Ла­за­ре­ва суб­бо­та

Не­за­дол­го до Сво­их кре­ст­ных стра­да­ний Гос­подь осу­ще­ст­вил од­но из са­мых уди­ви­тель­ных чу­дес. На­хо­дясь по ту сто­ро­ну Иор­да­на, Гос­подь ус­лы­шал гру­ст­ную весть о тя­же­лой бо­лез­ни Сво­его дру­га Ла­за­ря, род­но­го бра­та Мар­фы и Ма­рии. Гос­подь лю­бил эту се­мью и глу­бо­ко опе­ча­лил­ся от этой вес­ти.

Вот как опи­сы­ва­ет это со­бы­тие еван­ге­лист Ио­анн Бо­го­слов: «Ко­гда же ус­лы­шал, что он (то есть Ла­зарь) бо­лен, то про­был два дня на том мес­те, где на­хо­дил­ся. По­сле это­го ска­зал уче­ни­кам: пой­дем опять в Иу­дею. [...] Ла­зарь умер; и ра­ду­юсь за вас, что Ме­ня не было там, да­бы вы уве­ро­ва­ли» (Ин. 11, 6–7, 14–15).

При­дя, Иисус уз­нал, что Ла­зарь уже че­ты­ре дня в гро­бе. То­гда Гос­подь ве­лел от­ва­лить ка­мень, ко­то­рым был за­ва­лен­ный вход к пе­щер­ной мо­ги­ле, и, под­няв гла­за к не­бу и от­дав хва­лу Бо­гу, гром­ко ска­зал: «Ла­за­рь! и­ди вон!» И вы­шел умер­ший, оку­тан­ный пе­ле­на­ми по­гребаль­ны­ми. «То­гда мно­гие из Иу­де­ев, при­шед­ших к Ма­рии и ви­дев­ших, что со­тво­рил Иисус, уве­ро­ва­ли в Не­го. А не­ко­то­рые из них по­шли к фа­ри­се­ям и ска­за­ли им, что сде­лал Иисус» (Ин. 11, 45–46).

Свя­той еван­ге­лист Ио­анн Бо­го­слов ука­зы­ва­ет на цель, с ко­то­рой Гос­подь вос­кре­ша­ет пра­вед­но­го Ла­за­ря. О ней Иисус Хри­стос го­во­рит, об­ра­ща­ясь к сво­им уче­ни­кам: «Да­бы вы уве­ро­ва­ли» (Ин. 11, 15).

Ос­та­лось со­всем ма­ло вре­ме­ни до стра­да­ни­й, уни­же­ния и смер­ти Спа­си­те­ля. И по­это­му пред­став­ле­ние си­лы Бо­жи­ей в чу­дес­ном вос­кре­се­нии Ла­за­ря, как и слав­ное Пре­об­ра­жен­ня на го­ре Фа­вор, бы­ло при­зва­но по­мочь уче­ни­кам сбе­речь ве­ру во вре­мя страш­ных дней стра­да­ний Гос­под­них, ко­то­рые уже при­бли­жа­лись. Став сви­де­те­ля­ми это­го чу­да, апо­сто­лы долж­ны бы­ли по­стичь, что вос­хо­ж­де­ние Сы­на Бо­жие­го на Гол­го­фу, Его му­ки и смерть бы­ли доб­ро­воль­ны­ми.

Вос­кре­се­ние Ла­за­ря — один из са­мых силь­ных и вол­ную­щих мо­мен­тов Еван­гель­ской ис­то­рии. Ка­жет­ся, что еще нуж­но, чтоб уве­ро­вать в Бо­же­ст­вен­ное все­мо­гу­ще­ст­во Хри­ста Спа­си­те­ля, Ко­то­рый вер­нул к жиз­ни по­кой­ни­ка, с яв­ны­ми, ви­ди­мы­ми для всех, при­зна­ка­ми рас­па­да его фи­зи­че­ско­го те­ла?!

А ре­ак­ция оче­вид­цев чу­да во­ис­ти­ну стран­ная: не­ко­то­рые уве­ро­ва­ли, как сви­де­тель­ст­ву­ет еван­ге­лист Ио­анн, но дру­гие «по­шли к фа­ри­се­ям и ска­за­ли им, что сде­лал Иисус» (Ин. 11. 46).

Этот еван­гель­ский текст, опять воз­вра­ща­ет нас к раз­мыш­ле­ни­ям о том, что же та­кое ве­ра. По­че­му од­ни ве­рят, а дру­гие — нет? По­че­му те, что стоя­ли у вхо­да в пе­ще­ру, где был по­хо­ро­нен Ла­зарь, и ви­де­ли чу­до его вос­кре­се­ния, раз­де­ли­лись ме­ж­ду со­бой на ве­рую­щих и не­ве­рую­щих?

Тя­же­ло от­ве­тить на эти во­про­сы. Ве­ра — это дар Бо­жий, и по­да­ет­ся он всем лю­дям без ис­клю­че­ния. Но од­ни мо­гут его вос­при­нять, а дру­гие нет. Воз­ни­ка­ет за­ко­но­мер­ный во­прос: по­че­му? От­вет про­стой: по­то­му что су­ще­ст­ву­ют оп­ре­де­лен­ные мо­раль­ные ус­ло­вия вос­при­ятия че­ло­ве­ком ве­ры в Бо­га.

Ко­неч­но, бы­ло бы боль­шой ошиб­кой счи­тать, что толь­ко бла­го­де­тель­ные лю­ди име­ют осо­бен­ную ду­хов­ную спо­соб­ность к ве­ре. Уве­ро­вать мо­жет и ве­ли­кий греш­ник, ес­ли толь­ко он спо­со­бен при­слу­ши­вать­ся к го­ло­су сво­ей со­вес­ти. И то­гда, по­доб­но мы­та­рю из прит­чи Гос­под­ней, он ви­дит свои гре­хи и ка­ет­ся в них, не ища са­мо­оп­рав­да­ния.

При зем­ной жиз­ни Спа­си­те­ля не все по­ве­ри­ли в вос­кре­се­ние Ла­за­ря. Не все ве­рят это­му ве­ли­ко­му чу­ду и се­го­дня. Ма­те­риа­ли­сти­че­ско­му соз­на­нию очень тя­же­ло вос­при­нять мысль о том, что с на­шей фи­зи­че­ской смер­тью че­ло­ве­че­ская лич­ность не ста­но­вит­ся до­бы­чей не­бы­тия и тле­ния, что путь на­шей жиз­ни не за­кан­чи­ва­ет­ся сы­рой мо­ги­лой, на ко­то­рой, по вы­ска­зы­ва­ни­ю тур­ге­нев­ско­го Ба­за­ро­ва, вы­рас­та­ет ло­пух.

Ве­ра в об­щее вос­кре­се­ние, ко­то­рую да­рит нам Хри­стос Спа­си­тель, де­ла­ет по­ступ­ки ка­ж­до­го из нас дос­ти­же­ни­ем веч­но­сти. Доб­ро, ко­то­рое мы де­ла­ем, не ис­че­за­ет, так же, прав­да, как не ис­че­за­ет ни­ку­да и то зло, ко­то­рое мы де­ла­ем ближ­не­му.

При­ни­мая ве­ру в бес­смер­тие ду­ши, в жизнь по­сле смер­ти фи­зи­че­ско­го те­ла и в об­щее вос­кре­се­ние, че­ло­век при­ни­ма­ет и то, что ка­ж­дое его сло­во, ка­ж­дое его де­ло пой­дут с ним вме­сте в веч­ность.

Ве­ра в об­щее вос­кре­се­ние по­мо­га­ет нам ос­та­вать­ся людь­ми, со­хра­нять и при­ум­но­жать луч­шие спо­соб­но­сти на­шей ду­ши, спе­шить де­лать до­б­рые де­ла и ис­ку­пать злые, пре­об­ра­жать и оду­хо­тво­рять се­бя и ок­ру­жаю­щий мир.

2005 г.

 

Церковные Таинства

— Протестанты, в отличие от православных, не верят, что хлеб и вино во время Таинства Евхаристии становятся истинными Телом и Кровью Христовыми. Для них это лишь символы, и действенность самого Таинства определяется не Божией силой и освящением, а лишь верой того, кто его принимает.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

— В прошлые века именно Православная Церковь просвещала общество, эффективно решала вопрос народного образования. Об этом свидетельствуют древнерусские летописи, вдохновенная духовная литература, жемчужины народной поэзии, которые берут корни в христианском благочестии, наконец, высокая христианская нравственность народа в те времена.
Подробнее ...

Поиск

Календарь

Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 207 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 208 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/calendarClass.php on line 114
<Август 2013>
ПнВтСрЧтПтСбВс
   134
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru