Проповедь на Ро­ж­де­ст­во Хри­сто­во

Ро­ж­де­ст­во! Мир и бла­го­во­ле­ние в че­ло­ве­че­ских серд­цах. Ро­ж­де­ст­во оп­ре­де­ли­ло гра­ни­цу ме­ж­ду дву­мя эпо­ха­ми, ме­ж­ду дву­мя За­ве­та­ми: Вет­хим и Но­вым. Оно ста­ло на­ча­лом но­вой жиз­ни, но­вых от­но­ше­ний ме­ж­ду Бо­гом и че­ло­ве­ком, ме­ж­ду все­ми людь­ми. От­но­ше­ний, ко­то­рые ста­вят вы­ше все­го лю­бовь и ее нрав­ст­вен­ные про­яв­ле­ния — мир и бла­го­во­ле­ние. По­это­му при­ше­ст­вие Сы­на Бо­жие­го на зем­лю бы­ло тор­же­ст­вен­но про­воз­гла­ше­но Ан­ге­ла­ми.

Весть о ми­ре на зем­ле и бла­го­во­ле­нии ме­ж­ду людь­ми ста­ла ос­нов­ным мо­ти­вом во­пло­ще­ния Хри­ста как На­чаль­ни­ка ми­ра и Спа­си­те­ля че­ло­ве­че­ско­го ро­да. Хри­стос ро­дил­ся на зем­ле, чтоб по­ка­зать не­бес­ное ро­ж­де­ние. Явил­ся ви­ди­мо, чтоб пред­ста­вить нам и не­ви­ди­мое ро­ж­де­ст­во. И по­это­му в са­мом Его ро­ж­де­нии как че­рез про­зрач­ный за­на­вес, как пи­шет апо­стол Па­вел, мы мо­жем ви­деть но­вый и жи­вой путь на­ше­го ду­хов­но­го ро­ж­де­ния. Те­перь не на­до боль­ше во­пить вме­сте с Да­ви­дом: «Ука­жи мне, Гос­по­ди, путь ус­та­вов Тво­их, и я бу­ду дер­жат­ься его до кон­ца» (Пс. 118, 33). По­то­му что этот, рань­ше не­из­вест­ный, путь те­перь яс­но для вся­кой пло­ти ука­зан­ный во­пло­ще­ни­ем Сло­ва Бо­жиего — Хри­ста Спа­си­те­ля, Ко­то­рый го­во­рит: «Я есмь путь и ис­ти­на и жизнь» (Ин. 14, 6).

Бо­го­во­пло­ще­ние свер­ши­лось, «и Сло­во ста­ло пло­тию, и оби­та­ло с на­ми, пол­ное бла­го­да­ти и ис­ти­ны» (Ин. 1, 14). И ес­ли ко­гда-то, пра­вед­ный стра­да­лец Иов мог лишь на­де­ять­ся, что Спа­си­тель его жив, что Бог еще воз­ро­дит его к но­вой жиз­ни, и что гла­за его еще уви­дят По­бе­ди­те­ля смер­ти, то те­перь и про­стые пас­ту­хи, и муд­рые вол­хвы смог­ли уви­деть Спа­си­те­ля всех лю­дей соб­ст­вен­ны­ми гла­за­ми и по­кло­нить­ся Ему от име­ни все­го че­ло­ве­че­ст­ва.

С ро­ж­де­ни­ем Хри­ста ис­чез­ла пре­гра­да, ко­то­рая раз­де­ля­ла Бо­га и лю­дей. При­шел Спа­си­тель, — и не­бо опять от­кры­лось для че­ло­ве­ка.

По­че­му Гос­подь при­шел на зем­лю не как царь, а как Мла­де­нец, ко­то­рый ро­дил­ся в ни­щем вер­те­пе на се­не? А по­то­му, что Сын Бо­жий, ро­див­шись на зем­ле как Сын Че­ло­ве­че­ский, не на­ру­шил че­ло­ве­че­ской сво­бо­ды про­яв­ле­ни­ем сво­ей си­лы. Он не на­ру­шил той сво­бо­ды, ко­то­рую дал Ада­му при соз­да­нии.

Сын Бо­жий стал Сы­ном Че­ло­ве­че­ским, и те­перь для всех лю­дей от­кры­лась воз­мож­ность стать Бо­жии­ми деть­ми по бла­го­да­ти. Так учит нас свя­ти­тель Ири­ней Ли­он­ский.

Спа­сен­ное зна­че­ние во­пло­ще­ния за­клю­ча­ет­ся имен­но в том, что Гос­подь не ос­та­вил лю­дей один на один с их про­бле­ма­ми. Но по­крыл Он их Бо­же­ст­вен­ной бла­го­да­тью, вы­ку­пив из раб­ст­ва гре­ха.

Мир с Бо­гом был на­ру­шен гре­хом, и вос­ста­нов­ле­ние ми­ра мог­ло быть дос­тиг­ну­то лишь че­рез ос­во­бо­ж­де­ние лю­дей от гре­ха. Грех сде­лал нас не­дос­той­ны­ми Бо­жие­го ми­ра как ду­хов­но­го по­коя, по­то­му что в ре­зуль­та­те гре­ха мы ста­ли ви­нов­ными пе­ред Бо­гом и не­спо­соб­ны­ми иметь тот мир, ко­то­рый да­ет нам Бог. По­сколь­ку грех в сво­ей сущ­но­сти про­ти­во­по­лож­ен ми­ру и лю­бо­му бла­го­ден­ст­вию.

Сво­им при­ше­ст­ви­ем на зем­лю Сын Бо­жий осе­нял греш­ный мир лу­чом ис­тин­но­го бо­го­по­зна­ния. Он да­рил уте­ши­тель­ную ис­ти­ну, что все лю­ди — бра­тья, чле­ны един­ст­вен­но бла­го­дат­но­го те­ла, ко­то­рых Отец Не­бес­ный со­брал в един­ую Цер­ковь. Чтоб все мы че­рез ду­хов­ное об­ще­ние пред­ста­ви­ли се­бя деть­ми Цар­ст­вия Бо­жие­го, цар­ст­вия прав­ды и ми­ра. Имен­но в этом за­клю­ча­ет­ся ду­хов­ное зна­че­ние свет­ло­го при­ше­ст­вия Сы­на Бо­жие­го в наш зем­ной мир.

Во­пло­ще­ни­ем На­чаль­ни­ка ми­ра осу­ще­ст­в­ля­ет­ся при­ми­ре­ние то­го, что рань­ше на­хо­ди­лось во вра­ж­де. Гос­подь че­рез при­ня­тие на­шей пло­ти Сво­ей кро­вью при­ми­рил че­ло­ве­ка с Бо­гом От­цом.

При­дя на зем­лю в ни­щем вер­те­пе, ра­ди то­го, чтоб спа­сти нас, Гос­подь наш Иисус Хри­стос Сам бла­го­во­лил на­звать Свой ве­ли­кий под­виг, че­рез ко­то­рый мы по­лу­чи­ли дей­ст­ви­тель­ное спа­се­ние, слу­же­ни­ем ро­ду че­ло­ве­че­ско­му. Ведь, «Сын Че­ло­ве­че­ский не для то­го при­шел, — го­во­рит Он нам в Свя­том Еван­ге­лии, — чтоб Ему слу­жи­ли, что­бы по­слу­жить и от­дать ду­шу Свою для ис­ку­п­ле­ния мно­гих» (Мф. 20, 28).

Мир и бла­го­дать Хри­ста Спа­си­те­ля, пусть на­хо­дит­ся со все­ми на­ми.

Хри­стос ро­ж­да­ет­ся! Сла­вим Его!

2005 г.

 

Церковные Таинства

— Чтобы приступить к Таинству Причащения, нужно понимать величие святыни, к которой приступаешь, чувствовать свое недостоинство и искренне покаяться в грехах. Как говорит апостол Павел: "Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    Патриотизм православного христианина проявляется в защите Родины от врагов, в труде на благо Отчизны, в заботе о родной земле, а также в участии в делах государственного управления, сохранения и развития национальной культуры и самосознания.
Подробнее ...

Поиск

Календарь

Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 207 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 208 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/calendarClass.php on line 114
<Август 2013>
ПнВтСрЧтПтСбВс
   134
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru