Боговоплощение (богословское содержание праздника Рождества Христова)
В Символе Веры мы исповедуем: «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася».
Сам Христос спрашивал в свое время фарисеев: «Что вы думаете о Христе? чей Он Сын?» И в ответ услышал: «Давидов». Тогда Иисус сказал: «Если Давид называет Христа Господом, как же Он сын ему?» «И никто не мог отвечать Ему ни слова» (Мф. 22, 42–46).
Кое-кто говорил, что Он «сын Иосифов» (Ин. 6, 42), но почему же тогда Мария ответила Архангелу: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1, 34). И если Христос — «сын Иосифов», то почему сам Иосиф, узнав о зачатии Марии, «хотел тайно отпустить Ее» (Мф. 1, 19)?
«Многие из народа… говорили: Он точно пророк. Другие говорили: это Христос» (Ин. 7, 40–41).
С тех пор и до нашего времени споры о Христе не прекращаются. Беспрекословным остается одно: воплощение Христа — это не просто догмат, это сверхъестественная реальность, краеугольный камень христианства, без которого не было бы спасения грешному человечеству.
В апостольских посланиях мы читаем: «И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3, 16), «и слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1, 14).
При воплощении тело Христа не сошло с неба, но было рождено Девой Марией, как об этом учит апостол Павел: «Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены» (Гал. 4, 4).
Рождение Христа от Девы было Божественным Промыслом, оно было предвещено в пророчествах Святого Писания. Еще за 700 лет до Рождества Христова Бог устами пророков предрек, что Мессия придет в мир необычным образом; что Христос явится не как взрослый человек, а как Младенец; что местом Его рождения будет Вифлеем, а местом жизни и служения — языческая Галилея.
Христос пришел в мир, потому что Бог хотел дать людям Спасителя, абсолютно свободного от греха, который «вошел в мир».
Через Адама грех вошел в мир, и с грехом — смерть (Рим. 5, 12). Адам передал свою греховную природу всем следующим поколениям. Каждый из нас может повторить исповедь пророка Давида: «Я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50, 7). Если бы Христос родился так же, как все люди, став наследником греховной природы Адама, то Он не только не мог бы выкупить нас, грешников, но и Сам требовал бы искупления. Говоря образно, для того чтоб оплатить Богу «долги наши» (Мф. 6, 12), Христу нужно было быть Самому свободным от долгов перед Ним.
Возникает вопрос: как же Бог решил непостижимую для нас проблему непорочного зачатия и рождения? Как Бог объединил в Своем Единородном Сыне Иисусе Христе Свою Божественность с нашей человеческой природой? Рассуждая об этом, апостол Павел не мог удержаться от восторга: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божиего! Какие непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим. 11, 33).
И действительно, Сам Бог «уготовал» Христу Его физическое тело. «Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне» (Евр. 10, 5). Бог сказал Марии устами Архангела Гавриила, что Младенец, Который родится, не будет «сыном Иосифа», а что «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего» (Лк. 1, 32).
По Отцу Христос — Сын Божий, а по Матери — Сын Человеческий. Как Сын Божий, Христос — Лицо передвечное, ведь «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», как пишет святой евангелист Иоанн Богослов (Ин. 1, 1). А как Сын Человеческий — Он Лицо историческое: «И Слово стало плотию, и обитало с нами… и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин 1, 14).
А вот, что говорит о божественном происхождении Христа евангелист Лука: «И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына. Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рожаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1, 30–31, 35). «Сила Всевышнего» — это та сила, которой были созданы земля и все, что на ней, вселенная и все, что наполняет ее.
Дух Святой сошел на Пречистую Деву Марию, и сила Всевышнего осенила Ее, а оттого и рожденное от нее Святое названо Сыном Божиим, вторым Адамом. Христос есть Богочеловек — Лицо, Которое соединило в Себе два естества — божественное и человеческое. Он есть истинный Бог и истинный Человек. По человеческому естеству Христос был во всем подобен нам, кроме одного — он был безгрешным. Своим жертвенным крестным подвигом Он отворил человечеству райские врата, которые своим грехопадением закрыл для себя и своих потомков первый Адам.
Боговоплощение — это великая благочестивая тайна, это дело Божией любви к нам, Промысл Божий о мире и человеке, о нашем спасении. Его нужно усвоить, им нужно жить.
«Познал я, что все, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить», — говорит премудрый Екклезиаст (Еккл. 3, 14).
2005 г.
Церковные Таинства
— Существует благочестивая православная традиция называть младенцев христианскими именами. То есть именами святых Православной Церкви. |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Согласно учению Православной Церкви, любой человек, как сотворенный по образу и подобию Бо-жию, является личностью, поскольку Сам Бог лич-ностен. Исходя из этого, христианство рассматривает ценность человеческой жизни и человеческой личности как понятия абсолютные. Что касается личности лидера или вождя, то ее значение и отношение к ней можно видеть на примерах ветхозаветных израильских судей. |
Подробнее ... |