Добрый Пастырь. Часть 3

В 1992 г., по вы­бо­ру свя­щен­но­слу­жи­те­лей и пра­во­слав­но­го на­ро­да Ук­раи­ны, свер­ши­лась во­ля Бо­жия — ми­тро­по­лит Вла­ди­мир воз­гла­вил Ук­ра­ин­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь. До­б­рый пас­тырь ук­ра­ин­ской зем­ли при­шел к сво­ей род­ной па­ст­ве: «во своя при­иде» (Ин. 1, 11). При­шел, «да ум­но­жа­ют­ся ов­цы на па­жи­тях на­ших» (Пс. 143, 13). При­шел в труд­ное, пе­ре­лом­ное вре­мя, ко­гда Пра­во­сла­вие в Ук­раи­не пре­тер­пе­ло страш­ный урон от «вол­ков, не ща­дя­щих ста­да» (Де­ян. 20, 29). «Лю­бя­щие пер­вен­ст­во­вать» (3 Ин. 9) в УПЦ ока­за­лись не­дос­той­ны­ми сво­ей мис­сии, бы­ли не пас­ты­ря­ми, а на­ем­ни­ка­ми (Ин. 10, 12).

Ста­до рас­сея­лось, раз­бре­лось по раз­лич­ным па­ст­би­щам. Бла­жен­ней­ший ми­тро­по­лит Вла­ди­мир, дви­жи­мый пас­тыр­ской лю­бо­вью к сво­ему на­ро­ду, взял на свои пле­чи про­бле­мы ук­ра­ин­ско­го Пра­во­сла­вия, про­пус­тил че­рез соб­ст­вен­ное серд­це го­ре­сти и чая­ния па­ст­вы, об­рет­шей в нем от­ца и Пер­во­свя­ти­те­ля. По­это­му, не­смот­ря на со­блаз­ны рас­ко­лов и льсти­вые по­су­лы «лже­сло­вес­ни­ков, со­жжен­ных в со­вес­ти сво­ей» (1 Тим. 4, 2), она ос­та­лась вер­на ка­но­ни­че­ско­му Пра­во­сла­вию и сво­ему за­кон­но­му Пред­стоя­те­лю.

На Бла­жен­ней­шем Ми­тро­по­ли­те Вла­ди­ми­ре сбы­лись сло­ва, ска­зан­ные им же са­мим бу­ду­щим пас­ты­рям Церк­ви в день вы­пус­ка Ду­хов­ных Ака­де­мии и Се­ми­на­рии в 1975 г.: «Вы — по­слан­ни­ки Хри­сто­вы. Хри­стос из­би­ра­ет вас, Он до­ве­ря­ет вам «пас­ти Цер­ковь Гос­по­да и Бо­га, юже стя­жа кро­вию Сво­ею» (Де­ян. 20, 28). Най­дет­ся ли на зем­ле при­зва­ние, ко­то­рое бы­ло бы вы­ше, бла­го­род­нее, оду­хо­тво­рен­нее при­зва­ния ва­ше­го? И есть ли та­кая пе­чаль, ко­то­рая бы­ла бы спо­соб­на уга­сить ра­дость та­ко­го при­зва­ния? Ра­дуй­тесь! И па­ки ре­ку: ра­дуй­тесь! Ибо Хри­стос об­ру­ча­ет вас с на­ро­дом Сво­им. От­ны­не, от­ве­чая на зов Бо­жий, вы уже не бу­де­те боль­ше про­из­но­сить: «Вот я» (Ис. 6, 8), но до кон­ца жиз­ни на ва­ших ус­тах бу­дет один от­вет: «Вот я и де­ти, ко­то­рых ты дал мне, Гос­по­ди» (Ис. 8, 18). Быть со сво­им на­ро­дом все­гда и вез­де, слу­жить ему, по­ло­жить за не­го ду­шу свою — что мо­жет быть пре­крас­нее это­го на зем­ле!» .

Воз­гла­вив Ук­ра­ин­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь, Бла­жен­ней­ший Пер­во­свя­ти­тель в пер­вую оче­редь вос­ста­но­вил в ней на­ча­ла со­бор­но­сти. Са­мо его из­бра­ние на Харь­ков­ском Со­бо­ре в 1992 г. ста­ло тор­же­ст­вом со­бор­но­сти в на­шей Церк­ви. 20 ию­ня 1992 г., в день его при­ез­да в Ук­раи­ну, в сте­нах Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры со­сто­ял­ся Ар­хие­рей­ский Со­бор УПЦ. Цер­ковь в «сей день, его же со­тво­ри Гос­подь» (Пс. 117, 24), празд­но­ва­ла от­да­ние Свя­той Пя­ти­де­сят­ни­цы. «Со­бор при­нял об­ра­ще­ние, в ко­то­ром с удов­ле­тво­ре­ни­ем за­сви­де­тель­ст­во­вал, что но­во­из­бран­ный Пред­стоя­тель УПЦ... при­сту­пил к ис­пол­не­нию сво­их пер­во­свя­ти­тель­ских обя­зан­но­стей. Со­бор вы­ра­зил свое мне­ние от­но­си­тель­но ря­да во­про­сов, воз­ник­ших пе­ред Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью за по­след­нее вре­мя...» . Так свой пер­вый день пре­бы­ва­ния на род­ной зем­ле Пред­стоя­тель про­вел в со­бор­ном об­ще­нии с со­брать­я­ми-епи­ско­па­ми, в оз­на­ме­но­ва­ние то­го, что со­бор­ность — глав­ный прин­цип Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Че­рез не­сколь­ко дней, 26 ию­ня 1992 г., в Свя­то-Ус­пен­ской Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ре от­крыл­ся пер­вый По­ме­ст­ный Со­бор Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви во гла­ве с но­вым Пред­стоя­те­лем Бла­жен­ней­шим Ми­тро­по­ли­том Вла­ди­ми­ром. По­сколь­ку По­ме­ст­ный Со­бор яв­ля­ет­ся выс­шим за­ко­но­да­тель­ным ор­га­ном в Церк­ви, он ут­вер­дил ре­ше­ние Харь­ков­ско­го со­бо­ра по­ста­нов­ле­ни­ем: «При­знать Ар­хие­рей­ский Со­бор в Харь­ко­ве от 27–28 мая 1992 г. ка­но­нич­ным и ут­вер­дить все его дея­ния и по­ста­нов­ле­ния». Со­бор еди­но­душ­но ут­вер­дил все по­прав­ки, вне­сен­ные на Харь­ков­ском Ар­хие­рей­ском Со­бо­ре в текст Ус­та­ва по Управ­ле­нию УПЦ, и за­сви­де­тель­ст­во­вал свое не­из­мен­ное един­ст­во и вер­ность Свя­то­му все­лен­ско­му Пра­во­сла­вию. Уча­ст­ни­ки Со­бо­ра еще раз еди­но­душ­но осу­ди­ли дея­тель­ность быв­ше­го ми­тро­по­ли­та Фи­ла­ре­та и под­твер­ди­ли по­ста­нов­ле­ние об ос­во­бо­ж­де­нии его с по­ста Пред­стоя­те­ля УПЦ и из­вер­же­нии из свя­щен­но­го са­на. Со­бор кон­ста­ти­ро­вал, что про­це­ду­ра из­бра­ния но­во­го Пред­стоя­те­ля тай­ным го­ло­со­ва­ни­ем бы­ла де­мо­кра­тич­ной и за­кон­ной. В свя­зи с этим Бла­жен­ней­ший Вла­ди­мир, ми­тро­по­лит Ки­ев­ский и всея Ук­раи­ны, при­знан един­ст­вен­ным за­кон­ным и ка­но­ни­че­ским Пред­стоя­те­лем УПЦ, ко­то­ро­го при­зна­ли Пред­стоя­те­ли всех По­ме­ст­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей ми­ра» .

Со­бор­ность, един­ст­во мис­ти­че­ско­го те­ла Хри­сто­ва — Церк­ви яв­ля­ет­ся ее ес­те­ст­вен­ным со­стоя­ни­ем. По­то­му-то и ис­торг­ла Фи­ла­ре­та Пол­но­та УПЦ, что не стер­пе­ла его ан­ти­цер­ков­но­го по­ся­га­тель­ст­ва на «сво­бо­ду... чад Бо­жи­их» (Рим. 8, 21).

27 ию­ля 1993 г. в Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ре про­шел Ар­хие­рей­ский Со­бор УПЦ, рас­смат­ри­вав­ший во­прос ав­то­ке­фа­лии и воз­мож­но­сти диа­ло­га с рас­коль­ни­ка­ми во имя объ­е­ди­не­ния пра­во­слав­ных Ук­раи­ны. На­ка­ну­не Со­бо­ра по бла­го­сло­ве­нию Пред­стоя­те­ля и Свя­щен­но­го Си­но­да УПЦ во всех епар­хи­ях бы­ли про­ве­де­ны епар­хи­аль­ные со­б­ра­ния с це­лью «из­ло­жить пра­во­слав­но-ка­но­ни­че­ский взгляд на цер­ков­ный рас­кол и воз­мож­ность его ув­ра­че­ва­ния». Сум­ми­ро­вав по­лу­чен­ную ин­фор­ма­цию, по­ис­ти­не пред­став­ляв­шую «глас на­ро­да», ибо че­рез уча­стие в епар­хи­аль­ных фо­ру­мах в ре­ше­ние этих про­блем бы­ли во­вле­че­ны все си­лы Церк­ви, Ар­хие­рей­ский Со­бор при­нял об­ра­ще­ние «Ко всем пра­во­слав­ным в Ук­раи­не»:

«Мы при­зы­ва­ем се­го­дня всех пра­во­слав­ных к един­ст­ву во Хри­сте. При этом мы долж­ны пом­нить, что дей­ст­ви­тель­ное еди­не­ние в Еди­ную Со­бор­ную Апо­столь­скую Цер­ковь мо­жет быть толь­ко на ос­но­ва­нии Свя­щен­ных Ка­но­нов, ко­то­ры­ми ру­ко­во­дству­ет­ся Цер­ковь на про­тя­же­нии всей ис­то­рии сво­его су­ще­ст­во­ва­ния. Та­ким об­ра­зом, объ­е­ди­не­ние пра­во­слав­ных в Ук­раи­не воз­мож­но толь­ко че­рез по­кая­ние тех, кто в рас­ко­ле. Это — един­ст­вен­ный ка­но­ни­че­ский путь об­ра­зо­ва­ния еди­ной Пра­во­слав­ной Церк­ви в Ук­раи­не» .

Еще раз с осо­бой ост­ро­той во­прос об ав­то­ке­фа­лии и диа­ло­ге с рас­коль­ни­ка­ми под­ни­мал­ся на Ар­хие­рей­ских со­бо­рах 1996 г. и 2000 г. Юби­лей­ный Ар­хие­рей­ский Со­бор УПЦ, про­хо­див­ший 28 ию­ля 2000 г. в Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ре и по­свя­щен­ный 2000-ле­тию Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва, был осо­бен­но тор­же­ст­вен­ным. Со­бор при­звал «всех пра­во­слав­ных ве­рую­щих Ук­раи­ны пре­кра­тить меж­кон­фес­сио­наль­ное про­ти­во­стоя­ние, объ­е­ди­нить­ся в од­ной цер­ков­ной ог­ра­де и лишь по­том со­вме­ст­но при­сту­пить к со­бор­но­му ре­ше­нию во­про­са о даль­ней­шем ка­но­ни­че­ском ста­ту­се на­шей Церк­ви» .

Для управ­ле­ния Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра ха­рак­тер­ны мак­си­маль­ная бли­зость к на­ро­ду, тес­ное об­ще­ние с ним. Это не ру­ко­во­дство в ка­би­нет­ной ти­ши, а «по­сто­ян­ные по­езд­ки в епар­хии, цель ко­то­рых — един­ст­во Церк­ви. Ви­зи­ты Пред­стоя­те­ля — это кро­во­об­ра­ще­ние Церк­ви, сим­вол при­ча­ще­ния от еди­ной Ча­ши, сим­вол Ев­ха­ри­стии. Это жи­вой при­мер еван­гель­ско­го слу­же­ния, ведь Хри­стос и апо­сто­лы боль­шую часть сво­ей жиз­ни бы­ли за­ня­ты про­по­ве­дью по всей зем­ле... Вла­ды­ка Вла­ди­мир — все­гда в пу­ти. Труд­но да­же под­счи­тать, сколь­ко раз он по­се­щал 35 на­ших епар­хий, сколь­ко хра­мов за­ло­жил, сколь­ко при­хо­дов, боль­ниц, дет­ских до­мов, тю­рем по­се­тил... В до­ро­ге Бла­жен­ней­ший все­гда ра­бо­та­ет. Все­гда с со­бой до­ку­мен­ты, про­ше­ния, тек­сты, ко­то­рые нуж­но про­ве­рить. И не­смот­ря на то, что в ва­го­не или в са­мо­ле­те ра­бо­тать очень слож­но — ра­бо­та идет.

От­дель­но сле­ду­ет ос­та­но­вить­ся на за­ру­беж­ных по­езд­ках на­ше­го Пред­стоя­те­ля. Имен­но бла­го­да­ря его жерт­вен­ной не­уто­ми­мо­сти, его час­тым ви­зи­там к Пред­стоя­те­лям дру­гих Пра­во­слав­ных Церк­вей под­нял­ся ав­то­ри­тет Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви во всем ми­ре» .

Вла­ды­ка час­то со­вер­ша­ет па­лом­ни­че­ст­ва по свя­тым мес­там Па­ле­сти­ны, Си­ная, Гре­ции, дру­гих стран, ко­то­рые ос­вя­ще­ны сто­па­ми Гос­по­да на­ше­го Ии­су­са Хри­ста, Его Пре­чис­той Ма­те­ри, Хри­сто­вых Апо­сто­лов и свя­тых угод­ни­ков Бо­жи­их. Пер­вое по­се­ще­ние им, то­гда еще ар­хи­ман­д­ри­том, Свя­то­го Гра­да Ие­ру­са­ли­ма в 1966 г. ста­ло од­ним из важ­ней­ших со­бы­тий в его жиз­ни. Гроб Гос­по­день, Геф­си­ма­ния, древ­ние ули­цы Ие­ру­са­ли­ма — все уви­ден­ное, слов­но воз­вра­ща­ло его в бла­го­сло­вен­ные апо­столь­ские вре­ме­на, при­об­ща­ло к тай­не ли­це­зре­ния Гос­по­да и Пре­свя­той Де­вы Бо­го­ро­ди­цы, к тай­не ду­шев­но­го пред­стоя­ния у Кре­ста Спа­си­те­ля ми­ра. Са­мым боль­шим сча­сть­ем для мо­ло­до­го ар­хи­ман­д­ри­та яви­лась то­гда воз­мож­ность слу­жить ка­ж­дую ночь на Гро­бе Гос­под­нем в Ие­ру­са­лим­ском хра­ме Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва.

Че­рез пол­го­да со­стоя­лась его епи­скоп­ская хи­ро­то­ния. Впе­чат­ле­ния от пре­бы­ва­ния в Ие­ру­са­ли­ме бы­ли в его ду­ше столь ве­ли­ки, что он из­лил их в ре­чи при на­ре­че­нии во епи­ско­па: «Ве­ли­кую бла­го­дат­ную по­мощь ви­жу для се­бя в том, что ми­ло­серд­ный Гос­подь в этом го­ду спо­до­бил ме­ня два­ж­ды по­се­тить Свя­тую Зем­лю, где я про­был Ро­ж­де­ст­во и Пас­ху, про­слав­ляя нас ра­ди вос­крес­ше­го Хри­ста Жиз­но­дав­ца. Свя­тые мес­та на­по­ми­на­ют нам ис­то­рию до­мо­строи­тель­ст­ва на­ше­го спа­се­ния, они ос­вя­ще­ны сто­па­ми Хри­ста Спа­си­те­ля, Бо­го­ма­те­ри, свя­тых апо­сто­лов» . Сколь­ко раз, пре­кло­нив здесь ко­ле­ни, воз­но­сил ар­хи­пас­тырь «в кле­ти серд­ца сво­его» мо­лит­вы о па­ст­ве, о род­ной ук­ра­ин­ской зем­ле!.. Об этих мо­лит­вен­ных под­ви­гах, о сле­зах, про­ли­тых в бла­го­дат­ном про­свет­ле­нии и уми­ле­нии ду­ши, зна­ет толь­ко Серд­це­ве­дец Гос­подь.

«Ис­то­рия Но­во­го За­ве­та — это на­ша с ва­ми ис­то­рия, — го­во­рит Бла­жен­ней­ший в од­ной из сво­их про­по­ве­дей. — Струи Иор­дан­ские в кре­ще­нии при­об­щи­ли нас к Спа­со­вой смер­ти. В свя­той Ев­ха­ри­стии Тай­ная Ве­че­ря со­еди­ни­ла нас с Гос­по­дом са­мым тес­ным и свя­щен­ным об­ра­зом. Это нам, ше­ст­вую­щим че­рез сто­ле­тия, Хри­стос — люб­ве­о­биль­ный Вла­ды­ка до­ма Сво­его — омыл но­ги. Свя­тая Пя­ти­де­сят­ни­ца в та­ин­ст­ве свя­щен­ст­ва из­ли­ла на нас дар Ду­ха Свя­то­го... Сле­до­вать за Хри­стом — это зна­чит со­рас­пи­нать­ся Ему, пить ча­шу, ко­то­рую пил Он. Пе­ред все­ми на­ми Его веч­ный во­прос: лю­би­те ли вы Ме­ня? Свя­щен­ник — пред­стоя­тель за род люд­ской у пре­сто­ла Ца­ря Сла­вы. Свя­щен­ник со­зи­да­ет За­вет бо­же­ст­вен­но-че­ло­ве­че­ский и че­ло­ве­че­ски-бо­же­ст­вен­ный» .

В про­по­ве­дях Пер­во­свя­ти­те­ля, его бла­го­вес­тии «даль­ним и ближ­ним» (Еф. 2, 17) за­клю­че­ны глу­бо­кая муд­рость, как еди­ное, так и жи­тей­ская, нрав­ст­вен­ная си­ла, не­зыб­ле­мая убе­ж­ден­ность в пра­во­те де­ла Бо­жия, ко­то­рое он со­вер­ша­ет. Вы­со­кие ис­ти­ны ве­ры, как еди­ное «на по­тре­бу» (Лк. 10, 41), в про­по­ве­дях Вла­ды­ки не за­сло­ня­ют, од­на­ко, жиз­нен­ных про­блем его па­ст­вы. В про­по­ве­ди Бла­жен­ней­ший — и на­став­ник, и пе­да­гог, и лю­бя­щий отец, и ве­ли­ко­леп­ный мас­тер сло­ва, и фи­ло­соф, и да­же по­эт. Вот од­на из за­ме­ча­тель­ных его про­по­ве­дей, об­ра­щен­ная к юной се­ми­нар­ской ау­ди­то­рии:

«Жиз­нью сво­ей, тру­дом, мо­лит­вой, зна­ни­ем, об­щим раз­ви­ти­ем ук­ре­п­ляй­тесь и со­вер­шен­ст­вуй­тесь, да­бы жизнь ва­ша бы­ла и по­лез­ной, и ра­до­ст­ной. Из­бе­гай­те на­пу­ск­но­го бла­го­чес­тия, ис­сту­п­лен­ных воз­гла­сов и дви­же­ний, фа­на­тиз­ма. Пом­ни­те, что по-на­стоя­ще­му цен­но и по­лез­но толь­ко все ес­те­ст­вен­ное, здо­ро­вое и ис­крен­нее. Ду­хов­ная шко­ла не ли­ша­ет вас зем­ных ра­до­стей, и ны­не мы от ду­ши же­ла­ем вам обиль­ной пол­но­ты бла­го­сло­вен­ных ра­до­стей... Че­ло­век соз­дан не для то­го толь­ко, что­бы за­слу­жить за­гроб­ную жизнь, он дол­жен уметь управ­лять и сво­им зем­ным су­ще­ст­во­ва­ни­ем. Жизнь пол­ная, ра­до­ст­ная, че­ст­ная, свет­лая, со­об­раз­ная всем нрав­ст­вен­ным пред­пи­са­ни­ям Хри­сти­ан­ст­ва да­ет­ся вам. Лю­би­те свой на­род, его пре­крас­ные тра­ди­ции. Изу­чай­те его ис­то­рию. Это дол­жен быть не про­сто ин­те­рес, а жи­вое чув­ст­во со­при­ча­ст­но­сти к ней. Вос­пи­ты­вай­те се­бя эс­те­ти­че­ски. Лю­би­те все кра­си­вое. Мир щед­ро на­де­лен кра­со­той. А она мно­го­ли­ка: это и до­б­рый взгляд, и мяг­кость ин­то­на­ции, и ду­шев­ная чут­кость. Кра­со­та — это бег об­ла­ков, это цве­ток в ста­ка­не, зву­ки роя­ля, сти­хи, кар­ти­ны... Лю­би­те ли­те­ра­ту­ру и ис­кус­ст­во, ибо они тем и бла­го­дат­ны, что спо­соб­ны оза­рить мир че­ло­ве­ка, сде­лать его бла­го­дат­ным. Лю­би­те свою ро­ди­ну, ибо это так же ес­те­ст­вен­но, как ес­те­ст­вен­но лю­бить свою род­ную мать. И мо­ли­тесь, что­бы Бог да­ро­вал мир и про­цве­та­ние на­шей стра­не, сча­стье и бла­го­по­лу­чие на­ше­му на­ро­ду, а нам — си­лу слу­жить им до по­след­них дней сво­их. Лю­би­те Бо­га и лю­дей, по­то­му что на люб­ви ос­но­ва­на вся на­ша ве­ра, вся на­ша жизнь — цер­ков­ная, об­ще­ст­вен­ная и се­мей­ная. Лю­би­те Свя­тую Пра­во­слав­ную Цер­ковь, на­шу люб­ве­о­биль­ную мать, ко­то­рая ро­ди­ла нас в жизнь ду­хов­ную, до гро­ба вос­пи­ты­ва­ет ка­ж­до­го из нас и ве­дет за­бот­ли­во ко спа­се­нию» .

В этих сло­вах, об­ра­щен­ных к юно­шам, — квинт­эс­сен­ция хри­сти­ан­ской жиз­ни, пра­виль­но­го хри­сти­ан­ско­го ми­ро­воз­зре­ния. Та­кое доб­рое, глу­бо­кое, ли­шен­ное вся­кой фаль­ши и на­пу­ск­но­го па­фо­са, ис­пол­нен­ное оте­че­ской люб­ви на­став­ле­ние ка­ж­дый из них, на­вер­ное, за­пом­нил на всю жизнь.

Не­ко­то­рые его про­по­ве­ди зву­чат как гимн, как по­эма. Их ме­та­фо­ри­че­ская об­раз­ность по­мо­га­ет луч­ше по­стичь сущ­ность рас­кры­вае­мой те­мы, про­ник­нуть­ся вы­со­той ее со­дер­жа­ния. Та­кая про­по­ведь бы­ст­рее до­хо­дит до серд­ца. Вме­сте с тем по­ни­ма­ешь, что кра­со­та из­ло­же­ния здесь вто­рич­на — пер­вич­на кра­со­та ду­ши, из­но­ся­щей из «со­кро­вищ­ни­цы сво­ей» (Мф. 13, 52) эти ду­хов­ные бо­гат­ст­ва. По­слу­ша­ем:

«Ко Хри­сту ве­дут мно­гие пу­ти. Ко­гда пе­ред на­ми про­сти­ра­ет­ся до­ро­га, глав­ное — ид­ти по ней. Ко­гда нам да­ют кни­гу, глав­ное — про­честь ее. Ко­гда друг об­ра­ща­ет­ся к нам, глав­ное — вы­слу­шать его. Бог по­сто­ян­но идет нам на­встре­чу — как путь, как кни­га, как друг. При­ро­да — путь, ве­ду­щий к Не­му. Биб­лия — кни­га, по­ве­ст­вую­щая о Нем. А друг, го­во­ря­щий с на­ми в глу­би­не серд­ца, — это на­ша со­весть, это Сам Бог. При­ро­да ве­дет к Не­му, по­то­му что вы­шла из Его твор­че­ских рук. Ка­ж­дое де­ре­во при до­ро­ге, ка­ж­дый цве­ток в по­ле, ка­ж­дый че­ло­век, встре­чаю­щий­ся нам на этом пу­ти, не­сет в се­бе от­пе­ча­ток Соз­дав­ше­го его. Уди­ви­тель­ная кра­со­та и со­вер­шен­ст­во все­го су­ще­ст­вую­ще­го, по­ря­док, все чу­дес­но со­еди­няю­щий и ор­га­ни­зую­щий, под­твер­жда­ют на ка­ж­дом ша­гу, что мы на­хо­дим­ся на вер­ном пу­ти. Ко­неч­но, ино­гда бы­ва­ют гро­зы и не­сча­стья: де­ре­вья гиб­нут, цве­ты увя­да­ют — зло во­шло в мир... Но, не­смот­ря на эти скорб­ные не­со­вер­шен­ст­ва, мы ви­дим по­сто­ян­ное про­яв­ле­ние все­по­бе­ж­даю­щей си­лы до­б­ра, а пре­пят­ст­вия учат нас бо­роть­ся и под­ни­мать­ся вы­ше. Ко­му из нас не из­вест­но осо­бое, за­хва­ты­ваю­щее чув­ст­во, ко­гда мы лю­бу­ем­ся кра­со­той при­ро­ды, со­зер­ца­ем цве­ту­щие лу­га, зе­ле­нею­щие по­ля и ле­са, лю­бу­ем­ся без­бреж­ной мор­ской да­лью, снеж­ны­ми вер­ши­на­ми гор, усе­ян­ным звез­да­ми не­бо­сво­дом? Ду­ша на­ша не мо­жет не ви­деть во всем этом ру­ку ве­ли­ко­го Твор­ца и Бо­же­ст­вен­но­го вер­хов­но­го Ар­хи­тек­то­ра. То­гда по­нят­ны­ми ста­но­вят­ся нам сло­ва Псал­мо­пев­ца: «Див­на де­ла Твоя, Гос­по­ди, вся пре­муд­ро­стию со­тво­рил еси» (Пс. 103, 24). То­гда встре­ча­ет­ся ду­ша на­ша с Бо­гом» .

Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир — че­ло­век вы­со­кой куль­ту­ры, мно­го­гран­ных ду­шев­ных да­ро­ва­ний и вме­сте с тем — еван­гель­ской про­сто­ты и ни­ще­ты ду­ха (Мф. 5, 3). Про­тои­е­рей Ми­ха­ил Го­юк, уче­ник Бла­жен­ней­ше­го по МДА­иС, вспо­ми­на­ет: «Са­мое боль­шое по­тря­се­ние бы­ло от бо­го­слу­же­ний, ко­то­рые со­вер­шал Вла­ды­ка-рек­тор. Он осо­бен­но по­чи­тал ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, тор­же­ст­вен­но чи­тал по сре­дам ака­фи­сты. По се­ми­нар­ской тра­ди­ции, мы при­хо­ди­ли под бла­го­сло­ве­ние к ра­ке пре­по­доб­но­го Сер­гия. Там час­то слы­ша­ли зна­ко­мый го­лос: Вла­ды­ка мо­лит­вен­но про­из­но­сил кон­да­ки ака­фи­ста пре­по­доб­но­му. Ка­ким не­по­хо­жим бы­ло это чте­ние на дру­гие бо­го­слу­же­ния! Вла­ды­ка Вла­ди­мир был в епит­ра­хи­ли, в на­бро­шен­ной на пле­чи про­стой ман­тии. Сто­ял вме­сте с мо­на­ха­ми, пре­по­да­ва­те­ля­ми, сту­ден­та­ми и мо­лил­ся. По­сле мо­литв мы бра­ли бла­го­сло­ве­ние у не­го и буд­то об­ре­та­ли вто­рое ды­ха­ние, бла­го­дат­ный за­ряд на уче­бу. Еще с од­ной, со­вер­шен­но не­ожи­дан­ной сто­ро­ны от­крыл­ся для ме­ня Вла­ды­ка Вла­ди­мир — как по­эт… Ока­за­лось, он пи­шет сти­хи, и сти­хи за­ме­ча­тель­ные!» .

Свои та­лан­ты Вла­ды­ка пря­чет под по­кро­вом хри­сти­ан­ско­го сми­ре­ния. Ему до глу­би­ны ду­ши пре­тит са­мость, по­вы­шен­ная са­мо­оцен­ка — на­зой­ли­вая спут­ни­ца мно­гих да­ро­ва­ний. Ма­ло кто из нас зна­ет, что Бла­жен­ней­ший ми­тро­по­лит Вла­ди­мир тру­дил­ся в ЮНЕСКО, на Кон­фе­рен­ци­ях Ев­ро­пей­ских Церк­вей, во Все­мир­ном Со­ве­те Церк­вей, дру­гих свет­ских и ре­ли­ги­оз­ных ор­га­ни­за­ци­ях ми­ро­во­го и ев­ро­пей­ско­го мас­шта­ба. Он — ака­де­мик и по­чет­ный док­тор пре­стиж­ных ме­ж­ду­на­род­ных ин­сти­ту­тов, ака­де­мик Ака­де­мии ин­фор­ма­ции при ООН, Ме­ж­ду­на­род­ной кад­ро­вой ака­де­мии Со­ве­та Ев­ро­пы ЮНЕСКО. Как вы­даю­щий­ся цер­ков­ный дея­тель, Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир был из­бран По­чет­ным пред­се­да­те­лем Орг­ко­ми­те­та Ор­га­ни­за­ции Объ­е­ди­нен­ных На­ций по празд­но­ва­нию 2000-ле­тия Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва.

Сре­ди его дру­зей — вы­со­кие го­су­дар­ст­вен­ные и ре­ли­ги­оз­ные дея­те­ли За­па­да и Вос­то­ка, пред­ста­ви­те­ли мо­нар­хи­че­ских ди­на­стий, уче­ные, по­ли­ти­ки, дея­те­ли куль­ту­ры. Его гос­тя­ми бы­ли Пре­зи­ден­ты Гре­ции, Ита­лии, Рос­сии, Бе­ла­ру­си, Сло­ва­кии, дру­гих стран. Брат­ские от­но­ше­ния у гла­вы УПЦ су­ще­ст­ву­ют со все­ми пред­стоя­те­ля­ми Пра­во­слав­ных Церк­вей ми­ра. Он на­гра­ж­ден выс­ши­ми цер­ков­ны­ми на­гра­да­ми По­ме­ст­ных Церк­вей, выс­шим от­ли­чи­ем РПЦ, вру­чае­мым лишь пред­стоя­те­лям и гла­вам го­су­дарств, — ор­де­ном свя­то­го апо­сто­ла Ан­д­рея Пер­во­зван­но­го.

Ук­ра­ин­ское го­су­дар­ст­во глу­бо­ко чтит за­слу­ги Пред­стоя­те­ля УПЦ пе­ред Ро­ди­ной, Цер­ко­вью и на­ро­дом. Бла­жен­ней­ший Вла­ды­ка — ка­ва­лер трех ор­де­нов кня­зя Яро­сла­ва Муд­ро­го, са­мо­го вы­со­ко­го от­ли­чия в Ук­раи­не, зо­ло­то­го ор­де­на «Сла­ва на вірність Вітчизні» I сте­пе­ни, дру­гих на­град.

Вме­сте с тем о нем мож­но ска­зать сло­ва­ми Свя­щен­но­го Пи­са­ния: «Несть про­рок без чес­ти, ток­мо во оте­че­ст­вии сво­ем, и в срод­ст­ве, и в до­му сво­ем» (Мк. 6, 4). Со­оте­че­ст­вен­ни­ки про­ро­ка Мои­сея, ко­то­рых он вы­вел из раб­ст­ва, в ожес­то­че­нии ста­ви­ли ему в ви­ну труд­но­сти, со­про­во­ж­дав­шие их на пу­ти к сво­бо­де, и с со­жа­ле­ни­ем вспо­ми­на­ли о еги­пет­ских кот­лах со сне­дью. Од­на­ко Мои­сей ви­дел даль­ше, чем они. Об­ле­чен­ный свы­ше си­лой и муд­ро­стью, он смог да­ро­вать им ду­хов­ную сво­бо­ду, вы­вес­ти их из бес­плод­ной пус­ты­ни к пло­до­нос­ным ни­вам зем­ли обе­то­ван­ной. Ибо «муд­рость, схо­дя­щая свы­ше, во-пер­вых чис­та, по­том мир­на, скром­на, ...пол­на ми­ло­сер­дия и до­б­рых пло­дов, бес­при­стра­ст­на и не­ли­це­мер­на. Плод же прав­ды в ми­ре се­ет­ся у тех, ко­то­рые хра­нят мир» (Иак. 3, 17–18).

Ве­ли­кое сча­стье для ук­ра­ин­ской зем­ли, что у нее та­кой Пер­во­пас­тырь! Что об­ре­ла она на­ко­нец ис­тин­но­го от­ца и за­ступ­ни­ка пе­ред Бо­гом, лю­бя­ще­го ее всем серд­цем, го­то­во­го по­жерт­во­вать со­бой ра­ди нее, го­то­во­го быть, по­доб­но про­ро­ку Мои­сею, из­гла­жен­ным за на­род свой «из Кни­ги жиз­ни» (Исх. 32, 32).

Из­ну­ри­те­лен и под­час не­по­си­лен пред­стоя­тель­ский под­виг Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра, ко­то­рый мож­но на­звать «со­рас­пя­ти­ем Хри­сту» (Гал. 2, 19) за брать­ев, «род­ных... по пло­ти, ...ко­то­рым при­над­ле­жит усы­нов­ле­ние, и сла­ва, и за­ве­ты, и за­ко­но­по­ло­же­ние, и бо­го­слу­же­ние, и обе­то­ва­ния» (Рим. 9, 4). Обе­то­ва­ния эти об Ук­раи­не вы­ра­зил свя­той апо­стол Ан­д­рей Пер­во­зван­ный, пред­ска­зав­ший ей ве­ли­кую хри­сти­ан­скую бу­дущ­ность. Усы­нов­ле­на она бы­ла Бо­гу свя­тым рав­но­апо­столь­ным кня­зем Вла­ди­ми­ром, про­све­тив­шим ее све­том Пра­во­слав­ной ве­ры. Сла­ву ее со­ста­вил со­бор ве­ли­ких угод­ни­ков Бо­жи­их — «полк Бо­же­ст­вен­ный», «ве­лий сонм свя­тых». За­ве­ты и за­ко­но­по­ло­же­ния ей ос­та­ви­ли от­цы и учи­те­ли цер­ков­ные, чьи ле­то­пи­си и тру­ды яв­ля­ют со­бой ее дра­го­цен­ное на­сле­дие.

Хо­чет­ся ве­рить, что ду­хов­ное блу­ж­да­ние на­ро­да Ук­раи­ны в по­ис­ках зем­ли обе­то­ван­ной, в по­ис­ках сча­стья и сво­бо­ды вско­ре за­кон­чит­ся. Хо­чет­ся на­де­ять­ся, что пра­во­слав­ные ов­цы со­бе­рут­ся в еди­ную ог­ра­ду Бо­жию (Пс. 30, 4), что при­дут ту­да и «дру­гие ов­цы, ко­то­рые не се­го дво­ра... и бу­дет од­но ста­до и один Пас­тырь» (Ин. 10, 16).

 

Церковные Таинства

— Традиционно епитимию, то есть духовное послушание после Покаяния для преодоления греха, на человека налагает священник. Он видит, какая именно должна быть епитимия. Если человек духовно зрелый, он получает одно послушание, если начинающий в вере — другое.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    К телу умершего человека Церковь относится с благоговением, поскольку, в отличие от атеистов, мы верим, что будет всеобщее воскресение мертвых, когда душа опять соединится со своим телом. И этого не избежать, даже если мертвое тело сжечь, а прах развеять с самолета на высоте десяти километров. Не навредит этому и тот, кто вскрытием устанавливает причину смерти.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru