Добрый Пастырь. Часть 3

В 1992 г., по вы­бо­ру свя­щен­но­слу­жи­те­лей и пра­во­слав­но­го на­ро­да Ук­раи­ны, свер­ши­лась во­ля Бо­жия — ми­тро­по­лит Вла­ди­мир воз­гла­вил Ук­ра­ин­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь. До­б­рый пас­тырь ук­ра­ин­ской зем­ли при­шел к сво­ей род­ной па­ст­ве: «во своя при­иде» (Ин. 1, 11). При­шел, «да ум­но­жа­ют­ся ов­цы на па­жи­тях на­ших» (Пс. 143, 13). При­шел в труд­ное, пе­ре­лом­ное вре­мя, ко­гда Пра­во­сла­вие в Ук­раи­не пре­тер­пе­ло страш­ный урон от «вол­ков, не ща­дя­щих ста­да» (Де­ян. 20, 29). «Лю­бя­щие пер­вен­ст­во­вать» (3 Ин. 9) в УПЦ ока­за­лись не­дос­той­ны­ми сво­ей мис­сии, бы­ли не пас­ты­ря­ми, а на­ем­ни­ка­ми (Ин. 10, 12).

Ста­до рас­сея­лось, раз­бре­лось по раз­лич­ным па­ст­би­щам. Бла­жен­ней­ший ми­тро­по­лит Вла­ди­мир, дви­жи­мый пас­тыр­ской лю­бо­вью к сво­ему на­ро­ду, взял на свои пле­чи про­бле­мы ук­ра­ин­ско­го Пра­во­сла­вия, про­пус­тил че­рез соб­ст­вен­ное серд­це го­ре­сти и чая­ния па­ст­вы, об­рет­шей в нем от­ца и Пер­во­свя­ти­те­ля. По­это­му, не­смот­ря на со­блаз­ны рас­ко­лов и льсти­вые по­су­лы «лже­сло­вес­ни­ков, со­жжен­ных в со­вес­ти сво­ей» (1 Тим. 4, 2), она ос­та­лась вер­на ка­но­ни­че­ско­му Пра­во­сла­вию и сво­ему за­кон­но­му Пред­стоя­те­лю.

На Бла­жен­ней­шем Ми­тро­по­ли­те Вла­ди­ми­ре сбы­лись сло­ва, ска­зан­ные им же са­мим бу­ду­щим пас­ты­рям Церк­ви в день вы­пус­ка Ду­хов­ных Ака­де­мии и Се­ми­на­рии в 1975 г.: «Вы — по­слан­ни­ки Хри­сто­вы. Хри­стос из­би­ра­ет вас, Он до­ве­ря­ет вам «пас­ти Цер­ковь Гос­по­да и Бо­га, юже стя­жа кро­вию Сво­ею» (Де­ян. 20, 28). Най­дет­ся ли на зем­ле при­зва­ние, ко­то­рое бы­ло бы вы­ше, бла­го­род­нее, оду­хо­тво­рен­нее при­зва­ния ва­ше­го? И есть ли та­кая пе­чаль, ко­то­рая бы­ла бы спо­соб­на уга­сить ра­дость та­ко­го при­зва­ния? Ра­дуй­тесь! И па­ки ре­ку: ра­дуй­тесь! Ибо Хри­стос об­ру­ча­ет вас с на­ро­дом Сво­им. От­ны­не, от­ве­чая на зов Бо­жий, вы уже не бу­де­те боль­ше про­из­но­сить: «Вот я» (Ис. 6, 8), но до кон­ца жиз­ни на ва­ших ус­тах бу­дет один от­вет: «Вот я и де­ти, ко­то­рых ты дал мне, Гос­по­ди» (Ис. 8, 18). Быть со сво­им на­ро­дом все­гда и вез­де, слу­жить ему, по­ло­жить за не­го ду­шу свою — что мо­жет быть пре­крас­нее это­го на зем­ле!» .

Воз­гла­вив Ук­ра­ин­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь, Бла­жен­ней­ший Пер­во­свя­ти­тель в пер­вую оче­редь вос­ста­но­вил в ней на­ча­ла со­бор­но­сти. Са­мо его из­бра­ние на Харь­ков­ском Со­бо­ре в 1992 г. ста­ло тор­же­ст­вом со­бор­но­сти в на­шей Церк­ви. 20 ию­ня 1992 г., в день его при­ез­да в Ук­раи­ну, в сте­нах Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры со­сто­ял­ся Ар­хие­рей­ский Со­бор УПЦ. Цер­ковь в «сей день, его же со­тво­ри Гос­подь» (Пс. 117, 24), празд­но­ва­ла от­да­ние Свя­той Пя­ти­де­сят­ни­цы. «Со­бор при­нял об­ра­ще­ние, в ко­то­ром с удов­ле­тво­ре­ни­ем за­сви­де­тель­ст­во­вал, что но­во­из­бран­ный Пред­стоя­тель УПЦ... при­сту­пил к ис­пол­не­нию сво­их пер­во­свя­ти­тель­ских обя­зан­но­стей. Со­бор вы­ра­зил свое мне­ние от­но­си­тель­но ря­да во­про­сов, воз­ник­ших пе­ред Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью за по­след­нее вре­мя...» . Так свой пер­вый день пре­бы­ва­ния на род­ной зем­ле Пред­стоя­тель про­вел в со­бор­ном об­ще­нии с со­брать­я­ми-епи­ско­па­ми, в оз­на­ме­но­ва­ние то­го, что со­бор­ность — глав­ный прин­цип Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Че­рез не­сколь­ко дней, 26 ию­ня 1992 г., в Свя­то-Ус­пен­ской Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ре от­крыл­ся пер­вый По­ме­ст­ный Со­бор Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви во гла­ве с но­вым Пред­стоя­те­лем Бла­жен­ней­шим Ми­тро­по­ли­том Вла­ди­ми­ром. По­сколь­ку По­ме­ст­ный Со­бор яв­ля­ет­ся выс­шим за­ко­но­да­тель­ным ор­га­ном в Церк­ви, он ут­вер­дил ре­ше­ние Харь­ков­ско­го со­бо­ра по­ста­нов­ле­ни­ем: «При­знать Ар­хие­рей­ский Со­бор в Харь­ко­ве от 27–28 мая 1992 г. ка­но­нич­ным и ут­вер­дить все его дея­ния и по­ста­нов­ле­ния». Со­бор еди­но­душ­но ут­вер­дил все по­прав­ки, вне­сен­ные на Харь­ков­ском Ар­хие­рей­ском Со­бо­ре в текст Ус­та­ва по Управ­ле­нию УПЦ, и за­сви­де­тель­ст­во­вал свое не­из­мен­ное един­ст­во и вер­ность Свя­то­му все­лен­ско­му Пра­во­сла­вию. Уча­ст­ни­ки Со­бо­ра еще раз еди­но­душ­но осу­ди­ли дея­тель­ность быв­ше­го ми­тро­по­ли­та Фи­ла­ре­та и под­твер­ди­ли по­ста­нов­ле­ние об ос­во­бо­ж­де­нии его с по­ста Пред­стоя­те­ля УПЦ и из­вер­же­нии из свя­щен­но­го са­на. Со­бор кон­ста­ти­ро­вал, что про­це­ду­ра из­бра­ния но­во­го Пред­стоя­те­ля тай­ным го­ло­со­ва­ни­ем бы­ла де­мо­кра­тич­ной и за­кон­ной. В свя­зи с этим Бла­жен­ней­ший Вла­ди­мир, ми­тро­по­лит Ки­ев­ский и всея Ук­раи­ны, при­знан един­ст­вен­ным за­кон­ным и ка­но­ни­че­ским Пред­стоя­те­лем УПЦ, ко­то­ро­го при­зна­ли Пред­стоя­те­ли всех По­ме­ст­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей ми­ра» .

Со­бор­ность, един­ст­во мис­ти­че­ско­го те­ла Хри­сто­ва — Церк­ви яв­ля­ет­ся ее ес­те­ст­вен­ным со­стоя­ни­ем. По­то­му-то и ис­торг­ла Фи­ла­ре­та Пол­но­та УПЦ, что не стер­пе­ла его ан­ти­цер­ков­но­го по­ся­га­тель­ст­ва на «сво­бо­ду... чад Бо­жи­их» (Рим. 8, 21).

27 ию­ля 1993 г. в Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ре про­шел Ар­хие­рей­ский Со­бор УПЦ, рас­смат­ри­вав­ший во­прос ав­то­ке­фа­лии и воз­мож­но­сти диа­ло­га с рас­коль­ни­ка­ми во имя объ­е­ди­не­ния пра­во­слав­ных Ук­раи­ны. На­ка­ну­не Со­бо­ра по бла­го­сло­ве­нию Пред­стоя­те­ля и Свя­щен­но­го Си­но­да УПЦ во всех епар­хи­ях бы­ли про­ве­де­ны епар­хи­аль­ные со­б­ра­ния с це­лью «из­ло­жить пра­во­слав­но-ка­но­ни­че­ский взгляд на цер­ков­ный рас­кол и воз­мож­ность его ув­ра­че­ва­ния». Сум­ми­ро­вав по­лу­чен­ную ин­фор­ма­цию, по­ис­ти­не пред­став­ляв­шую «глас на­ро­да», ибо че­рез уча­стие в епар­хи­аль­ных фо­ру­мах в ре­ше­ние этих про­блем бы­ли во­вле­че­ны все си­лы Церк­ви, Ар­хие­рей­ский Со­бор при­нял об­ра­ще­ние «Ко всем пра­во­слав­ным в Ук­раи­не»:

«Мы при­зы­ва­ем се­го­дня всех пра­во­слав­ных к един­ст­ву во Хри­сте. При этом мы долж­ны пом­нить, что дей­ст­ви­тель­ное еди­не­ние в Еди­ную Со­бор­ную Апо­столь­скую Цер­ковь мо­жет быть толь­ко на ос­но­ва­нии Свя­щен­ных Ка­но­нов, ко­то­ры­ми ру­ко­во­дству­ет­ся Цер­ковь на про­тя­же­нии всей ис­то­рии сво­его су­ще­ст­во­ва­ния. Та­ким об­ра­зом, объ­е­ди­не­ние пра­во­слав­ных в Ук­раи­не воз­мож­но толь­ко че­рез по­кая­ние тех, кто в рас­ко­ле. Это — един­ст­вен­ный ка­но­ни­че­ский путь об­ра­зо­ва­ния еди­ной Пра­во­слав­ной Церк­ви в Ук­раи­не» .

Еще раз с осо­бой ост­ро­той во­прос об ав­то­ке­фа­лии и диа­ло­ге с рас­коль­ни­ка­ми под­ни­мал­ся на Ар­хие­рей­ских со­бо­рах 1996 г. и 2000 г. Юби­лей­ный Ар­хие­рей­ский Со­бор УПЦ, про­хо­див­ший 28 ию­ля 2000 г. в Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ре и по­свя­щен­ный 2000-ле­тию Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва, был осо­бен­но тор­же­ст­вен­ным. Со­бор при­звал «всех пра­во­слав­ных ве­рую­щих Ук­раи­ны пре­кра­тить меж­кон­фес­сио­наль­ное про­ти­во­стоя­ние, объ­е­ди­нить­ся в од­ной цер­ков­ной ог­ра­де и лишь по­том со­вме­ст­но при­сту­пить к со­бор­но­му ре­ше­нию во­про­са о даль­ней­шем ка­но­ни­че­ском ста­ту­се на­шей Церк­ви» .

Для управ­ле­ния Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра ха­рак­тер­ны мак­си­маль­ная бли­зость к на­ро­ду, тес­ное об­ще­ние с ним. Это не ру­ко­во­дство в ка­би­нет­ной ти­ши, а «по­сто­ян­ные по­езд­ки в епар­хии, цель ко­то­рых — един­ст­во Церк­ви. Ви­зи­ты Пред­стоя­те­ля — это кро­во­об­ра­ще­ние Церк­ви, сим­вол при­ча­ще­ния от еди­ной Ча­ши, сим­вол Ев­ха­ри­стии. Это жи­вой при­мер еван­гель­ско­го слу­же­ния, ведь Хри­стос и апо­сто­лы боль­шую часть сво­ей жиз­ни бы­ли за­ня­ты про­по­ве­дью по всей зем­ле... Вла­ды­ка Вла­ди­мир — все­гда в пу­ти. Труд­но да­же под­счи­тать, сколь­ко раз он по­се­щал 35 на­ших епар­хий, сколь­ко хра­мов за­ло­жил, сколь­ко при­хо­дов, боль­ниц, дет­ских до­мов, тю­рем по­се­тил... В до­ро­ге Бла­жен­ней­ший все­гда ра­бо­та­ет. Все­гда с со­бой до­ку­мен­ты, про­ше­ния, тек­сты, ко­то­рые нуж­но про­ве­рить. И не­смот­ря на то, что в ва­го­не или в са­мо­ле­те ра­бо­тать очень слож­но — ра­бо­та идет.

От­дель­но сле­ду­ет ос­та­но­вить­ся на за­ру­беж­ных по­езд­ках на­ше­го Пред­стоя­те­ля. Имен­но бла­го­да­ря его жерт­вен­ной не­уто­ми­мо­сти, его час­тым ви­зи­там к Пред­стоя­те­лям дру­гих Пра­во­слав­ных Церк­вей под­нял­ся ав­то­ри­тет Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви во всем ми­ре» .

Вла­ды­ка час­то со­вер­ша­ет па­лом­ни­че­ст­ва по свя­тым мес­там Па­ле­сти­ны, Си­ная, Гре­ции, дру­гих стран, ко­то­рые ос­вя­ще­ны сто­па­ми Гос­по­да на­ше­го Ии­су­са Хри­ста, Его Пре­чис­той Ма­те­ри, Хри­сто­вых Апо­сто­лов и свя­тых угод­ни­ков Бо­жи­их. Пер­вое по­се­ще­ние им, то­гда еще ар­хи­ман­д­ри­том, Свя­то­го Гра­да Ие­ру­са­ли­ма в 1966 г. ста­ло од­ним из важ­ней­ших со­бы­тий в его жиз­ни. Гроб Гос­по­день, Геф­си­ма­ния, древ­ние ули­цы Ие­ру­са­ли­ма — все уви­ден­ное, слов­но воз­вра­ща­ло его в бла­го­сло­вен­ные апо­столь­ские вре­ме­на, при­об­ща­ло к тай­не ли­це­зре­ния Гос­по­да и Пре­свя­той Де­вы Бо­го­ро­ди­цы, к тай­не ду­шев­но­го пред­стоя­ния у Кре­ста Спа­си­те­ля ми­ра. Са­мым боль­шим сча­сть­ем для мо­ло­до­го ар­хи­ман­д­ри­та яви­лась то­гда воз­мож­ность слу­жить ка­ж­дую ночь на Гро­бе Гос­под­нем в Ие­ру­са­лим­ском хра­ме Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва.

Че­рез пол­го­да со­стоя­лась его епи­скоп­ская хи­ро­то­ния. Впе­чат­ле­ния от пре­бы­ва­ния в Ие­ру­са­ли­ме бы­ли в его ду­ше столь ве­ли­ки, что он из­лил их в ре­чи при на­ре­че­нии во епи­ско­па: «Ве­ли­кую бла­го­дат­ную по­мощь ви­жу для се­бя в том, что ми­ло­серд­ный Гос­подь в этом го­ду спо­до­бил ме­ня два­ж­ды по­се­тить Свя­тую Зем­лю, где я про­был Ро­ж­де­ст­во и Пас­ху, про­слав­ляя нас ра­ди вос­крес­ше­го Хри­ста Жиз­но­дав­ца. Свя­тые мес­та на­по­ми­на­ют нам ис­то­рию до­мо­строи­тель­ст­ва на­ше­го спа­се­ния, они ос­вя­ще­ны сто­па­ми Хри­ста Спа­си­те­ля, Бо­го­ма­те­ри, свя­тых апо­сто­лов» . Сколь­ко раз, пре­кло­нив здесь ко­ле­ни, воз­но­сил ар­хи­пас­тырь «в кле­ти серд­ца сво­его» мо­лит­вы о па­ст­ве, о род­ной ук­ра­ин­ской зем­ле!.. Об этих мо­лит­вен­ных под­ви­гах, о сле­зах, про­ли­тых в бла­го­дат­ном про­свет­ле­нии и уми­ле­нии ду­ши, зна­ет толь­ко Серд­це­ве­дец Гос­подь.

«Ис­то­рия Но­во­го За­ве­та — это на­ша с ва­ми ис­то­рия, — го­во­рит Бла­жен­ней­ший в од­ной из сво­их про­по­ве­дей. — Струи Иор­дан­ские в кре­ще­нии при­об­щи­ли нас к Спа­со­вой смер­ти. В свя­той Ев­ха­ри­стии Тай­ная Ве­че­ря со­еди­ни­ла нас с Гос­по­дом са­мым тес­ным и свя­щен­ным об­ра­зом. Это нам, ше­ст­вую­щим че­рез сто­ле­тия, Хри­стос — люб­ве­о­биль­ный Вла­ды­ка до­ма Сво­его — омыл но­ги. Свя­тая Пя­ти­де­сят­ни­ца в та­ин­ст­ве свя­щен­ст­ва из­ли­ла на нас дар Ду­ха Свя­то­го... Сле­до­вать за Хри­стом — это зна­чит со­рас­пи­нать­ся Ему, пить ча­шу, ко­то­рую пил Он. Пе­ред все­ми на­ми Его веч­ный во­прос: лю­би­те ли вы Ме­ня? Свя­щен­ник — пред­стоя­тель за род люд­ской у пре­сто­ла Ца­ря Сла­вы. Свя­щен­ник со­зи­да­ет За­вет бо­же­ст­вен­но-че­ло­ве­че­ский и че­ло­ве­че­ски-бо­же­ст­вен­ный» .

В про­по­ве­дях Пер­во­свя­ти­те­ля, его бла­го­вес­тии «даль­ним и ближ­ним» (Еф. 2, 17) за­клю­че­ны глу­бо­кая муд­рость, как еди­ное, так и жи­тей­ская, нрав­ст­вен­ная си­ла, не­зыб­ле­мая убе­ж­ден­ность в пра­во­те де­ла Бо­жия, ко­то­рое он со­вер­ша­ет. Вы­со­кие ис­ти­ны ве­ры, как еди­ное «на по­тре­бу» (Лк. 10, 41), в про­по­ве­дях Вла­ды­ки не за­сло­ня­ют, од­на­ко, жиз­нен­ных про­блем его па­ст­вы. В про­по­ве­ди Бла­жен­ней­ший — и на­став­ник, и пе­да­гог, и лю­бя­щий отец, и ве­ли­ко­леп­ный мас­тер сло­ва, и фи­ло­соф, и да­же по­эт. Вот од­на из за­ме­ча­тель­ных его про­по­ве­дей, об­ра­щен­ная к юной се­ми­нар­ской ау­ди­то­рии:

«Жиз­нью сво­ей, тру­дом, мо­лит­вой, зна­ни­ем, об­щим раз­ви­ти­ем ук­ре­п­ляй­тесь и со­вер­шен­ст­вуй­тесь, да­бы жизнь ва­ша бы­ла и по­лез­ной, и ра­до­ст­ной. Из­бе­гай­те на­пу­ск­но­го бла­го­чес­тия, ис­сту­п­лен­ных воз­гла­сов и дви­же­ний, фа­на­тиз­ма. Пом­ни­те, что по-на­стоя­ще­му цен­но и по­лез­но толь­ко все ес­те­ст­вен­ное, здо­ро­вое и ис­крен­нее. Ду­хов­ная шко­ла не ли­ша­ет вас зем­ных ра­до­стей, и ны­не мы от ду­ши же­ла­ем вам обиль­ной пол­но­ты бла­го­сло­вен­ных ра­до­стей... Че­ло­век соз­дан не для то­го толь­ко, что­бы за­слу­жить за­гроб­ную жизнь, он дол­жен уметь управ­лять и сво­им зем­ным су­ще­ст­во­ва­ни­ем. Жизнь пол­ная, ра­до­ст­ная, че­ст­ная, свет­лая, со­об­раз­ная всем нрав­ст­вен­ным пред­пи­са­ни­ям Хри­сти­ан­ст­ва да­ет­ся вам. Лю­би­те свой на­род, его пре­крас­ные тра­ди­ции. Изу­чай­те его ис­то­рию. Это дол­жен быть не про­сто ин­те­рес, а жи­вое чув­ст­во со­при­ча­ст­но­сти к ней. Вос­пи­ты­вай­те се­бя эс­те­ти­че­ски. Лю­би­те все кра­си­вое. Мир щед­ро на­де­лен кра­со­той. А она мно­го­ли­ка: это и до­б­рый взгляд, и мяг­кость ин­то­на­ции, и ду­шев­ная чут­кость. Кра­со­та — это бег об­ла­ков, это цве­ток в ста­ка­не, зву­ки роя­ля, сти­хи, кар­ти­ны... Лю­би­те ли­те­ра­ту­ру и ис­кус­ст­во, ибо они тем и бла­го­дат­ны, что спо­соб­ны оза­рить мир че­ло­ве­ка, сде­лать его бла­го­дат­ным. Лю­би­те свою ро­ди­ну, ибо это так же ес­те­ст­вен­но, как ес­те­ст­вен­но лю­бить свою род­ную мать. И мо­ли­тесь, что­бы Бог да­ро­вал мир и про­цве­та­ние на­шей стра­не, сча­стье и бла­го­по­лу­чие на­ше­му на­ро­ду, а нам — си­лу слу­жить им до по­след­них дней сво­их. Лю­би­те Бо­га и лю­дей, по­то­му что на люб­ви ос­но­ва­на вся на­ша ве­ра, вся на­ша жизнь — цер­ков­ная, об­ще­ст­вен­ная и се­мей­ная. Лю­би­те Свя­тую Пра­во­слав­ную Цер­ковь, на­шу люб­ве­о­биль­ную мать, ко­то­рая ро­ди­ла нас в жизнь ду­хов­ную, до гро­ба вос­пи­ты­ва­ет ка­ж­до­го из нас и ве­дет за­бот­ли­во ко спа­се­нию» .

В этих сло­вах, об­ра­щен­ных к юно­шам, — квинт­эс­сен­ция хри­сти­ан­ской жиз­ни, пра­виль­но­го хри­сти­ан­ско­го ми­ро­воз­зре­ния. Та­кое доб­рое, глу­бо­кое, ли­шен­ное вся­кой фаль­ши и на­пу­ск­но­го па­фо­са, ис­пол­нен­ное оте­че­ской люб­ви на­став­ле­ние ка­ж­дый из них, на­вер­ное, за­пом­нил на всю жизнь.

Не­ко­то­рые его про­по­ве­ди зву­чат как гимн, как по­эма. Их ме­та­фо­ри­че­ская об­раз­ность по­мо­га­ет луч­ше по­стичь сущ­ность рас­кры­вае­мой те­мы, про­ник­нуть­ся вы­со­той ее со­дер­жа­ния. Та­кая про­по­ведь бы­ст­рее до­хо­дит до серд­ца. Вме­сте с тем по­ни­ма­ешь, что кра­со­та из­ло­же­ния здесь вто­рич­на — пер­вич­на кра­со­та ду­ши, из­но­ся­щей из «со­кро­вищ­ни­цы сво­ей» (Мф. 13, 52) эти ду­хов­ные бо­гат­ст­ва. По­слу­ша­ем:

«Ко Хри­сту ве­дут мно­гие пу­ти. Ко­гда пе­ред на­ми про­сти­ра­ет­ся до­ро­га, глав­ное — ид­ти по ней. Ко­гда нам да­ют кни­гу, глав­ное — про­честь ее. Ко­гда друг об­ра­ща­ет­ся к нам, глав­ное — вы­слу­шать его. Бог по­сто­ян­но идет нам на­встре­чу — как путь, как кни­га, как друг. При­ро­да — путь, ве­ду­щий к Не­му. Биб­лия — кни­га, по­ве­ст­вую­щая о Нем. А друг, го­во­ря­щий с на­ми в глу­би­не серд­ца, — это на­ша со­весть, это Сам Бог. При­ро­да ве­дет к Не­му, по­то­му что вы­шла из Его твор­че­ских рук. Ка­ж­дое де­ре­во при до­ро­ге, ка­ж­дый цве­ток в по­ле, ка­ж­дый че­ло­век, встре­чаю­щий­ся нам на этом пу­ти, не­сет в се­бе от­пе­ча­ток Соз­дав­ше­го его. Уди­ви­тель­ная кра­со­та и со­вер­шен­ст­во все­го су­ще­ст­вую­ще­го, по­ря­док, все чу­дес­но со­еди­няю­щий и ор­га­ни­зую­щий, под­твер­жда­ют на ка­ж­дом ша­гу, что мы на­хо­дим­ся на вер­ном пу­ти. Ко­неч­но, ино­гда бы­ва­ют гро­зы и не­сча­стья: де­ре­вья гиб­нут, цве­ты увя­да­ют — зло во­шло в мир... Но, не­смот­ря на эти скорб­ные не­со­вер­шен­ст­ва, мы ви­дим по­сто­ян­ное про­яв­ле­ние все­по­бе­ж­даю­щей си­лы до­б­ра, а пре­пят­ст­вия учат нас бо­роть­ся и под­ни­мать­ся вы­ше. Ко­му из нас не из­вест­но осо­бое, за­хва­ты­ваю­щее чув­ст­во, ко­гда мы лю­бу­ем­ся кра­со­той при­ро­ды, со­зер­ца­ем цве­ту­щие лу­га, зе­ле­нею­щие по­ля и ле­са, лю­бу­ем­ся без­бреж­ной мор­ской да­лью, снеж­ны­ми вер­ши­на­ми гор, усе­ян­ным звез­да­ми не­бо­сво­дом? Ду­ша на­ша не мо­жет не ви­деть во всем этом ру­ку ве­ли­ко­го Твор­ца и Бо­же­ст­вен­но­го вер­хов­но­го Ар­хи­тек­то­ра. То­гда по­нят­ны­ми ста­но­вят­ся нам сло­ва Псал­мо­пев­ца: «Див­на де­ла Твоя, Гос­по­ди, вся пре­муд­ро­стию со­тво­рил еси» (Пс. 103, 24). То­гда встре­ча­ет­ся ду­ша на­ша с Бо­гом» .

Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир — че­ло­век вы­со­кой куль­ту­ры, мно­го­гран­ных ду­шев­ных да­ро­ва­ний и вме­сте с тем — еван­гель­ской про­сто­ты и ни­ще­ты ду­ха (Мф. 5, 3). Про­тои­е­рей Ми­ха­ил Го­юк, уче­ник Бла­жен­ней­ше­го по МДА­иС, вспо­ми­на­ет: «Са­мое боль­шое по­тря­се­ние бы­ло от бо­го­слу­же­ний, ко­то­рые со­вер­шал Вла­ды­ка-рек­тор. Он осо­бен­но по­чи­тал ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, тор­же­ст­вен­но чи­тал по сре­дам ака­фи­сты. По се­ми­нар­ской тра­ди­ции, мы при­хо­ди­ли под бла­го­сло­ве­ние к ра­ке пре­по­доб­но­го Сер­гия. Там час­то слы­ша­ли зна­ко­мый го­лос: Вла­ды­ка мо­лит­вен­но про­из­но­сил кон­да­ки ака­фи­ста пре­по­доб­но­му. Ка­ким не­по­хо­жим бы­ло это чте­ние на дру­гие бо­го­слу­же­ния! Вла­ды­ка Вла­ди­мир был в епит­ра­хи­ли, в на­бро­шен­ной на пле­чи про­стой ман­тии. Сто­ял вме­сте с мо­на­ха­ми, пре­по­да­ва­те­ля­ми, сту­ден­та­ми и мо­лил­ся. По­сле мо­литв мы бра­ли бла­го­сло­ве­ние у не­го и буд­то об­ре­та­ли вто­рое ды­ха­ние, бла­го­дат­ный за­ряд на уче­бу. Еще с од­ной, со­вер­шен­но не­ожи­дан­ной сто­ро­ны от­крыл­ся для ме­ня Вла­ды­ка Вла­ди­мир — как по­эт… Ока­за­лось, он пи­шет сти­хи, и сти­хи за­ме­ча­тель­ные!» .

Свои та­лан­ты Вла­ды­ка пря­чет под по­кро­вом хри­сти­ан­ско­го сми­ре­ния. Ему до глу­би­ны ду­ши пре­тит са­мость, по­вы­шен­ная са­мо­оцен­ка — на­зой­ли­вая спут­ни­ца мно­гих да­ро­ва­ний. Ма­ло кто из нас зна­ет, что Бла­жен­ней­ший ми­тро­по­лит Вла­ди­мир тру­дил­ся в ЮНЕСКО, на Кон­фе­рен­ци­ях Ев­ро­пей­ских Церк­вей, во Все­мир­ном Со­ве­те Церк­вей, дру­гих свет­ских и ре­ли­ги­оз­ных ор­га­ни­за­ци­ях ми­ро­во­го и ев­ро­пей­ско­го мас­шта­ба. Он — ака­де­мик и по­чет­ный док­тор пре­стиж­ных ме­ж­ду­на­род­ных ин­сти­ту­тов, ака­де­мик Ака­де­мии ин­фор­ма­ции при ООН, Ме­ж­ду­на­род­ной кад­ро­вой ака­де­мии Со­ве­та Ев­ро­пы ЮНЕСКО. Как вы­даю­щий­ся цер­ков­ный дея­тель, Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир был из­бран По­чет­ным пред­се­да­те­лем Орг­ко­ми­те­та Ор­га­ни­за­ции Объ­е­ди­нен­ных На­ций по празд­но­ва­нию 2000-ле­тия Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва.

Сре­ди его дру­зей — вы­со­кие го­су­дар­ст­вен­ные и ре­ли­ги­оз­ные дея­те­ли За­па­да и Вос­то­ка, пред­ста­ви­те­ли мо­нар­хи­че­ских ди­на­стий, уче­ные, по­ли­ти­ки, дея­те­ли куль­ту­ры. Его гос­тя­ми бы­ли Пре­зи­ден­ты Гре­ции, Ита­лии, Рос­сии, Бе­ла­ру­си, Сло­ва­кии, дру­гих стран. Брат­ские от­но­ше­ния у гла­вы УПЦ су­ще­ст­ву­ют со все­ми пред­стоя­те­ля­ми Пра­во­слав­ных Церк­вей ми­ра. Он на­гра­ж­ден выс­ши­ми цер­ков­ны­ми на­гра­да­ми По­ме­ст­ных Церк­вей, выс­шим от­ли­чи­ем РПЦ, вру­чае­мым лишь пред­стоя­те­лям и гла­вам го­су­дарств, — ор­де­ном свя­то­го апо­сто­ла Ан­д­рея Пер­во­зван­но­го.

Ук­ра­ин­ское го­су­дар­ст­во глу­бо­ко чтит за­слу­ги Пред­стоя­те­ля УПЦ пе­ред Ро­ди­ной, Цер­ко­вью и на­ро­дом. Бла­жен­ней­ший Вла­ды­ка — ка­ва­лер трех ор­де­нов кня­зя Яро­сла­ва Муд­ро­го, са­мо­го вы­со­ко­го от­ли­чия в Ук­раи­не, зо­ло­то­го ор­де­на «Сла­ва на вірність Вітчизні» I сте­пе­ни, дру­гих на­град.

Вме­сте с тем о нем мож­но ска­зать сло­ва­ми Свя­щен­но­го Пи­са­ния: «Несть про­рок без чес­ти, ток­мо во оте­че­ст­вии сво­ем, и в срод­ст­ве, и в до­му сво­ем» (Мк. 6, 4). Со­оте­че­ст­вен­ни­ки про­ро­ка Мои­сея, ко­то­рых он вы­вел из раб­ст­ва, в ожес­то­че­нии ста­ви­ли ему в ви­ну труд­но­сти, со­про­во­ж­дав­шие их на пу­ти к сво­бо­де, и с со­жа­ле­ни­ем вспо­ми­на­ли о еги­пет­ских кот­лах со сне­дью. Од­на­ко Мои­сей ви­дел даль­ше, чем они. Об­ле­чен­ный свы­ше си­лой и муд­ро­стью, он смог да­ро­вать им ду­хов­ную сво­бо­ду, вы­вес­ти их из бес­плод­ной пус­ты­ни к пло­до­нос­ным ни­вам зем­ли обе­то­ван­ной. Ибо «муд­рость, схо­дя­щая свы­ше, во-пер­вых чис­та, по­том мир­на, скром­на, ...пол­на ми­ло­сер­дия и до­б­рых пло­дов, бес­при­стра­ст­на и не­ли­це­мер­на. Плод же прав­ды в ми­ре се­ет­ся у тех, ко­то­рые хра­нят мир» (Иак. 3, 17–18).

Ве­ли­кое сча­стье для ук­ра­ин­ской зем­ли, что у нее та­кой Пер­во­пас­тырь! Что об­ре­ла она на­ко­нец ис­тин­но­го от­ца и за­ступ­ни­ка пе­ред Бо­гом, лю­бя­ще­го ее всем серд­цем, го­то­во­го по­жерт­во­вать со­бой ра­ди нее, го­то­во­го быть, по­доб­но про­ро­ку Мои­сею, из­гла­жен­ным за на­род свой «из Кни­ги жиз­ни» (Исх. 32, 32).

Из­ну­ри­те­лен и под­час не­по­си­лен пред­стоя­тель­ский под­виг Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра, ко­то­рый мож­но на­звать «со­рас­пя­ти­ем Хри­сту» (Гал. 2, 19) за брать­ев, «род­ных... по пло­ти, ...ко­то­рым при­над­ле­жит усы­нов­ле­ние, и сла­ва, и за­ве­ты, и за­ко­но­по­ло­же­ние, и бо­го­слу­же­ние, и обе­то­ва­ния» (Рим. 9, 4). Обе­то­ва­ния эти об Ук­раи­не вы­ра­зил свя­той апо­стол Ан­д­рей Пер­во­зван­ный, пред­ска­зав­ший ей ве­ли­кую хри­сти­ан­скую бу­дущ­ность. Усы­нов­ле­на она бы­ла Бо­гу свя­тым рав­но­апо­столь­ным кня­зем Вла­ди­ми­ром, про­све­тив­шим ее све­том Пра­во­слав­ной ве­ры. Сла­ву ее со­ста­вил со­бор ве­ли­ких угод­ни­ков Бо­жи­их — «полк Бо­же­ст­вен­ный», «ве­лий сонм свя­тых». За­ве­ты и за­ко­но­по­ло­же­ния ей ос­та­ви­ли от­цы и учи­те­ли цер­ков­ные, чьи ле­то­пи­си и тру­ды яв­ля­ют со­бой ее дра­го­цен­ное на­сле­дие.

Хо­чет­ся ве­рить, что ду­хов­ное блу­ж­да­ние на­ро­да Ук­раи­ны в по­ис­ках зем­ли обе­то­ван­ной, в по­ис­ках сча­стья и сво­бо­ды вско­ре за­кон­чит­ся. Хо­чет­ся на­де­ять­ся, что пра­во­слав­ные ов­цы со­бе­рут­ся в еди­ную ог­ра­ду Бо­жию (Пс. 30, 4), что при­дут ту­да и «дру­гие ов­цы, ко­то­рые не се­го дво­ра... и бу­дет од­но ста­до и один Пас­тырь» (Ин. 10, 16).

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru