Иде­ал че­ло­ве­че­ско­го про­свет­ле­ния (про­по­ведь на Пре­об­ра­же­ние Гос­под­не, 6/19 ав­гу­ста)

Не толь­ко в Церк­ви, в цер­ков­ном язы­ке, но и про­сто в че­ло­ве­че­ском оби­хо­де встре­ча­ет­ся сло­во «пре­об­ра­же­ние». Встре­ча­ет­ся и же­ла­ние мно­гих лю­дей пре­об­ра­зить­ся, стать луч­ше, чем они бы­ли до на­стоя­ще­го вре­ме­ни. Жа­ж­да пре­об­ра­зить­ся, из­ме­нить­ся — это по­треб­ность че­ло­ве­ка иметь в жиз­ни празд­ник, об­рес­ти воз­вы­шен­ное чув­ст­во, ко­то­рое бы уво­ди­ло нас от еже­днев­ной суе­ты, от про­зы су­ет­но­го ми­ра.

Что же пре­об­ра­жа­ет че­ло­ве­ка? Пре­об­ра­жа­ет че­ло­ве­ка, пре­ж­де все­го, идея, вы­со­кая, за­хва­ты­ваю­щая все его су­ще­ст­во. Пре­об­ра­жа­ет че­ло­ве­ка ве­ра в не­что свет­лое, пре­крас­ное, к че­му хо­чет­ся при­кос­нуть­ся, что хо­чет­ся вы­ра­зить по­сред­ст­вом че­ло­ве­че­ских спо­соб­но­стей. Пре­об­ра­жа­ет и вдох­нов­ля­ет че­ло­ве­ка са­мое вы­со­кое и бла­го­род­ное чув­ст­во, име­нуе­мое лю­бо­вью, — лю­бовь к лю­дям, к ро­ди­не и к сво­ему де­лу. Лю­бовь спо­соб­на под­виг­нуть че­ло­ве­ка на вы­со­кое твор­че­ст­во, к дос­ти­же­нию не­дос­ти­жи­мо­го и к по­ни­ма­нию не­по­нят­но­го.

Что же та­кое Пре­об­ра­же­ние Гос­под­не, став­шее идеа­лом на­ше­го че­ло­ве­че­ско­го про­свет­ле­ния, или пре­об­ра­же­ния, и за­чем по­на­до­би­лось Гос­по­ду Бо­гу, Твор­цу ми­ра, жи­ву­ще­му во све­те не­при­ступ­ном, пре­об­ра­жать­ся пред сви­де­те­ля­ми — Свои­ми уче­ни­ка­ми и апо­сто­ла­ми? Свя­тое Еван­ге­лие ус­та­ми бо­го­гла­го­ли­вых апо­сто­лов так го­во­рит об этом пре­слав­ном со­бы­тии. Хри­стос, взяв трех уче­ни­ков: Пет­ра (как пер­во­го по ве­ре), Ио­ан­на (как пер­во­го в люб­ви) и Иа­ко­ва (как пер­во­го в тер­пе­нии и вер­но­сти), взо­шел на го­ру по­мо­лить­ся (Лк. 9, 28). «И пре­об­ра­зил­ся пред ни­ми: и про­сия­ло ли­це Его, как солн­це, оде­ж­ды же Его сде­ла­лись бе­лы­ми, как свет» (Мф. 17, 2), «сде­ла­лись бли­стаю­щи­ми, весь­ма бе­лы­ми, как снег» (Мк. 9, 3). Ка­ко­ва же цель Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня? На этот во­прос да­ет от­вет од­но из цер­ков­ных пес­но­пе­ний — кон­дак празд­ни­ка: «Уче­ни­цы Твои сла­ву Твою, Хри­сте Бо­же, ви­де­ша: да егда Тя уз­рят рас­пи­нае­ма, стра­да­ние убо ура­зу­ме­ют воль­ное, ми­ро­ви же про­по­ве­дят, яко Ты еси во­ис­ти­ну От­чее сия­ние». Свя­тые уче­ни­ки ви­ден­ное ста­нут про­по­ве­до­вать ми­ру.

Бог — это Свет, сви­де­тель­ст­ву­ет Бо­же­ст­вен­ное От­кро­ве­ние, «Свет ис­тин­ный, Ко­то­рый про­све­ща­ет вся­ко­го че­ло­ве­ка, при­хо­дя­ще­го в мир. В Нем бы­ла жизнь, и жизнь бы­ла свет че­ло­ве­ков. И свет во тьме све­тит, и тьма не объ­я­ла его» (Ин. 1, 9; 4–5). Бог, жи­ву­щий во све­те не­при­ступ­ном, яв­ля­ет Се­бя ми­ру, лю­дям. Свет Его Бо­же­ст­ва оси­ял не­кое­го го­ни­те­ля хри­сти­ан Сав­ла на пу­ти в Да­маск (Де­ян. 9, 3–4), Сав­ла, став­ше­го за­тем рев­но­ст­ным апо­сто­лом и про­по­вед­ни­ком Еван­ге­лия и при­няв­ше­го за про­по­ведь о Хри­сте му­че­ни­че­скую кон­чи­ну. Явил Гос­подь Свой свет и сла­ву пер­во­му­че­ни­ку ар­хи­диа­ко­ну Сте­фа­ну. Ви­дев­шие Его и слу­шав­шие его за­ме­ти­ли, что ли­цо его сия­ло и он был по­до­бен Ан­ге­лу (Де­ян. 6, 15; 7, 55–56).

Че­ло­век — бо­го­по­доб­ное су­ще­ст­во. Че­ло­век но­сит в се­бе час­ти­цу Бо­же­ст­вен­но­го све­та, час­ти­цу Бо­же­ст­ва. Нам сро­ден свет Его Бо­же­ст­ва, и не слу­чай­но о нем так тос­ку­ет ду­ша че­ло­ве­ка. Свет этот мож­но при­об­ре­сти, мно­жить. Мож­но по­сто­ян­но пре­бы­вать в сфе­ре его, ес­ли то­го мы са­ми по­же­ла­ем. Путь к это­му — че­рез бо­го­об­ра­ще­ние, че­рез тру­дное и не­ук­лон­ное ше­ст­вие че­ло­ве­ка на­встре­чу Бо­же­ст­вен­но­му снис­хо­ж­де­нию. Гос­подь де­ла­ет пер­вым шаг в на­шу сто­ро­ну. На­ше же­ла­ние и на­ше уси­лие иг­ра­ют ре­шаю­щую роль в де­ле бо­го­об­ще­ния. Толь­ко в нем мы об­нов­ля­ем­ся, со­вер­шен­ст­ву­ем­ся, пре­об­ра­жа­ем­ся.

Что­бы дос­тиг­нуть сво­его пре­об­ра­же­ния, че­ло­век дол­жен иметь лю­бовь и до­б­рые де­ла. Че­ло­век тру­дом сво­им со­зи­да­ет свое пре­об­ра­же­ние и об­нов­ле­ние. А Гос­подь, идя на­встре­чу доб­ро­му во­ле­изъ­яв­ле­нию, по­сы­ла­ет бла­го­дат­ную по­мощь и дар Свя­то­го Ду­ха. Бо­же­ст­вен­ным све­том Гос­подь вен­ча­ет на­шу ве­ру и на­ше упо­ва­ние. Воз­ло­жим на Не­го все на­ше упо­ва­ние и бу­дем мо­лить­ся: «Да вос­сия­ет и нам, греш­ным, свет Твой при­сно­сущ­ный, мо­лит­ва­ми Бо­го­ро­ди­цы, Све­то­дав­че, сла­ва Те­бе». Аминь.

2003 г.

 

Церковные Таинства

— Стать христианином — означает изменить убеждения и образ жизни, переродиться в нового человека. Слова Господа о том, что зерно не оживет, если не умрет (Ин. 12, 24), или сказанное Никодиму: "Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3, 5), подтверждаются самой жизнью.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    А какие аргументы могут быть против? Если это не создает препятствий в духовной жизни христианина, то, конечно, можно. Если же из этого делается своеобразный культ, который полностью поглощает все силы человека, так что не остается времени на молитву, то, безусловно, такие занятия спортом бесполезны.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru