Проповедь на Вход Гос­по­день в Ие­ру­са­лим

Се­го­дняш­ний празд­ник — празд­ник Бо­же­ст­вен­но­го тор­же­ст­ва. В этот день весь го­род при­шел в дви­же­ние (Мф. 21, 10), на­род спе­шил на­встре­чу Хри­сту, на­прав­ляю­ще­му­ся в Ие­ру­са­лим. Лю­ди по­сти­ла­ли свои оде­ж­ды по до­ро­ге, ре­за­ли вет­ви с де­ревь­ев и по­сти­ла­ли по до­ро­ге, вос­кли­цая: «Осан­на Сы­ну Да­ви­до­ву! бла­го­сло­вен Гря­ду­щий во имя Гос­под­не! осан­на в выш­них!» (Мф. 21, 9). На­сту­пи­ло ка­кое-то чрез­вы­чай­ное оза­ре­ние. Ка­жет­ся, весь на­род уз­нал в Нем Хри­ста и Бо­га, тво­ря­ще­го чу­де­са и вос­кре­шаю­ще­го мерт­вых.

Ми­ну­ты та­ко­го оза­ре­ния бы­ва­ют у ка­ж­до­го из нас. Вдруг ста­нет все та­ким яс­ным — и бы­тие Бо­жие, и бес­смер­тие че­ло­ве­че­ской ду­ши...

Что же мо­жет вы­звать та­кое чув­ст­во, та­кое вы­со­кое оза­ре­ние и про­свет­ле­ние? Кра­со­та бо­же­ст­вен­но­го ми­ро­зда­ния, муд­рость и за­ко­но­мер­ность во всем, ус­пех или не­уда­ча, ра­дость или го­ре, сча­стье или не­сча­стье...

На тем­ном не­бо­сво­де на­ше­го соз­на­ния, ко­то­рое так час­то за­во­ла­ки­ва­ют ту­чи жи­тей­ской суе­ты и ме­лоч­ных за­бот, на­сту­па­ет вдруг про­свет­ле­ние, и че­ло­век по­ет: «Осан­на!».

Ие­ру­са­лим­ская ли­кую­щая тол­па, ко­то­рая се­го­дня вос­кли­ца­ет Хри­сту: «Осан­на! Бла­го­сло­вен Гря­ду­щий во имя Гос­под­не, Царь Из­раи­лев» (Ин. 12, 13), че­рез два — три дня бу­дет кри­чать: «Рас­пни, рас­пни Его!» (Ин. 19, 6, 15). То же про­ис­хо­дит, к со­жа­ле­нию, и с на­ми. Ме­ня­ет­ся бы­ст­ро на­ше на­строе­ние, а с ним ут­ра­чи­ва­ет­ся и про­свет­ле­ние. Жи­те­ли Ие­ру­са­ли­ма ско­ро за­бы­ли ра­до­ст­ное «осан­на» и ста­ли тре­бо­вать смер­ти Не­вин­но­го. Еще слыш­ны кри­ки при­вет­ст­вия и ра­до­ст­но­го «осан­на», а Иу­да за­мыш­ля­ет пре­дать Хри­ста...

Свои­ми гре­ха­ми и без­за­ко­ния­ми, не­прав­дой и не­чис­то­той лю­ди вся­кий раз из­ме­ня­ют Бо­гу и тре­бу­ют Его но­вых стра­да­ний и но­во­го рас­пя­тия.

Со­брав­шись се­го­дня в свя­том хра­ме, что­бы ве­рой, серд­цем и ду­шой встре­тить Гря­ду­ще­го на за­кла­ние Бо­же­ст­вен­но­го Агн­ца, бу­дем пом­нить, что в на­ших серд­цах жи­вет «осан­на», бу­дем да­вать воз­мож­ность раз­ви­вать­ся это­му со­стоя­нию во сла­ву Бо­жию и для на­ше­го спа­се­ния. Ко­гда же нас тес­нит зло­ба, раз­дра­же­ние, за­висть, ма­ло­ве­рие или уны­ние, вспом­ним, что во Хри­сте — на­ше про­свет­ле­ние и вра­зум­ле­ние.

Празд­ник Вхо­да Гос­под­не­го в Ие­ру­са­лим — празд­ник тор­же­ст­ва и ра­до­сти, но этот же празд­ник — на­ча­ло Стра­стей Гос­под­них, на­ча­ло то­го ве­ли­ко­го не­до­ра­зу­ме­ния че­ло­ве­че­ско­го, не­вин­ной жерт­вой ко­то­ро­го стал Гос­подь наш Иисус Хри­стос. Жи­те­ли Ие­ру­са­ли­ма хо­те­ли ви­деть в Нем зем­но­го ца­ря и вла­ды­ку, а Его Цар­ст­во и вла­ды­че­ст­во — бес­ко­неч­но на все вре­ме­на и ве­ка, для всех на­ро­дов и для всех по­ко­ле­ний. Они хо­те­ли ви­деть в Нем ос­во­бо­ди­те­ля Из­раи­ля, а Он при­шел ос­во­бо­дить весь мир от гре­ха и смер­ти. Он — са­ма веч­ность. Он ше­ст­ву­ет че­рез ве­ка, тво­рит ве­ли­кое и бо­же­ст­вен­ное. Бла­го че­ло­ве­ку, ко­то­рый по­сти­га­ет это и ста­но­вит­ся на­след­ни­ком Хри­сто­вых да­ров. Ху­до то­му, кто не вос­при­ни­ма­ет это­го, кто да­лек от это­го, ибо тот сам се­бя де­ла­ет ни­щим.

Дет­ская не­вин­ность, ука­зы­вая на ко­то­рую Хри­стос го­во­рил: «Та­ко­вых есть Цар­ст­во Не­бес­ное...» (Мф. 19, 14), пле­нен­ная Его бо­же­ст­вен­ной кра­со­той, вос­сы­ла­ет Ему ис­крен­нюю хва­лу: «Осан­на Сы­ну Да­ви­до­ву!» (Мф. 21, 15). Бу­дем по­доб­ны де­тям се­го­дня, и зав­тра, и все­гда.

Прой­дем со сми­ре­ни­ем и со­кру­ше­ни­ем вме­сте со Хри­стом че­рез на­сту­паю­щие стра­ст­ные дни и со­бы­тия. Бу­дем со­стра­дать Хри­сту на Его кре­ст­ном пу­ти. Пусть при­мут в этом уча­стие наш ум, на­ше серд­це, на­ша ду­ша, ибо со­стра­да­ние Хри­сту, со­рас­пи­на­ние, со­уми­ра­ние обя­за­тель­но при­во­дят к вос­кре­се­нию с Ним. Аминь.

2005 г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru