Бо­го­во­пло­ще­ние (бо­го­слов­ское со­дер­жа­ние празд­ни­ка Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва)

В Сим­во­ле Ве­ры мы ис­по­ве­ду­ем: «Нас ра­ди че­ло­век и на­ше­го ра­ди спа­се­ния сшед­ша­го с не­бес и во­пло­тив­ша­го­ся от Ду­ха Свя­та и Ма­рии Де­вы, и во­че­ло­веч­ша­ся».

Сам Хри­стос спра­ши­вал в свое вре­мя фа­ри­се­ев: «Что вы ду­мае­те о Хри­сте? чей Он Сын?» И в от­вет ус­лы­шал: «Да­ви­дов». То­гда Иисус ска­зал: «Ес­ли Да­вид на­зы­ва­ет Хри­ста Гос­по­дом, как же Он сын ему?» «И ни­кто не мог от­ве­чать Ему ни сло­ва» (Мф. 22, 42–46).

Кое-кто го­во­рил, что Он «сын Ио­си­фов» (Ин. 6, 42), но по­че­му же то­гда Ма­рия от­ве­ти­ла Ар­хан­ге­лу: «Как бу­дет это, ко­гда Я му­жа не знаю?» (Лк. 1, 34). И ес­ли Хри­стос — «сын Ио­си­фов», то по­че­му сам Ио­сиф, уз­нав о за­ча­тии Ма­рии, «хо­тел тай­но от­пус­тить Ее» (Мф. 1, 19)?

«Мно­гие из на­ро­да… го­во­ри­ли: Он точ­но про­рок. Дру­гие го­во­ри­ли: это Хри­стос» (Ин. 7, 40–41).

С тех пор и до на­ше­го вре­ме­ни спо­ры о Хри­сте не пре­кра­ща­ют­ся. Бес­пре­ко­слов­ным ос­та­ет­ся од­но: во­пло­ще­ние Хри­ста — это не про­сто дог­мат, это сверхъ­ес­те­ст­вен­ная ре­аль­ность, крае­уголь­ный ка­мень хри­сти­ан­ст­ва, без ко­то­ро­го не бы­ло бы спа­се­ния греш­но­му че­ло­ве­че­ст­ву.

В апо­столь­ских по­сла­ни­ях мы чи­та­ем: «И бес­пре­ко­слов­но — ве­ли­кая бла­го­чес­тия тай­на: Бог явил­ся во пло­ти» (1 Тим. 3, 16), «и сло­во ста­ло пло­тию, и оби­та­ло с на­ми, пол­ное бла­го­да­ти и ис­ти­ны» (Ин. 1, 14).

При во­пло­ще­нии те­ло Хри­ста не со­шло с не­ба, но бы­ло ро­ж­де­но Де­вой Ма­ри­ей, как об этом учит апо­стол Па­вел: «Бог по­слал Сы­на Сво­его (Еди­но­род­но­го), Ко­то­рый ро­дил­ся от же­ны» (Гал. 4, 4).

Ро­ж­де­ние Хри­ста от Де­вы бы­ло Бо­же­ст­вен­ным Про­мыс­лом, оно бы­ло пред­ве­ще­но в про­ро­че­ст­вах Свя­то­го Пи­са­ния. Еще за 700 лет до Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва Бог ус­та­ми про­ро­ков пред­рек, что Мес­сия при­дет в мир не­обыч­ным об­ра­зом; что Хри­стос явит­ся не как взрос­лый че­ло­век, а как Мла­де­нец; что ме­стом Его ро­ж­де­ния бу­дет Виф­ле­ем, а ме­стом жиз­ни и слу­же­ния — язы­че­ская Га­ли­лея.

Хри­стос при­шел в мир, по­то­му что Бог хо­тел дать лю­дям Спа­си­те­ля, аб­со­лют­но сво­бод­но­го от гре­ха, ко­то­рый «во­шел в мир».

Че­рез Ада­ма грех во­шел в мир, и с гре­хом — смерть (Рим. 5, 12). Адам пе­ре­дал свою гре­хов­ную при­ро­ду всем сле­дую­щим по­ко­ле­ни­ям. Ка­ж­дый из нас мо­жет по­вто­рить ис­по­ведь про­ро­ка Да­ви­да: «Я в без­за­ко­нии за­чат, и во гре­хе ро­ди­ла ме­ня мать моя» (Пс. 50, 7). Ес­ли бы Хри­стос ро­дил­ся так же, как все лю­ди, став на­след­ни­ком гре­хов­ной при­ро­ды Ада­ма, то Он не толь­ко не мог бы вы­ку­пить нас, греш­ни­ков, но и Сам тре­бо­вал бы ис­ку­п­ле­ния. Го­во­ря об­раз­но, для то­го чтоб оп­ла­тить Бо­гу «дол­ги на­ши» (Мф. 6, 12), Хри­сту нуж­но бы­ло быть Са­мо­му сво­бод­ным от дол­гов пе­ред Ним.

Воз­ни­ка­ет во­прос: как же Бог ре­шил не­по­сти­жи­мую для нас про­бле­му не­по­роч­но­го за­ча­тия и ро­ж­де­ния? Как Бог объ­е­ди­нил в Сво­ем Еди­но­род­ном Сы­не Иису­се Хри­сте Свою Бо­же­ст­вен­ность с на­шей че­ло­ве­че­ской при­ро­дой? Рас­су­ж­дая об этом, апо­стол Па­вел не мог удер­жать­ся от вос­тор­га: «О, безд­на бо­гат­ст­ва и пре­муд­ро­сти и ве­де­ния Бо­жие­го! Ка­кие не­по­сти­жи­мы судь­бы Его и не­ис­сле­ди­мы пу­ти Его!» (Рим. 11, 33).

И дей­ст­ви­тель­но, Сам Бог «уго­то­вал» Хри­сту Его фи­зи­че­ское те­ло. «По­се­му Хри­стос, вхо­дя в мир, го­во­рит: жерт­вы и при­но­ше­ния Ты не вос­хо­тел, но те­ло уго­то­вал Мне» (Евр. 10, 5). Бог ска­зал Ма­рии ус­та­ми Ар­хан­ге­ла Гав­рии­ла, что Мла­де­нец, Ко­то­рый ро­дит­ся, не бу­дет «сы­ном Ио­си­фа», а что «Он бу­дет ве­лик и на­ре­чет­ся Сы­ном Все­выш­не­го» (Лк. 1, 32).

По От­цу Хри­стос — Сын Бо­жий, а по Ма­те­ри — Сын Че­ло­ве­че­ский. Как Сын Бо­жий, Хри­стос — Ли­цо пе­ре­двеч­ное, ведь «в на­ча­ле бы­ло Сло­во, и Сло­во бы­ло у Бо­га, и Сло­во бы­ло Бог», как пи­шет свя­той еван­ге­лист Ио­анн Бо­го­слов (Ин. 1, 1). А как Сын Че­ло­ве­че­ский — Он Ли­цо ис­то­ри­че­ское: «И Сло­во ста­ло пло­тию, и оби­та­ло с на­ми… и мы ви­де­ли сла­ву Его, сла­ву, как Еди­но­род­но­го от От­ца» (Ин 1, 14).

А вот, что го­во­рит о бо­же­ст­вен­ном про­ис­хо­ж­де­нии Хри­ста еван­ге­лист Лу­ка: «И ска­зал Ей Ан­гел: не бой­ся, Ма­рия, ибо Ты об­ре­ла бла­го­дать у Бо­га; и вот, зач­нешь во чре­ве, и ро­дишь Сы­на. Дух Свя­тый най­дет на Те­бя, и си­ла Все­выш­не­го осе­нит Те­бя; по­се­му и ро­жае­мое Свя­тое на­ре­чет­ся Сы­ном Бо­жи­им» (Лк. 1, 30–31, 35). «Си­ла Все­выш­не­го» — это та си­ла, ко­то­рой бы­ли соз­да­ны зем­ля и все, что на ней, все­лен­ная и все, что на­пол­ня­ет ее.

Дух Свя­той со­шел на Пре­чис­тую Де­ву Ма­рию, и си­ла Все­выш­не­го осе­ни­ла Ее, а от­то­го и ро­ж­ден­ное от нее Свя­тое на­зва­но Сы­ном Бо­жи­им, вто­рым Ада­мом. Хри­стос есть Бо­го­че­ло­век — Ли­цо, Ко­то­рое со­еди­ни­ло в Се­бе два ес­те­ст­ва — бо­же­ст­вен­ное и че­ло­ве­че­ское. Он есть ис­тин­ный Бог и ис­тин­ный Че­ло­век. По че­ло­ве­че­ско­му ес­те­ст­ву Хри­стос был во всем по­до­бен нам, кро­ме од­но­го — он был без­греш­ным. Сво­им жерт­вен­ным кре­ст­ным под­ви­гом Он от­во­рил че­ло­ве­че­ст­ву рай­ские врата, ко­то­рые сво­им гре­хо­па­де­ни­ем за­крыл для се­бя и сво­их по­том­ков пер­вый Адам.

Бо­го­во­пло­ще­ние — это ве­ли­кая бла­го­чес­ти­вая тай­на, это де­ло Бо­жи­ей люб­ви к нам, Про­мысл Бо­жий о ми­ре и че­ло­ве­ке, о на­шем спа­се­нии. Его нуж­но ус­во­ить, им нуж­но жить.

«По­знал я, что все, что де­ла­ет Бог, пре­бы­ва­ет во­век: к то­му не­че­го при­бав­лять и от то­го не­че­го уба­вить», — го­во­рит пре­муд­рый Екк­ле­зи­аст (Еккл. 3, 14).

2005 г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru