Мыс­лен­но в Виф­лее­ме (про­по­ведь на Ро­ж­де­ст­во Христово)

Две ты­ся­чи лет от­де­ля­ют нас от той свя­той виф­ле­ем­ской но­чи, ко­то­рая пред­вес­ти­ла ми­ру тай­ну Бо­го­во­пло­ще­ния. Две ты­ся­чи лет то­му на­зад раз­да­лись над виф­ле­ем­ски­ми по­ля­ми ан­гель­ские го­ло­са: «Сла­ва в выш­них Бо­гу, и на зем­ле мир, в че­ло­ве­ках бла­го­во­ле­ние» (Лк. 2, 14). На зем­ле осу­ще­ст­ви­лось не­слы­хан­ное де­ло, ко­то­рое ста­ло сви­де­тель­ст­вом Бо­жи­ей люб­ви к лю­дям.

«Бог Гос­подь, и явил­ся нам...», — и в этом дей­ст­ви­тель­но вы­со­та, не­объ­ят­ность и не­опи­суе­мость Бо­жие­го ми­ло­сер­дия. Бу­ду­чи Гос­по­дом, Бо­гом, Он явил­ся нам, чтоб мы Его по­стиг­ли, в Нем по­чер­па­ли и си­лы, и бла­го­дат­ную по­мощь.

Мы пы­та­ем­ся пред­ста­вить се­бе кар­ти­ну Ро­ж­де­ст­ва, ме­сто, где про­изош­ло это со­бы­тие, ис­то­рию, свя­зан­ную с ней.

Бо­же­ст­вен­ная бла­го­дать ве­дет нас в бо­же­ст­вен­ный Виф­ле­ем, к мес­ту осо­бен­но­го и по­сто­ян­но­го при­сут­ст­вия Бо­га, мес­ту, где все нам на­по­ми­на­ет «ве­ли­кая бла­го­чес­тия тай­на: Бог явил­ся во пло­ти» (1 Тим 3, 16). Здесь мо­лит­ва и раз­мыш­ле­ния о во­пло­ще­нии Сы­на Бо­жие­го вы­зы­ва­ют со­от­вет­ст­вую­щие чув­ст­ва. Пре­ж­де все­го — чув­ст­во изум­ле­ния: Бог и Гос­подь при­хо­дит на зем­лю, чтоб стать во всем нам по­доб­ным. И как при­хо­дит! Той свя­щен­ной но­чью Пре­свя­тая Де­ва вме­сте с Ио­си­фом Об­руч­ни­ком сту­ча­ли не в од­ни две­ри, но не на­шлось че­ло­ве­ка в це­лом го­ро­де, ко­то­рый бы по­за­бо­тил­ся, от­крыть свои две­ри и при­нять пу­те­ше­ст­вую­щих. Вхо­дит в мир Он че­рез Де­ву Ма­рию, воз­ла­га­ет­ся в ни­щих яс­лях, по­то­му что не бы­ло для Не­го дру­го­го мес­та!..

Кро­ме изум­ле­ния, в нас воз­ни­ка­ет чув­ст­во осо­бен­ной бла­го­дар­но­сти за ми­лость и лю­бовь Бо­жию к нам, зем­ным лю­дям.

Бог при­хо­дит в мир, как Че­ло­век, жи­вет с людь­ми, учит нас на­шим язы­ком, да­ет нам по­ня­тие ис­тин­ной ве­ры, люб­ви, прав­ды тво­рит де­ла ми­ло­сер­дия и по­мо­щи. И все это не толь­ко две ты­ся­чи лет то­му на­зад, но и се­го­дня, те­перь.

Не­мно­гие спо­до­би­лись той но­чью по­кло­нить­ся То­му, Кто во­пло­тил­ся в Виф­лее­ме. Сре­ди этих не­мно­гих бы­ли про­стые виф­ле­ем­ские пас­ту­хи. Они уви­де­ли по­слан­цев не­бес, ус­лы­ша­ли от них бла­гую весть о Во­пло­ще­нии Сы­на Бо­жие­го, о той ра­до­сти, ко­то­рая, по сло­вам Ан­ге­лов, бу­дет все­му ми­ру. До­б­ра­лись то­гда до Во­пло­щен­но­го и по­кло­ни­лись Хри­сту три вос­точ­ных муд­ре­ца, ко­то­рые при­нес­ли ему свои скром­ные по­дар­ки. Ка­ким же об­ра­зом спо­до­би­лись вол­хвы оты­скать во­пло­щен­но­го Гос­по­да? Они бы­ли ве­до­мы не­бес­ной звез­дой, ко­то­рая ука­зы­ва­ла им путь и ос­та­но­ви­лась над ме­стом, где ро­дил­ся Хри­стос Спа­си­тель.

Мо­жем и мы, бра­тья и се­ст­ры, быть по­доб­ны­ми в сво­их по­ис­ках Бо­га этим трем муд­ре­цам, ко­то­рым по­вез­ло най­ти Его, по­сколь­ку так­же име­ем путеводную бо­же­ст­вен­ную звез­ду, ко­то­рая вво­дит нас в Ис­ти­ну бо­же­ст­вен­ной прав­ды и веч­ной жиз­ни. Эту звез­ду да­рит нам Гос­подь, звез­да эта — свя­тая пра­во­слав­ная ве­ра. Пусть она ру­ко­во­дит на­ми и при­ве­дет нас к яс­лям Во­пло­щен­но­го Сло­ва Бо­жие­го, где от­кры­ва­ют­ся со­кро­ви­ща муд­ро­сти и ис­ти­ны.

Ведь в со­бы­тии Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва мож­но оп­ре­де­лить три глав­ных ас­пек­та. Пер­вый из них — ис­то­ри­че­ский. Гос­подь при­шел на зем­лю в оп­ре­де­лен­ное вре­мя, ро­дил­ся в оп­ре­де­лен­ном гео­гра­фи­че­ском мес­те на­шей пла­не­ты. И по­ка бу­дут жить лю­ди, они бу­дут рас­су­ж­дать об этом свя­щен­ном со­бы­тии, о мес­те, ко­то­рое ос­вя­тил Гос­подь Сво­им ро­ж­де­ни­ем, об ис­то­ри­че­ских ус­ло­ви­ях, при ко­то­рых оно про­изош­ло.

Вто­рым яв­ля­ет­ся ас­пект про­ро­че­ский: в убо­гом вер­те­пе со­дер­жит­ся мо­мент при­сут­ст­вия Хри­ста сре­ди че­ло­ве­че­ст­ва — пре­лю­дия и обе­ща­ние Его но­во­го при­ше­ст­вия по окон­ча­нию ны­неш­ней ис­то­ри­че­ской жиз­ни лю­дей на зем­ле.

Та­ким об­ра­зом, Ро­ж­де­ст­во Хри­сто­во — это не толь­ко осу­ще­ст­в­ле­ние мно­гих Бо­же­ст­вен­ных обе­ща­ний и про­ро­честв, это — об­ра­ще­ние к бу­ду­ще­му, вто­ро­му При­ше­ст­вию, ко­то­рое ре­шит на­шу веч­ную судь­бу, это и есть его сви­де­тель­ст­во.

И тре­тий ас­пект Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва — это по­сто­ян­ное при­сут­ст­вие в ми­ре, в жиз­ни, в че­ло­ве­че­ской ис­то­рии и в на­ших судь­бах Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста. Гос­подь во­ис­ти­ну со все­ми на­ми во все вре­ме­на. Для осу­ще­ст­в­ле­ния это­го Он уч­ре­дил на зем­ле Свою Свя­тую Цер­ковь и ус­та­но­вил Та­ин­ст­во Свя­той Ев­ха­ри­стии, в ко­то­ром со­дер­жит­ся Его та­ин­ст­вен­ная ре­аль­ность. Мы зна­ем и ве­рим, что в лю­бой час­ти све­та, где осу­ще­ст­в­ля­ет­ся Свя­тая Ев­ха­ри­стия, нам да­рит­ся ис­тин­ное при­сут­ст­вие Хри­ста Спа­си­те­ля, да­рит­ся не­тлен­ная тра­пе­за для на­ших ны­неш­них стран­ст­вий по на­прав­ле­нию к веч­но­му Ие­ру­са­ли­му.

И пусть на этом пу­ти для ка­ж­до­го из нас сия­ет свет виф­ле­ем­ской звез­ды. Пусть Гос­подь в на­ших ду­шах най­дет се­бе вер­теп и яс­ли, по­то­му что толь­ко он для нас Путь, Ис­ти­на и Жизнь, толь­ко в Нем наш мир, ра­дость и бла­жен­ст­во.

Хри­стос, Ко­то­рый ра­ди нас ро­дил­ся, пусть бла­го­сло­вит на­шу Ук­раи­ну, ка­ж­до­го из нас и весь мир Сво­им ми­ром и бла­го­по­лу­чи­ем. Аминь.

2005 г.

 

Церковные Таинства

—    Все христиане должны помнить, что полученный в Таинстве Крещения дар — залог новой жизни — приумножается личными усилиями, иногда подвигом всей жизни. Иными словами, мы никогда не должны забывать данные при Крещении обещания.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    А какие аргументы могут быть против? Если это не создает препятствий в духовной жизни христианина, то, конечно, можно. Если же из этого делается своеобразный культ, который полностью поглощает все силы человека, так что не остается времени на молитву, то, безусловно, такие занятия спортом бесполезны.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru