Проповедь на Вход Гос­по­день в Ие­ру­са­лим

Се­го­дняш­ний празд­ник — празд­ник Бо­же­ст­вен­но­го тор­же­ст­ва. В этот день весь го­род при­шел в дви­же­ние (Мф. 21, 10), на­род спе­шил на­встре­чу Хри­сту, на­прав­ляю­ще­му­ся в Ие­ру­са­лим. Лю­ди по­сти­ла­ли свои оде­ж­ды по до­ро­ге, ре­за­ли вет­ви с де­ревь­ев и по­сти­ла­ли по до­ро­ге, вос­кли­цая: «Осан­на Сы­ну Да­ви­до­ву! бла­го­сло­вен Гря­ду­щий во имя Гос­под­не! осан­на в выш­них!» (Мф. 21, 9). На­сту­пи­ло ка­кое-то чрез­вы­чай­ное оза­ре­ние. Ка­жет­ся, весь на­род уз­нал в Нем Хри­ста и Бо­га, тво­ря­ще­го чу­де­са и вос­кре­шаю­ще­го мерт­вых.

Ми­ну­ты та­ко­го оза­ре­ния бы­ва­ют у ка­ж­до­го из нас. Вдруг ста­нет все та­ким яс­ным — и бы­тие Бо­жие, и бес­смер­тие че­ло­ве­че­ской ду­ши...

Что же мо­жет вы­звать та­кое чув­ст­во, та­кое вы­со­кое оза­ре­ние и про­свет­ле­ние? Кра­со­та бо­же­ст­вен­но­го ми­ро­зда­ния, муд­рость и за­ко­но­мер­ность во всем, ус­пех или не­уда­ча, ра­дость или го­ре, сча­стье или не­сча­стье...

На тем­ном не­бо­сво­де на­ше­го соз­на­ния, ко­то­рое так час­то за­во­ла­ки­ва­ют ту­чи жи­тей­ской суе­ты и ме­лоч­ных за­бот, на­сту­па­ет вдруг про­свет­ле­ние, и че­ло­век по­ет: «Осан­на!».

Ие­ру­са­лим­ская ли­кую­щая тол­па, ко­то­рая се­го­дня вос­кли­ца­ет Хри­сту: «Осан­на! Бла­го­сло­вен Гря­ду­щий во имя Гос­под­не, Царь Из­раи­лев» (Ин. 12, 13), че­рез два — три дня бу­дет кри­чать: «Рас­пни, рас­пни Его!» (Ин. 19, 6, 15). То же про­ис­хо­дит, к со­жа­ле­нию, и с на­ми. Ме­ня­ет­ся бы­ст­ро на­ше на­строе­ние, а с ним ут­ра­чи­ва­ет­ся и про­свет­ле­ние. Жи­те­ли Ие­ру­са­ли­ма ско­ро за­бы­ли ра­до­ст­ное «осан­на» и ста­ли тре­бо­вать смер­ти Не­вин­но­го. Еще слыш­ны кри­ки при­вет­ст­вия и ра­до­ст­но­го «осан­на», а Иу­да за­мыш­ля­ет пре­дать Хри­ста...

Свои­ми гре­ха­ми и без­за­ко­ния­ми, не­прав­дой и не­чис­то­той лю­ди вся­кий раз из­ме­ня­ют Бо­гу и тре­бу­ют Его но­вых стра­да­ний и но­во­го рас­пя­тия.

Со­брав­шись се­го­дня в свя­том хра­ме, что­бы ве­рой, серд­цем и ду­шой встре­тить Гря­ду­ще­го на за­кла­ние Бо­же­ст­вен­но­го Агн­ца, бу­дем пом­нить, что в на­ших серд­цах жи­вет «осан­на», бу­дем да­вать воз­мож­ность раз­ви­вать­ся это­му со­стоя­нию во сла­ву Бо­жию и для на­ше­го спа­се­ния. Ко­гда же нас тес­нит зло­ба, раз­дра­же­ние, за­висть, ма­ло­ве­рие или уны­ние, вспом­ним, что во Хри­сте — на­ше про­свет­ле­ние и вра­зум­ле­ние.

Празд­ник Вхо­да Гос­под­не­го в Ие­ру­са­лим — празд­ник тор­же­ст­ва и ра­до­сти, но этот же празд­ник — на­ча­ло Стра­стей Гос­под­них, на­ча­ло то­го ве­ли­ко­го не­до­ра­зу­ме­ния че­ло­ве­че­ско­го, не­вин­ной жерт­вой ко­то­ро­го стал Гос­подь наш Иисус Хри­стос. Жи­те­ли Ие­ру­са­ли­ма хо­те­ли ви­деть в Нем зем­но­го ца­ря и вла­ды­ку, а Его Цар­ст­во и вла­ды­че­ст­во — бес­ко­неч­но на все вре­ме­на и ве­ка, для всех на­ро­дов и для всех по­ко­ле­ний. Они хо­те­ли ви­деть в Нем ос­во­бо­ди­те­ля Из­раи­ля, а Он при­шел ос­во­бо­дить весь мир от гре­ха и смер­ти. Он — са­ма веч­ность. Он ше­ст­ву­ет че­рез ве­ка, тво­рит ве­ли­кое и бо­же­ст­вен­ное. Бла­го че­ло­ве­ку, ко­то­рый по­сти­га­ет это и ста­но­вит­ся на­след­ни­ком Хри­сто­вых да­ров. Ху­до то­му, кто не вос­при­ни­ма­ет это­го, кто да­лек от это­го, ибо тот сам се­бя де­ла­ет ни­щим.

Дет­ская не­вин­ность, ука­зы­вая на ко­то­рую Хри­стос го­во­рил: «Та­ко­вых есть Цар­ст­во Не­бес­ное...» (Мф. 19, 14), пле­нен­ная Его бо­же­ст­вен­ной кра­со­той, вос­сы­ла­ет Ему ис­крен­нюю хва­лу: «Осан­на Сы­ну Да­ви­до­ву!» (Мф. 21, 15). Бу­дем по­доб­ны де­тям се­го­дня, и зав­тра, и все­гда.

Прой­дем со сми­ре­ни­ем и со­кру­ше­ни­ем вме­сте со Хри­стом че­рез на­сту­паю­щие стра­ст­ные дни и со­бы­тия. Бу­дем со­стра­дать Хри­сту на Его кре­ст­ном пу­ти. Пусть при­мут в этом уча­стие наш ум, на­ше серд­це, на­ша ду­ша, ибо со­стра­да­ние Хри­сту, со­рас­пи­на­ние, со­уми­ра­ние обя­за­тель­но при­во­дят к вос­кре­се­нию с Ним. Аминь.

2005 г.

 

Церковные Таинства

—    Само по себе имя (как набор звуков или букв) никоим образом не может влиять на судьбу человека. Наша судьба зависит исключительно от того, какую жизнь мы ведем. Также можно вспомнить народную мудрость: "Не имя красит человека, а человек имя".
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    А какие аргументы могут быть против? Если это не создает препятствий в духовной жизни христианина, то, конечно, можно. Если же из этого делается своеобразный культ, который полностью поглощает все силы человека, так что не остается времени на молитву, то, безусловно, такие занятия спортом бесполезны.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru