Иде­ал че­ло­ве­че­ско­го про­свет­ле­ния (про­по­ведь на Пре­об­ра­же­ние Гос­под­не, 6/19 ав­гу­ста)

Не толь­ко в Церк­ви, в цер­ков­ном язы­ке, но и про­сто в че­ло­ве­че­ском оби­хо­де встре­ча­ет­ся сло­во «пре­об­ра­же­ние». Встре­ча­ет­ся и же­ла­ние мно­гих лю­дей пре­об­ра­зить­ся, стать луч­ше, чем они бы­ли до на­стоя­ще­го вре­ме­ни. Жа­ж­да пре­об­ра­зить­ся, из­ме­нить­ся — это по­треб­ность че­ло­ве­ка иметь в жиз­ни празд­ник, об­рес­ти воз­вы­шен­ное чув­ст­во, ко­то­рое бы уво­ди­ло нас от еже­днев­ной суе­ты, от про­зы су­ет­но­го ми­ра.

Что же пре­об­ра­жа­ет че­ло­ве­ка? Пре­об­ра­жа­ет че­ло­ве­ка, пре­ж­де все­го, идея, вы­со­кая, за­хва­ты­ваю­щая все его су­ще­ст­во. Пре­об­ра­жа­ет че­ло­ве­ка ве­ра в не­что свет­лое, пре­крас­ное, к че­му хо­чет­ся при­кос­нуть­ся, что хо­чет­ся вы­ра­зить по­сред­ст­вом че­ло­ве­че­ских спо­соб­но­стей. Пре­об­ра­жа­ет и вдох­нов­ля­ет че­ло­ве­ка са­мое вы­со­кое и бла­го­род­ное чув­ст­во, име­нуе­мое лю­бо­вью, — лю­бовь к лю­дям, к ро­ди­не и к сво­ему де­лу. Лю­бовь спо­соб­на под­виг­нуть че­ло­ве­ка на вы­со­кое твор­че­ст­во, к дос­ти­же­нию не­дос­ти­жи­мо­го и к по­ни­ма­нию не­по­нят­но­го.

Что же та­кое Пре­об­ра­же­ние Гос­под­не, став­шее идеа­лом на­ше­го че­ло­ве­че­ско­го про­свет­ле­ния, или пре­об­ра­же­ния, и за­чем по­на­до­би­лось Гос­по­ду Бо­гу, Твор­цу ми­ра, жи­ву­ще­му во све­те не­при­ступ­ном, пре­об­ра­жать­ся пред сви­де­те­ля­ми — Свои­ми уче­ни­ка­ми и апо­сто­ла­ми? Свя­тое Еван­ге­лие ус­та­ми бо­го­гла­го­ли­вых апо­сто­лов так го­во­рит об этом пре­слав­ном со­бы­тии. Хри­стос, взяв трех уче­ни­ков: Пет­ра (как пер­во­го по ве­ре), Ио­ан­на (как пер­во­го в люб­ви) и Иа­ко­ва (как пер­во­го в тер­пе­нии и вер­но­сти), взо­шел на го­ру по­мо­лить­ся (Лк. 9, 28). «И пре­об­ра­зил­ся пред ни­ми: и про­сия­ло ли­це Его, как солн­це, оде­ж­ды же Его сде­ла­лись бе­лы­ми, как свет» (Мф. 17, 2), «сде­ла­лись бли­стаю­щи­ми, весь­ма бе­лы­ми, как снег» (Мк. 9, 3). Ка­ко­ва же цель Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня? На этот во­прос да­ет от­вет од­но из цер­ков­ных пес­но­пе­ний — кон­дак празд­ни­ка: «Уче­ни­цы Твои сла­ву Твою, Хри­сте Бо­же, ви­де­ша: да егда Тя уз­рят рас­пи­нае­ма, стра­да­ние убо ура­зу­ме­ют воль­ное, ми­ро­ви же про­по­ве­дят, яко Ты еси во­ис­ти­ну От­чее сия­ние». Свя­тые уче­ни­ки ви­ден­ное ста­нут про­по­ве­до­вать ми­ру.

Бог — это Свет, сви­де­тель­ст­ву­ет Бо­же­ст­вен­ное От­кро­ве­ние, «Свет ис­тин­ный, Ко­то­рый про­све­ща­ет вся­ко­го че­ло­ве­ка, при­хо­дя­ще­го в мир. В Нем бы­ла жизнь, и жизнь бы­ла свет че­ло­ве­ков. И свет во тьме све­тит, и тьма не объ­я­ла его» (Ин. 1, 9; 4–5). Бог, жи­ву­щий во све­те не­при­ступ­ном, яв­ля­ет Се­бя ми­ру, лю­дям. Свет Его Бо­же­ст­ва оси­ял не­кое­го го­ни­те­ля хри­сти­ан Сав­ла на пу­ти в Да­маск (Де­ян. 9, 3–4), Сав­ла, став­ше­го за­тем рев­но­ст­ным апо­сто­лом и про­по­вед­ни­ком Еван­ге­лия и при­няв­ше­го за про­по­ведь о Хри­сте му­че­ни­че­скую кон­чи­ну. Явил Гос­подь Свой свет и сла­ву пер­во­му­че­ни­ку ар­хи­диа­ко­ну Сте­фа­ну. Ви­дев­шие Его и слу­шав­шие его за­ме­ти­ли, что ли­цо его сия­ло и он был по­до­бен Ан­ге­лу (Де­ян. 6, 15; 7, 55–56).

Че­ло­век — бо­го­по­доб­ное су­ще­ст­во. Че­ло­век но­сит в се­бе час­ти­цу Бо­же­ст­вен­но­го све­та, час­ти­цу Бо­же­ст­ва. Нам сро­ден свет Его Бо­же­ст­ва, и не слу­чай­но о нем так тос­ку­ет ду­ша че­ло­ве­ка. Свет этот мож­но при­об­ре­сти, мно­жить. Мож­но по­сто­ян­но пре­бы­вать в сфе­ре его, ес­ли то­го мы са­ми по­же­ла­ем. Путь к это­му — че­рез бо­го­об­ра­ще­ние, че­рез тру­дное и не­ук­лон­ное ше­ст­вие че­ло­ве­ка на­встре­чу Бо­же­ст­вен­но­му снис­хо­ж­де­нию. Гос­подь де­ла­ет пер­вым шаг в на­шу сто­ро­ну. На­ше же­ла­ние и на­ше уси­лие иг­ра­ют ре­шаю­щую роль в де­ле бо­го­об­ще­ния. Толь­ко в нем мы об­нов­ля­ем­ся, со­вер­шен­ст­ву­ем­ся, пре­об­ра­жа­ем­ся.

Что­бы дос­тиг­нуть сво­его пре­об­ра­же­ния, че­ло­век дол­жен иметь лю­бовь и до­б­рые де­ла. Че­ло­век тру­дом сво­им со­зи­да­ет свое пре­об­ра­же­ние и об­нов­ле­ние. А Гос­подь, идя на­встре­чу доб­ро­му во­ле­изъ­яв­ле­нию, по­сы­ла­ет бла­го­дат­ную по­мощь и дар Свя­то­го Ду­ха. Бо­же­ст­вен­ным све­том Гос­подь вен­ча­ет на­шу ве­ру и на­ше упо­ва­ние. Воз­ло­жим на Не­го все на­ше упо­ва­ние и бу­дем мо­лить­ся: «Да вос­сия­ет и нам, греш­ным, свет Твой при­сно­сущ­ный, мо­лит­ва­ми Бо­го­ро­ди­цы, Све­то­дав­че, сла­ва Те­бе». Аминь.

2003 г.

 

Церковные Таинства

—    Таинство Миропомазания, как и Таинство Крещения, не повторяется. Что же касается помазания святым миром императоров, государей при венчании их на царство, то это не является повторением Таинства Миропомазания, а определяется как другой, высший способ сообщения даров Святого Духа.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    Православная Церковь во взаимоотношениях с государством в качестве эталона использует доктрину святого императора Юстиниана о симфонии властей, определенную им в предисловии к одному из законов, так называемой "Шестой новелле": "Величайшие дары Божии, данные людям высшим человеколюбием — это священство и царство.
Подробнее ...

Поиск

Календарь

Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 207 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 208 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/calendarClass.php on line 114
<Август 2013>
ПнВтСрЧтПтСбВс
   134
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru