Близ­кие Бо­гу (в день па­мя­ти пра­вед­но­го Ио­си­фа Об­руч­ни­ка, Да­ви­да ца­ря и Иа­ко­ва, бра­та Гос­под­не­го, 26 де­каб­ря/8 ян­ва­ря)

Гос­подь спо­до­бил нас опять слы­шать еван­гель­ское бла­го­вес­тие о при­ше­ст­вии в мир Сы­на Бо­жие­го, Спа­си­те­ля.

Сво­им при­ше­ст­ви­ем Сын Бо­жий, вос­пе­тый Ан­ге­ла­ми, при­нес ми­ру мир. Он при­ми­рил че­ло­ве­че­ст­во с Бо­гом, не­бо — с зем­лей. Ка­за­лось бы, лю­ди, по­чув­ст­во­вав это, долж­ны бы­ли об­ра­до­вать­ся и ве­се­лить­ся, по­чув­ст­во­вать лю­бовь к Гос­по­ду и друг ко дру­гу. Но все про­изош­ло на­обо­рот. Еще Бо­го­мла­де­нец в яс­лях — а зло­ба че­ло­ве­че­ская ок­ру­жа­ет Его со всех сто­рон. Царь Ирод, ко­то­рый по­ду­мал, что ро­дил­ся пра­ви­тель зем­но­го ми­ра, и уви­дел в Нем сво­его со­пер­ни­ка, под­ни­ма­ет про­тив Не­го всю свою зло­бу — уби­ва­ет виф­ле­ем­ских мла­ден­цев, пы­та­ясь унич­то­жить и Бо­го­мла­ден­ца, о ро­ж­де­нии Ко­то­ро­го он уз­нал от вол­хвов. Но не­за­ви­си­мо от то­го, как лю­ди встре­ти­ли то­гда Хри­ста и как встре­ча­ют Его те­перь, Он не пе­ре­ста­ет быть Гос­по­дом и Спа­си­те­лем на­шим, Он веч­но цар­ст­ву­ет с От­цом и Ду­хом Свя­тым. Во­ля Бо­жия и лю­бовь Не­ба к ро­ду че­ло­ве­че­ско­му в ли­це Сы­на Бо­жие­го об­ни­ма­ет весь мир зем­ной.

Во­ля От­ца Не­бес­но­го осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в зем­ном пу­ти Сы­на Бо­жие­го, Ко­то­рый при­нес в мир свет ра­зу­ма. Свя­тое Се­мей­ст­во бе­жит в Еги­пет. По­сле смер­ти Иро­да воз­вра­ща­ет­ся опять в Свя­тую Зем­лю и по­се­ля­ет­ся в На­за­ре­те. Здесь Хри­стос пре­бы­ва­ет до вы­хо­да на Свое спа­си­тель­ное де­ло слу­же­ния че­ло­ве­че­ст­ву.

Про­дол­жая празд­но­вать свя­щен­ное Бо­го­во­пло­ще­ние, Цер­ковь по­свя­ща­ет ны­неш­ний день тем, кто в ка­кой-то сте­пе­ни по­слу­жил Тай­не во­пло­ще­ния. Это осо­бен­но близ­кие Гос­по­ду лю­ди: пра­вед­ный Ио­сиф Об­руч­ник, царь Да­вид и Иа­ков, брат Гос­по­день.

Ио­сиф, муж пра­вед­ный и свя­той — так го­во­рит о нем Еван­ге­лие, был об­руч­ни­ком Де­вы Ма­рии, Ее хра­ни­те­лем. По обы­чаю то­го вре­ме­ни по­жи­лой муж­чи­на мог обру­чить­ся с де­вой, ко­то­рая по­свя­ти­ла се­бя Гос­по­ду, ох­ра­нять ее жизнь и чис­то­ту. Пра­вед­ный Ио­сиф был сви­де­те­лем во­пло­ще­ния Сы­на Бо­жие­го от Ду­ха Свя­то­го и Ма­рии Де­вы. Он про­яв­лял свою за­бо­ту, что­бы сбе­речь не толь­ко Бо­жию Ма­терь, но и Ее Бо­же­ст­вен­но­го Сы­на. Вме­сте с Бо­жи­ей Ма­те­рью и Бо­го­мла­ден­цем он убе­га­ет в Еги­пет, во из­бе­жа­ние жес­то­кой рас­пра­вы Иро­да. Пус­ты­ня, в ко­то­рой нет во­ды, на­се­лен­ная хищ­ни­ка­ми, да­ла при­ста­ни­ще не имею­щим кро­ва Ио­си­фу, Бо­жи­ей Ма­те­ри и Мла­ден­цу. Пус­ты­ня спря­та­ла Свя­тое Се­мей­ст­во от тех, кто же­лал убить Мла­ден­ца. Толь­ко глу­бо­кая ве­ра, лю­бовь и пре­дан­ность де­лу Бо­жие­му да­ли си­лу и воз­мож­ность пра­вед­но­му Ио­си­фу до кон­ца дней сво­их слу­жить Гос­по­ду Иису­су. За это его че­ст­во­вует Свя­тая Цер­ковь.

Из ро­да Да­ви­да про­ис­хо­ди­ла Ма­терь Бо­жия. Свя­той про­рок Да­вид в сво­их псал­мах, ко­то­рые мы так лю­бим, ко­то­ры­ми мо­лим­ся, ко­то­рые во­шли в на­ше бо­го­слу­же­ние, про­ро­чествовал о при­ше­ст­вии в мир Спа­си­те­ля. За­дол­го до при­ше­ст­вия в мир Хри­ста Да­вид ви­дел Его свои­ми ду­хов­ны­ми оча­ми и го­во­рил о Нем и с Ним: «Бо­же! Ты Бог мой, Те­бя от ран­ней за­ри ищу я; Те­бя жа­ж­дет ду­ша моя, по Те­бе то­мит­ся плоть моя в зем­ле пус­той, ис­сох­шей и без­вод­ной» (Пс. 62, 2). Его псал­мы — это мо­лит­вы рас­кая­ния, бла­го­дар­но­сти и сла­во­сло­вия. В них — вы­ска­зы­ва­ние глу­бо­кой ве­ры и люб­ви к Бо­гу. Сло­ва Гос­по­да, го­во­рит про­рок, для не­го луч­ше все­го, они для его уст сла­ще ме­да (Пс. 18, 11; 118; 103 и др.). Свя­тая Цер­ковь уб­ла­жа­ет псал­мо­пев­ца Да­ви­да, как пра­от­ца Хри­ста Спа­си­те­ля, как про­ро­ка, как свя­то­го че­ло­ве­ка.

Свя­тая Цер­ковь че­ст­во­ва­ла и апо­сто­ла Иа­ко­ва, бра­та Гос­под­ня. По сви­де­тель­ст­ву свя­тых от­цов, Иа­ков име­ну­ет­ся бра­том Гос­под­ним, как сын Ио­си­фа от его пер­вой же­ны. Свя­той апо­стол Иа­ков стал за­тем пер­вым епи­ско­пом Ие­ру­са­лим­ским и за­слу­жил се­бе от Гос­по­да свя­тость, а от лю­дей — бла­го­го­вей­ное по­чи­та­ние.

Этих трех лю­дей, ко­то­рые име­ли не­по­сред­ст­вен­ное от­но­ше­ние к Хри­сту и Бо­жи­ей Ма­те­ри, Свя­тая Цер­ковь мо­лит­вен­но уб­ла­жа­ет и ве­ли­ча­ет. Их же свя­ты­ми мо­лит­ва­ми пусть Гос­подь спо­до­бит и нас быть серд­цем и ду­шой близ­ки­ми Ему, на­ше­му Бо­гу и Спа­си­те­лю.

Гос­по­ду мо­жет быть близ­ким лю­бой че­ло­век. Од­на­ж­ды, ко­гда Гос­подь про­по­ве­до­вал сре­ди на­ро­да, к Не­му кто-то по­до­шел и ска­зал: «Вот Ма­терь твоя и бра­тья Твои сто­ят вне, же­лая го­во­рить с То­бою. Он же ска­зал в от­вет го­во­рив­ше­му: кто Ма­терь моя? и кто бра­тья Мои?.. Кто бу­дет ис­пол­нять во­лю От­ца Мое­го Не­бес­но­го, тот Мне брат, и се­ст­ра, и ма­терь» (Мф. 12, 47–48, 50). Вот, бра­тия и се­ст­ры, что нас род­нит с Бо­гом и что при­бли­жа­ет к Не­му.

Пусть же Гос­подь Сво­ей бла­го­да­тью, щед­ро­та­ми и че­ло­ве­ко­лю­би­ем по­мо­жет ка­ж­до­му из нас тво­рить во­лю Его и бла­го­да­ря это­му быть Ему бра­том, се­ст­рой и ма­те­рью, быть род­ны­ми Ему и близ­ки­ми в жиз­ни вре­мен­ной и в жиз­ни веч­ной. Аминь.

2005 г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru