Бо­го­во­пло­ще­ние (бо­го­слов­ское со­дер­жа­ние празд­ни­ка Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва)

В Сим­во­ле Ве­ры мы ис­по­ве­ду­ем: «Нас ра­ди че­ло­век и на­ше­го ра­ди спа­се­ния сшед­ша­го с не­бес и во­пло­тив­ша­го­ся от Ду­ха Свя­та и Ма­рии Де­вы, и во­че­ло­веч­ша­ся».

Сам Хри­стос спра­ши­вал в свое вре­мя фа­ри­се­ев: «Что вы ду­мае­те о Хри­сте? чей Он Сын?» И в от­вет ус­лы­шал: «Да­ви­дов». То­гда Иисус ска­зал: «Ес­ли Да­вид на­зы­ва­ет Хри­ста Гос­по­дом, как же Он сын ему?» «И ни­кто не мог от­ве­чать Ему ни сло­ва» (Мф. 22, 42–46).

Кое-кто го­во­рил, что Он «сын Ио­си­фов» (Ин. 6, 42), но по­че­му же то­гда Ма­рия от­ве­ти­ла Ар­хан­ге­лу: «Как бу­дет это, ко­гда Я му­жа не знаю?» (Лк. 1, 34). И ес­ли Хри­стос — «сын Ио­си­фов», то по­че­му сам Ио­сиф, уз­нав о за­ча­тии Ма­рии, «хо­тел тай­но от­пус­тить Ее» (Мф. 1, 19)?

«Мно­гие из на­ро­да… го­во­ри­ли: Он точ­но про­рок. Дру­гие го­во­ри­ли: это Хри­стос» (Ин. 7, 40–41).

С тех пор и до на­ше­го вре­ме­ни спо­ры о Хри­сте не пре­кра­ща­ют­ся. Бес­пре­ко­слов­ным ос­та­ет­ся од­но: во­пло­ще­ние Хри­ста — это не про­сто дог­мат, это сверхъ­ес­те­ст­вен­ная ре­аль­ность, крае­уголь­ный ка­мень хри­сти­ан­ст­ва, без ко­то­ро­го не бы­ло бы спа­се­ния греш­но­му че­ло­ве­че­ст­ву.

В апо­столь­ских по­сла­ни­ях мы чи­та­ем: «И бес­пре­ко­слов­но — ве­ли­кая бла­го­чес­тия тай­на: Бог явил­ся во пло­ти» (1 Тим. 3, 16), «и сло­во ста­ло пло­тию, и оби­та­ло с на­ми, пол­ное бла­го­да­ти и ис­ти­ны» (Ин. 1, 14).

При во­пло­ще­нии те­ло Хри­ста не со­шло с не­ба, но бы­ло ро­ж­де­но Де­вой Ма­ри­ей, как об этом учит апо­стол Па­вел: «Бог по­слал Сы­на Сво­его (Еди­но­род­но­го), Ко­то­рый ро­дил­ся от же­ны» (Гал. 4, 4).

Ро­ж­де­ние Хри­ста от Де­вы бы­ло Бо­же­ст­вен­ным Про­мыс­лом, оно бы­ло пред­ве­ще­но в про­ро­че­ст­вах Свя­то­го Пи­са­ния. Еще за 700 лет до Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва Бог ус­та­ми про­ро­ков пред­рек, что Мес­сия при­дет в мир не­обыч­ным об­ра­зом; что Хри­стос явит­ся не как взрос­лый че­ло­век, а как Мла­де­нец; что ме­стом Его ро­ж­де­ния бу­дет Виф­ле­ем, а ме­стом жиз­ни и слу­же­ния — язы­че­ская Га­ли­лея.

Хри­стос при­шел в мир, по­то­му что Бог хо­тел дать лю­дям Спа­си­те­ля, аб­со­лют­но сво­бод­но­го от гре­ха, ко­то­рый «во­шел в мир».

Че­рез Ада­ма грех во­шел в мир, и с гре­хом — смерть (Рим. 5, 12). Адам пе­ре­дал свою гре­хов­ную при­ро­ду всем сле­дую­щим по­ко­ле­ни­ям. Ка­ж­дый из нас мо­жет по­вто­рить ис­по­ведь про­ро­ка Да­ви­да: «Я в без­за­ко­нии за­чат, и во гре­хе ро­ди­ла ме­ня мать моя» (Пс. 50, 7). Ес­ли бы Хри­стос ро­дил­ся так же, как все лю­ди, став на­след­ни­ком гре­хов­ной при­ро­ды Ада­ма, то Он не толь­ко не мог бы вы­ку­пить нас, греш­ни­ков, но и Сам тре­бо­вал бы ис­ку­п­ле­ния. Го­во­ря об­раз­но, для то­го чтоб оп­ла­тить Бо­гу «дол­ги на­ши» (Мф. 6, 12), Хри­сту нуж­но бы­ло быть Са­мо­му сво­бод­ным от дол­гов пе­ред Ним.

Воз­ни­ка­ет во­прос: как же Бог ре­шил не­по­сти­жи­мую для нас про­бле­му не­по­роч­но­го за­ча­тия и ро­ж­де­ния? Как Бог объ­е­ди­нил в Сво­ем Еди­но­род­ном Сы­не Иису­се Хри­сте Свою Бо­же­ст­вен­ность с на­шей че­ло­ве­че­ской при­ро­дой? Рас­су­ж­дая об этом, апо­стол Па­вел не мог удер­жать­ся от вос­тор­га: «О, безд­на бо­гат­ст­ва и пре­муд­ро­сти и ве­де­ния Бо­жие­го! Ка­кие не­по­сти­жи­мы судь­бы Его и не­ис­сле­ди­мы пу­ти Его!» (Рим. 11, 33).

И дей­ст­ви­тель­но, Сам Бог «уго­то­вал» Хри­сту Его фи­зи­че­ское те­ло. «По­се­му Хри­стос, вхо­дя в мир, го­во­рит: жерт­вы и при­но­ше­ния Ты не вос­хо­тел, но те­ло уго­то­вал Мне» (Евр. 10, 5). Бог ска­зал Ма­рии ус­та­ми Ар­хан­ге­ла Гав­рии­ла, что Мла­де­нец, Ко­то­рый ро­дит­ся, не бу­дет «сы­ном Ио­си­фа», а что «Он бу­дет ве­лик и на­ре­чет­ся Сы­ном Все­выш­не­го» (Лк. 1, 32).

По От­цу Хри­стос — Сын Бо­жий, а по Ма­те­ри — Сын Че­ло­ве­че­ский. Как Сын Бо­жий, Хри­стос — Ли­цо пе­ре­двеч­ное, ведь «в на­ча­ле бы­ло Сло­во, и Сло­во бы­ло у Бо­га, и Сло­во бы­ло Бог», как пи­шет свя­той еван­ге­лист Ио­анн Бо­го­слов (Ин. 1, 1). А как Сын Че­ло­ве­че­ский — Он Ли­цо ис­то­ри­че­ское: «И Сло­во ста­ло пло­тию, и оби­та­ло с на­ми… и мы ви­де­ли сла­ву Его, сла­ву, как Еди­но­род­но­го от От­ца» (Ин 1, 14).

А вот, что го­во­рит о бо­же­ст­вен­ном про­ис­хо­ж­де­нии Хри­ста еван­ге­лист Лу­ка: «И ска­зал Ей Ан­гел: не бой­ся, Ма­рия, ибо Ты об­ре­ла бла­го­дать у Бо­га; и вот, зач­нешь во чре­ве, и ро­дишь Сы­на. Дух Свя­тый най­дет на Те­бя, и си­ла Все­выш­не­го осе­нит Те­бя; по­се­му и ро­жае­мое Свя­тое на­ре­чет­ся Сы­ном Бо­жи­им» (Лк. 1, 30–31, 35). «Си­ла Все­выш­не­го» — это та си­ла, ко­то­рой бы­ли соз­да­ны зем­ля и все, что на ней, все­лен­ная и все, что на­пол­ня­ет ее.

Дух Свя­той со­шел на Пре­чис­тую Де­ву Ма­рию, и си­ла Все­выш­не­го осе­ни­ла Ее, а от­то­го и ро­ж­ден­ное от нее Свя­тое на­зва­но Сы­ном Бо­жи­им, вто­рым Ада­мом. Хри­стос есть Бо­го­че­ло­век — Ли­цо, Ко­то­рое со­еди­ни­ло в Се­бе два ес­те­ст­ва — бо­же­ст­вен­ное и че­ло­ве­че­ское. Он есть ис­тин­ный Бог и ис­тин­ный Че­ло­век. По че­ло­ве­че­ско­му ес­те­ст­ву Хри­стос был во всем по­до­бен нам, кро­ме од­но­го — он был без­греш­ным. Сво­им жерт­вен­ным кре­ст­ным под­ви­гом Он от­во­рил че­ло­ве­че­ст­ву рай­ские врата, ко­то­рые сво­им гре­хо­па­де­ни­ем за­крыл для се­бя и сво­их по­том­ков пер­вый Адам.

Бо­го­во­пло­ще­ние — это ве­ли­кая бла­го­чес­ти­вая тай­на, это де­ло Бо­жи­ей люб­ви к нам, Про­мысл Бо­жий о ми­ре и че­ло­ве­ке, о на­шем спа­се­нии. Его нуж­но ус­во­ить, им нуж­но жить.

«По­знал я, что все, что де­ла­ет Бог, пре­бы­ва­ет во­век: к то­му не­че­го при­бав­лять и от то­го не­че­го уба­вить», — го­во­рит пре­муд­рый Екк­ле­зи­аст (Еккл. 3, 14).

2005 г.

 

Церковные Таинства

—    Само по себе имя (как набор звуков или букв) никоим образом не может влиять на судьбу человека. Наша судьба зависит исключительно от того, какую жизнь мы ведем. Также можно вспомнить народную мудрость: "Не имя красит человека, а человек имя".
Подробнее ...

Вопросы и ответы

— В воскресные школы ходят разные дети — не только из традиционно церковных семей. Бывает так, что родители, которые сами не получили церковного воспитания в богоборческие времена, специально приводят детей в воскресную школу, чувствуя на собственном опыте недостатки атеистического воспитания.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru