Добрый Пастырь. Часть 1
...И будет одно стадо и один Пастырь
(Ин. 10, 16)
«Деятельность пастыря имеет поистине универсальный характер. Он — соработник у Бога, проповедник вечной Христовой истины и строитель Божественных таин (1 Кор. 4, 1), наставник и руководитель вверенного ему народа Божия, блюститель нравственных основ жизни и посланник Господень на земле, указывающий всем реальный путь к достижению идеальной нормы человеческого бытия, к вечной и совершенной радости в Боге (Ин. 15, 11). Вся эта деятельность, во всей ее полноте и объеме, называется пастырством, за которое Пастыреначальник Христос обещал “неувядающий венец славы” (1 Пет. 5, 4)» . Так высоко отзывается о подвиге пастырского служения Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир. По милости Божией, он много лет нес послушание ректора духовных школ, наставника «чад церковных» — юношей, посвятивших себя Богу, будущих священнослужителей и пастырей Церкви. Ему, многоопытному педагогу тайна становления пастыря, его возрастания во Христе, возмужания и достижения им «меры полного возраста Христова» (Еф. 4, 13) ведома как никому другому.
В богословских трудах Блаженнейшего Митрополита Владимира, в его гомилетическом наследии представлено цельное, глубоко научное учение о пастырстве. В своем программном труде «Христос Спаситель — Начальник мира» Владыка раскрыл величие первосвященнического служения Господа нашего Иисуса Христа, пророчества о Котором, возвещено еще на заре человечества, в ветхозаветное время: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109, 4), в полноте и силе раскрылись во время земной жизни Спасителя, были реализованы в Его искупительной «смерти, и смерти крестной» (Фил. 2, 8) во исполнение Его слов: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10, 11).
«Следуя Божественному учению, святые отцы и учители Церкви согласно исповедали истину священства Христова, Который был Сам Священником и Жертвой, приносимым и приношением» , — писал он далее. — «Как Первосвященник, Господь Иисус совершил наше спасение, искупив нас от греха, «власти сатаны» (Деян. 26, 18), вечной смерти и заслужив для нас вечное блаженство» .
В книге «Павел, призванный апостол» Блаженнейший Митрополит анализирует учение о пастырстве святого апостола Павла, который «более всех потрудился» (1 Кор. 15, 10) в устроении Церкви Божией и создании новозаветного института пастырства. Апостол не посвящает специально учению о пастырстве и Церкви какого-либо из своих посланий. «Он учит… в неразрывной связи с другими истинами Евангелия Христова... Но собранное воедино, оно (учение) слагает стройную, выдержанную систему» .
В магистерской диссертации «Экклезиология в отечественном богословии» Владика анализирует экклезиологические исследование своих предшественников. «По общепризнанному церковному мнению, проблема экклезиологии, понятая во всей ее полноте и объеме, является одной из самых насущных вопросов, стоящих перед богословской наукой. Решение этой проблемы есть задача, завещанная богословию эпохой святоотеческой» . Перед читателями этого труда выстраивается целостная картина учения о Церкви отечественных церковных мыслителей в процессе его эволюции, учения, затрагивающего и аспект пастырства, особенно в полемической антиинославной плоскости. «С православной точки зрения апостольская преемственность есть основное условие подлинного церковного бытия. Без нее ни одна Поместная Церковь не может быть участницей церковной Полноты, ибо лишается даров Пятидесятницы, ниспосылаемых через харизматический епископат в таинствах Церкви. Православие не знает высших гарантий церковного единства, чем единство иерархии. Проявляясь в единой благодатно-сакраментальной жизни, единство иерархии есть сущностное выражение соборности как самого универсального свойства Церкви, соответствующего универсальности дела Христова. Только через Церковь, и исключительно в ней, «все будут едино» (Ин. 17, 21)» , — подчеркивает автор.
Мысль об огне Пятидесятницы как о совершительном акте, осветившем таинственную сущность пастырства Христова, постоянно присутствует в гомилетическом наследии Блаженнейшего митрополита Владимира. Знаменательно, что большая доля его проповедей о пастырстве направлена, в первую очередь, на семинарскую аудиторию и содержит профессиональный дидактический аспект. Если охарактеризовать метафорическую формулу, которую он использует для образной характеристики этого явления, то она фокусируется в едином понятии: «свет». В слове к выпускникам МДАиС, произнесенном в 1973 г., их ректор и учитель говорил:
«Ныне мы напутствуем вас словами Христа Спасителя, Великого Первосвященника и Основателя Церкви, которой вы призваны служить: «Веруйте во свет, да сынове света будете» (Ин. 12, 36). Свет Христов — это любовь, милость и благодать Божия. Свет Христов просвещает всякого человека, приходящего в мир. Это тот свет, который воссиял миру, чтобы мир уже никогда не ходил во тьме. Это тот свет, который освещал путь святым Апостолам, во все концы земли пронесшим слово Евангельского учения. Этот свет излучает Христова Церковь в своем бытии и подвигах, в молитвах и святых таинствах, в своей священной миссии на земле. Свет Христов привел вас в стены духовной школы, чтобы умудрить здесь словом Божиим, дать познание глубин богословия, дабы вы потом, стяжав богатство Света, несли его в мир, просвещали каждого желающего и ищущего этого спасительного просвещения» .
В слове перед началом учебного 1974/1975 года, произнесенном в академическом храме МДАиС, ректор, обращаясь к воспитанникам, призывал их к осознанию величия предстоящего им пастырского пути:
«Цель, стоящая сейчас перед вами, поистине высока и благородна. Вы призываетесь стать соработниками Бога в великом Божественном акте, превышающем творческий акт создания, — вас ждет священное служение человеческого воссоздания. Никогда не забывайте о своей цели. Не закрывайте ее благодатный свет тьмою греха, суеты, житейской мелочности. Стремитесь стать светом мира; восходите на свещник святости, на свещник пастырства» .
Слова эти, обращенные к юным душам, полны внутреннего озарения. Говоря своим детям, которых дал ему Бог (Ис. 8, 18), о свете пастырства, проповедник внутренним взором видел тот ясный, тихий, невечерний свет Духа Святого, который воссиял в нем самом в день его личной Пятидесятницы — священнической, а затем и епископской хиротонии. Воссиял, чтобы никогда не угаснуть. Воссиял в самой глубине его естества, озарив сердце таинственной неземной радостью. Кто пережил хиротонию, тот хорошо понимает, о каких чувствах здесь идет речь, ибо ощущение внутренней озаренности и теплоты испытывает каждый, сподобившийся благодати рукоположения. Священнодействия, слова молитв, душевные чувства, которые сопровождают этот очень ответственный и судьбоносный акт в жизни человека, обычно не просто запоминаются на всю его жизнь, но преображают его, перерождают — так велика сила этого таинства. Без небесной благодати, всегда «немощная врачующей и оскудевающая восполняющей», никто не смог бы нести пастырского служения. Поистине, путь пастырства требует особых дарований, особой крепости духа.
Обращаясь к семинаристам, Преосвященный ректор разъяснял им: «О пути вашем можно сказать, что если бы миру ведомы были трудности, скорби, горести и испытания на этом пути, если бы знали о постоянном пастырском крестоношении, о ежедневном умирании истинного пастыря, болезнующего о своей пастве, «дондеже вообразися (в ней) Христос» (Гал. 4, 19), то никто и никогда не вступил бы на этот тернистый путь. Но если бы мир знал о той славе, какой венчает доброго пастыря Пастыреначальник Иисус Христос, если бы миру были ведомы важность, благородство, величие пастырского служения и та неземная радость, какая наполняет и веселит сердце пастыря, то в мире не нашлось бы силы, способной воспрепятствовать избранию пастырского пути. Дорожите же вашим избранием, ходите достойно звания, к которому вы призваны» .
Действительно, пастырское крестоношение в ту пору было особенно тяжелым. Его сопровождали репрессии, преследования, постоянное противоборство всей огромной государственно-атеистической системы, провозгласившей борьбу с религией одной из основных своих идеологических платформ. Правда, характер гонений в хрущевско-брежневскую эпоху, на которую выпал жребий пастырского становления Владыки Владимира, отличался от зверств сталинско-бериевских «чисток» довоенных лет, но зато он приобрел утонченно-садистский характер, когда Церковь уничтожали не через пытки и расстрелы, а через «удушение», максимальное ограничение всех способов ее жизнедеятельности. И в первую очередь это касалось пастырства как самого главного препятствия к низложению веры, костяка церковного организма.
Владыка Владимир испытал все эти гонения. С самого юного возраста ему пришлось отстаивать свои христианские взгляды в среде сверстников, в общении со школьными учителями, в быту, в учебе, во всей обстановке послевоенных советских лет, где вере почти не было места. Это был экзамен на прочность его души, крепость мировоззрения, которое базировалось на ценностях родной, глубоко церковной, семьи, на родительском воспитании и учении, на православных традициях вырастившего его Подольского края. Духовная основа, заложенная в него отцом и матерью — скромными сельскими тружениками Маркианом и Феодосией, матушками Спасо-Преображенского монастыря, закрытого в конце 50-х годов (ныне, слава Богу, восстанавливающегося), прихожанами церкви в родном с. Марковцах, сельскими священниками о. Сильвестром и о. Давидом, его первыми наставниками в пастырстве, всеми, кому он обязан осознанием себя как христианина, — основа эта оказалась непоколебимой перед лицом изощреннейшей пропаганды, псевдонаучного отрицания религии, массовой атеистической вакханалии, перед которой многие из молодых людей тогда оказались не в силах устоять.
Основа эта составила его духовный стержень, стала фундаментом на всю жизнь. Однако необходимо было продолжать свое возрастание во Христе через «наставление в вере» (Гал. 3, 2), обучение, постижение ее истин. Юноша сознательно избрал путь поступления в духовную семинарию. Одесская духовная школа всегда славилась высоким уровнем образования. Студентам «не только прививали высокие христианские идеалы, но и давали прекрасные знания по всем предметам и побуждали к самостоятельному поиску и творчеству. Среди семинаристов В. Сабодан был первым учеником» . Его соученик по ОДС протоиерей Г. Удовенко вспоминает: «Мы были очень молоды, полны сил и всяческих надежд, мечтали о возрождении былой славы православной державы. Это были еще и годы послевоенной разрухи. После разоблачения культа личности Сталина из концлагерей возвращалась оставшаяся в живых интеллигенция. В Одесскую семинарию пришли настоящие педагоги с дореволюционной закалкой, богословы с большим пастырским опытом и великой духовной культурой. Нам необычайно повезло с воспитателями. Они привили нам высокие христианские идеалы, дали отличные знания, научили самостоятельно мыслить и творить» .
Великие истины богопознания, открывшиеся сердцу, «ищущему добрых жемчужин» (Мф. 13, 45), настолько захватили молодого человека, что ради их умножения он отказывается от сокровенной мечты быть скромным сельским священником в родном крае и всецело погружается в их полноводный поток. Он поступает в Ленинградскую Духовную Академию. «И здесь ему повезло с преподавателями. В Ленинград возвратились немногие выжившие в тюрьмах и ссылках профессора старой, еще дореволюционной школы. Многих из них Владыка поминает в своих молитвах: ректора протоиерея Михаила Сперанского, инспектора Льва Николаевича Парийского, профессоров Георгия Миролюбова, Алексея Иванова, Александра Шишкина, Василия Стойкова, профессора протоиерея Иоанна Белевцева и др. Вместе с ними студенты переживали новую волну гонений на Церковь. Закрывались монастыри, храмы, духовные учебные заведения. На огромной территории бывшего СССР осталось лишь две академии — в Ленинграде и Загорске, три семинарии — в Ленинграде, Загорске и Одессе. Многие верующие испытывали гонения от безбожной власти. Были и такие, что не выдерживали испытаний, отрекались от Бога... К счастью, лишь один преподаватель не смог выстоять в атеистической войне. Остальные же и сами не поругали веру Христову, и студентов учили стойкости» .
Академия дала Виктору Сабодану глубокий научный базис, сообщивший его вере новые, поистине безбрежные горизонты. Он изменился, возмужал, обогатился во Христе «всяким словом и всяким познанием» (1 Кор. 1, 5). Теперь его вера обрела фундаментальную основу, позволившую не только сердцем исповедовать ее, но и «всякому, требующему... отчета в... уповании, дать ответ» (1 Пет. 3, 15) — ответ всесторонний, объективный, перед которым бессильны любые доводы так называемого «научного» атеизма.
Однако «знание надмевает» (1 Кор. 8, 1), если оно не подкреплено богомыслием, аскезой, духовным самосовершенствованием. Без неустанного обогащения сердца духовными дарами оно становится бесплодным. Часто школьное богословие бывает лишено провидческих озарений, в то время как смиренное призывание Бога, преданность и любовь к Нему приводят к «видениям и откровениям Господним» (2 Кор. 12, 1). О зрелости Виктора Сабодана как богослова, несмотря на его молодость, говорит название его кандидатской диссертации «Христос Спаситель — Начальник мира». Столь всеобъемлющая, даже пугающая своей высотой тема говорит о серьезной богословской базе соискателя, указывает на христоцентричность его богословских устремлений.
Монашеский постриг, преподавательство и ректорство в ОДС, священническая и епископская хиротонии, административная деятельность на различных ответственных церковных послушаниях — эти вехи в жизни Владыки как бы нанизаны на главную основу — Божественное призвание. В одной из своих проповедей он говорил: «Универсализм Христианства есть его существенная черта. «Много званных» (Лк. 14, 24), — эти слова имеют эсхатологическое значение. Они говорят о том, что все люди призваны к богообщению, но для плодотворного, органического осуществления предвечного замысла всеобщего единства в Боге Он избирает в исторической Церкви, существующей в условиях законов времени и пространства, сравнительно небольшое количество людей и возлагает на них особую миссию, особое служение. Все призываются, но немногие отзываются на этот зов. Все избираются, но не много избранных. Делатели церковные — это и есть те «избранные», о которых в притче говорится, что «много званных, а мало избранных» (Мф. 22, 14). Их мало, «потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7, 14). Избирая людей на различное служение, Бог дает им различные таланты. «Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями...» (1 Кор. 12, 78). Эти немногие служители Божии, «избранники», должны привлечь к Богу всех людей. Их дело подобно закваске (Мф. 13, 33), дрожжам, благодаря которым вскисает все тесто... Путь к Царству Божию в мире есть путь органический — от малого семени к большому древу, путь роста и естественного духовного развития. Избранников духа всегда было мало в мире. Малой горсточкой были апостолы Христовы. Мало было отцов и учителей Церкви. По сравнению с миллиардами простых людей и даже нас, рядовых христиан, мало было святителей, мучеников, преподобных... Жатвы всегда было много, а делателей мало» .
Причисляя себя, по глубокому смирению, к «рядовым христианам», Владыка воспринимал все послушания священноначалия как исполнение обязанностей, не стремясь к церковным должностям, но и ни от чего, даже вопреки его воле приходящего, не отказываясь. Однако Господь вел Своего избранника особой стезей. Владыка Владимир на своем жизненном пути прошел многие церковные ступени: диаконское и священническое служение, целибат и монашество, преподавательское и ректорское служение в семинарии, дипломатическое служение в духовных миссиях и представительствах за рубежом, викариатство, руководство церковным печатным органом, святительское служение... Почти десять лет архипастырь трудился на труднейшем и самом, наверное, ответственном церковном посту, будучи ректором Московских духовных школ — сложного многопланового церковно-научного коллектива, первого по уровню и значению в Русской Православной Церкви, на которые равнялись другие духовные учебные заведения не только у нас, но и за рубежом.
Великие светила Церкви, знаменитые богословы стояли у кормила этих прославленных духовных школ. Но имя Преосвященного Владимира (Сабодана) не потерялось в их когорте. Сделано было им немало. Трудно перечислить заслуги ректора на богословском и педагогическом поприще. Одна из них — создание новой плеяды священнослужителей, духовно крепких, всесторонне образованных.
Обращаясь перед началом учебного 1978 г. к студентам, ректор говорил: «Неизмеримо высокая ответственность пастыря перед Богом и Церковью обязывает вас употребить свои творческие силы и дарования к настойчивому овладению приобретаемыми здесь знаниями, чтобы со дерзновением неосужденно явить в смиренном иерейском служении великий образ вечного Первосвященника Иисуса Христа. В соответствии с целями и задачами пастырского служения образование в духовной школе предусматривает не только определенный объем научно-богословских знаний, но и религиозно-нравственное воспитание будущих священнослужителей. В наше время, сложное и стремительное, к пастырю предъявляются особые, повышенные требования. Современный священник мыслится как человек глубокой религиозности, хорошо осведомленный в области новейших достижений православной богословской мысли, как носитель высокой культуры и вечных евангельских этических идеалов» .
Треть всех священнослужителей в огромной советской, преисполненной духом атеизма, стране, целая армия блестяще обученных, воспитанных, выращенных «свидетелей» (Лк. 24, 48) Божиих, провозвестников Истины, служителей престола Господня — вот благой итог деятельности Владыки на этом посту. Его можно назвать одним из домостроителей Церкви в то трудное время, ибо, созидая нерукотворенные храмы душ пастырей, он созидал настоящее и будущее Церкви.
Служение Церкви, защита истин Церкви, домостроительство Церкви стали основным смыслом его жизни. Вопрос о сущности Церкви, основных принципах ее бытия и ее предназначении особенно актуален в нынешнем идейно-историческом контексте, когда Церковь страдает от всеобщей апостасии, от ересей, нестроений, расколов, межконфессиональных конфликтов. «Сегодня можно со всей определенностью констатировать тот факт, что учение о Церкви является центральной догматической темой современности. ...В единственном и исключительном смысле богословие есть функция Церкви. Богословие оправданно и богословие существует, поскольку существует Церковь» .
Святой Максим Исповедник говорил, что богослову необходимы горячее сердце и холодный, спокойный, взвешенный ум. Экклезиологический труд Владыки Владимира проникнут глубокой, взволнованной эмоциональностью, что оправданно, ведь это размышление о сокровенно-трепетном, переполняющем душу благоговейной любовью предмете. Однако в построении и содержании этой научной работы чувствуется твердая рука и трезвый, строго логичный ум. Фразы в ней отточены, чисты, лишены малейших риторических прикрас, применение которых неизбежно сделало бы речь автора фальшивой и напыщенной. Таков Владыка во всех своих словах, поступках, в жизни.
Владыка Владимир не записывал свои проповеди. Лишь некоторые из них, благодаря усердию студентов и его духовных чад, увидели свет в церковной печати. Тематика его проповедей обширна, как обширна сама жизнь Церкви. Она охватывает годичный богослужебный круг, круг евангельских чтений, святоотеческое наследие, богословскую и философскую проблематику, затрагивает животрепещущие темы современности, раскрывает извечные тайны бытия, содержит богатые россыпи народной мудрости, множество исторических экскурсов, примеров из жизни. Замечательны его великопостные проповеди, призывающие к покаянию и духовному преображению, пасхальные и рождественские проповеди и послания, евангельские поучения, в которых предстает величие служения и спасительного подвига Господа нашего Иисуса Христа. В словах, посвященных дням памяти святых, оживает христианский и человеческий облик угодников Божиих в «силе жизни непрестающей» (Евр. 7, 16).
← Добрый Пастырь. Часть 2 |
---|
Церковные Таинства
— Таинство Миропомазания, как и Таинство Крещения, не повторяется. Что же касается помазания святым миром императоров, государей при венчании их на царство, то это не является повторением Таинства Миропомазания, а определяется как другой, высший способ сообщения даров Святого Духа. |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Нередко болезни тела являются следствиями болезней души. Одновременно болезнь может быть испытанием, которое человеку необходимо преодолеть, чтобы стать духовно более крепким и приблизиться к Богу. Поэтому во время болезни нужно обязательно обратить внимание на духовную жизнь. Уместным будет усилить молитву, исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин. |
Подробнее ... |