Добрый Пастырь. Часть 2
Среди святых, особо почитаемых Блаженнейшим Митрополитом Владимиром, — святой равноапостольный князь Владимир, креститель Руси, чье имя дано ему при пострижении, преподобные и богоносные отцы наши Антоний, Феодосий и все чудотворцы Киево-Печерские, святитель Феодосий Черниговский. «Духовная сила моя, — говорил он при архиерейской хиротонии, — в молитвенном предстательстве святых угодников Божиих, святителя Николая, особенно чтимого мною, и преподобного Сергия, принимающего меня ныне под своды своей Святой Лавры для получения благодати архиерейства».
Вся жизнь архипастыря проникнута особым почитанием Пресвятой Богородицы. Чистая, сыновняя любовь к Божией Матери живет в нем с детства, с материнской молитвы, осенявшей его первые шаги в этом мире. В слове при наречении во епископа Владыка сказал: «Уповая на помощь Божию, я уповаю также на помощь и заступничество Царицы Небесной, к молитвенному предстательству Которой прибегаю и в нынешний день Ее праздника. Она никогда не оставляла меня Своим покровом и заступлением. Верю, что и ныне Она испросит мне у Сына Своего помощи и благословения. Мысль моя переносится в тот город, где находится великая святыня юга — икона Богоматери, именуемая «Касперовской»... Под Богоматерним покровом там начинал я богословское образование и впоследствии принял священство и монашество...»
Знаменательно, что епископская хиротония Владыки совершилась в день праздника Тихвинской иконы Божией Матери. И в этом заключен глубокий духовный смысл. Апостольская стезя каждого епископа, которому на грудь возлагается священное изображение Пресвятой Богородицы — панагия, как бы осеняется Ее Материнским благословением. Пречистая Дева в Своей земной жизни несла, как и все апостолы, подвиг благовествования Истины Христовой, несла труды апостольства. Жребием Ее благовестия стала Гора Афон — Ее первый удел на земле. Словами: «Жено! Cе сын Твой», обращенными к Богоматери со Креста Ее Сыном и Богом и относящимися к любимому ученику Господа апостолу Иоанну Богослову, усыновлялся Ей весь апостольский лик. Богородица пребывала во главе этого лика в Сионской горнице при схождении с Неба огня Пятидесятницы. До конца Своей земной жизни Она осуществляла материнское попечение об апостолах. Когда «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим» готовилась преставиться «от земли к небеси», в прощальном слове Она сказала окружившим Ее одр ученикам Христовым:
Апостоли, от конец совокупльшеся зде,
В Гефсиманийстей веси погребите тело Мое...
Расставшись со своей Заступницей и Ходатаицей, апостолы молитвенно воспоминали Ее после честного погребения, воспоминали со скорбью, ибо не обрели по прошествии некоторого времени Ее Пресвятого и Пречистого тела в усыпальнице. Вдруг их изумленным и обрадованным взорам Она Сама предстала в небесной славе, исторгнув из их сердец умиленные восклицания: «Пресвятая Богородица, помогай нам!»
Блаженнейший Митрополит Владимир, бывая в Святой Земле, неизменно с благоговением посещает Гефсиманскую пещеру в Иерусалиме, где совершилась тайна погребения и вознесения на Небо Богоматери. Молитва архипастыря, все то, что охватывает его душу в этот момент до самых глубин естества, беспредельны в любви к Преблагословенной Заступнице рода христианского, Чьи милости он неоднократно испытал на своем жизненном пути, Чья благодать всегда незримо покрывала его Материнским омофором.
Каждый епископ, получая при хиротонии из святительских рук, как из рук Самого Христа, святую панагию, словно слышит глас Господа, обращенный к Пречистой: «Жено! се сын Твой». Услышал сей глас в судьбоносный момент своей Пятидесятницы и епископ Владимир. Услышал, чтобы сложить эти слова «в сердце своем» (Лк. 2, 19), преисполненном неизъяснимыми чувствами умиления, благодарности, тихого светлого радования.
Владыка очень чтит праздник Тихвинской иконы Божией Матери, всегда проводит его в молитве и богомыслии. Одному лишь Богу и Его Пречистой Матери ведомы те движения сердца и те озарения, которые посещают архипастыря в этот благословенный день. Они незримы для посторонних, как незрима духовная таинственная жизнь его «внутреннего человека» (2 Кор. 4, 16). В один из таких дней он служил Божественную литургию в одесском храме Тихвинской иконы Божией Матери. Было это в 2002 г., особом для Владыки и всей Украинской Православной Церкви, которая молитвенно отмечала 10-летие его предстоятельского служения в Украине. На престольный праздник пришло много одесситов, прекрасно знающих Первосвятителя, помнящих его служение на одесской земле, любящих его, так что храм не смог вместить всех желающих. По окончании службы прихожане длинной вереницей выстроились в очередь — взять благословение у Блаженнейшего, и каждый отходил с иконкой Божией Матери, полученной в дар из его рук. Вечером в этот же день Блаженнейший Митрополит Владимир посетил одесский Свято-Архангело-Михайловский женский монастырь. Встреча прошла очень тепло. По ее окончании сестры еще долго находились под впечатлением общения с Первосвятителем, который сказал замечательную проповедь, посвященную Тихвинской иконе Божией Матери.
Владыка всегда ощущал неразрывную связь с народом Божиим и призывал к единению с ним своих воспитанников. В речи на выпуске МДАиС в 1977 г. он говорил будущим пастырям: «Возрастайте духовно в познании Господа нашего Иисуса Христа, стремитесь к стяжанию подлинной церковности и истинного христианского любомудрия. Относитесь с любовью к своим пасомым, не забывайте, что носителем и блюстителем благочестия в Православии является сам народ. В общении с ним старайтесь впитать в себя святыню народную» .
Воспоминания Блаженнейшего, приведенные в книге «Пастырь», исполнены светлой любви к простым верующим людям — подлинному богатству Церкви.
«Меня всегда умиляла чистая вера простых людей, — пишет он. — Жила в Одессе схимонахиня Онуфрия, скончавшаяся на 103-м году жизни. Первую неделю Великого поста она по благословению правящего архиерея проводила в Свято-Успенском одесском монастыре. Для всех у нее заранее были приготовлены подарки: кому варенье, кому мед. Встречаю как-то ее во дворе и спрашиваю: «Матушка Онуфрия, кто же остался у Вас на хозяйстве?» Матушка отвечает: «Святитель Николай». Я шучу: «Неужели святителю Николаю больше нечего делать, как стеречь твою хату?» Матушка спокойно отвечает: «Закрыла я хату на замок, перекрестила и сказала: «Святителю Николае, смотри, чтоб все благополучно было». Поговорила со святителем Николаем просто и сердечно и верит, что будет именно так, как она попросила у Божия угодника.
Вспоминаю, как в семинарские годы путешествовал с паломниками в Почаевскую лавру. Люди собрались в сельском храме, отслужили молебен, испросили друг у друга прощения и рано утром вышли в путь. Те, кто не шел с нами, выходили к воротам, передавали скромные деньги на поминовение живых и усопших. В дороге, когда мы останавливались на отдых, старенькая монахиня Ольга просила меня записывать имена для поминовения. Помнила она всех, кто давал деньги и кто не давал. Таких имен за дорогу было записано несколько тетрадей. Однажды, устав писать, я ей говорю: «Матушка Ольга, давайте запишем просто: «четыре села со сродниками». Кто же эти тетради будет читать? Какие священники в Почаеве смогут это сделать?» Матушка ответила: «Детка, главное — записать и подать в храме, а там, если священники будут не в силах прочитать, за них прочитают святые Ангелы...»
Как-то во время отдыха пожилая благочестивая женщина сидела и жаловалась на свои ноги, распухшие от долгой дороги. Потом достала палку и начала бить ею по ногам, приговаривая: «Ах вы, такие нехорошие, в молодости плясать не уставали, а нынче не хотите идти к святым местам. Пойдете, милые, заставлю вас» .
Блаженнейший вспоминает, как работница Одесской духовной семинарии — пожилая, интеллигентная женщина, работавшая когда-то на высокой должности директора консерватории, а потом ради веры в Господа поменявшая ее на работу технички при семинарии, — предсказала ему, студенту, готовившемуся к приходской жизни, монашеское будущее. «Дорогу монаху», — сказала она ему, идущему по семинарскому коридору, немало удивив смутившегося юношу.
Еще один эпизод из молодости Блаженнейшего. Вчерашний десятиклассник В. Сабодан приезжает из села в большой шумный город, готовясь поступить в семинарию. Ноги сами несут его в привокзальный храм, купола которого он увидел на перроне. Встав в углу близ иконы Божией Матери, юноша весь отдался молитве... Вдруг к нему подошла женщина в платочке и протянула маленький золотой медальон — иконку Казанской Божией Матери. Ее голос до сих пор звучит в душе Владыки: «Вижу, ты чего-то просишь у Бога. Будет тебе... Божия Матерь поможет». Когда юноша опомнился и стал искать женщину, чтобы поблагодарить за добрые слова, она исчезла.
Они, эти преданные Церкви рабы Божии, в крестьянских платочках заполнявшие храмы в годы войны, в тяжкие годы репрессий, молясь о мужьях и сыновьях своих, — они были костяком Церкви в самый трудный для нее период. Они явились женами-мироносицами во время «страха иудейска» (Ин. 19, 38). Как говорил один из иерархов, именно «платочки» спасли Церковь — своим мужеством, своей крепкой, истовой верой. Когда смерч атеизма опустошал наши храмы, женщины, преимущественно пожилого возраста, составляли основной контингент прихожан. Сколько крещений в эти годы было ими втайне совершено, скольких внуков, подчас вопреки родительской воле, смогли покрестить, а впоследствии и приобщить к вере их богомольные бабушки! И там, где безжалостная «диалектика жизни» ставила непреодолимые препятствия вере, побеждала «иррациональная логика» материнской веры, материнской любви.
«О силе материнского ходатайства свидетельствует множество примеров из церковной и светской истории. Каждая земная мать умом и сердцем болезнует о своих детях не только в силу органического единства с ними, но и в силу того, что ей дается от Бога благодать молиться и заботиться о детях своих. Ни одно материнское воздыхание, ни одна материнская слеза не остаются напрасными, не увиденными, не услышанными Небом».
Духовной опорой, наставницей, молитвенницей Блаженнейшего Владыки была его мама, раба Божия Феодосия. О силе ее материнской молитвы свидетельствует событие, связанное с монашеским постригом Владыки. Она не знала о пострижении, находясь далеко за пределами семинарии — дома, в своем селе. Но сразу после пострига прислала ему письмо, где написала о предчувствии изменения в его судьбе. Накануне ей приснился сон: их храм в Марковцах посетила Сама Пресвятая Богородица. «Побежала Феодосия к церкви, что стоит на горе, и никак не может дойти до нее, ноги словно отяжелели. Наконец добралась до Пречистой. Не видела Ее лица, скрытого под покровом. Упала Ей в ноги и спросила, будет ли ее сын батюшкой. И услышала в ответ: «Уже батюшка, радуйся...» . Преставилась матушка Феодосия в 1989 г., на 86-м году жизни. Низкий ей поклон за то, что родила и вырастила для Церкви, для Украины такого сына.
Своим христианским становлением Владыка обязан духоносным старцам, встретить которых он удостоился на жизненном пути. Это афонские иноки, которые до революции приехали в Одессу и остались в ней доживать свой век. «Мы старались исповедоваться у них, просто побеседовать, почерпнуть мудрости. Старцы спасали многих людей во время гонений на Церковь. Своими молитвами и духовным окормлением они помогали верующим» . Это валаамские старцы, проживавшие в Псково-Печорском монастыре после закрытия Валаамской обители, — «совсем слепой схимонах Николай, полуслепой схииеромонах Михаил и согбенный до земли старец схиигумен Лука. Они были великие молитвенники, обладавшие даром прозорливости. В субботу на первой неделе Великого поста мы говели... В монастырь приехал митрополит Псковский Иоанн (Разумов) и предложил исповедаться у старцев. Мы, студенты, с трепетом и благоговением переступили порог кельи, где жил слепой Николай. Ему было 89 лет. У него было ангельское лицо без единой морщины. В белом подряснике, сам весь белый, словно прозрачный, сидел старец на кровати. Сотворив молитву, митрополит зашел первым, но старец сказал ему: «Владыка, пропустите сначала Владыку, который за вами стоит». И когда я подошел к нему, сложив руки для принятия благословения, он сказал: «Будешь архиереем» .
Добродетельным и просвещенным иноком был приснопамятный архимандрит Алипий (Воронов), наместник Свято-Успенского Псково-Печорского монастыря, прекрасный художник, искусствовед, иконописец, интеллигентный и мудрый человек, строгий к себе и добрый, снисходительный к другим подвижник. Именно такой тип аскезы пришелся по сердцу будущему иноку Виктору Сабодану.
Впечатления юности очень сильны. Часто они запечетлеваются в сердце на всю оставшуюся жизнь. Путеводной звездой стало для него благословение на монашество, преподанное преподобным Кукшей († 1964), духовным отцом, который стал его восприемником при постриге. Старец Кукша был канонизирован Украинской Православной Церковью в 1994 г. «Удивительный человек, благоговейный монах, он прошел скорбный путь мученика за веру православную. Гонимый властями старец переходил из монастыря в монастырь, из прихода в приход, обретя, наконец, приют в небольшой скромной келии Одесского мужского монастыря. Долгие годы митрополит Владимир не расставался с четками, сплетенными преподобным. Эти четки святой Кукша подарил Владыке... Владыке Владимиру довелось встретить на своем жизненном пути многих подвижников, духовно опытных старцев и святых людей. Еще подростком он посетил схиархимандрита Черниговского Свято-Троицкого монастыря святого старца Лаврентия. При первой же встрече преподобный Лаврентий произнес пророческие слова о его будущем святительском служении. После были и другие встречи, во время которых старец много говорил о грядущих судьбах Православной Церкви. Именно он еще в 50-х годах предсказывал раскол в украинском Православии, который произошел спустя 40 лет, в начале 90-х годов. Посчастливилось В. Сабодану слышать и мудрое слово святителя Луки Войно-Ясенецкого. Трижды встречался он с ним в Одессе, будучи еще семинаристом» .
Святитель-подвижник, знаменитый хирург, ученый с мировым именем, мужественный исповедник, стойкий хранитель веры Христовой и в то же время потомственный интеллигент, человек высочайшей внутренней культуры — таким юноша запомнил Симферопольского архиепископа Луку. Он являл собой идеал архипастыря, и будущий Владыка глубоко запечатлел в своей душе его благородный, светлый облик.
Решающую роль в жизни Блаженнейшего Митрополита Владимира сыграл митрополит Одесский и Херсонский Борис (Вик). От его святительских рук Владыка удостоился получить благодать диаконства и священства, принять монашеский постриг. Блаженнейший вспоминает: «Он был самородком, с изумительным голосом, служил неподражаемо. У него была запоминающаяся внешность — рослый, длинные борода и волосы, необыкновенно добрые глаза. Владыка Борис был очень добрым человеком, с чувствительным сердцем. Он помогал всем воспитанникам семинарии, заботился о монахах, которых изгоняли из закрывающихся монастырей. Когда закрыли Одесский женский монастырь, он отдал матушкам все свои сбережения, чтобы они могли приобрести себе хоть какое-то жилье. Митрополит Борис очень любил богослужение. Всегда был в храме... Годы иподиаконства, проведенные у митрополита Бориса, — самые счастливые в моей жизни» .
Рассказывая о своих наставниках, Блаженнейший приводит имена выдающихся иерархов Церкви, каждый из которых является яркой звездой на небосводе церковном, «как, например, Сурожский митрополит Антоний (Блум), живший в Лондоне. Он глубок чувствами, умом и верой. Известный в мире человек, богослов, духовный наставник. Считаю, что, общаясь с ним много лет, я взял что-то для себя, для своего становления. Не могу не вспомнить с благодарностью еще двух святителей, которые оставили в моей жизни огромный след. Это митрополит Никодим (Ротов) и митрополит Антоний (Мельников). Митрополит Никодим скончался в 1978 г., не дожив до 50 лет. Он был уникальным человеком. Бог его щедро наделил всеми дарами. Это был глубоко верующий человек, с огромной преданностью Православной Церкви. Он фактически «прорубил окно в Европу» для РПЦ, что было чрезвычайно важно в те суровые годы для ее выживания. У него была колоссальная память. Однажды мы в Одесском Свято-Успенском монастыре проделали такой опыт: взяли церковный календарь, и митрополит Никодим по памяти называл всех святых к любому календарному числу. Такие люди не горят, а пламенеют и быстро, к сожалению, уходят.
Владыка Антоний в 60-е годы прибыл в Одессу как наместник Успенского монастыря и ректор Духовной Семинарии. Я с ним подружился сразу, и до самой его смерти мы оставались братьями и друзьями. Преданный Церкви человек, горячий молитвенник, он тоже отличался огромным умом и высокой культурой. Не было научной области, в которой он не имел бы познаний. Он имел дар молитвы и приобщал к ней других» .
Подлинным отцом был для Преосвященного Владимира Патриарх Пимен (Извеков), великий молитвенник и мудрый святитель. Смирение в нем сочеталось с властью, природный ум — с монашеской простотой, естественность манер — с постоянным самоконтролем. Это был патриарх-авва, Божий избранник, очень многое сделавший для Православия.
Святой апостол Павел писал: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7). Характер владыки Владимира, его воззрения, внутренний облик сформировались под влиянием людей Церкви, встретившихся ему на жизненном пути, — от простой крестьянки, сельского батюшки, старца-инока в убогой келье до патриарха. Он бережно собирал крупицы их духовного опыта, учился у них христианской жизни, воспитывал в себе под их влиянием нравственные добродетели. Это бесценное наследие, воспринятое им от лучших представителей народа Божия, который недаром называют народом-богоносцем, он неустанно стремился передавать пасомым, а наипаче — будущим пастырям Церкви Христовой.
«Пастырь по высоте нравственной жизни, — писал в одном из своих трудов Владыка, — призван быть подобным Христу, Который во всем был подобен нам, кроме греха (Евр. 4, 15). Как в лице Иисуса Христа человечество увидело практическое осуществление тех нравственных идеалов, которые заложены в духовной природе человека, так и в лице пастырей Церкви люди жаждут увидеть новое подтверждение возможности осуществления высоких этических идеалов. Достижение пастырем возможного духовного совершенства утверждает паству в истинности проповедуемого им Евангельского пути. Духовная жизнь, приближающая пастыря к Богу, дает ему опытное духовное познание Бога и открывает ему истину о Боге, находящуюся в своей реальной онтологической подлинности выше всякого сомнения. Убежденность в Божественной истине как результат эмпирического Богопознания является основой действенности пастырской проповеди, делающей ее словом очевидца» .
В речи, обращенной к выпускникам МДАиС в 1974 г., он говорил: «Помните, что нужно не только знать о важности добродетелей, но и растворять ими жизнь и поступки свои. Личный пример в деятельности пастыря имеет решающее значение. Без добродетельной жизни священнику не быть настоящим пастырем. Любите мир и правду, чистоту духовную и телесную, помните, что посредством ваших дел будет славиться или хулиться имя Божие, созидаться или разрушаться авторитет Церкви. Делами свидетельствуйте о своих убеждениях, делами служите Церкви и народу. Пусть никто никогда не укорит вас за ваши дела и вашу жизнь, чтобы служение ваше не умалилось и слово вашей проповеди не унизилось. Будьте достойными делателями Христовыми!»
Владыка Владимир в своей пастырской жизни всегда помнил слова апостола Павла, обращенные к его ученику апостолу Тимофею: «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2, 15). Слово «делатель» часто встречается в Евангелии. Оно несет в себе большую смысловую нагрузку, обозначая и труд, и подвижничество, и избранничество: «Жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9, 37). С благоговением, страхом Божиим и сыновним послушанием неся подвиг пастырства и архипастырства, митрополит Владимир, подобно пророку Моисею, «приобрел благоволение в очах» Господа (Исх. 33, 12), чтобы «пасти народ Свой... и наследие Свое» (Пс. 77, 71).
Владыка всегда помнил, что он плоть от плоти и кровь от крови украинского народа — народа благочестивого, боголюбивого, наделенного от Бога особыми дарами: трудолюбием, терпением, преданностью Православной отеческой вере, душевной красотой и поэтичностью.
За любовь к своей родине и национальным традициям архипастырю не раз приходилось терпеть нападки от советской интернациональной власти. «Упрямый хохол», — называли Владимира Сабодана чиновники Совета по делам религий, так как он вопреки национальной политике партии, в личном общении предпочитал пользоваться языком не «общенациональным», а родным — украинским.
Семинаристы устраивали творческие вечера, на которых исполняли украинские песни и читали украинские стихи. Та же атмосфера царила и в ЛДА, где обучалось много студентов из Украины. «Никого не удивлял звучавший в аудиториях украинский язык. Украинские хлопцы создали творческий кружок, организовывали вечера, посвященные Тарасу Шевченко, Лесе Украинке, Ивану Франко. В то время, когда в советских учебных заведениях называли этих поэтов безбожниками и даже «борцами с религией», в стенах Духовной Академии звучали их стихи, исполненные веры. Владыка Владимир рассказывал, что как-то студенты провели вечер, посвященный творчеству Тараса Шевченко. Праздник удался, было много гостей. Утром профессор-канонист благодарил организаторов и заметил: «Не хватало только кому-то встать и выкрикнуть: «Хай живе незалежна Україна!» .
Будучи ректором, Преосвященный всегда поощрял звучание родного языка в МДАиС, где большинство учащихся было украинцами, разрешал отвечать на экзаменах по-украински, что тогда было смелым, дерзким шагом. «Ректор организовывал Шевченковские чтения, а на Рождество — концерты студенческих духовных хоров: пели щедривки и украинские колядки. И это нравилось всем. Кроме власти. Вскоре архиепископа Владимира переводят на Ростовскую кафедру... Ростовчане, среди которых много переселенцев из Украины, увидели в нем мудрого духовника и опытного наставника. В эти годы связь Ростова с Украиной особенно усилилась. И не только потому, что, прописанный в Киеве, Владыка был гражданином Украины. Прежде всего, с родиной его связывало множество духовных чад, нуждавшихся в пастырском окормлении. Поэтому, когда в Украине недовольство административными злоупотреблениями Филарета, его нравственным обликом стало повсеместно нарастать, именно к владыке Владимиру обратились духовенство и миряне...».
← Добрый Пастырь. Часть 3 | Добрый Пастырь. Часть 1 → |
---|
Церковные Таинства
— Наилучшей подготовкой к венчанию, как и к любому другому церковному Таинству, являются пост и молитва. По традиции молодые накануне венчания несколько дней постятся, а затем посещают храм, чтобы исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин. |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Деятельность воскресной школы при православном храме, при приходе — одна из важных сторон приходской жизни. Она необходима, чтобы жизнь прихода приобрела всесторонность, полноту. |
Подробнее ... |