Проповедь на Вход Господень в Иерусалим
Сегодняшний праздник — праздник Божественного торжества. В этот день весь город пришел в движение (Мф. 21, 10), народ спешил навстречу Христу, направляющемуся в Иерусалим. Люди постилали свои одежды по дороге, резали ветви с деревьев и постилали по дороге, восклицая: «Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21, 9). Наступило какое-то чрезвычайное озарение. Кажется, весь народ узнал в Нем Христа и Бога, творящего чудеса и воскрешающего мертвых.
Минуты такого озарения бывают у каждого из нас. Вдруг станет все таким ясным — и бытие Божие, и бессмертие человеческой души...
Что же может вызвать такое чувство, такое высокое озарение и просветление? Красота божественного мироздания, мудрость и закономерность во всем, успех или неудача, радость или горе, счастье или несчастье...
На темном небосводе нашего сознания, которое так часто заволакивают тучи житейской суеты и мелочных забот, наступает вдруг просветление, и человек поет: «Осанна!».
Иерусалимская ликующая толпа, которая сегодня восклицает Христу: «Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев» (Ин. 12, 13), через два — три дня будет кричать: «Распни, распни Его!» (Ин. 19, 6, 15). То же происходит, к сожалению, и с нами. Меняется быстро наше настроение, а с ним утрачивается и просветление. Жители Иерусалима скоро забыли радостное «осанна» и стали требовать смерти Невинного. Еще слышны крики приветствия и радостного «осанна», а Иуда замышляет предать Христа...
Своими грехами и беззакониями, неправдой и нечистотой люди всякий раз изменяют Богу и требуют Его новых страданий и нового распятия.
Собравшись сегодня в святом храме, чтобы верой, сердцем и душой встретить Грядущего на заклание Божественного Агнца, будем помнить, что в наших сердцах живет «осанна», будем давать возможность развиваться этому состоянию во славу Божию и для нашего спасения. Когда же нас теснит злоба, раздражение, зависть, маловерие или уныние, вспомним, что во Христе — наше просветление и вразумление.
Праздник Входа Господнего в Иерусалим — праздник торжества и радости, но этот же праздник — начало Страстей Господних, начало того великого недоразумения человеческого, невинной жертвой которого стал Господь наш Иисус Христос. Жители Иерусалима хотели видеть в Нем земного царя и владыку, а Его Царство и владычество — бесконечно на все времена и века, для всех народов и для всех поколений. Они хотели видеть в Нем освободителя Израиля, а Он пришел освободить весь мир от греха и смерти. Он — сама вечность. Он шествует через века, творит великое и божественное. Благо человеку, который постигает это и становится наследником Христовых даров. Худо тому, кто не воспринимает этого, кто далек от этого, ибо тот сам себя делает нищим.
Детская невинность, указывая на которую Христос говорил: «Таковых есть Царство Небесное...» (Мф. 19, 14), плененная Его божественной красотой, воссылает Ему искреннюю хвалу: «Осанна Сыну Давидову!» (Мф. 21, 15). Будем подобны детям сегодня, и завтра, и всегда.
Пройдем со смирением и сокрушением вместе со Христом через наступающие страстные дни и события. Будем сострадать Христу на Его крестном пути. Пусть примут в этом участие наш ум, наше сердце, наша душа, ибо сострадание Христу, сораспинание, соумирание обязательно приводят к воскресению с Ним. Аминь.
2005 г.
← Даруй ми зрети моя прегрешения | Слово у святой Плащаницы (Великая Пятница) → |
---|
Церковные Таинства
— Грех заключается не только в отдельных поступках человека, он является постоянной болезнью, которая не дает человеку принимать дар Божией благодати, лишает его источника истинной жизни. Для искоренения таких грехов, как гордость или эгоизм, необходимо усиленное внимание к себе, борьба с грешными помыслами и горькое сожаление о своих ошибках. |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Для каждого дела имеется соответствующая одежда: в вечернем платье вы не пойдете на стадион, а в спортивном костюме — в театр. Так же существует традиция соответствующего наряда во время посещения храмов, а особенно монастырей. |
Подробнее ... |