Проповедь на Ро­ж­де­ст­во Хри­сто­во

Ро­ж­де­ст­во! Мир и бла­го­во­ле­ние в че­ло­ве­че­ских серд­цах. Ро­ж­де­ст­во оп­ре­де­ли­ло гра­ни­цу ме­ж­ду дву­мя эпо­ха­ми, ме­ж­ду дву­мя За­ве­та­ми: Вет­хим и Но­вым. Оно ста­ло на­ча­лом но­вой жиз­ни, но­вых от­но­ше­ний ме­ж­ду Бо­гом и че­ло­ве­ком, ме­ж­ду все­ми людь­ми. От­но­ше­ний, ко­то­рые ста­вят вы­ше все­го лю­бовь и ее нрав­ст­вен­ные про­яв­ле­ния — мир и бла­го­во­ле­ние. По­это­му при­ше­ст­вие Сы­на Бо­жие­го на зем­лю бы­ло тор­же­ст­вен­но про­воз­гла­ше­но Ан­ге­ла­ми.

Весть о ми­ре на зем­ле и бла­го­во­ле­нии ме­ж­ду людь­ми ста­ла ос­нов­ным мо­ти­вом во­пло­ще­ния Хри­ста как На­чаль­ни­ка ми­ра и Спа­си­те­ля че­ло­ве­че­ско­го ро­да. Хри­стос ро­дил­ся на зем­ле, чтоб по­ка­зать не­бес­ное ро­ж­де­ние. Явил­ся ви­ди­мо, чтоб пред­ста­вить нам и не­ви­ди­мое ро­ж­де­ст­во. И по­это­му в са­мом Его ро­ж­де­нии как че­рез про­зрач­ный за­на­вес, как пи­шет апо­стол Па­вел, мы мо­жем ви­деть но­вый и жи­вой путь на­ше­го ду­хов­но­го ро­ж­де­ния. Те­перь не на­до боль­ше во­пить вме­сте с Да­ви­дом: «Ука­жи мне, Гос­по­ди, путь ус­та­вов Тво­их, и я бу­ду дер­жат­ься его до кон­ца» (Пс. 118, 33). По­то­му что этот, рань­ше не­из­вест­ный, путь те­перь яс­но для вся­кой пло­ти ука­зан­ный во­пло­ще­ни­ем Сло­ва Бо­жиего — Хри­ста Спа­си­те­ля, Ко­то­рый го­во­рит: «Я есмь путь и ис­ти­на и жизнь» (Ин. 14, 6).

Бо­го­во­пло­ще­ние свер­ши­лось, «и Сло­во ста­ло пло­тию, и оби­та­ло с на­ми, пол­ное бла­го­да­ти и ис­ти­ны» (Ин. 1, 14). И ес­ли ко­гда-то, пра­вед­ный стра­да­лец Иов мог лишь на­де­ять­ся, что Спа­си­тель его жив, что Бог еще воз­ро­дит его к но­вой жиз­ни, и что гла­за его еще уви­дят По­бе­ди­те­ля смер­ти, то те­перь и про­стые пас­ту­хи, и муд­рые вол­хвы смог­ли уви­деть Спа­си­те­ля всех лю­дей соб­ст­вен­ны­ми гла­за­ми и по­кло­нить­ся Ему от име­ни все­го че­ло­ве­че­ст­ва.

С ро­ж­де­ни­ем Хри­ста ис­чез­ла пре­гра­да, ко­то­рая раз­де­ля­ла Бо­га и лю­дей. При­шел Спа­си­тель, — и не­бо опять от­кры­лось для че­ло­ве­ка.

По­че­му Гос­подь при­шел на зем­лю не как царь, а как Мла­де­нец, ко­то­рый ро­дил­ся в ни­щем вер­те­пе на се­не? А по­то­му, что Сын Бо­жий, ро­див­шись на зем­ле как Сын Че­ло­ве­че­ский, не на­ру­шил че­ло­ве­че­ской сво­бо­ды про­яв­ле­ни­ем сво­ей си­лы. Он не на­ру­шил той сво­бо­ды, ко­то­рую дал Ада­му при соз­да­нии.

Сын Бо­жий стал Сы­ном Че­ло­ве­че­ским, и те­перь для всех лю­дей от­кры­лась воз­мож­ность стать Бо­жии­ми деть­ми по бла­го­да­ти. Так учит нас свя­ти­тель Ири­ней Ли­он­ский.

Спа­сен­ное зна­че­ние во­пло­ще­ния за­клю­ча­ет­ся имен­но в том, что Гос­подь не ос­та­вил лю­дей один на один с их про­бле­ма­ми. Но по­крыл Он их Бо­же­ст­вен­ной бла­го­да­тью, вы­ку­пив из раб­ст­ва гре­ха.

Мир с Бо­гом был на­ру­шен гре­хом, и вос­ста­нов­ле­ние ми­ра мог­ло быть дос­тиг­ну­то лишь че­рез ос­во­бо­ж­де­ние лю­дей от гре­ха. Грех сде­лал нас не­дос­той­ны­ми Бо­жие­го ми­ра как ду­хов­но­го по­коя, по­то­му что в ре­зуль­та­те гре­ха мы ста­ли ви­нов­ными пе­ред Бо­гом и не­спо­соб­ны­ми иметь тот мир, ко­то­рый да­ет нам Бог. По­сколь­ку грех в сво­ей сущ­но­сти про­ти­во­по­лож­ен ми­ру и лю­бо­му бла­го­ден­ст­вию.

Сво­им при­ше­ст­ви­ем на зем­лю Сын Бо­жий осе­нял греш­ный мир лу­чом ис­тин­но­го бо­го­по­зна­ния. Он да­рил уте­ши­тель­ную ис­ти­ну, что все лю­ди — бра­тья, чле­ны един­ст­вен­но бла­го­дат­но­го те­ла, ко­то­рых Отец Не­бес­ный со­брал в един­ую Цер­ковь. Чтоб все мы че­рез ду­хов­ное об­ще­ние пред­ста­ви­ли се­бя деть­ми Цар­ст­вия Бо­жие­го, цар­ст­вия прав­ды и ми­ра. Имен­но в этом за­клю­ча­ет­ся ду­хов­ное зна­че­ние свет­ло­го при­ше­ст­вия Сы­на Бо­жие­го в наш зем­ной мир.

Во­пло­ще­ни­ем На­чаль­ни­ка ми­ра осу­ще­ст­в­ля­ет­ся при­ми­ре­ние то­го, что рань­ше на­хо­ди­лось во вра­ж­де. Гос­подь че­рез при­ня­тие на­шей пло­ти Сво­ей кро­вью при­ми­рил че­ло­ве­ка с Бо­гом От­цом.

При­дя на зем­лю в ни­щем вер­те­пе, ра­ди то­го, чтоб спа­сти нас, Гос­подь наш Иисус Хри­стос Сам бла­го­во­лил на­звать Свой ве­ли­кий под­виг, че­рез ко­то­рый мы по­лу­чи­ли дей­ст­ви­тель­ное спа­се­ние, слу­же­ни­ем ро­ду че­ло­ве­че­ско­му. Ведь, «Сын Че­ло­ве­че­ский не для то­го при­шел, — го­во­рит Он нам в Свя­том Еван­ге­лии, — чтоб Ему слу­жи­ли, что­бы по­слу­жить и от­дать ду­шу Свою для ис­ку­п­ле­ния мно­гих» (Мф. 20, 28).

Мир и бла­го­дать Хри­ста Спа­си­те­ля, пусть на­хо­дит­ся со все­ми на­ми.

Хри­стос ро­ж­да­ет­ся! Сла­вим Его!

2005 г.

 

Церковные Таинства

— Исповедь и раскаяние — это две составляющие примирения с Богом. Раскаяние — это ощущение собственного ничтожества и вины перед Господом. А исповедь — это открытие своих грехов перед Богом в присутствии священника.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

— Действительно, на сеансах так называемого "лечения" многие современные экстрасенсы и "целители" используют святую воду, иконы, Священное Писание и тому подобное. Но нужно помнить о том, что, как говорит апостол Павел, могут существовать даже "лжеапостолы, лукавые делатели", котороые "принимают вид Апостолов Христовых,... потому что сам сатана принимает вид Ангела света" (2 Кор. 11, 13—14).
Подробнее ...

Поиск

Календарь

Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 207 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 208 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/calendarClass.php on line 114
<Август 2013>
ПнВтСрЧтПтСбВс
   134
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru