Сия­ние Фа­во­ра (про­по­ведь на Пре­об­ра­же­ние Гос­под­не, 6/19 ав­гу­ста)

Ве­лик и ра­до­стен для нас день Пре­об­ра­же­ния Гос­под­не­го. Еще раз в сво­ей жиз­ни мы ду­хом вос­хо­дим на Фа­вор­скую го­ру. Гла­за­ми ве­ры в свя­щен­ные ми­ну­ты это­го со­бы­тия, ко­то­рое про­изош­ло в ка­нун кре­ст­ных стра­да­ний и смер­ти на­ше­го Спа­си­те­ля, вме­сте с апо­сто­ла­ми Пет­ром, Иа­ко­вом и Ио­ан­ном, под­няв­ши­ми­ся с Ним на вер­ши­ну этой го­ры, мы со­зер­ца­ем сла­ву Бо­жию.

Мы зна­ем, что Сын Бо­жий, Ко­то­рый при­шел на зем­лю ра­ди веч­но­го спа­се­ния лю­дей, пред­ста­вил Се­бя ми­ру не в Бо­же­ст­вен­ной сла­ве, — ина­че Его бо­же­ст­вен­ный свет ос­ле­пил бы всех греш­ных лю­дей, — но при­шел на зем­лю ума­лив­шись, при­крыв Свое Бо­же­ст­во об­ра­зом че­ло­ве­ка. А здесь, на го­ре Пре­об­ра­же­ния, Он по­ка­зал Се­бя в сия­нии той сла­вы, в ко­то­рой Он пре­бы­ва­ет во­век, и в ко­то­рой уз­рят Его те из нас, кто сво­ей доб­ро­по­ря­доч­ной зем­ной жиз­нью удо­сто­ит­ся это­го.

На го­ре Пре­об­ра­же­ния по­ра­жен­ным уче­ни­кам Гос­подь Иисус Хри­стос на мгно­ве­ние от­крыл не толь­ко Свою сла­ву, но и сла­ву Цар­ст­вия Не­бес­но­го, Гор­не­го Ие­ру­са­ли­ма, где Он встре­тит ду­ши Сво­их апо­сто­лов, ко­гда они за­вер­шат свой зем­ной под­виг му­че­ни­че­ской кон­чи­ной. И ко­гда пе­ред апо­сто­ла­ми от­кры­лись врата Не­бес­но­го Ие­ру­са­ли­ма, и они уз­ре­ли сла­ву Спа­си­те­ля и свет Не­бес­но­го гра­да, они ощу­ти­ли та­кую не­опи­суе­мую ра­дость, что апо­стол Петр в вос­тор­ге вос­клик­нул: «Хо­ро­шо нам здесь быть!» (Мф. 17, 4). Он не на­шел дру­гих слов, что­бы вы­ра­зить всю ту ра­дость, ко­то­рая на­пол­ни­ла его ду­шу и ду­ши дру­гих апо­сто­лов — сви­де­те­лей Пре­об­ра­же­ния. На этой го­ре Гос­подь дал по­чув­ст­во­вать Сво­им уче­ни­кам то, что ожи­да­ет их в жиз­ни веч­ной.

Все мы хо­ро­шо зна­ем, что зем­ная жизнь при­хо­дя­щая, вре­мен­ная, и что она пе­рей­дет в жизнь веч­ную, бес­ко­неч­ную. По­это­му в серд­це ис­тин­но­го уче­ни­ка Хри­сто­ва, ес­ли мы жи­вем по за­по­ве­дям Бо­жи­им, пре­бы­ва­ем с Гос­по­дом на пу­ти зем­но­го бы­тия, жи­вет и пред­чув­ст­вие на­ших веч­ных благ и веч­ных ра­до­стей, ожи­даю­щих ис­тин­ных де­тей Бо­жиих в Не­бес­ном Цар­ст­вии.

Свя­щен­ное со­бы­тие Пре­об­ра­же­ния Гос­под­не­го на­по­ми­на­ет нам всем о том, что для то­го, что­бы вой­ти в сла­ву, ко­то­рую Гос­подь по­ка­зал на Фа­вор­ский го­ре и обе­ща­ет Сво­им вер­ным ча­дам в пред­стоя­щем ми­ре, и ко­то­рую мы ис­пы­ты­ва­ем ино­гда уже здесь, на зем­ле, мы долж­ны пре­об­ра­зить свою ду­шу. Мы долж­ны об­нов­лять­ся, вос­ста­нав­ли­вать в се­бе обез­обра­жен­ный гре­ха­ми об­раз Бо­жий, что­бы он за­си­ял в ка­ж­дом из нас до за­вер­ше­ния на­шей зем­ной жиз­ни, за ко­то­рой нач­нет­ся жизнь но­вая, веч­ная.

Гос­подь соз­дал пер­во­го че­ло­ве­ка по об­ра­зу Сво­ему. Этот об­раз в че­ло­ве­ке про­яв­ля­ет­ся в люб­ви, ми­ло­сер­дии, чис­то­те, тер­пе­нии, сми­рен­но­сти — во всем том, что Гос­подь Иисус Хри­стос Сам явил в Се­бе при Сво­ей зем­ной жиз­ни. Мы вы­шли чис­ты­ми из свя­той ку­пе­ли Кре­ще­ния. Но из-за на­ших стра­стей и гре­хов об­раз Бо­жий в нас по­сто­ян­но мерк­нет, по­кры­ва­ет­ся гря­зью на­шей по­роч­ной жиз­ни. И по­это­му мы долж­ны об­нов­лять его в се­бе в те­че­ние всей на­шей зем­ной жиз­ни, ос­во­бо­ж­да­ясь от гре­хов­ной не­чис­то­ты и ук­ра­шая ду­шу до­б­ры­ми де­ла­ми.

Нам не­об­хо­ди­мо пе­ре­крыть все вхо­ды, че­рез ко­то­рые грех впол­за­ет в на­ше серд­це. А он впол­за­ет раз­ны­ми пу­тя­ми: че­рез гла­за, ко­гда они смот­рят на то, что воз­бу­ж­да­ет гре­хов­ные чув­ст­ва и тол­ка­ет на грех; че­рез уши, ко­гда они при­слу­ши­ва­ют­ся к то­му, что раз­вра­ща­ет нас и тол­ка­ет на грех; че­рез ус­та, ко­гда они про­го­ва­ри­ва­ют ру­га­тель­ные, гряз­ные, лжи­вые, кле­вет­ни­че­ские сло­ва. Он вхо­дит че­рез на­ши мыс­ли. Он под­ни­ма­ет­ся со дна на­шей ду­ши, ко­гда мы да­ем во­лю склон­но­сти к гре­хов­ной жиз­ни, ко­то­рая жи­вет в нас. Мы долж­ны быть ох­ран­ни­ка­ми сво­его серд­ца, по­то­му что грех ли­ша­ет нас ра­до­сти чув­ст­во­вать при­сут­ст­вие Бо­жие.

В день, ко­гда Гос­подь пре­об­ра­зил­ся на Фа­во­ре и явил сла­ву Свою и свет не­ру­ко­твор­но­го ду­хов­но­го гра­да Ие­ру­са­ли­ма, мы про­сим, что­бы Он про­све­тил и на­ши греш­ные ду­ши све­том Сво­им при­сно­сущ­ным и Сво­ей Бо­же­ст­вен­ной бла­го­да­тью по­мог нам, греш­ным, прой­ти зем­ной путь дос­той­но на­ше­го при­зва­ния — быть не­бес­ны­ми гра­ж­да­на­ми Гор­не­го Ие­ру­са­ли­ма. Аминь.

2005 г.

 

Церковные Таинства

—    Грех заключается не только в отдельных поступках человека, он является постоянной болезнью, которая не дает человеку принимать дар Божией благодати, лишает его источника истинной жизни. Для искоренения таких грехов, как гордость или эгоизм, необходимо усиленное внимание к себе, борьба с грешными помыслами и горькое сожаление о своих ошибках.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    Миссия Церкви заключается не в том, чтобы вести какую-либо партию или политика к власти, а в том, чтобы вести человека к Богу. Церковь, в силу своей природы, не может заниматься политической агитацией, ведь ее чада могут оказаться по разные стороны политических баррикад.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru