дый шаг пра­во­слав­но­го хри­стиа­ни­на на пу­ти к спа­се­нию.

Свя­тое Та­ин­ст­во При­час­тия — это сви­де­тель­ст­во дей­ст­ви­тель­но­го про­ще­ния на­ших гре­хов Гос­по­дом Спа­си­те­лем. Он ска­зал: «Ибо сие есть кровь Моя Но­во­го За­ве­та, за мно­гих из­ли­вае­мая во ос­тав­ле­ние гре­хов» (Мф. 26, 28). Спа­си­тель про­лил Свою Кровь на Кре­сте для ис­ку­п­ле­ния на­ших гре­хов и, про­лив ее, ве­лел ос­та­вить Свою Кровь в Свя­тых Бо­же­ст­вен­ных Тай­нах, что­бы «пи­ли от нее все», кто же­ла­ет спа­се­ния. И это Та­ин­ст­во яв­ля­ет­ся ос­но­вой для то­го про­ще­ния, ко­то­рое мы от име­ни Гос­по­да слы­шим из уст свя­щен­ни­ка по­сле ис­по­ве­ди сво­их гре­хов. При­ня­тие Бо­же­ст­вен­ных Та­ин по­сле ис­по­ве­ди под­твер­жда­ет это про­ще­ние на­ших гре­хов, от ко­то­рых омы­ва­ет на­шу ду­шу Гос­подь во имя той Кро­ви, что про­ли­лась на Гол­гоф­ском Кре­сте.

Свя­тое Та­ин­ст­во При­час­тия — это сви­де­тель­ст­во на­ше­го при­ми­ре­ния с Гос­по­дом, сви­де­тель­ст­во на­ше­го веч­но­го сча­стья, это ис­точ­ник на­ше­го об­ще­ния со Спа­си­те­лем, это ис­точ­ник на­ше­го хри­сти­ан­ско­го са­мо­соз­на­ния, ис­точ­ник на­шей люб­ви. При­час­тие Те­ла и Кро­ви Хри­сто­вых — это то ус­ло­вие, без ко­то­ро­го мы не мо­жем стать на­след­ни­ка­ми веч­ной жиз­ни. Имен­но ис­хо­дя из все­го то­го, о чем мы го­во­рим, ка­ж­дый пра­во­слав­ный хри­стиа­нин, ищу­щий спа­се­ния, на­прав­ля­ет все свои стрем­ле­ния к Ча­ше Хри­сто­вой как к Ча­ше сво­его спа­се­ния, к ис­точ­ни­ку, ко­то­рый да­ет нам «во­ду жи­вую», ис­точ­ни­ку, вы­пив из ко­то­ро­го, мы ста­но­вим­ся на­след­ни­ка­ми жиз­ни веч­ной.

Од­на­ко, что­бы вой­ти в жизнь веч­ную, что­бы со­еди­нить­ся с Гос­по­дом, нам нуж­но хо­ро­шо осоз­на­вать ве­ли­чие это­го Бо­же­ст­вен­но­го Та­ин­ст­ва и все­гда с бла­го­го­ве­ни­ем и тре­пе­том под­хо­дить к Свя­той Ча­ше, и то­гда При­час­тие жи­во­тво­ря­щих Та­ин Хри­сто­вых бу­дет для нас не «в осу­ж­де­ние», а дей­ст­ви­тель­но в жизнь веч­ную. Аминь.

2005 г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru