Добрый Пастырь. Часть 3
В 1992 г., по выбору священнослужителей и православного народа Украины, свершилась воля Божия — митрополит Владимир возглавил Украинскую Православную Церковь. Добрый пастырь украинской земли пришел к своей родной пастве: «во своя прииде» (Ин. 1, 11). Пришел, «да умножаются овцы на пажитях наших» (Пс. 143, 13). Пришел в трудное, переломное время, когда Православие в Украине претерпело страшный урон от «волков, не щадящих стада» (Деян. 20, 29). «Любящие первенствовать» (3 Ин. 9) в УПЦ оказались недостойными своей миссии, были не пастырями, а наемниками (Ин. 10, 12).
Стадо рассеялось, разбрелось по различным пастбищам. Блаженнейший митрополит Владимир, движимый пастырской любовью к своему народу, взял на свои плечи проблемы украинского Православия, пропустил через собственное сердце горести и чаяния паствы, обретшей в нем отца и Первосвятителя. Поэтому, несмотря на соблазны расколов и льстивые посулы «лжесловесников, сожженных в совести своей» (1 Тим. 4, 2), она осталась верна каноническому Православию и своему законному Предстоятелю.
На Блаженнейшем Митрополите Владимире сбылись слова, сказанные им же самим будущим пастырям Церкви в день выпуска Духовных Академии и Семинарии в 1975 г.: «Вы — посланники Христовы. Христос избирает вас, Он доверяет вам «пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею» (Деян. 20, 28). Найдется ли на земле призвание, которое было бы выше, благороднее, одухотвореннее призвания вашего? И есть ли такая печаль, которая была бы способна угасить радость такого призвания? Радуйтесь! И паки реку: радуйтесь! Ибо Христос обручает вас с народом Своим. Отныне, отвечая на зов Божий, вы уже не будете больше произносить: «Вот я» (Ис. 6, 8), но до конца жизни на ваших устах будет один ответ: «Вот я и дети, которых ты дал мне, Господи» (Ис. 8, 18). Быть со своим народом всегда и везде, служить ему, положить за него душу свою — что может быть прекраснее этого на земле!» .
Возглавив Украинскую Православную Церковь, Блаженнейший Первосвятитель в первую очередь восстановил в ней начала соборности. Само его избрание на Харьковском Соборе в 1992 г. стало торжеством соборности в нашей Церкви. 20 июня 1992 г., в день его приезда в Украину, в стенах Киево-Печерской Лавры состоялся Архиерейский Собор УПЦ. Церковь в «сей день, его же сотвори Господь» (Пс. 117, 24), праздновала отдание Святой Пятидесятницы. «Собор принял обращение, в котором с удовлетворением засвидетельствовал, что новоизбранный Предстоятель УПЦ... приступил к исполнению своих первосвятительских обязанностей. Собор выразил свое мнение относительно ряда вопросов, возникших перед Украинской Православной Церковью за последнее время...» . Так свой первый день пребывания на родной земле Предстоятель провел в соборном общении с собратьями-епископами, в ознаменование того, что соборность — главный принцип Православной Церкви.
Через несколько дней, 26 июня 1992 г., в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре открылся первый Поместный Собор Украинской Православной Церкви во главе с новым Предстоятелем Блаженнейшим Митрополитом Владимиром. Поскольку Поместный Собор является высшим законодательным органом в Церкви, он утвердил решение Харьковского собора постановлением: «Признать Архиерейский Собор в Харькове от 27–28 мая 1992 г. каноничным и утвердить все его деяния и постановления». Собор единодушно утвердил все поправки, внесенные на Харьковском Архиерейском Соборе в текст Устава по Управлению УПЦ, и засвидетельствовал свое неизменное единство и верность Святому вселенскому Православию. Участники Собора еще раз единодушно осудили деятельность бывшего митрополита Филарета и подтвердили постановление об освобождении его с поста Предстоятеля УПЦ и извержении из священного сана. Собор констатировал, что процедура избрания нового Предстоятеля тайным голосованием была демократичной и законной. В связи с этим Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины, признан единственным законным и каноническим Предстоятелем УПЦ, которого признали Предстоятели всех Поместных Православных Церквей мира» .
Соборность, единство мистического тела Христова — Церкви является ее естественным состоянием. Потому-то и исторгла Филарета Полнота УПЦ, что не стерпела его антицерковного посягательства на «свободу... чад Божиих» (Рим. 8, 21).
27 июля 1993 г. в Киево-Печерской Лавре прошел Архиерейский Собор УПЦ, рассматривавший вопрос автокефалии и возможности диалога с раскольниками во имя объединения православных Украины. Накануне Собора по благословению Предстоятеля и Священного Синода УПЦ во всех епархиях были проведены епархиальные собрания с целью «изложить православно-канонический взгляд на церковный раскол и возможность его уврачевания». Суммировав полученную информацию, поистине представлявшую «глас народа», ибо через участие в епархиальных форумах в решение этих проблем были вовлечены все силы Церкви, Архиерейский Собор принял обращение «Ко всем православным в Украине»:
«Мы призываем сегодня всех православных к единству во Христе. При этом мы должны помнить, что действительное единение в Единую Соборную Апостольскую Церковь может быть только на основании Священных Канонов, которыми руководствуется Церковь на протяжении всей истории своего существования. Таким образом, объединение православных в Украине возможно только через покаяние тех, кто в расколе. Это — единственный канонический путь образования единой Православной Церкви в Украине» .
Еще раз с особой остротой вопрос об автокефалии и диалоге с раскольниками поднимался на Архиерейских соборах 1996 г. и 2000 г. Юбилейный Архиерейский Собор УПЦ, проходивший 28 июля 2000 г. в Киево-Печерской Лавре и посвященный 2000-летию Рождества Христова, был особенно торжественным. Собор призвал «всех православных верующих Украины прекратить межконфессиональное противостояние, объединиться в одной церковной ограде и лишь потом совместно приступить к соборному решению вопроса о дальнейшем каноническом статусе нашей Церкви» .
Для управления Блаженнейшего Митрополита Владимира характерны максимальная близость к народу, тесное общение с ним. Это не руководство в кабинетной тиши, а «постоянные поездки в епархии, цель которых — единство Церкви. Визиты Предстоятеля — это кровообращение Церкви, символ причащения от единой Чаши, символ Евхаристии. Это живой пример евангельского служения, ведь Христос и апостолы большую часть своей жизни были заняты проповедью по всей земле... Владыка Владимир — всегда в пути. Трудно даже подсчитать, сколько раз он посещал 35 наших епархий, сколько храмов заложил, сколько приходов, больниц, детских домов, тюрем посетил... В дороге Блаженнейший всегда работает. Всегда с собой документы, прошения, тексты, которые нужно проверить. И несмотря на то, что в вагоне или в самолете работать очень сложно — работа идет.
Отдельно следует остановиться на зарубежных поездках нашего Предстоятеля. Именно благодаря его жертвенной неутомимости, его частым визитам к Предстоятелям других Православных Церквей поднялся авторитет Украинской Православной Церкви во всем мире» .
Владыка часто совершает паломничества по святым местам Палестины, Синая, Греции, других стран, которые освящены стопами Господа нашего Иисуса Христа, Его Пречистой Матери, Христовых Апостолов и святых угодников Божиих. Первое посещение им, тогда еще архимандритом, Святого Града Иерусалима в 1966 г. стало одним из важнейших событий в его жизни. Гроб Господень, Гефсимания, древние улицы Иерусалима — все увиденное, словно возвращало его в благословенные апостольские времена, приобщало к тайне лицезрения Господа и Пресвятой Девы Богородицы, к тайне душевного предстояния у Креста Спасителя мира. Самым большим счастьем для молодого архимандрита явилась тогда возможность служить каждую ночь на Гробе Господнем в Иерусалимском храме Воскресения Христова.
Через полгода состоялась его епископская хиротония. Впечатления от пребывания в Иерусалиме были в его душе столь велики, что он излил их в речи при наречении во епископа: «Великую благодатную помощь вижу для себя в том, что милосердный Господь в этом году сподобил меня дважды посетить Святую Землю, где я пробыл Рождество и Пасху, прославляя нас ради воскресшего Христа Жизнодавца. Святые места напоминают нам историю домостроительства нашего спасения, они освящены стопами Христа Спасителя, Богоматери, святых апостолов» . Сколько раз, преклонив здесь колени, возносил архипастырь «в клети сердца своего» молитвы о пастве, о родной украинской земле!.. Об этих молитвенных подвигах, о слезах, пролитых в благодатном просветлении и умилении души, знает только Сердцеведец Господь.
«История Нового Завета — это наша с вами история, — говорит Блаженнейший в одной из своих проповедей. — Струи Иорданские в крещении приобщили нас к Спасовой смерти. В святой Евхаристии Тайная Вечеря соединила нас с Господом самым тесным и священным образом. Это нам, шествующим через столетия, Христос — любвеобильный Владыка дома Своего — омыл ноги. Святая Пятидесятница в таинстве священства излила на нас дар Духа Святого... Следовать за Христом — это значит сораспинаться Ему, пить чашу, которую пил Он. Перед всеми нами Его вечный вопрос: любите ли вы Меня? Священник — предстоятель за род людской у престола Царя Славы. Священник созидает Завет божественно-человеческий и человечески-божественный» .
В проповедях Первосвятителя, его благовестии «дальним и ближним» (Еф. 2, 17) заключены глубокая мудрость, как единое, так и житейская, нравственная сила, незыблемая убежденность в правоте дела Божия, которое он совершает. Высокие истины веры, как единое «на потребу» (Лк. 10, 41), в проповедях Владыки не заслоняют, однако, жизненных проблем его паствы. В проповеди Блаженнейший — и наставник, и педагог, и любящий отец, и великолепный мастер слова, и философ, и даже поэт. Вот одна из замечательных его проповедей, обращенная к юной семинарской аудитории:
«Жизнью своей, трудом, молитвой, знанием, общим развитием укрепляйтесь и совершенствуйтесь, дабы жизнь ваша была и полезной, и радостной. Избегайте напускного благочестия, исступленных возгласов и движений, фанатизма. Помните, что по-настоящему ценно и полезно только все естественное, здоровое и искреннее. Духовная школа не лишает вас земных радостей, и ныне мы от души желаем вам обильной полноты благословенных радостей... Человек создан не для того только, чтобы заслужить загробную жизнь, он должен уметь управлять и своим земным существованием. Жизнь полная, радостная, честная, светлая, сообразная всем нравственным предписаниям Христианства дается вам. Любите свой народ, его прекрасные традиции. Изучайте его историю. Это должен быть не просто интерес, а живое чувство сопричастности к ней. Воспитывайте себя эстетически. Любите все красивое. Мир щедро наделен красотой. А она многолика: это и добрый взгляд, и мягкость интонации, и душевная чуткость. Красота — это бег облаков, это цветок в стакане, звуки рояля, стихи, картины... Любите литературу и искусство, ибо они тем и благодатны, что способны озарить мир человека, сделать его благодатным. Любите свою родину, ибо это так же естественно, как естественно любить свою родную мать. И молитесь, чтобы Бог даровал мир и процветание нашей стране, счастье и благополучие нашему народу, а нам — силу служить им до последних дней своих. Любите Бога и людей, потому что на любви основана вся наша вера, вся наша жизнь — церковная, общественная и семейная. Любите Святую Православную Церковь, нашу любвеобильную мать, которая родила нас в жизнь духовную, до гроба воспитывает каждого из нас и ведет заботливо ко спасению» .
В этих словах, обращенных к юношам, — квинтэссенция христианской жизни, правильного христианского мировоззрения. Такое доброе, глубокое, лишенное всякой фальши и напускного пафоса, исполненное отеческой любви наставление каждый из них, наверное, запомнил на всю жизнь.
Некоторые его проповеди звучат как гимн, как поэма. Их метафорическая образность помогает лучше постичь сущность раскрываемой темы, проникнуться высотой ее содержания. Такая проповедь быстрее доходит до сердца. Вместе с тем понимаешь, что красота изложения здесь вторична — первична красота души, износящей из «сокровищницы своей» (Мф. 13, 52) эти духовные богатства. Послушаем:
«Ко Христу ведут многие пути. Когда перед нами простирается дорога, главное — идти по ней. Когда нам дают книгу, главное — прочесть ее. Когда друг обращается к нам, главное — выслушать его. Бог постоянно идет нам навстречу — как путь, как книга, как друг. Природа — путь, ведущий к Нему. Библия — книга, повествующая о Нем. А друг, говорящий с нами в глубине сердца, — это наша совесть, это Сам Бог. Природа ведет к Нему, потому что вышла из Его творческих рук. Каждое дерево при дороге, каждый цветок в поле, каждый человек, встречающийся нам на этом пути, несет в себе отпечаток Создавшего его. Удивительная красота и совершенство всего существующего, порядок, все чудесно соединяющий и организующий, подтверждают на каждом шагу, что мы находимся на верном пути. Конечно, иногда бывают грозы и несчастья: деревья гибнут, цветы увядают — зло вошло в мир... Но, несмотря на эти скорбные несовершенства, мы видим постоянное проявление всепобеждающей силы добра, а препятствия учат нас бороться и подниматься выше. Кому из нас не известно особое, захватывающее чувство, когда мы любуемся красотой природы, созерцаем цветущие луга, зеленеющие поля и леса, любуемся безбрежной морской далью, снежными вершинами гор, усеянным звездами небосводом? Душа наша не может не видеть во всем этом руку великого Творца и Божественного верховного Архитектора. Тогда понятными становятся нам слова Псалмопевца: «Дивна дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси» (Пс. 103, 24). Тогда встречается душа наша с Богом» .
Митрополит Владимир — человек высокой культуры, многогранных душевных дарований и вместе с тем — евангельской простоты и нищеты духа (Мф. 5, 3). Протоиерей Михаил Гоюк, ученик Блаженнейшего по МДАиС, вспоминает: «Самое большое потрясение было от богослужений, которые совершал Владыка-ректор. Он особенно почитал иконы Божией Матери, торжественно читал по средам акафисты. По семинарской традиции, мы приходили под благословение к раке преподобного Сергия. Там часто слышали знакомый голос: Владыка молитвенно произносил кондаки акафиста преподобному. Каким непохожим было это чтение на другие богослужения! Владыка Владимир был в епитрахили, в наброшенной на плечи простой мантии. Стоял вместе с монахами, преподавателями, студентами и молился. После молитв мы брали благословение у него и будто обретали второе дыхание, благодатный заряд на учебу. Еще с одной, совершенно неожиданной стороны открылся для меня Владыка Владимир — как поэт… Оказалось, он пишет стихи, и стихи замечательные!» .
Свои таланты Владыка прячет под покровом христианского смирения. Ему до глубины души претит самость, повышенная самооценка — назойливая спутница многих дарований. Мало кто из нас знает, что Блаженнейший митрополит Владимир трудился в ЮНЕСКО, на Конференциях Европейских Церквей, во Всемирном Совете Церквей, других светских и религиозных организациях мирового и европейского масштаба. Он — академик и почетный доктор престижных международных институтов, академик Академии информации при ООН, Международной кадровой академии Совета Европы ЮНЕСКО. Как выдающийся церковный деятель, Блаженнейший Митрополит Владимир был избран Почетным председателем Оргкомитета Организации Объединенных Наций по празднованию 2000-летия Рождества Христова.
Среди его друзей — высокие государственные и религиозные деятели Запада и Востока, представители монархических династий, ученые, политики, деятели культуры. Его гостями были Президенты Греции, Италии, России, Беларуси, Словакии, других стран. Братские отношения у главы УПЦ существуют со всеми предстоятелями Православных Церквей мира. Он награжден высшими церковными наградами Поместных Церквей, высшим отличием РПЦ, вручаемым лишь предстоятелям и главам государств, — орденом святого апостола Андрея Первозванного.
Украинское государство глубоко чтит заслуги Предстоятеля УПЦ перед Родиной, Церковью и народом. Блаженнейший Владыка — кавалер трех орденов князя Ярослава Мудрого, самого высокого отличия в Украине, золотого ордена «Слава на вірність Вітчизні» I степени, других наград.
Вместе с тем о нем можно сказать словами Священного Писания: «Несть пророк без чести, токмо во отечествии своем, и в сродстве, и в дому своем» (Мк. 6, 4). Соотечественники пророка Моисея, которых он вывел из рабства, в ожесточении ставили ему в вину трудности, сопровождавшие их на пути к свободе, и с сожалением вспоминали о египетских котлах со снедью. Однако Моисей видел дальше, чем они. Облеченный свыше силой и мудростью, он смог даровать им духовную свободу, вывести их из бесплодной пустыни к плодоносным нивам земли обетованной. Ибо «мудрость, сходящая свыше, во-первых чиста, потом мирна, скромна, ...полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак. 3, 17–18).
Великое счастье для украинской земли, что у нее такой Первопастырь! Что обрела она наконец истинного отца и заступника перед Богом, любящего ее всем сердцем, готового пожертвовать собой ради нее, готового быть, подобно пророку Моисею, изглаженным за народ свой «из Книги жизни» (Исх. 32, 32).
Изнурителен и подчас непосилен предстоятельский подвиг Блаженнейшего Митрополита Владимира, который можно назвать «сораспятием Христу» (Гал. 2, 19) за братьев, «родных... по плоти, ...которым принадлежит усыновление, и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования» (Рим. 9, 4). Обетования эти об Украине выразил святой апостол Андрей Первозванный, предсказавший ей великую христианскую будущность. Усыновлена она была Богу святым равноапостольным князем Владимиром, просветившим ее светом Православной веры. Славу ее составил собор великих угодников Божиих — «полк Божественный», «велий сонм святых». Заветы и законоположения ей оставили отцы и учители церковные, чьи летописи и труды являют собой ее драгоценное наследие.
Хочется верить, что духовное блуждание народа Украины в поисках земли обетованной, в поисках счастья и свободы вскоре закончится. Хочется надеяться, что православные овцы соберутся в единую ограду Божию (Пс. 30, 4), что придут туда и «другие овцы, которые не сего двора... и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10, 16).
Добрый Пастырь. Часть 2 → |
---|
Церковные Таинства
— Миропомазание есть Таинство, в котором верующим при помазании освященным миром частей тела во имя Святого Духа подаются Дары Святого Духа, укрепляющие христианина в духовной жизни. Поэтому и Таинство это называется Таинством Миропомазания. |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Сама постановка вопроса несколько некорректна. Поневоле напрашивается встречный вопрос — а какую вообще игру можно назвать православной? Футбол нельзя порицать только на том основании, что это вид спорта. Тем более, что это явление мирового значения, спорт номер один в мире. |
Подробнее ... |