Глас Господень на водах (проповедь на праздник Крещения Господнего, 6/19 января)
От великой любви к человечеству пришел на землю Сын Божий, приняв на Себя плоть человеческую. Через нее мы увидели славу Божию, предвечный Свет и Божество. Мы воспринимали Его простым и доверчивым сердцем вифлеемских пастухов, которых Ангелы Божии известили о пришествии в мир Христа. Мы воспринимали Его и мудростью трех восточных волхвов, которых истинное знание и глубокая мудрость привели к пещере, где родился Богомладенец Христос.
Сегодня мы видим Его, братья и сестры, на водах Иорданских, слышим свидетельство о Нем пророка и Крестителя Иоанна: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29). Агнец Божий — жертва за нас и грехи наши. Предтеча свидетельствует о Нем перед учениками своими и народом: «Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1, 31). «Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Дух, сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин. 1, 33). «И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1, 34).
Через воды Иорданские Христос начинает свое земное служение. Вода — это жизненная стихия. Эта стихия может быть и пагубной, смертельной. С первых страниц Святого Писания мы узнаем о воде, которая дает жизнь земле и всему, что живет на ней. Воде присуща сила омовения, очищения и обновления. Господь благоволил начать Свой искупительный подвиг на земле вхождением в воды Иорданские, крещением в воде — в той воде, в которой к Нему многие люди по проповеди Иоанна Предтечи каялись и очищали свои грехи. Христос, во всем подобный нам, кроме греха, приходит на Иорданские воды. Он не ищет очищения, Он приходит очистить воду и утопить в ней грех земли. Как воды всемирного потопа должны были уничтожить все греховное, что уже не могло устоять перед глазами Небесного Судии, так иорданская вода, получившая от Христа новую силу и новую благодать, должна потопить грехи человеческие, их горечь и разрушительные последствия.
Вот почему в настоящее время, вспоминая спасительное евангельское событие, мы освящаем воду и молимся, чтобы через причащение воды причаститься нам благодати освящения, которая ведет в жизнь вечную. Освящая воду, Церковь призывает на нее в молитвах своих Божественное Иорданово благословение и называет освященную воду Великой Агиасмой. Верующие причащаются этой воды, омываются ею, освящают ею свои жилища, хранят ее в своих домах для исцеления от болезней, для освобождения от душевных скорбей, для очищения от всякого зла. Своим крещением Христос вернул естеству воды первозданную чистоту, силу жизни и благодати. В Иорданских водах Христос берет на Свои пречистые плечи тяжелый груз — грех всего человечества, прошлого и будущего, берет, чтобы победить грех и дать свободу каждой душе христианской.
Сегодняшний день зовется днем Богоявления: Сын крестится, голос Отца слышно с небес, и Дух Святой исходит на Сына в виде голубя. Таким образом, праздник Богоявления становится для нас праздником Боговедения.
Прославляя Божественную милость и Божественную заботу о нас, будем достойно ходить в свете истины Божией и всегда радоваться в Нем. Аминь.
← Проповедь на Богоявление (6/19 января) | Близкие Богу (в день памяти праведного Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господнего, 26 декабря/8 января) → |
---|
Церковные Таинства
— Крещение — это Таинство, которое совершается над человеком лишь раз, и от него невозможно отречься, его нельзя, как говорят в народе, "смыть" никакими грехами, даже отказом от православной веры. |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Согласно учению Православной Церкви, любой человек, как сотворенный по образу и подобию Бо-жию, является личностью, поскольку Сам Бог лич-ностен. Исходя из этого, христианство рассматривает ценность человеческой жизни и человеческой личности как понятия абсолютные. Что касается личности лидера или вождя, то ее значение и отношение к ней можно видеть на примерах ветхозаветных израильских судей. |
Подробнее ... |