Мыс­лен­но в Виф­лее­ме (про­по­ведь на Ро­ж­де­ст­во Христово)

Две ты­ся­чи лет от­де­ля­ют нас от той свя­той виф­ле­ем­ской но­чи, ко­то­рая пред­вес­ти­ла ми­ру тай­ну Бо­го­во­пло­ще­ния. Две ты­ся­чи лет то­му на­зад раз­да­лись над виф­ле­ем­ски­ми по­ля­ми ан­гель­ские го­ло­са: «Сла­ва в выш­них Бо­гу, и на зем­ле мир, в че­ло­ве­ках бла­го­во­ле­ние» (Лк. 2, 14). На зем­ле осу­ще­ст­ви­лось не­слы­хан­ное де­ло, ко­то­рое ста­ло сви­де­тель­ст­вом Бо­жи­ей люб­ви к лю­дям.

«Бог Гос­подь, и явил­ся нам...», — и в этом дей­ст­ви­тель­но вы­со­та, не­объ­ят­ность и не­опи­суе­мость Бо­жие­го ми­ло­сер­дия. Бу­ду­чи Гос­по­дом, Бо­гом, Он явил­ся нам, чтоб мы Его по­стиг­ли, в Нем по­чер­па­ли и си­лы, и бла­го­дат­ную по­мощь.

Мы пы­та­ем­ся пред­ста­вить се­бе кар­ти­ну Ро­ж­де­ст­ва, ме­сто, где про­изош­ло это со­бы­тие, ис­то­рию, свя­зан­ную с ней.

Бо­же­ст­вен­ная бла­го­дать ве­дет нас в бо­же­ст­вен­ный Виф­ле­ем, к мес­ту осо­бен­но­го и по­сто­ян­но­го при­сут­ст­вия Бо­га, мес­ту, где все нам на­по­ми­на­ет «ве­ли­кая бла­го­чес­тия тай­на: Бог явил­ся во пло­ти» (1 Тим 3, 16). Здесь мо­лит­ва и раз­мыш­ле­ния о во­пло­ще­нии Сы­на Бо­жие­го вы­зы­ва­ют со­от­вет­ст­вую­щие чув­ст­ва. Пре­ж­де все­го — чув­ст­во изум­ле­ния: Бог и Гос­подь при­хо­дит на зем­лю, чтоб стать во всем нам по­доб­ным. И как при­хо­дит! Той свя­щен­ной но­чью Пре­свя­тая Де­ва вме­сте с Ио­си­фом Об­руч­ни­ком сту­ча­ли не в од­ни две­ри, но не на­шлось че­ло­ве­ка в це­лом го­ро­де, ко­то­рый бы по­за­бо­тил­ся, от­крыть свои две­ри и при­нять пу­те­ше­ст­вую­щих. Вхо­дит в мир Он че­рез Де­ву Ма­рию, воз­ла­га­ет­ся в ни­щих яс­лях, по­то­му что не бы­ло для Не­го дру­го­го мес­та!..

Кро­ме изум­ле­ния, в нас воз­ни­ка­ет чув­ст­во осо­бен­ной бла­го­дар­но­сти за ми­лость и лю­бовь Бо­жию к нам, зем­ным лю­дям.

Бог при­хо­дит в мир, как Че­ло­век, жи­вет с людь­ми, учит нас на­шим язы­ком, да­ет нам по­ня­тие ис­тин­ной ве­ры, люб­ви, прав­ды тво­рит де­ла ми­ло­сер­дия и по­мо­щи. И все это не толь­ко две ты­ся­чи лет то­му на­зад, но и се­го­дня, те­перь.

Не­мно­гие спо­до­би­лись той но­чью по­кло­нить­ся То­му, Кто во­пло­тил­ся в Виф­лее­ме. Сре­ди этих не­мно­гих бы­ли про­стые виф­ле­ем­ские пас­ту­хи. Они уви­де­ли по­слан­цев не­бес, ус­лы­ша­ли от них бла­гую весть о Во­пло­ще­нии Сы­на Бо­жие­го, о той ра­до­сти, ко­то­рая, по сло­вам Ан­ге­лов, бу­дет все­му ми­ру. До­б­ра­лись то­гда до Во­пло­щен­но­го и по­кло­ни­лись Хри­сту три вос­точ­ных муд­ре­ца, ко­то­рые при­нес­ли ему свои скром­ные по­дар­ки. Ка­ким же об­ра­зом спо­до­би­лись вол­хвы оты­скать во­пло­щен­но­го Гос­по­да? Они бы­ли ве­до­мы не­бес­ной звез­дой, ко­то­рая ука­зы­ва­ла им путь и ос­та­но­ви­лась над ме­стом, где ро­дил­ся Хри­стос Спа­си­тель.

Мо­жем и мы, бра­тья и се­ст­ры, быть по­доб­ны­ми в сво­их по­ис­ках Бо­га этим трем муд­ре­цам, ко­то­рым по­вез­ло най­ти Его, по­сколь­ку так­же име­ем путеводную бо­же­ст­вен­ную звез­ду, ко­то­рая вво­дит нас в Ис­ти­ну бо­же­ст­вен­ной прав­ды и веч­ной жиз­ни. Эту звез­ду да­рит нам Гос­подь, звез­да эта — свя­тая пра­во­слав­ная ве­ра. Пусть она ру­ко­во­дит на­ми и при­ве­дет нас к яс­лям Во­пло­щен­но­го Сло­ва Бо­жие­го, где от­кры­ва­ют­ся со­кро­ви­ща муд­ро­сти и ис­ти­ны.

Ведь в со­бы­тии Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва мож­но оп­ре­де­лить три глав­ных ас­пек­та. Пер­вый из них — ис­то­ри­че­ский. Гос­подь при­шел на зем­лю в оп­ре­де­лен­ное вре­мя, ро­дил­ся в оп­ре­де­лен­ном гео­гра­фи­че­ском мес­те на­шей пла­не­ты. И по­ка бу­дут жить лю­ди, они бу­дут рас­су­ж­дать об этом свя­щен­ном со­бы­тии, о мес­те, ко­то­рое ос­вя­тил Гос­подь Сво­им ро­ж­де­ни­ем, об ис­то­ри­че­ских ус­ло­ви­ях, при ко­то­рых оно про­изош­ло.

Вто­рым яв­ля­ет­ся ас­пект про­ро­че­ский: в убо­гом вер­те­пе со­дер­жит­ся мо­мент при­сут­ст­вия Хри­ста сре­ди че­ло­ве­че­ст­ва — пре­лю­дия и обе­ща­ние Его но­во­го при­ше­ст­вия по окон­ча­нию ны­неш­ней ис­то­ри­че­ской жиз­ни лю­дей на зем­ле.

Та­ким об­ра­зом, Ро­ж­де­ст­во Хри­сто­во — это не толь­ко осу­ще­ст­в­ле­ние мно­гих Бо­же­ст­вен­ных обе­ща­ний и про­ро­честв, это — об­ра­ще­ние к бу­ду­ще­му, вто­ро­му При­ше­ст­вию, ко­то­рое ре­шит на­шу веч­ную судь­бу, это и есть его сви­де­тель­ст­во.

И тре­тий ас­пект Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва — это по­сто­ян­ное при­сут­ст­вие в ми­ре, в жиз­ни, в че­ло­ве­че­ской ис­то­рии и в на­ших судь­бах Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста. Гос­подь во­ис­ти­ну со все­ми на­ми во все вре­ме­на. Для осу­ще­ст­в­ле­ния это­го Он уч­ре­дил на зем­ле Свою Свя­тую Цер­ковь и ус­та­но­вил Та­ин­ст­во Свя­той Ев­ха­ри­стии, в ко­то­ром со­дер­жит­ся Его та­ин­ст­вен­ная ре­аль­ность. Мы зна­ем и ве­рим, что в лю­бой час­ти све­та, где осу­ще­ст­в­ля­ет­ся Свя­тая Ев­ха­ри­стия, нам да­рит­ся ис­тин­ное при­сут­ст­вие Хри­ста Спа­си­те­ля, да­рит­ся не­тлен­ная тра­пе­за для на­ших ны­неш­них стран­ст­вий по на­прав­ле­нию к веч­но­му Ие­ру­са­ли­му.

И пусть на этом пу­ти для ка­ж­до­го из нас сия­ет свет виф­ле­ем­ской звез­ды. Пусть Гос­подь в на­ших ду­шах най­дет се­бе вер­теп и яс­ли, по­то­му что толь­ко он для нас Путь, Ис­ти­на и Жизнь, толь­ко в Нем наш мир, ра­дость и бла­жен­ст­во.

Хри­стос, Ко­то­рый ра­ди нас ро­дил­ся, пусть бла­го­сло­вит на­шу Ук­раи­ну, ка­ж­до­го из нас и весь мир Сво­им ми­ром и бла­го­по­лу­чи­ем. Аминь.

2005 г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru