Глас Гос­по­день на во­дах (про­по­ведь на празд­ник Кре­ще­ния Гос­под­не­го, 6/19 ян­ва­ря)

От ве­ли­кой люб­ви к че­ло­ве­че­ст­ву при­шел на зем­лю Сын Бо­жий, при­няв на Се­бя плоть че­ло­ве­че­скую. Че­рез нее мы уви­де­ли сла­ву Бо­жию, пред­веч­ный Свет и Бо­же­ст­во. Мы вос­при­ни­ма­ли Его про­стым и до­вер­чи­вым серд­цем виф­ле­ем­ских пас­ту­хов, ко­то­рых Ан­ге­лы Бо­жии из­вес­ти­ли о при­ше­ст­вии в мир Хри­ста. Мы вос­при­ни­ма­ли Его и муд­ро­стью трех вос­точ­ных вол­хвов, ко­то­рых ис­тин­ное зна­ние и глу­бо­кая муд­рость при­ве­ли к пе­ще­ре, где ро­дил­ся Бо­го­мла­де­нец Хри­стос.

Се­го­дня мы ви­дим Его, бра­тья и се­ст­ры, на во­дах Иор­дан­ских, слы­шим сви­де­тель­ст­во о Нем про­ро­ка и Кре­сти­те­ля Ио­ан­на: «Вот Аг­нец Бо­жий, Ко­то­рый бе­рет на Се­бя грех ми­ра» (Ин. 1, 29). Аг­нец Бо­жий — жерт­ва за нас и гре­хи на­ши. Пред­те­ча сви­де­тель­ст­ву­ет о Нем пе­ред уче­ни­ка­ми свои­ми и на­ро­дом: «Я не знал Его; но для то­го при­шел кре­стить в во­де, что­бы Он яв­лен был Из­раи­лю» (Ин. 1, 31). «По­слав­ший ме­ня кре­стить в во­де ска­зал мне: на Ко­го уви­дишь Дух, схо­дя­ще­го и пре­бы­ваю­ще­го на Нем, Тот есть кре­стя­щий Ду­хом Свя­тым» (Ин. 1, 33). «И я ви­дел и за­сви­де­тель­ст­во­вал, что Сей есть Сын Бо­жий» (Ин. 1, 34).

Че­рез во­ды Иор­дан­ские Хри­стос на­чи­на­ет свое зем­ное слу­же­ние. Во­да — это жиз­нен­ная сти­хия. Эта сти­хия мо­жет быть и па­губ­ной, смер­тель­ной. С пер­вых стра­ниц Свя­то­го Пи­са­ния мы уз­на­ем о во­де, ко­то­рая да­ет жизнь зем­ле и все­му, что жи­вет на ней. Во­де при­су­ща си­ла омо­ве­ния, очи­ще­ния и об­нов­ле­ния. Гос­подь бла­го­во­лил на­чать Свой ис­ку­пи­тель­ный под­виг на зем­ле вхо­ж­де­ни­ем в во­ды Иор­дан­ские, кре­ще­ни­ем в во­де — в той во­де, в ко­то­рой к Не­му мно­гие лю­ди по про­по­ве­ди Ио­ан­на Пред­те­чи кая­лись и очи­ща­ли свои гре­хи. Хри­стос, во всем по­доб­ный нам, кро­ме гре­ха, при­хо­дит на Иор­дан­ские во­ды. Он не ищет очи­ще­ния, Он при­хо­дит очи­стить во­ду и уто­пить в ней грех зем­ли. Как во­ды все­мир­но­го по­то­па долж­ны бы­ли унич­то­жить все гре­хов­ное, что уже не мог­ло ус­то­ять пе­ред гла­за­ми Не­бес­но­го Су­дии, так иор­дан­ская во­да, по­лу­чив­шая от Хри­ста но­вую си­лу и но­вую бла­го­дать, долж­на по­то­пить гре­хи че­ло­ве­че­ские, их го­речь и раз­ру­ши­тель­ные по­след­ст­вия.

Вот по­че­му в на­стоя­щее вре­мя, вспо­ми­ная спа­ситель­ное еван­гель­ское со­бы­тие, мы ос­вя­ща­ем во­ду и мо­лим­ся, что­бы че­рез при­ча­ще­ние во­ды при­час­тить­ся нам бла­го­да­ти ос­вя­ще­ния, ко­то­рая ве­дет в жизнь веч­ную. Ос­вя­щая во­ду, Цер­ковь при­зы­ва­ет на нее в мо­лит­вах сво­их Бо­же­ст­вен­ное Иор­да­но­во бла­го­сло­ве­ние и на­зы­ва­ет ос­вя­щен­ную во­ду Ве­ли­кой Аги­ас­мой. Ве­рую­щие при­ча­ща­ют­ся этой во­ды, омы­ва­ют­ся ею, ос­вя­ща­ют ею свои жи­ли­ща, хра­нят ее в сво­их до­мах для ис­це­ле­ния от бо­лез­ней, для освобожде­ния от ду­шев­ных скор­бей, для очи­ще­ния от вся­ко­го зла. Сво­им кре­ще­ни­ем Хри­стос вер­нул ес­те­ст­ву во­ды пер­во­зданную чис­то­ту, си­лу жиз­ни и бла­го­да­ти. В Иор­дан­ских во­дах Хри­стос бе­рет на Свои пре­чис­тые пле­чи тя­же­лый груз — грех все­го че­ло­ве­че­ст­ва, про­шло­го и бу­ду­ще­го, бе­рет, что­бы по­бе­дить грех и дать сво­бо­ду ка­ж­дой ду­ше хри­сти­ан­ской.

Се­го­дняш­ний день зо­вет­ся днем Бо­го­яв­ле­ния: Сын кре­стит­ся, го­лос От­ца слыш­но с не­бес, и Дух Свя­той ис­хо­дит на Сы­на в ви­де го­лу­бя. Та­ким об­ра­зом, праздник Бо­го­яв­ле­ния ста­но­вит­ся для нас празд­ни­ком Бо­го­ве­де­ния.

Про­слав­ляя Бо­же­ст­вен­ную ми­лость и Бо­же­ст­вен­ную за­бо­ту о нас, бу­дем дос­той­но хо­дить в све­те ис­ти­ны Бо­жи­ей и все­гда ра­до­вать­ся в Нем. Аминь.

 

Церковные Таинства

—    Настаивая на необходимости церковного венчания, Церковь с уважением относится к гражданскому браку, хотя и считает его в духовном плане несовершенным. Церковный брак — это Таинство любви и единства в Господе. Поэтому взять благословение на совместную жизнь никогда не поздно.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    А какие аргументы могут быть против? Если это не создает препятствий в духовной жизни христианина, то, конечно, можно. Если же из этого делается своеобразный культ, который полностью поглощает все силы человека, так что не остается времени на молитву, то, безусловно, такие занятия спортом бесполезны.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru