Проповедь на Бо­го­яв­ле­ние (6/19 ян­ва­ря)

Ве­рую­щие лю­ди ис­по­ве­ду­ют Гос­по­да Иису­са Хри­ста Сы­ном Бо­жиим, сво­им Спа­си­те­лем, Ко­то­рый при­шел в мир из не­по­сти­жи­мой люб­ви Бо­жией, «что­бы ка­ж­дый ве­рую­щий в Не­го, не по­гиб, но имел жизнь веч­ную» (Ин. 3, 15). Сын Бо­жий при­шел в мир для то­го, что­бы по­бе­дить грех как зло, ко­то­рое име­ет ги­бель­ные по­след­ст­вия, из ко­то­рых тя­же­лее все­го — смерть.

В Иор­дан­ских во­дах Хри­стос взял на Се­бя гре­хи все­го че­ло­ве­че­ст­ва, от Иор­да­на Он не­сет эти тя­го­ты че­рез все дни Сво­его зем­но­го слу­же­ния. На этом пу­ти Хри­сту при­над­ле­жа­ло не толь­ко про­лить Свою Кровь, что­бы вы­пол­нить ис­ку­пи­тель­ную мис­сию, но и что­бы Са­мо­му ис­пы­тать ту же смерть, ко­то­рую Он дол­жен был по­бе­дить. Хо­тя на зем­ле, ко­неч­но, не пре­кра­ти­лось и не пре­кра­тит­ся упо­кое­ние, но на зем­ле уже нет смер­ти. Упо­кое­ние по­сле под­ви­га Ис­ку­п­ле­ния и все­по­бе­ж­даю­ще­го Вос­кре­се­ния Хри­ста — это уже боль­ше не смерть, а ус­пе­ние, упо­кое­ние, сон к оп­ре­де­лен­но­му вре­ме­ни, к то­му бла­го­дат­но­му мо­мен­ту, ко­гда Гос­подь не толь­ко ду­шу бес­смерт­ную, но и те­ло, пре­дан­ное зем­ле (ибо от зем­ли оно взя­то, как учит нас Свя­щен­ное Пи­са­ние), вос­кре­сить для но­во­го, веч­но­го бы­тия.

Со­бы­тию, ко­то­рое мы с ва­ми, бра­тия и се­ст­ры, бу­дем от­ме­чать 19 ян­ва­ря, Свя­тая Цер­ковь да­ла три на­име­но­ва­ния: Кре­ще­ние, Бо­го­яв­ле­ние и Про­све­ще­ние.

Хри­стос, Ко­то­рый был без­греш­ным, ра­ди очи­ще­ния гре­хов ро­да че­ло­ве­че­ско­го при­ни­ма­ет кре­ще­ние в во­дах Иор­дан­ских, что­бы та­ким об­ра­зом по­ло­жить на­ча­ло кре­ще­нию ка­ж­до­го че­ло­ве­ка во имя Пре­свя­той Трои­цы для про­ще­ния гре­хов и со­еди­не­ния с Бо­гом.

Са­мо со­бы­тие Кре­ще­ния объ­яс­ня­ет дру­гое на­зва­ние празд­ни­ка —Бо­го­яв­ле­ние: Отец Не­бес­ный го­во­рит об Иису­се Хри­сте, Ко­то­рый при­ни­ма­ет кре­ще­ние, как о Сы­не Бо­жием, Сын Бо­жий кре­стит­ся в во­дах Иор­дан­ских, Дух Свя­той схо­дит на Не­го в ви­де го­лу­бя. Та­ким об­ра­зом, от­кры­вая Се­бя ми­ру, яв­ля­ет­ся Жи­во­на­чаль­ная Трои­ца — Отец, Сын и Дух Свя­той: Бог Отец, Ко­то­рый соз­дал нас, Сын Бо­жий — Спа­си­тель наш, и Дух Свя­той Жи­во­тво­ря­щий, Ко­то­рый все­гда ос­вя­ща­ет нас.

Свя­тая Трои­ца яви­ла Се­бя ми­ру: «Трои­че­ское яви­ся по­кло­не­ние», — вос­пе­ва­ет Свя­тая Цер­ковь в этот день и име­ну­ет это свя­щен­ное со­бы­тие Бо­го­яв­ле­ни­ем.

Кро­ме Кре­ще­ния и Бо­го­яв­ле­ния ны­неш­ний празд­ник Цер­ковь на­зы­ва­ет так­же Про­све­ще­ни­ем, по­сколь­ку, бла­го­да­ря Кре­ще­нию, мы про­све­ще­ны Трои­че­ским све­том, ко­то­рым по­зна­ем не­по­сти­жи­мо­го Бо­га, не­бес­ный мир и мир зем­ной, по­зна­ем, что име­ет­ся во­ля Бо­жия о нас, лю­дях, — бла­гая, угод­ная и со­вер­шен­ная. Мы сча­ст­ли­вые от то­го, что нам по­да­ре­но Спа­си­те­лем это бес­ко­неч­ное и по­сто­ян­ное Бо­го­про­све­ще­ние. Оно поя­ви­лось не толь­ко 2000 лет то­му на­зад на Иор­да­не; оно жи­вет в ка­ж­дом дне и ча­се, в ка­ж­дом празд­ни­ке, в Церк­ви Хри­сто­вой, в Свя­тых Та­ин­ст­вах; жи­вет и проявляется та­ин­ст­вен­но и вы­ра­зи­тель­но, не­по­сти­жи­мо и по­нят­но, про­све­ща­ет и ос­вя­ща­ет нас.

Про­све­ще­ни­ем име­ну­ет­ся ны­неш­ний день еще и по­это­му, что по­сле­до­ва­те­ли Хри­ста в пер­вые ве­ка хри­сти­ан­ст­ва, про­све­тив­шись ис­ти­на­ми Хри­сто­вы­ми, в этот день при­ни­ма­ли Та­ин­ст­во Кре­ще­ния, че­рез ко­то­рое все мы вхо­дим в ло­но Церк­ви и в об­щую се­мью де­тей Бо­жи­их.

Пусть этот празд­ник на­по­ми­на­ет нам о том, что в Та­ин­ст­ве Кре­ще­ния ка­ж­дый из нас об­ле­ка­ет­ся в бе­ло­снеж­ную ри­зу Бо­же­ст­вен­ной прав­ды, чис­то­ты и свя­то­сти. Пусть эта чис­то­та и свя­тость со­хра­ня­ют­ся в нас не­за­пят­нан­ны­ми во имя Гос­под­не.

Гос­подь наш Иисус Хри­стос, Ко­то­рый от­крыл Та­ин­ст­во Сво­его ис­ку­пи­тель­но­го под­ви­га, по­бе­ды над гре­хом и смер­тью, Ко­то­рый да­ро­вал нам ос­вя­ще­ние че­рез вод­ное ес­те­ст­во, че­рез Та­ин­ст­во Кре­ще­ния, пусть бу­дет все­гда со все­ми на­ми! Аминь.

2005 г.

 

Церковные Таинства

— Исповедь и раскаяние — это две составляющие примирения с Богом. Раскаяние — это ощущение собственного ничтожества и вины перед Господом. А исповедь — это открытие своих грехов перед Богом в присутствии священника.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    Отношение Православия к армии всегда было благоговейным и почтительным. Мы помним слова Христа о том, что миротворцы будут наречены "сынами Божиими" (Мф. 5, 9) и что "нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15, 13).
Подробнее ...

Поиск

Календарь

Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 207 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 208 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/calendarClass.php on line 114
<Август 2013>
ПнВтСрЧтПтСбВс
   134
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru