Ла­за­ре­ва суб­бо­та

Не­за­дол­го до Сво­их кре­ст­ных стра­да­ний Гос­подь осу­ще­ст­вил од­но из са­мых уди­ви­тель­ных чу­дес. На­хо­дясь по ту сто­ро­ну Иор­да­на, Гос­подь ус­лы­шал гру­ст­ную весть о тя­же­лой бо­лез­ни Сво­его дру­га Ла­за­ря, род­но­го бра­та Мар­фы и Ма­рии. Гос­подь лю­бил эту се­мью и глу­бо­ко опе­ча­лил­ся от этой вес­ти.

Вот как опи­сы­ва­ет это со­бы­тие еван­ге­лист Ио­анн Бо­го­слов: «Ко­гда же ус­лы­шал, что он (то есть Ла­зарь) бо­лен, то про­был два дня на том мес­те, где на­хо­дил­ся. По­сле это­го ска­зал уче­ни­кам: пой­дем опять в Иу­дею. [...] Ла­зарь умер; и ра­ду­юсь за вас, что Ме­ня не было там, да­бы вы уве­ро­ва­ли» (Ин. 11, 6–7, 14–15).

При­дя, Иисус уз­нал, что Ла­зарь уже че­ты­ре дня в гро­бе. То­гда Гос­подь ве­лел от­ва­лить ка­мень, ко­то­рым был за­ва­лен­ный вход к пе­щер­ной мо­ги­ле, и, под­няв гла­за к не­бу и от­дав хва­лу Бо­гу, гром­ко ска­зал: «Ла­за­рь! и­ди вон!» И вы­шел умер­ший, оку­тан­ный пе­ле­на­ми по­гребаль­ны­ми. «То­гда мно­гие из Иу­де­ев, при­шед­ших к Ма­рии и ви­дев­ших, что со­тво­рил Иисус, уве­ро­ва­ли в Не­го. А не­ко­то­рые из них по­шли к фа­ри­се­ям и ска­за­ли им, что сде­лал Иисус» (Ин. 11, 45–46).

Свя­той еван­ге­лист Ио­анн Бо­го­слов ука­зы­ва­ет на цель, с ко­то­рой Гос­подь вос­кре­ша­ет пра­вед­но­го Ла­за­ря. О ней Иисус Хри­стос го­во­рит, об­ра­ща­ясь к сво­им уче­ни­кам: «Да­бы вы уве­ро­ва­ли» (Ин. 11, 15).

Ос­та­лось со­всем ма­ло вре­ме­ни до стра­да­ни­й, уни­же­ния и смер­ти Спа­си­те­ля. И по­это­му пред­став­ле­ние си­лы Бо­жи­ей в чу­дес­ном вос­кре­се­нии Ла­за­ря, как и слав­ное Пре­об­ра­жен­ня на го­ре Фа­вор, бы­ло при­зва­но по­мочь уче­ни­кам сбе­речь ве­ру во вре­мя страш­ных дней стра­да­ний Гос­под­них, ко­то­рые уже при­бли­жа­лись. Став сви­де­те­ля­ми это­го чу­да, апо­сто­лы долж­ны бы­ли по­стичь, что вос­хо­ж­де­ние Сы­на Бо­жие­го на Гол­го­фу, Его му­ки и смерть бы­ли доб­ро­воль­ны­ми.

Вос­кре­се­ние Ла­за­ря — один из са­мых силь­ных и вол­ную­щих мо­мен­тов Еван­гель­ской ис­то­рии. Ка­жет­ся, что еще нуж­но, чтоб уве­ро­вать в Бо­же­ст­вен­ное все­мо­гу­ще­ст­во Хри­ста Спа­си­те­ля, Ко­то­рый вер­нул к жиз­ни по­кой­ни­ка, с яв­ны­ми, ви­ди­мы­ми для всех, при­зна­ка­ми рас­па­да его фи­зи­че­ско­го те­ла?!

А ре­ак­ция оче­вид­цев чу­да во­ис­ти­ну стран­ная: не­ко­то­рые уве­ро­ва­ли, как сви­де­тель­ст­ву­ет еван­ге­лист Ио­анн, но дру­гие «по­шли к фа­ри­се­ям и ска­за­ли им, что сде­лал Иисус» (Ин. 11. 46).

Этот еван­гель­ский текст, опять воз­вра­ща­ет нас к раз­мыш­ле­ни­ям о том, что же та­кое ве­ра. По­че­му од­ни ве­рят, а дру­гие — нет? По­че­му те, что стоя­ли у вхо­да в пе­ще­ру, где был по­хо­ро­нен Ла­зарь, и ви­де­ли чу­до его вос­кре­се­ния, раз­де­ли­лись ме­ж­ду со­бой на ве­рую­щих и не­ве­рую­щих?

Тя­же­ло от­ве­тить на эти во­про­сы. Ве­ра — это дар Бо­жий, и по­да­ет­ся он всем лю­дям без ис­клю­че­ния. Но од­ни мо­гут его вос­при­нять, а дру­гие нет. Воз­ни­ка­ет за­ко­но­мер­ный во­прос: по­че­му? От­вет про­стой: по­то­му что су­ще­ст­ву­ют оп­ре­де­лен­ные мо­раль­ные ус­ло­вия вос­при­ятия че­ло­ве­ком ве­ры в Бо­га.

Ко­неч­но, бы­ло бы боль­шой ошиб­кой счи­тать, что толь­ко бла­го­де­тель­ные лю­ди име­ют осо­бен­ную ду­хов­ную спо­соб­ность к ве­ре. Уве­ро­вать мо­жет и ве­ли­кий греш­ник, ес­ли толь­ко он спо­со­бен при­слу­ши­вать­ся к го­ло­су сво­ей со­вес­ти. И то­гда, по­доб­но мы­та­рю из прит­чи Гос­под­ней, он ви­дит свои гре­хи и ка­ет­ся в них, не ища са­мо­оп­рав­да­ния.

При зем­ной жиз­ни Спа­си­те­ля не все по­ве­ри­ли в вос­кре­се­ние Ла­за­ря. Не все ве­рят это­му ве­ли­ко­му чу­ду и се­го­дня. Ма­те­риа­ли­сти­че­ско­му соз­на­нию очень тя­же­ло вос­при­нять мысль о том, что с на­шей фи­зи­че­ской смер­тью че­ло­ве­че­ская лич­ность не ста­но­вит­ся до­бы­чей не­бы­тия и тле­ния, что путь на­шей жиз­ни не за­кан­чи­ва­ет­ся сы­рой мо­ги­лой, на ко­то­рой, по вы­ска­зы­ва­ни­ю тур­ге­нев­ско­го Ба­за­ро­ва, вы­рас­та­ет ло­пух.

Ве­ра в об­щее вос­кре­се­ние, ко­то­рую да­рит нам Хри­стос Спа­си­тель, де­ла­ет по­ступ­ки ка­ж­до­го из нас дос­ти­же­ни­ем веч­но­сти. Доб­ро, ко­то­рое мы де­ла­ем, не ис­че­за­ет, так же, прав­да, как не ис­че­за­ет ни­ку­да и то зло, ко­то­рое мы де­ла­ем ближ­не­му.

При­ни­мая ве­ру в бес­смер­тие ду­ши, в жизнь по­сле смер­ти фи­зи­че­ско­го те­ла и в об­щее вос­кре­се­ние, че­ло­век при­ни­ма­ет и то, что ка­ж­дое его сло­во, ка­ж­дое его де­ло пой­дут с ним вме­сте в веч­ность.

Ве­ра в об­щее вос­кре­се­ние по­мо­га­ет нам ос­та­вать­ся людь­ми, со­хра­нять и при­ум­но­жать луч­шие спо­соб­но­сти на­шей ду­ши, спе­шить де­лать до­б­рые де­ла и ис­ку­пать злые, пре­об­ра­жать и оду­хо­тво­рять се­бя и ок­ру­жаю­щий мир.

2005 г.

 

Церковные Таинства

—    В отдельных случаях священнослужитель может не сразу отпустить грехи человеку, который исповедуется. Если грехи постоянно повторяются или очень тяжелые, они, по решению духовника, могут быть прощены только после выполнения особенного послушания — епитимии.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    А какие аргументы могут быть против? Если это не создает препятствий в духовной жизни христианина, то, конечно, можно. Если же из этого делается своеобразный культ, который полностью поглощает все силы человека, так что не остается времени на молитву, то, безусловно, такие занятия спортом бесполезны.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru