Мысленно в Вифлееме (проповедь на Рождество Христово)
Две тысячи лет отделяют нас от той святой вифлеемской ночи, которая предвестила миру тайну Боговоплощения. Две тысячи лет тому назад раздались над вифлеемскими полями ангельские голоса: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2, 14). На земле осуществилось неслыханное дело, которое стало свидетельством Божией любви к людям.
«Бог Господь, и явился нам...», — и в этом действительно высота, необъятность и неописуемость Божиего милосердия. Будучи Господом, Богом, Он явился нам, чтоб мы Его постигли, в Нем почерпали и силы, и благодатную помощь.
Мы пытаемся представить себе картину Рождества, место, где произошло это событие, историю, связанную с ней.
Божественная благодать ведет нас в божественный Вифлеем, к месту особенного и постоянного присутствия Бога, месту, где все нам напоминает «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим 3, 16). Здесь молитва и размышления о воплощении Сына Божиего вызывают соответствующие чувства. Прежде всего — чувство изумления: Бог и Господь приходит на землю, чтоб стать во всем нам подобным. И как приходит! Той священной ночью Пресвятая Дева вместе с Иосифом Обручником стучали не в одни двери, но не нашлось человека в целом городе, который бы позаботился, открыть свои двери и принять путешествующих. Входит в мир Он через Деву Марию, возлагается в нищих яслях, потому что не было для Него другого места!..
Кроме изумления, в нас возникает чувство особенной благодарности за милость и любовь Божию к нам, земным людям.
Бог приходит в мир, как Человек, живет с людьми, учит нас нашим языком, дает нам понятие истинной веры, любви, правды творит дела милосердия и помощи. И все это не только две тысячи лет тому назад, но и сегодня, теперь.
Немногие сподобились той ночью поклониться Тому, Кто воплотился в Вифлееме. Среди этих немногих были простые вифлеемские пастухи. Они увидели посланцев небес, услышали от них благую весть о Воплощении Сына Божиего, о той радости, которая, по словам Ангелов, будет всему миру. Добрались тогда до Воплощенного и поклонились Христу три восточных мудреца, которые принесли ему свои скромные подарки. Каким же образом сподобились волхвы отыскать воплощенного Господа? Они были ведомы небесной звездой, которая указывала им путь и остановилась над местом, где родился Христос Спаситель.
Можем и мы, братья и сестры, быть подобными в своих поисках Бога этим трем мудрецам, которым повезло найти Его, поскольку также имеем путеводную божественную звезду, которая вводит нас в Истину божественной правды и вечной жизни. Эту звезду дарит нам Господь, звезда эта — святая православная вера. Пусть она руководит нами и приведет нас к яслям Воплощенного Слова Божиего, где открываются сокровища мудрости и истины.
Ведь в событии Рождества Христова можно определить три главных аспекта. Первый из них — исторический. Господь пришел на землю в определенное время, родился в определенном географическом месте нашей планеты. И пока будут жить люди, они будут рассуждать об этом священном событии, о месте, которое освятил Господь Своим рождением, об исторических условиях, при которых оно произошло.
Вторым является аспект пророческий: в убогом вертепе содержится момент присутствия Христа среди человечества — прелюдия и обещание Его нового пришествия по окончанию нынешней исторической жизни людей на земле.
Таким образом, Рождество Христово — это не только осуществление многих Божественных обещаний и пророчеств, это — обращение к будущему, второму Пришествию, которое решит нашу вечную судьбу, это и есть его свидетельство.
И третий аспект Рождества Христова — это постоянное присутствие в мире, в жизни, в человеческой истории и в наших судьбах Господа нашего Иисуса Христа. Господь воистину со всеми нами во все времена. Для осуществления этого Он учредил на земле Свою Святую Церковь и установил Таинство Святой Евхаристии, в котором содержится Его таинственная реальность. Мы знаем и верим, что в любой части света, где осуществляется Святая Евхаристия, нам дарится истинное присутствие Христа Спасителя, дарится нетленная трапеза для наших нынешних странствий по направлению к вечному Иерусалиму.
И пусть на этом пути для каждого из нас сияет свет вифлеемской звезды. Пусть Господь в наших душах найдет себе вертеп и ясли, потому что только он для нас Путь, Истина и Жизнь, только в Нем наш мир, радость и блаженство.
Христос, Который ради нас родился, пусть благословит нашу Украину, каждого из нас и весь мир Своим миром и благополучием. Аминь.
2005 г.
← Боговоплощение (богословское содержание праздника Рождества Христова) | Проповедь на Рождество Христово → |
---|
Церковные Таинства
— Таинство Миропомазания, как и Таинство Крещения, не повторяется. Что же касается помазания святым миром императоров, государей при венчании их на царство, то это не является повторением Таинства Миропомазания, а определяется как другой, высший способ сообщения даров Святого Духа. |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Слово "катихизис" — греческое. В переводе оно означает "устно наставлять" кого-нибудь в каком-то учении. Именно в таком значении употребляется это слово в Новом Завете. Слово "катихизис" употребляет апостол Лука в оригинале своего Евангелия. "Чтобы ты узнал, — обращается он к своему ученику Феофилу, — твердое основание того учения, в котором был наставлен" (Лк. 1, 4). |
Подробнее ... |