Проповедь на Богоявление (6/19 января)
Верующие люди исповедуют Господа Иисуса Христа Сыном Божиим, своим Спасителем, Который пришел в мир из непостижимой любви Божией, «чтобы каждый верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 15). Сын Божий пришел в мир для того, чтобы победить грех как зло, которое имеет гибельные последствия, из которых тяжелее всего — смерть.
В Иорданских водах Христос взял на Себя грехи всего человечества, от Иордана Он несет эти тяготы через все дни Своего земного служения. На этом пути Христу принадлежало не только пролить Свою Кровь, чтобы выполнить искупительную миссию, но и чтобы Самому испытать ту же смерть, которую Он должен был победить. Хотя на земле, конечно, не прекратилось и не прекратится упокоение, но на земле уже нет смерти. Упокоение после подвига Искупления и всепобеждающего Воскресения Христа — это уже больше не смерть, а успение, упокоение, сон к определенному времени, к тому благодатному моменту, когда Господь не только душу бессмертную, но и тело, преданное земле (ибо от земли оно взято, как учит нас Священное Писание), воскресить для нового, вечного бытия.
Событию, которое мы с вами, братия и сестры, будем отмечать 19 января, Святая Церковь дала три наименования: Крещение, Богоявление и Просвещение.
Христос, Который был безгрешным, ради очищения грехов рода человеческого принимает крещение в водах Иорданских, чтобы таким образом положить начало крещению каждого человека во имя Пресвятой Троицы для прощения грехов и соединения с Богом.
Само событие Крещения объясняет другое название праздника —Богоявление: Отец Небесный говорит об Иисусе Христе, Который принимает крещение, как о Сыне Божием, Сын Божий крестится в водах Иорданских, Дух Святой сходит на Него в виде голубя. Таким образом, открывая Себя миру, является Живоначальная Троица — Отец, Сын и Дух Святой: Бог Отец, Который создал нас, Сын Божий — Спаситель наш, и Дух Святой Животворящий, Который всегда освящает нас.
Святая Троица явила Себя миру: «Троическое явися поклонение», — воспевает Святая Церковь в этот день и именует это священное событие Богоявлением.
Кроме Крещения и Богоявления нынешний праздник Церковь называет также Просвещением, поскольку, благодаря Крещению, мы просвещены Троическим светом, которым познаем непостижимого Бога, небесный мир и мир земной, познаем, что имеется воля Божия о нас, людях, — благая, угодная и совершенная. Мы счастливые от того, что нам подарено Спасителем это бесконечное и постоянное Богопросвещение. Оно появилось не только 2000 лет тому назад на Иордане; оно живет в каждом дне и часе, в каждом празднике, в Церкви Христовой, в Святых Таинствах; живет и проявляется таинственно и выразительно, непостижимо и понятно, просвещает и освящает нас.
Просвещением именуется нынешний день еще и поэтому, что последователи Христа в первые века христианства, просветившись истинами Христовыми, в этот день принимали Таинство Крещения, через которое все мы входим в лоно Церкви и в общую семью детей Божиих.
Пусть этот праздник напоминает нам о том, что в Таинстве Крещения каждый из нас облекается в белоснежную ризу Божественной правды, чистоты и святости. Пусть эта чистота и святость сохраняются в нас незапятнанными во имя Господне.
Господь наш Иисус Христос, Который открыл Таинство Своего искупительного подвига, победы над грехом и смертью, Который даровал нам освящение через водное естество, через Таинство Крещения, пусть будет всегда со всеми нами! Аминь.
2005 г.
← Встреча с Богом (проповедь на Сретение Господне, 2/15 февраля) | Глас Господень на водах (проповедь на праздник Крещения Господнего, 6/19 января) → |
---|
Церковные Таинства
— Любое Таинство должно осуществляться законным священником канонической Православной Церкви в пределах своего прихода и по благословению правящего архиерея, согласно установленному Церковью чинопоследованию данного Таинства. |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Церковь находится в правовом поле государства. И иерархи, и простые верующие являются не только членами Церкви, но и гражданами нашей страны. Верующие граждане выполняют законы государства не за страх, а за совесть, поскольку сам Господь повелевал отдавать "кесарево кесарю, а Божие Богу". |
Подробнее ... |