Добрый Пастырь. Часть 1

...И бу­дет од­но ста­до и один Пас­тырь

(Ин. 10, 16)

«Дея­тель­ность пас­ты­ря име­ет по­ис­ти­не уни­вер­саль­ный ха­рак­тер. Он — со­ра­бот­ник у Бо­га, про­по­вед­ник веч­ной Хри­сто­вой ис­ти­ны и строи­тель Бо­же­ст­вен­ных та­ин (1 Кор. 4, 1), на­став­ник и ру­ко­во­ди­тель вве­рен­но­го ему на­ро­да Бо­жия, блю­сти­тель нрав­ст­вен­ных ос­нов жиз­ни и по­слан­ник Гос­по­день на зем­ле, ука­зы­ваю­щий всем ре­аль­ный путь к дос­ти­же­нию иде­аль­ной нор­мы че­ло­ве­че­ско­го бы­тия, к веч­ной и со­вер­шен­ной ра­до­сти в Бо­ге (Ин. 15, 11). Вся эта дея­тель­ность, во всей ее пол­но­те и объ­е­ме, на­зы­ва­ет­ся пас­тыр­ст­вом, за ко­то­рое Пас­ты­ре­на­чаль­ник Хри­стос обе­щал “не­увя­даю­щий ве­нец сла­вы” (1 Пет. 5, 4)» . Так вы­со­ко от­зы­ва­ет­ся о под­ви­ге пас­тыр­ско­го слу­же­ния Пред­стоя­тель Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир. По ми­ло­сти Бо­жи­ей, он мно­го лет нес по­слу­ша­ние рек­то­ра ду­хов­ных школ, на­став­ни­ка «чад цер­ков­ных» — юно­шей, по­свя­тив­ших се­бя Бо­гу, бу­ду­щих свя­щен­но­слу­жи­те­лей и пас­ты­рей Церк­ви. Ему, мно­го­опыт­но­му пе­да­го­гу тай­на ста­нов­ле­ния пас­ты­ря, его воз­рас­та­ния во Хри­сте, воз­му­жа­ния и дос­ти­же­ния им «ме­ры пол­но­го воз­рас­та Хри­сто­ва» (Еф. 4, 13) ве­до­ма как ни­ко­му дру­го­му.

В бо­го­слов­ских тру­дах Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра, в его го­ми­ле­ти­че­ском на­сле­дии пред­став­ле­но цель­ное, глу­бо­ко на­уч­ное уче­ние о пас­тыр­ст­ве. В сво­ем про­грамм­ном тру­де «Хри­стос Спа­си­тель — На­чаль­ник ми­ра» Вла­ды­ка рас­крыл ве­ли­чие пер­во­свя­щен­ни­че­ско­го слу­же­ния Гос­по­да на­ше­го Ии­су­са Хри­ста, про­ро­че­ст­ва о Ко­то­ром, воз­ве­ще­но еще на за­ре че­ло­ве­че­ст­ва, в вет­хо­за­вет­ное вре­мя: «Ты свя­щен­ник во­век по чи­ну Мел­хи­се­де­ка» (Пс. 109, 4), в пол­но­те и си­ле рас­кры­лись во вре­мя зем­ной жиз­ни Спа­си­те­ля, бы­ли реа­ли­зо­ва­ны в Его ис­ку­пи­тель­ной «смер­ти, и смер­ти кре­ст­ной» (Фил. 2, 8) во ис­пол­не­ние Его слов: «Я есмь пас­тырь до­б­рый: пас­тырь до­б­рый по­ла­га­ет жизнь свою за овец» (Ин. 10, 11).

«Сле­дуя Бо­же­ст­вен­но­му уче­нию, свя­тые от­цы и учи­те­ли Церк­ви со­глас­но ис­по­ве­да­ли ис­ти­ну свя­щен­ст­ва Хри­сто­ва, Ко­то­рый был Сам Свя­щен­ни­ком и Жерт­вой, при­но­си­мым и при­но­ше­ни­ем» , — пи­сал он да­лее. — «Как Пер­во­свя­щен­ник, Гос­подь Ии­сус со­вер­шил на­ше спа­се­ние, ис­ку­пив нас от гре­ха, «вла­сти са­та­ны» (Де­ян. 26, 18), веч­ной смер­ти и за­слу­жив для нас веч­ное бла­жен­ст­во» .

В кни­ге «Па­вел, при­зван­ный апо­стол» Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит ана­ли­зи­ру­ет уче­ние о пас­тыр­ст­ве свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла, ко­то­рый «бо­лее всех по­тру­дил­ся» (1 Кор. 15, 10) в уст­рое­нии Церк­ви Бо­жи­ей и соз­да­нии но­во­за­вет­но­го ин­сти­ту­та пас­тыр­ст­ва. Апо­стол не по­свя­ща­ет спе­ци­аль­но уче­нию о пас­тыр­ст­ве и Церк­ви ка­ко­го-ли­бо из сво­их по­сла­ний. «Он учит… в не­раз­рыв­ной свя­зи с дру­ги­ми ис­ти­на­ми Еван­ге­лия Хри­сто­ва... Но со­б­ран­ное во­еди­но, оно (уче­ние) сла­га­ет строй­ную, вы­дер­жан­ную сис­те­му» .

В ма­ги­стер­ской дис­сер­та­ции «Экк­ле­зио­ло­гия в оте­че­ст­вен­ном бо­го­сло­вии» Вла­ди­ка ана­ли­зи­ру­ет экк­ле­зио­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ние сво­их пред­ше­ст­вен­ни­ков. «По об­ще­при­знан­но­му цер­ков­но­му мне­нию, про­бле­ма экк­ле­зио­ло­гии, по­ня­тая во всей ее пол­но­те и объ­е­ме, яв­ля­ет­ся од­ной из са­мых на­сущ­ных во­про­сов, стоя­щих пе­ред бо­го­слов­ской нау­кой. Ре­ше­ние этой про­бле­мы есть за­да­ча, за­ве­щан­ная бо­го­сло­вию эпо­хой свя­то­оте­че­ской» . Пе­ред чи­та­те­ля­ми это­го тру­да вы­страи­ва­ет­ся це­ло­ст­ная кар­ти­на уче­ния о Церк­ви оте­че­ст­вен­ных цер­ков­ных мыс­ли­те­лей в про­цес­се его эво­лю­ции, уче­ния, за­тра­ги­ваю­ще­го и ас­пект пас­тыр­ст­ва, осо­бен­но в по­ле­ми­че­ской ан­ти­ино­слав­ной плос­ко­сти. «С пра­во­слав­ной точ­ки зре­ния апо­столь­ская пре­ем­ст­вен­ность есть ос­нов­ное ус­ло­вие под­лин­но­го цер­ков­но­го бы­тия. Без нее ни од­на По­ме­ст­ная Цер­ковь не мо­жет быть уча­ст­ни­цей цер­ков­ной Пол­но­ты, ибо ли­ша­ет­ся да­ров Пя­ти­де­сят­ни­цы, ни­спо­сы­лае­мых че­рез ха­риз­ма­ти­че­ский епи­ско­пат в та­ин­ст­вах Церк­ви. Пра­во­сла­вие не зна­ет выс­ших га­ран­тий цер­ков­но­го един­ст­ва, чем един­ст­во ие­рар­хии. Про­яв­ля­ясь в еди­ной бла­го­дат­но-са­кра­мен­таль­ной жиз­ни, един­ст­во ие­рар­хии есть сущ­но­ст­ное вы­ра­же­ние со­бор­но­сти как са­мо­го уни­вер­саль­но­го свой­ст­ва Церк­ви, со­от­вет­ст­вую­ще­го уни­вер­саль­но­сти де­ла Хри­сто­ва. Толь­ко че­рез Цер­ковь, и ис­клю­чи­тель­но в ней, «все бу­дут еди­но» (Ин. 17, 21)» , — под­чер­ки­ва­ет ав­тор.

Мысль об ог­не Пя­ти­де­сят­ни­цы как о со­вер­ши­тель­ном ак­те, ос­ве­тив­шем та­ин­ст­вен­ную сущ­ность пас­тыр­ст­ва Хри­сто­ва, по­сто­ян­но при­сут­ст­ву­ет в го­ми­ле­ти­че­ском на­сле­дии Бла­жен­ней­ше­го ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра. Зна­ме­на­тель­но, что боль­шая до­ля его про­по­ве­дей о пас­тыр­ст­ве на­прав­ле­на, в пер­вую оче­редь, на се­ми­нар­скую ау­ди­то­рию и со­дер­жит про­фес­сио­наль­ный ди­дак­ти­че­ский ас­пект. Ес­ли оха­рак­те­ри­зо­вать ме­та­фо­ри­че­скую фор­му­лу, ко­то­рую он ис­поль­зу­ет для об­раз­ной ха­рак­те­ри­сти­ки это­го яв­ле­ния, то она фо­ку­си­ру­ет­ся в еди­ном по­ня­тии: «свет». В сло­ве к вы­пу­ск­ни­кам МДА­иС, про­из­не­сен­ном в 1973 г., их рек­тор и учи­тель го­во­рил:

«Ны­не мы на­пут­ст­ву­ем вас сло­ва­ми Хри­ста Спа­си­те­ля, Ве­ли­ко­го Пер­во­свя­щен­ни­ка и Ос­но­ва­те­ля Церк­ви, ко­то­рой вы при­зва­ны слу­жить: «Ве­руй­те во свет, да сы­но­ве све­та бу­де­те» (Ин. 12, 36). Свет Хри­стов — это лю­бовь, ми­лость и бла­го­дать Бо­жия. Свет Хри­стов про­све­ща­ет вся­ко­го че­ло­ве­ка, при­хо­дя­ще­го в мир. Это тот свет, ко­то­рый вос­си­ял ми­ру, что­бы мир уже ни­ко­гда не хо­дил во тьме. Это тот свет, ко­то­рый ос­ве­щал путь свя­тым Апо­сто­лам, во все кон­цы зем­ли про­нес­шим сло­во Еван­гель­ско­го уче­ния. Этот свет из­лу­ча­ет Хри­сто­ва Цер­ковь в сво­ем бы­тии и под­ви­гах, в мо­лит­вах и свя­тых та­ин­ст­вах, в сво­ей свя­щен­ной мис­сии на зем­ле. Свет Хри­стов при­вел вас в сте­ны ду­хов­ной шко­лы, что­бы умуд­рить здесь сло­вом Бо­жи­им, дать по­зна­ние глу­бин бо­го­сло­вия, да­бы вы по­том, стя­жав бо­гат­ст­во Све­та, не­сли его в мир, про­све­ща­ли ка­ж­до­го же­лаю­ще­го и ищу­ще­го это­го спа­си­тель­но­го про­све­ще­ния» .

В сло­ве пе­ред на­ча­лом учеб­но­го 1974/1975 го­да, про­из­не­сен­ном в ака­де­ми­че­ском хра­ме МДА­иС, рек­тор, об­ра­ща­ясь к вос­пи­тан­ни­кам, при­зы­вал их к осоз­на­нию ве­ли­чия пред­стоя­ще­го им пас­тыр­ско­го пу­ти:

«Цель, стоя­щая сей­час пе­ред ва­ми, по­ис­ти­не вы­со­ка и бла­го­род­на. Вы при­зы­вае­тесь стать со­ра­бот­ни­ка­ми Бо­га в ве­ли­ком Бо­же­ст­вен­ном ак­те, пре­вы­шаю­щем твор­че­ский акт соз­да­ния, — вас ждет свя­щен­ное слу­же­ние че­ло­ве­че­ско­го вос­соз­да­ния. Ни­ко­гда не за­бы­вай­те о сво­ей це­ли. Не за­кры­вай­те ее бла­го­дат­ный свет тьмою гре­ха, суе­ты, жи­тей­ской ме­лоч­но­сти. Стре­ми­тесь стать све­том ми­ра; вос­хо­ди­те на свещ­ник свя­то­сти, на свещ­ник пас­тыр­ст­ва» .

Сло­ва эти, об­ра­щен­ные к юным ду­шам, пол­ны внут­рен­не­го оза­ре­ния. Го­во­ря сво­им де­тям, ко­то­рых дал ему Бог (Ис. 8, 18), о све­те пас­тыр­ст­ва, про­по­вед­ник внут­рен­ним взо­ром ви­дел тот яс­ный, ти­хий, не­ве­чер­ний свет Ду­ха Свя­то­го, ко­то­рый вос­си­ял в нем са­мом в день его лич­ной Пя­ти­де­сят­ни­цы — свя­щен­ни­че­ской, а за­тем и епи­скоп­ской хи­ро­то­нии. Вос­си­ял, что­бы ни­ко­гда не угас­нуть. Вос­си­ял в са­мой глу­би­не его ес­те­ст­ва, оза­рив серд­це та­ин­ст­вен­ной не­зем­ной ра­до­стью. Кто пе­ре­жил хи­ро­то­нию, тот хо­ро­шо по­ни­ма­ет, о ка­ких чув­ст­вах здесь идет речь, ибо ощу­ще­ние внут­рен­ней оза­рен­но­сти и те­п­ло­ты ис­пы­ты­ва­ет ка­ж­дый, спо­до­бив­ший­ся бла­го­да­ти ру­ко­по­ло­же­ния. Свя­щен­но­дей­ст­вия, сло­ва мо­литв, ду­шев­ные чув­ст­ва, ко­то­рые со­про­во­ж­да­ют этот очень от­вет­ст­вен­ный и судь­бо­нос­ный акт в жиз­ни че­ло­ве­ка, обыч­но не про­сто за­по­ми­на­ют­ся на всю его жизнь, но пре­об­ра­жа­ют его, пе­ре­ро­ж­да­ют — так ве­ли­ка си­ла это­го та­ин­ст­ва. Без не­бес­ной бла­го­да­ти, все­гда «не­мощ­ная вра­чую­щей и ос­ку­де­ваю­щая вос­пол­няю­щей», ни­кто не смог бы не­сти пас­тыр­ско­го слу­же­ния. По­ис­ти­не, путь пас­тыр­ст­ва тре­бу­ет осо­бых да­ро­ва­ний, осо­бой кре­по­сти ду­ха.

Об­ра­ща­ясь к се­ми­на­рис­там, Пре­ос­вя­щен­ный рек­тор разъ­яс­нял им: «О пу­ти ва­шем мож­но ска­зать, что ес­ли бы ми­ру ве­до­мы бы­ли труд­но­сти, скор­би, го­ре­сти и ис­пы­та­ния на этом пу­ти, ес­ли бы зна­ли о по­сто­ян­ном пас­тыр­ском кре­сто­но­ше­нии, о еже­днев­ном уми­ра­нии ис­тин­но­го пас­ты­ря, бо­лез­ную­ще­го о сво­ей па­ст­ве, «дон­де­же во­об­ра­зи­ся (в ней) Хри­стос» (Гал. 4, 19), то ни­кто и ни­ко­гда не всту­пил бы на этот тер­ни­стый путь. Но ес­ли бы мир знал о той сла­ве, ка­кой вен­ча­ет доб­ро­го пас­ты­ря Пас­ты­ре­на­чаль­ник Ии­сус Хри­стос, ес­ли бы ми­ру бы­ли ве­до­мы важ­ность, бла­го­род­ст­во, ве­ли­чие пас­тыр­ско­го слу­же­ния и та не­зем­ная ра­дость, ка­кая на­пол­ня­ет и ве­се­лит серд­це пас­ты­ря, то в ми­ре не на­шлось бы си­лы, спо­соб­ной вос­пре­пят­ст­во­вать из­бра­нию пас­тыр­ско­го пу­ти. До­ро­жи­те же ва­шим из­бра­ни­ем, хо­ди­те дос­той­но зва­ния, к ко­то­ро­му вы при­зва­ны» .

Дей­ст­ви­тель­но, пас­тыр­ское кре­сто­но­ше­ние в ту по­ру бы­ло осо­бен­но тя­же­лым. Его со­про­во­ж­да­ли ре­прес­сии, пре­сле­до­ва­ния, по­сто­ян­ное про­ти­во­бор­ст­во всей ог­ром­ной го­су­дар­ст­вен­но-атеи­сти­че­ской сис­те­мы, про­воз­гла­сив­шей борь­бу с ре­ли­ги­ей од­ной из ос­нов­ных сво­их идео­ло­ги­че­ских плат­форм. Прав­да, ха­рак­тер го­не­ний в хру­щев­ско-бреж­нев­скую эпо­ху, на ко­то­рую вы­пал жре­бий пас­тыр­ско­го ста­нов­ле­ния Вла­ды­ки Вла­ди­ми­ра, от­ли­чал­ся от зверств ста­лин­ско-бе­ри­ев­ских «чис­ток» до­во­ен­ных лет, но за­то он при­об­рел утон­чен­но-са­ди­ст­ский ха­рак­тер, ко­гда Цер­ковь унич­то­жа­ли не че­рез пыт­ки и рас­стре­лы, а че­рез «уду­ше­ние», мак­си­маль­ное ог­ра­ни­че­ние всех спо­со­бов ее жиз­не­дея­тель­но­сти. И в пер­вую оче­редь это ка­са­лось пас­тыр­ст­ва как са­мо­го глав­но­го пре­пят­ст­вия к низ­ло­же­нию ве­ры, кос­тя­ка цер­ков­но­го ор­га­низ­ма.

Вла­ды­ка Вла­ди­мир ис­пы­тал все эти го­не­ния. С са­мо­го юно­го воз­рас­та ему при­шлось от­стаи­вать свои хри­сти­ан­ские взгля­ды в сре­де свер­ст­ни­ков, в об­ще­нии со школь­ны­ми учи­те­ля­ми, в бы­ту, в уче­бе, во всей об­ста­нов­ке по­сле­во­ен­ных со­вет­ских лет, где ве­ре поч­ти не бы­ло мес­та. Это был эк­за­мен на проч­ность его ду­ши, кре­пость ми­ро­воз­зре­ния, ко­то­рое ба­зи­ро­ва­лось на цен­но­стях род­ной, глу­бо­ко цер­ков­ной, се­мьи, на ро­ди­тель­ском вос­пи­та­нии и уче­нии, на пра­во­слав­ных тра­ди­ци­ях вы­рас­тив­ше­го его По­доль­ско­го края. Ду­хов­ная ос­но­ва, за­ло­жен­ная в не­го от­цом и ма­те­рью — скром­ны­ми сель­ски­ми тру­же­ни­ка­ми Мар­киа­ном и Фео­до­си­ей, ма­туш­ка­ми Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го мо­на­сты­ря, за­кры­то­го в кон­це 50-х го­дов (ны­не, сла­ва Бо­гу, вос­ста­нав­ли­ваю­ще­го­ся), при­хо­жа­на­ми церк­ви в род­ном с. Мар­ков­цах, сель­ски­ми свя­щен­ни­ка­ми о. Силь­ве­ст­ром и о. Да­ви­дом, его пер­вы­ми на­став­ни­ка­ми в пас­тыр­ст­ве, все­ми, ко­му он обя­зан осоз­на­ни­ем се­бя как хри­стиа­ни­на, — ос­но­ва эта ока­за­лась не­по­ко­ле­би­мой пе­ред ли­цом изо­щрен­ней­шей про­па­ган­ды, псев­до­на­уч­но­го от­ри­ца­ния ре­ли­гии, мас­со­вой атеи­сти­че­ской вак­ха­на­лии, пе­ред ко­то­рой мно­гие из мо­ло­дых лю­дей то­гда ока­за­лись не в си­лах ус­то­ять.

Ос­но­ва эта со­ста­ви­ла его ду­хов­ный стер­жень, ста­ла фун­да­мен­том на всю жизнь. Од­на­ко не­об­хо­ди­мо бы­ло про­дол­жать свое воз­рас­та­ние во Хри­сте че­рез «на­став­ле­ние в ве­ре» (Гал. 3, 2), обу­че­ние, по­сти­же­ние ее ис­тин. Юно­ша соз­на­тель­но из­брал путь по­сту­п­ле­ния в ду­хов­ную се­ми­на­рию. Одес­ская ду­хов­ная шко­ла все­гда сла­ви­лась вы­со­ким уров­нем об­ра­зо­ва­ния. Сту­ден­там «не толь­ко при­ви­ва­ли вы­со­кие хри­сти­ан­ские идеа­лы, но и да­ва­ли пре­крас­ные зна­ния по всем пред­ме­там и по­бу­ж­да­ли к са­мо­стоя­тель­но­му по­ис­ку и твор­че­ст­ву. Сре­ди се­ми­на­рис­тов В. Са­бо­дан был пер­вым уче­ни­ком» . Его со­уче­ник по ОДС про­тои­е­рей Г. Удо­вен­ко вспо­ми­на­ет: «Мы бы­ли очень мо­ло­ды, пол­ны сил и вся­че­ских на­дежд, меч­та­ли о воз­ро­ж­де­нии бы­лой сла­вы пра­во­слав­ной дер­жа­вы. Это бы­ли еще и го­ды по­сле­во­ен­ной раз­ру­хи. По­сле ра­зо­бла­че­ния куль­та лич­но­сти Ста­ли­на из конц­ла­ге­рей воз­вра­ща­лась ос­тав­шая­ся в жи­вых ин­тел­ли­ген­ция. В Одес­скую се­ми­на­рию при­шли на­стоя­щие пе­да­го­ги с до­ре­во­лю­ци­он­ной за­кал­кой, бо­го­сло­вы с боль­шим пас­тыр­ским опы­том и ве­ли­кой ду­хов­ной куль­ту­рой. Нам не­обы­чай­но по­вез­ло с вос­пи­та­те­ля­ми. Они при­ви­ли нам вы­со­кие хри­сти­ан­ские идеа­лы, да­ли от­лич­ные зна­ния, нау­чи­ли са­мо­стоя­тель­но мыс­лить и тво­рить» .

Ве­ли­кие ис­ти­ны бо­го­по­зна­ния, от­крыв­шие­ся серд­цу, «ищу­ще­му до­б­рых жем­чу­жин» (Мф. 13, 45), на­столь­ко за­хва­ти­ли мо­ло­до­го че­ло­ве­ка, что ра­ди их ум­но­же­ния он от­ка­зы­ва­ет­ся от со­кро­вен­ной меч­ты быть скром­ным сель­ским свя­щен­ни­ком в род­ном крае и все­це­ло по­гру­жа­ет­ся в их пол­но­вод­ный по­ток. Он по­сту­па­ет в Ле­нин­град­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию. «И здесь ему по­вез­ло с пре­по­да­ва­те­ля­ми. В Ле­нин­град воз­вра­ти­лись не­мно­гие вы­жив­шие в тюрь­мах и ссыл­ках про­фес­со­ра ста­рой, еще до­ре­во­лю­ци­он­ной шко­лы. Мно­гих из них Вла­ды­ка по­ми­на­ет в сво­их мо­лит­вах: рек­то­ра про­тои­е­рея Ми­хаи­ла Спе­ран­ско­го, ин­спек­то­ра Льва Ни­ко­лае­ви­ча Па­рий­ско­го, про­фес­со­ров Ге­ор­гия Ми­ро­лю­бо­ва, Алек­сея Ива­но­ва, Алек­сан­д­ра Шиш­ки­на, Ва­си­лия Стой­ко­ва, про­фес­со­ра про­тои­е­рея Ио­ан­на Бе­лев­це­ва и др. Вме­сте с ни­ми сту­ден­ты пе­ре­жи­ва­ли но­вую вол­ну го­не­ний на Цер­ковь. За­кры­ва­лись мо­на­сты­ри, хра­мы, ду­хов­ные учеб­ные за­ве­де­ния. На ог­ром­ной тер­ри­то­рии быв­ше­го СССР ос­та­лось лишь две ака­де­мии — в Ле­нин­гра­де и За­гор­ске, три се­ми­на­рии — в Ле­нин­гра­де, За­гор­ске и Одес­се. Мно­гие ве­рую­щие ис­пы­ты­ва­ли го­не­ния от без­бож­ной вла­сти. Бы­ли и та­кие, что не вы­дер­жи­ва­ли ис­пы­та­ний, от­ре­ка­лись от Бо­га... К сча­стью, лишь один пре­по­да­ва­тель не смог вы­сто­ять в атеи­сти­че­ской вой­не. Ос­таль­ные же и са­ми не по­ру­га­ли ве­ру Хри­сто­ву, и сту­ден­тов учи­ли стой­ко­сти» .

Ака­де­мия да­ла Вик­то­ру Са­бо­да­ну глу­бо­кий на­уч­ный ба­зис, со­об­щив­ший его ве­ре но­вые, по­ис­ти­не без­бреж­ные го­ри­зон­ты. Он из­ме­нил­ся, воз­му­жал, обо­га­тил­ся во Хри­сте «вся­ким сло­вом и вся­ким по­зна­ни­ем» (1 Кор. 1, 5). Те­перь его ве­ра об­ре­ла фун­да­мен­таль­ную ос­но­ву, по­зво­лив­шую не толь­ко серд­цем ис­по­ве­до­вать ее, но и «вся­ко­му, тре­бую­ще­му... от­че­та в... упо­ва­нии, дать от­вет» (1 Пет. 3, 15) — от­вет все­сто­рон­ний, объ­ек­тив­ный, пе­ред ко­то­рым бес­силь­ны лю­бые до­во­ды так на­зы­вае­мо­го «на­уч­но­го» ате­из­ма.

Од­на­ко «зна­ние над­ме­ва­ет» (1 Кор. 8, 1), ес­ли оно не под­кре­п­ле­но бо­го­мыс­ли­ем, ас­ке­зой, ду­хов­ным са­мо­со­вер­шен­ст­во­ва­ни­ем. Без не­ус­тан­но­го обо­га­ще­ния серд­ца ду­хов­ны­ми да­ра­ми оно ста­но­вит­ся бес­плод­ным. Час­то школь­ное бо­го­сло­вие бы­ва­ет ли­ше­но про­вид­че­ских оза­ре­ний, в то вре­мя как сми­рен­ное при­зы­ва­ние Бо­га, пре­дан­ность и лю­бовь к Не­му при­во­дят к «ви­де­ни­ям и от­кро­ве­ни­ям Гос­под­ним» (2 Кор. 12, 1). О зре­ло­сти Вик­то­ра Са­бо­да­на как бо­го­сло­ва, не­смот­ря на его мо­ло­дость, го­во­рит на­зва­ние его кан­ди­дат­ской дис­сер­та­ции «Хри­стос Спа­си­тель — На­чаль­ник ми­ра». Столь все­объ­ем­лю­щая, да­же пу­гаю­щая сво­ей вы­со­той те­ма го­во­рит о серь­ез­ной бо­го­слов­ской ба­зе со­ис­ка­те­ля, ука­зы­ва­ет на хри­сто­цен­трич­ность его бо­го­слов­ских уст­рем­ле­ний.

Мо­на­ше­ский по­стриг, пре­по­да­ва­тель­ст­во и рек­тор­ст­во в ОДС, свя­щен­ни­че­ская и епи­скоп­ская хи­ро­то­нии, ад­ми­ни­ст­ра­тив­ная дея­тель­ность на раз­лич­ных от­вет­ст­вен­ных цер­ков­ных по­слу­ша­ни­ях — эти ве­хи в жиз­ни Вла­ды­ки как бы на­ни­за­ны на глав­ную ос­но­ву — Бо­же­ст­вен­ное при­зва­ние. В од­ной из сво­их про­по­ве­дей он го­во­рил: «Уни­вер­са­лизм Хри­сти­ан­ст­ва есть его су­ще­ст­вен­ная чер­та. «Мно­го зван­ных» (Лк. 14, 24), — эти сло­ва име­ют эс­ха­то­ло­ги­че­ское зна­че­ние. Они го­во­рят о том, что все лю­ди при­зва­ны к бо­го­об­ще­нию, но для пло­до­твор­но­го, ор­га­ни­че­ско­го осу­ще­ст­в­ле­ния пред­веч­но­го за­мыс­ла все­об­ще­го един­ст­ва в Бо­ге Он из­би­ра­ет в ис­то­ри­че­ской Церк­ви, су­ще­ст­вую­щей в ус­ло­ви­ях за­ко­нов вре­ме­ни и про­стран­ст­ва, срав­ни­тель­но не­боль­шое ко­ли­че­ст­во лю­дей и воз­ла­га­ет на них осо­бую мис­сию, осо­бое слу­же­ние. Все при­зы­ва­ют­ся, но не­мно­гие от­зы­ва­ют­ся на этот зов. Все из­би­ра­ют­ся, но не мно­го из­бран­ных. Де­ла­те­ли цер­ков­ные — это и есть те «из­бран­ные», о ко­то­рых в прит­че го­во­рит­ся, что «мно­го зван­ных, а ма­ло из­бран­ных» (Мф. 22, 14). Их ма­ло, «по­то­му что тес­ны вра­та и узок путь, ве­ду­щие в жизнь, и не­мно­гие на­хо­дят их» (Мф. 7, 14). Из­би­рая лю­дей на раз­лич­ное слу­же­ние, Бог да­ет им раз­лич­ные та­лан­ты. «Иных Бог по­ста­вил в Церк­ви, во-пер­вых, апо­сто­ла­ми, во-вто­рых, про­ро­ка­ми, в-треть­их, учи­те­ля­ми...» (1 Кор. 12, 78). Эти не­мно­гие слу­жи­те­ли Бо­жии, «из­бран­ни­ки», долж­ны при­влечь к Бо­гу всех лю­дей. Их де­ло по­доб­но за­ква­ске (Мф. 13, 33), дрож­жам, бла­го­да­ря ко­то­рым вски­са­ет все тес­то... Путь к Цар­ст­ву Бо­жию в ми­ре есть путь ор­га­ни­че­ский — от ма­ло­го се­ме­ни к боль­шо­му дре­ву, путь рос­та и ес­те­ст­вен­но­го ду­хов­но­го раз­ви­тия. Из­бран­ни­ков ду­ха все­гда бы­ло ма­ло в ми­ре. Ма­лой гор­сточ­кой бы­ли апо­сто­лы Хри­сто­вы. Ма­ло бы­ло от­цов и учи­те­лей Церк­ви. По срав­не­нию с мил­ли­ар­да­ми про­стых лю­дей и да­же нас, ря­до­вых хри­сти­ан, ма­ло бы­ло свя­ти­те­лей, му­че­ни­ков, пре­по­доб­ных... Жат­вы все­гда бы­ло мно­го, а де­ла­те­лей ма­ло» .

При­чис­ляя се­бя, по глу­бо­ко­му сми­ре­нию, к «ря­до­вым хри­стиа­нам», Вла­ды­ка вос­при­ни­мал все по­слу­ша­ния свя­щен­но­на­ча­лия как ис­пол­не­ние обя­зан­но­стей, не стре­мясь к цер­ков­ным долж­но­стям, но и ни от че­го, да­же во­пре­ки его во­ле при­хо­дя­ще­го, не от­ка­зы­ва­ясь. Од­на­ко Гос­подь вел Сво­его из­бран­ни­ка осо­бой сте­зей. Вла­ды­ка Вла­ди­мир на сво­ем жиз­нен­ном пу­ти про­шел мно­гие цер­ков­ные сту­пе­ни: диа­кон­ское и свя­щен­ни­че­ское слу­же­ние, це­ли­бат и мо­на­ше­ст­во, пре­по­да­ва­тель­ское и рек­тор­ское слу­же­ние в се­ми­на­рии, ди­пло­ма­ти­че­ское слу­же­ние в ду­хов­ных мис­си­ях и пред­ста­ви­тель­ст­вах за ру­бе­жом, ви­ка­ри­ат­ст­во, ру­ко­во­дство цер­ков­ным пе­чат­ным ор­га­ном, свя­ти­тель­ское слу­же­ние... Поч­ти де­сять лет ар­хи­пас­тырь тру­дил­ся на труд­ней­шем и са­мом, на­вер­ное, от­вет­ст­вен­ном цер­ков­ном по­сту, бу­ду­чи рек­то­ром Мо­с­ков­ских ду­хов­ных школ — слож­но­го мно­го­пла­но­во­го цер­ков­но-на­уч­но­го кол­лек­ти­ва, пер­во­го по уров­ню и зна­че­нию в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, на ко­то­рые рав­ня­лись дру­гие ду­хов­ные учеб­ные за­ве­де­ния не толь­ко у нас, но и за ру­бе­жом.

Ве­ли­кие све­ти­ла Церк­ви, зна­ме­ни­тые бо­го­сло­вы стоя­ли у кор­ми­ла этих про­слав­лен­ных ду­хов­ных школ. Но имя Пре­ос­вя­щен­но­го Вла­ди­ми­ра (Са­бо­да­на) не по­те­ря­лось в их ко­гор­те. Сде­ла­но бы­ло им не­ма­ло. Труд­но пе­ре­чис­лить за­слу­ги рек­то­ра на бо­го­слов­ском и пе­да­го­ги­че­ском по­при­ще. Од­на из них — соз­да­ние но­вой плея­ды свя­щен­но­слу­жи­те­лей, ду­хов­но креп­ких, все­сто­рон­не об­ра­зо­ван­ных.

Об­ра­ща­ясь пе­ред на­ча­лом учеб­но­го 1978 г. к сту­ден­там, рек­тор го­во­рил: «Не­из­ме­ри­мо вы­со­кая от­вет­ст­вен­ность пас­ты­ря пе­ред Бо­гом и Цер­ко­вью обя­зы­ва­ет вас упот­ре­бить свои твор­че­ские си­лы и да­ро­ва­ния к на­стой­чи­во­му ов­ла­де­нию при­об­ре­тае­мы­ми здесь зна­ния­ми, что­бы со дерз­но­ве­ни­ем не­осу­ж­ден­но явить в сми­рен­ном ие­рей­ском слу­же­нии ве­ли­кий об­раз веч­но­го Пер­во­свя­щен­ни­ка Ии­су­са Хри­ста. В со­от­вет­ст­вии с це­ля­ми и за­да­ча­ми пас­тыр­ско­го слу­же­ния об­ра­зо­ва­ние в ду­хов­ной шко­ле пре­ду­смат­ри­ва­ет не толь­ко оп­ре­де­лен­ный объ­ем на­уч­но-бо­го­слов­ских зна­ний, но и ре­ли­ги­оз­но-нрав­ст­вен­ное вос­пи­та­ние бу­ду­щих свя­щен­но­слу­жи­те­лей. В на­ше вре­мя, слож­ное и стре­ми­тель­ное, к пас­ты­рю предъ­яв­ля­ют­ся осо­бые, по­вы­шен­ные тре­бо­ва­ния. Со­вре­мен­ный свя­щен­ник мыс­лит­ся как че­ло­век глу­бо­кой ре­ли­ги­оз­но­сти, хо­ро­шо ос­ве­дом­лен­ный в об­лас­ти но­вей­ших дос­ти­же­ний пра­во­слав­ной бо­го­слов­ской мыс­ли, как но­си­тель вы­со­кой куль­ту­ры и веч­ных еван­гель­ских эти­че­ских идеа­лов» .

Треть всех свя­щен­но­слу­жи­те­лей в ог­ром­ной со­вет­ской, пре­ис­пол­нен­ной ду­хом ате­из­ма, стра­не, це­лая ар­мия бле­стя­ще обу­чен­ных, вос­пи­тан­ных, вы­ра­щен­ных «сви­де­те­лей» (Лк. 24, 48) Бо­жи­их, про­воз­ве­ст­ни­ков Ис­ти­ны, слу­жи­те­лей пре­сто­ла Гос­под­ня — вот бла­гой итог дея­тель­но­сти Вла­ды­ки на этом по­сту. Его мож­но на­звать од­ним из до­мо­строи­те­лей Церк­ви в то труд­ное вре­мя, ибо, со­зи­дая не­ру­ко­тво­рен­ные хра­мы душ пас­ты­рей, он со­зи­дал на­стоя­щее и бу­ду­щее Церк­ви.

Слу­же­ние Церк­ви, за­щи­та ис­тин Церк­ви, до­мо­строи­тель­ст­во Церк­ви ста­ли ос­нов­ным смыс­лом его жиз­ни. Во­прос о сущ­но­сти Церк­ви, ос­нов­ных прин­ци­пах ее бы­тия и ее пред­на­зна­че­нии осо­бен­но ак­туа­лен в ны­неш­нем идей­но-ис­то­ри­че­ском кон­тек­сте, ко­гда Цер­ковь стра­да­ет от все­об­щей апо­ста­сии, от ере­сей, не­строе­ний, рас­ко­лов, меж­кон­фес­сио­наль­ных кон­флик­тов. «Се­го­дня мож­но со всей оп­ре­де­лен­но­стью кон­ста­ти­ро­вать тот факт, что уче­ние о Церк­ви яв­ля­ет­ся цен­траль­ной дог­ма­ти­че­ской те­мой со­вре­мен­но­сти. ...В един­ст­вен­ном и ис­клю­чи­тель­ном смыс­ле бо­го­сло­вие есть функ­ция Церк­ви. Бо­го­сло­вие оп­рав­дан­но и бо­го­сло­вие су­ще­ст­ву­ет, по­сколь­ку су­ще­ст­ву­ет Цер­ковь» .

Свя­той Мак­сим Ис­по­вед­ник го­во­рил, что бо­го­сло­ву не­об­хо­ди­мы го­ря­чее серд­це и хо­лод­ный, спо­кой­ный, взве­шен­ный ум. Экк­ле­зио­ло­ги­че­ский труд Вла­ды­ки Вла­ди­ми­ра про­ник­нут глу­бо­кой, взвол­но­ван­ной эмо­цио­наль­но­стью, что оп­рав­дан­но, ведь это раз­мыш­ле­ние о со­кро­вен­но-тре­пет­ном, пе­ре­пол­няю­щем ду­шу бла­го­го­вей­ной лю­бо­вью пред­ме­те. Од­на­ко в по­строе­нии и со­дер­жа­нии этой на­уч­ной ра­бо­ты чув­ст­ву­ет­ся твер­дая ру­ка и трез­вый, стро­го ло­гич­ный ум. Фра­зы в ней от­то­че­ны, чис­ты, ли­ше­ны ма­лей­ших ри­то­ри­че­ских при­крас, при­ме­не­ние ко­то­рых не­из­беж­но сде­ла­ло бы речь ав­то­ра фаль­ши­вой и на­пы­щен­ной. Та­ков Вла­ды­ка во всех сво­их сло­вах, по­ступ­ках, в жиз­ни.

Вла­ды­ка Вла­ди­мир не за­пи­сы­вал свои про­по­ве­ди. Лишь не­ко­то­рые из них, бла­го­да­ря усер­дию сту­ден­тов и его ду­хов­ных чад, уви­де­ли свет в цер­ков­ной пе­ча­ти. Те­ма­ти­ка его про­по­ве­дей об­шир­на, как об­шир­на са­ма жизнь Церк­ви. Она ох­ва­ты­ва­ет го­дич­ный бо­го­слу­жеб­ный круг, круг еван­гель­ских чте­ний, свя­то­оте­че­ское на­сле­дие, бо­го­слов­скую и фи­ло­соф­скую про­бле­ма­ти­ку, за­тра­ги­ва­ет жи­во­тре­пе­щу­щие те­мы со­вре­мен­но­сти, рас­кры­ва­ет из­веч­ные тай­ны бы­тия, со­дер­жит бо­га­тые рос­сы­пи на­род­ной муд­ро­сти, мно­же­ст­во ис­то­ри­че­ских экс­кур­сов, при­ме­ров из жиз­ни. За­ме­ча­тель­ны его ве­ли­ко­по­ст­ные про­по­ве­ди, при­зы­ваю­щие к по­кая­нию и ду­хов­но­му пре­об­ра­же­нию, пас­халь­ные и ро­ж­де­ст­вен­ские про­по­ве­ди и по­сла­ния, еван­гель­ские по­уче­ния, в ко­то­рых пред­ста­ет ве­ли­чие слу­же­ния и спа­си­тель­но­го под­ви­га Гос­по­да на­ше­го Ии­су­са Хри­ста. В сло­вах, по­свя­щен­ных дням па­мя­ти свя­тых, ожи­ва­ет хри­сти­ан­ский и че­ло­ве­че­ский об­лик угод­ни­ков Бо­жи­их в «си­ле жиз­ни не­пре­стаю­щей» (Евр. 7, 16).

 

Церковные Таинства

—    Каждый священник в Таинстве Священства получает благодатный дар отпускать грехи.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    Слово "катихизис" — греческое. В переводе оно означает "устно наставлять" кого-нибудь в каком-то учении. Именно в таком значении употребляется это слово в Новом Завете. Слово "катихизис" употребляет апостол Лука в оригинале своего Евангелия. "Чтобы ты узнал, — обращается он к своему ученику Феофилу, — твердое основание того учения, в котором был наставлен" (Лк. 1, 4).
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru