Добрый Пастырь. Часть 1

...И бу­дет од­но ста­до и один Пас­тырь

(Ин. 10, 16)

«Дея­тель­ность пас­ты­ря име­ет по­ис­ти­не уни­вер­саль­ный ха­рак­тер. Он — со­ра­бот­ник у Бо­га, про­по­вед­ник веч­ной Хри­сто­вой ис­ти­ны и строи­тель Бо­же­ст­вен­ных та­ин (1 Кор. 4, 1), на­став­ник и ру­ко­во­ди­тель вве­рен­но­го ему на­ро­да Бо­жия, блю­сти­тель нрав­ст­вен­ных ос­нов жиз­ни и по­слан­ник Гос­по­день на зем­ле, ука­зы­ваю­щий всем ре­аль­ный путь к дос­ти­же­нию иде­аль­ной нор­мы че­ло­ве­че­ско­го бы­тия, к веч­ной и со­вер­шен­ной ра­до­сти в Бо­ге (Ин. 15, 11). Вся эта дея­тель­ность, во всей ее пол­но­те и объ­е­ме, на­зы­ва­ет­ся пас­тыр­ст­вом, за ко­то­рое Пас­ты­ре­на­чаль­ник Хри­стос обе­щал “не­увя­даю­щий ве­нец сла­вы” (1 Пет. 5, 4)» . Так вы­со­ко от­зы­ва­ет­ся о под­ви­ге пас­тыр­ско­го слу­же­ния Пред­стоя­тель Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир. По ми­ло­сти Бо­жи­ей, он мно­го лет нес по­слу­ша­ние рек­то­ра ду­хов­ных школ, на­став­ни­ка «чад цер­ков­ных» — юно­шей, по­свя­тив­ших се­бя Бо­гу, бу­ду­щих свя­щен­но­слу­жи­те­лей и пас­ты­рей Церк­ви. Ему, мно­го­опыт­но­му пе­да­го­гу тай­на ста­нов­ле­ния пас­ты­ря, его воз­рас­та­ния во Хри­сте, воз­му­жа­ния и дос­ти­же­ния им «ме­ры пол­но­го воз­рас­та Хри­сто­ва» (Еф. 4, 13) ве­до­ма как ни­ко­му дру­го­му.

В бо­го­слов­ских тру­дах Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра, в его го­ми­ле­ти­че­ском на­сле­дии пред­став­ле­но цель­ное, глу­бо­ко на­уч­ное уче­ние о пас­тыр­ст­ве. В сво­ем про­грамм­ном тру­де «Хри­стос Спа­си­тель — На­чаль­ник ми­ра» Вла­ды­ка рас­крыл ве­ли­чие пер­во­свя­щен­ни­че­ско­го слу­же­ния Гос­по­да на­ше­го Ии­су­са Хри­ста, про­ро­че­ст­ва о Ко­то­ром, воз­ве­ще­но еще на за­ре че­ло­ве­че­ст­ва, в вет­хо­за­вет­ное вре­мя: «Ты свя­щен­ник во­век по чи­ну Мел­хи­се­де­ка» (Пс. 109, 4), в пол­но­те и си­ле рас­кры­лись во вре­мя зем­ной жиз­ни Спа­си­те­ля, бы­ли реа­ли­зо­ва­ны в Его ис­ку­пи­тель­ной «смер­ти, и смер­ти кре­ст­ной» (Фил. 2, 8) во ис­пол­не­ние Его слов: «Я есмь пас­тырь до­б­рый: пас­тырь до­б­рый по­ла­га­ет жизнь свою за овец» (Ин. 10, 11).

«Сле­дуя Бо­же­ст­вен­но­му уче­нию, свя­тые от­цы и учи­те­ли Церк­ви со­глас­но ис­по­ве­да­ли ис­ти­ну свя­щен­ст­ва Хри­сто­ва, Ко­то­рый был Сам Свя­щен­ни­ком и Жерт­вой, при­но­си­мым и при­но­ше­ни­ем» , — пи­сал он да­лее. — «Как Пер­во­свя­щен­ник, Гос­подь Ии­сус со­вер­шил на­ше спа­се­ние, ис­ку­пив нас от гре­ха, «вла­сти са­та­ны» (Де­ян. 26, 18), веч­ной смер­ти и за­слу­жив для нас веч­ное бла­жен­ст­во» .

В кни­ге «Па­вел, при­зван­ный апо­стол» Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит ана­ли­зи­ру­ет уче­ние о пас­тыр­ст­ве свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла, ко­то­рый «бо­лее всех по­тру­дил­ся» (1 Кор. 15, 10) в уст­рое­нии Церк­ви Бо­жи­ей и соз­да­нии но­во­за­вет­но­го ин­сти­ту­та пас­тыр­ст­ва. Апо­стол не по­свя­ща­ет спе­ци­аль­но уче­нию о пас­тыр­ст­ве и Церк­ви ка­ко­го-ли­бо из сво­их по­сла­ний. «Он учит… в не­раз­рыв­ной свя­зи с дру­ги­ми ис­ти­на­ми Еван­ге­лия Хри­сто­ва... Но со­б­ран­ное во­еди­но, оно (уче­ние) сла­га­ет строй­ную, вы­дер­жан­ную сис­те­му» .

В ма­ги­стер­ской дис­сер­та­ции «Экк­ле­зио­ло­гия в оте­че­ст­вен­ном бо­го­сло­вии» Вла­ди­ка ана­ли­зи­ру­ет экк­ле­зио­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ние сво­их пред­ше­ст­вен­ни­ков. «По об­ще­при­знан­но­му цер­ков­но­му мне­нию, про­бле­ма экк­ле­зио­ло­гии, по­ня­тая во всей ее пол­но­те и объ­е­ме, яв­ля­ет­ся од­ной из са­мых на­сущ­ных во­про­сов, стоя­щих пе­ред бо­го­слов­ской нау­кой. Ре­ше­ние этой про­бле­мы есть за­да­ча, за­ве­щан­ная бо­го­сло­вию эпо­хой свя­то­оте­че­ской» . Пе­ред чи­та­те­ля­ми это­го тру­да вы­страи­ва­ет­ся це­ло­ст­ная кар­ти­на уче­ния о Церк­ви оте­че­ст­вен­ных цер­ков­ных мыс­ли­те­лей в про­цес­се его эво­лю­ции, уче­ния, за­тра­ги­ваю­ще­го и ас­пект пас­тыр­ст­ва, осо­бен­но в по­ле­ми­че­ской ан­ти­ино­слав­ной плос­ко­сти. «С пра­во­слав­ной точ­ки зре­ния апо­столь­ская пре­ем­ст­вен­ность есть ос­нов­ное ус­ло­вие под­лин­но­го цер­ков­но­го бы­тия. Без нее ни од­на По­ме­ст­ная Цер­ковь не мо­жет быть уча­ст­ни­цей цер­ков­ной Пол­но­ты, ибо ли­ша­ет­ся да­ров Пя­ти­де­сят­ни­цы, ни­спо­сы­лае­мых че­рез ха­риз­ма­ти­че­ский епи­ско­пат в та­ин­ст­вах Церк­ви. Пра­во­сла­вие не зна­ет выс­ших га­ран­тий цер­ков­но­го един­ст­ва, чем един­ст­во ие­рар­хии. Про­яв­ля­ясь в еди­ной бла­го­дат­но-са­кра­мен­таль­ной жиз­ни, един­ст­во ие­рар­хии есть сущ­но­ст­ное вы­ра­же­ние со­бор­но­сти как са­мо­го уни­вер­саль­но­го свой­ст­ва Церк­ви, со­от­вет­ст­вую­ще­го уни­вер­саль­но­сти де­ла Хри­сто­ва. Толь­ко че­рез Цер­ковь, и ис­клю­чи­тель­но в ней, «все бу­дут еди­но» (Ин. 17, 21)» , — под­чер­ки­ва­ет ав­тор.

Мысль об ог­не Пя­ти­де­сят­ни­цы как о со­вер­ши­тель­ном ак­те, ос­ве­тив­шем та­ин­ст­вен­ную сущ­ность пас­тыр­ст­ва Хри­сто­ва, по­сто­ян­но при­сут­ст­ву­ет в го­ми­ле­ти­че­ском на­сле­дии Бла­жен­ней­ше­го ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра. Зна­ме­на­тель­но, что боль­шая до­ля его про­по­ве­дей о пас­тыр­ст­ве на­прав­ле­на, в пер­вую оче­редь, на се­ми­нар­скую ау­ди­то­рию и со­дер­жит про­фес­сио­наль­ный ди­дак­ти­че­ский ас­пект. Ес­ли оха­рак­те­ри­зо­вать ме­та­фо­ри­че­скую фор­му­лу, ко­то­рую он ис­поль­зу­ет для об­раз­ной ха­рак­те­ри­сти­ки это­го яв­ле­ния, то она фо­ку­си­ру­ет­ся в еди­ном по­ня­тии: «свет». В сло­ве к вы­пу­ск­ни­кам МДА­иС, про­из­не­сен­ном в 1973 г., их рек­тор и учи­тель го­во­рил:

«Ны­не мы на­пут­ст­ву­ем вас сло­ва­ми Хри­ста Спа­си­те­ля, Ве­ли­ко­го Пер­во­свя­щен­ни­ка и Ос­но­ва­те­ля Церк­ви, ко­то­рой вы при­зва­ны слу­жить: «Ве­руй­те во свет, да сы­но­ве све­та бу­де­те» (Ин. 12, 36). Свет Хри­стов — это лю­бовь, ми­лость и бла­го­дать Бо­жия. Свет Хри­стов про­све­ща­ет вся­ко­го че­ло­ве­ка, при­хо­дя­ще­го в мир. Это тот свет, ко­то­рый вос­си­ял ми­ру, что­бы мир уже ни­ко­гда не хо­дил во тьме. Это тот свет, ко­то­рый ос­ве­щал путь свя­тым Апо­сто­лам, во все кон­цы зем­ли про­нес­шим сло­во Еван­гель­ско­го уче­ния. Этот свет из­лу­ча­ет Хри­сто­ва Цер­ковь в сво­ем бы­тии и под­ви­гах, в мо­лит­вах и свя­тых та­ин­ст­вах, в сво­ей свя­щен­ной мис­сии на зем­ле. Свет Хри­стов при­вел вас в сте­ны ду­хов­ной шко­лы, что­бы умуд­рить здесь сло­вом Бо­жи­им, дать по­зна­ние глу­бин бо­го­сло­вия, да­бы вы по­том, стя­жав бо­гат­ст­во Све­та, не­сли его в мир, про­све­ща­ли ка­ж­до­го же­лаю­ще­го и ищу­ще­го это­го спа­си­тель­но­го про­све­ще­ния» .

В сло­ве пе­ред на­ча­лом учеб­но­го 1974/1975 го­да, про­из­не­сен­ном в ака­де­ми­че­ском хра­ме МДА­иС, рек­тор, об­ра­ща­ясь к вос­пи­тан­ни­кам, при­зы­вал их к осоз­на­нию ве­ли­чия пред­стоя­ще­го им пас­тыр­ско­го пу­ти:

«Цель, стоя­щая сей­час пе­ред ва­ми, по­ис­ти­не вы­со­ка и бла­го­род­на. Вы при­зы­вае­тесь стать со­ра­бот­ни­ка­ми Бо­га в ве­ли­ком Бо­же­ст­вен­ном ак­те, пре­вы­шаю­щем твор­че­ский акт соз­да­ния, — вас ждет свя­щен­ное слу­же­ние че­ло­ве­че­ско­го вос­соз­да­ния. Ни­ко­гда не за­бы­вай­те о сво­ей це­ли. Не за­кры­вай­те ее бла­го­дат­ный свет тьмою гре­ха, суе­ты, жи­тей­ской ме­лоч­но­сти. Стре­ми­тесь стать све­том ми­ра; вос­хо­ди­те на свещ­ник свя­то­сти, на свещ­ник пас­тыр­ст­ва» .

Сло­ва эти, об­ра­щен­ные к юным ду­шам, пол­ны внут­рен­не­го оза­ре­ния. Го­во­ря сво­им де­тям, ко­то­рых дал ему Бог (Ис. 8, 18), о све­те пас­тыр­ст­ва, про­по­вед­ник внут­рен­ним взо­ром ви­дел тот яс­ный, ти­хий, не­ве­чер­ний свет Ду­ха Свя­то­го, ко­то­рый вос­си­ял в нем са­мом в день его лич­ной Пя­ти­де­сят­ни­цы — свя­щен­ни­че­ской, а за­тем и епи­скоп­ской хи­ро­то­нии. Вос­си­ял, что­бы ни­ко­гда не угас­нуть. Вос­си­ял в са­мой глу­би­не его ес­те­ст­ва, оза­рив серд­це та­ин­ст­вен­ной не­зем­ной ра­до­стью. Кто пе­ре­жил хи­ро­то­нию, тот хо­ро­шо по­ни­ма­ет, о ка­ких чув­ст­вах здесь идет речь, ибо ощу­ще­ние внут­рен­ней оза­рен­но­сти и те­п­ло­ты ис­пы­ты­ва­ет ка­ж­дый, спо­до­бив­ший­ся бла­го­да­ти ру­ко­по­ло­же­ния. Свя­щен­но­дей­ст­вия, сло­ва мо­литв, ду­шев­ные чув­ст­ва, ко­то­рые со­про­во­ж­да­ют этот очень от­вет­ст­вен­ный и судь­бо­нос­ный акт в жиз­ни че­ло­ве­ка, обыч­но не про­сто за­по­ми­на­ют­ся на всю его жизнь, но пре­об­ра­жа­ют его, пе­ре­ро­ж­да­ют — так ве­ли­ка си­ла это­го та­ин­ст­ва. Без не­бес­ной бла­го­да­ти, все­гда «не­мощ­ная вра­чую­щей и ос­ку­де­ваю­щая вос­пол­няю­щей», ни­кто не смог бы не­сти пас­тыр­ско­го слу­же­ния. По­ис­ти­не, путь пас­тыр­ст­ва тре­бу­ет осо­бых да­ро­ва­ний, осо­бой кре­по­сти ду­ха.

Об­ра­ща­ясь к се­ми­на­рис­там, Пре­ос­вя­щен­ный рек­тор разъ­яс­нял им: «О пу­ти ва­шем мож­но ска­зать, что ес­ли бы ми­ру ве­до­мы бы­ли труд­но­сти, скор­би, го­ре­сти и ис­пы­та­ния на этом пу­ти, ес­ли бы зна­ли о по­сто­ян­ном пас­тыр­ском кре­сто­но­ше­нии, о еже­днев­ном уми­ра­нии ис­тин­но­го пас­ты­ря, бо­лез­ную­ще­го о сво­ей па­ст­ве, «дон­де­же во­об­ра­зи­ся (в ней) Хри­стос» (Гал. 4, 19), то ни­кто и ни­ко­гда не всту­пил бы на этот тер­ни­стый путь. Но ес­ли бы мир знал о той сла­ве, ка­кой вен­ча­ет доб­ро­го пас­ты­ря Пас­ты­ре­на­чаль­ник Ии­сус Хри­стос, ес­ли бы ми­ру бы­ли ве­до­мы важ­ность, бла­го­род­ст­во, ве­ли­чие пас­тыр­ско­го слу­же­ния и та не­зем­ная ра­дость, ка­кая на­пол­ня­ет и ве­се­лит серд­це пас­ты­ря, то в ми­ре не на­шлось бы си­лы, спо­соб­ной вос­пре­пят­ст­во­вать из­бра­нию пас­тыр­ско­го пу­ти. До­ро­жи­те же ва­шим из­бра­ни­ем, хо­ди­те дос­той­но зва­ния, к ко­то­ро­му вы при­зва­ны» .

Дей­ст­ви­тель­но, пас­тыр­ское кре­сто­но­ше­ние в ту по­ру бы­ло осо­бен­но тя­же­лым. Его со­про­во­ж­да­ли ре­прес­сии, пре­сле­до­ва­ния, по­сто­ян­ное про­ти­во­бор­ст­во всей ог­ром­ной го­су­дар­ст­вен­но-атеи­сти­че­ской сис­те­мы, про­воз­гла­сив­шей борь­бу с ре­ли­ги­ей од­ной из ос­нов­ных сво­их идео­ло­ги­че­ских плат­форм. Прав­да, ха­рак­тер го­не­ний в хру­щев­ско-бреж­нев­скую эпо­ху, на ко­то­рую вы­пал жре­бий пас­тыр­ско­го ста­нов­ле­ния Вла­ды­ки Вла­ди­ми­ра, от­ли­чал­ся от зверств ста­лин­ско-бе­ри­ев­ских «чис­ток» до­во­ен­ных лет, но за­то он при­об­рел утон­чен­но-са­ди­ст­ский ха­рак­тер, ко­гда Цер­ковь унич­то­жа­ли не че­рез пыт­ки и рас­стре­лы, а че­рез «уду­ше­ние», мак­си­маль­ное ог­ра­ни­че­ние всех спо­со­бов ее жиз­не­дея­тель­но­сти. И в пер­вую оче­редь это ка­са­лось пас­тыр­ст­ва как са­мо­го глав­но­го пре­пят­ст­вия к низ­ло­же­нию ве­ры, кос­тя­ка цер­ков­но­го ор­га­низ­ма.

Вла­ды­ка Вла­ди­мир ис­пы­тал все эти го­не­ния. С са­мо­го юно­го воз­рас­та ему при­шлось от­стаи­вать свои хри­сти­ан­ские взгля­ды в сре­де свер­ст­ни­ков, в об­ще­нии со школь­ны­ми учи­те­ля­ми, в бы­ту, в уче­бе, во всей об­ста­нов­ке по­сле­во­ен­ных со­вет­ских лет, где ве­ре поч­ти не бы­ло мес­та. Это был эк­за­мен на проч­ность его ду­ши, кре­пость ми­ро­воз­зре­ния, ко­то­рое ба­зи­ро­ва­лось на цен­но­стях род­ной, глу­бо­ко цер­ков­ной, се­мьи, на ро­ди­тель­ском вос­пи­та­нии и уче­нии, на пра­во­слав­ных тра­ди­ци­ях вы­рас­тив­ше­го его По­доль­ско­го края. Ду­хов­ная ос­но­ва, за­ло­жен­ная в не­го от­цом и ма­те­рью — скром­ны­ми сель­ски­ми тру­же­ни­ка­ми Мар­киа­ном и Фео­до­си­ей, ма­туш­ка­ми Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го мо­на­сты­ря, за­кры­то­го в кон­це 50-х го­дов (ны­не, сла­ва Бо­гу, вос­ста­нав­ли­ваю­ще­го­ся), при­хо­жа­на­ми церк­ви в род­ном с. Мар­ков­цах, сель­ски­ми свя­щен­ни­ка­ми о. Силь­ве­ст­ром и о. Да­ви­дом, его пер­вы­ми на­став­ни­ка­ми в пас­тыр­ст­ве, все­ми, ко­му он обя­зан осоз­на­ни­ем се­бя как хри­стиа­ни­на, — ос­но­ва эта ока­за­лась не­по­ко­ле­би­мой пе­ред ли­цом изо­щрен­ней­шей про­па­ган­ды, псев­до­на­уч­но­го от­ри­ца­ния ре­ли­гии, мас­со­вой атеи­сти­че­ской вак­ха­на­лии, пе­ред ко­то­рой мно­гие из мо­ло­дых лю­дей то­гда ока­за­лись не в си­лах ус­то­ять.

Ос­но­ва эта со­ста­ви­ла его ду­хов­ный стер­жень, ста­ла фун­да­мен­том на всю жизнь. Од­на­ко не­об­хо­ди­мо бы­ло про­дол­жать свое воз­рас­та­ние во Хри­сте че­рез «на­став­ле­ние в ве­ре» (Гал. 3, 2), обу­че­ние, по­сти­же­ние ее ис­тин. Юно­ша соз­на­тель­но из­брал путь по­сту­п­ле­ния в ду­хов­ную се­ми­на­рию. Одес­ская ду­хов­ная шко­ла все­гда сла­ви­лась вы­со­ким уров­нем об­ра­зо­ва­ния. Сту­ден­там «не толь­ко при­ви­ва­ли вы­со­кие хри­сти­ан­ские идеа­лы, но и да­ва­ли пре­крас­ные зна­ния по всем пред­ме­там и по­бу­ж­да­ли к са­мо­стоя­тель­но­му по­ис­ку и твор­че­ст­ву. Сре­ди се­ми­на­рис­тов В. Са­бо­дан был пер­вым уче­ни­ком» . Его со­уче­ник по ОДС про­тои­е­рей Г. Удо­вен­ко вспо­ми­на­ет: «Мы бы­ли очень мо­ло­ды, пол­ны сил и вся­че­ских на­дежд, меч­та­ли о воз­ро­ж­де­нии бы­лой сла­вы пра­во­слав­ной дер­жа­вы. Это бы­ли еще и го­ды по­сле­во­ен­ной раз­ру­хи. По­сле ра­зо­бла­че­ния куль­та лич­но­сти Ста­ли­на из конц­ла­ге­рей воз­вра­ща­лась ос­тав­шая­ся в жи­вых ин­тел­ли­ген­ция. В Одес­скую се­ми­на­рию при­шли на­стоя­щие пе­да­го­ги с до­ре­во­лю­ци­он­ной за­кал­кой, бо­го­сло­вы с боль­шим пас­тыр­ским опы­том и ве­ли­кой ду­хов­ной куль­ту­рой. Нам не­обы­чай­но по­вез­ло с вос­пи­та­те­ля­ми. Они при­ви­ли нам вы­со­кие хри­сти­ан­ские идеа­лы, да­ли от­лич­ные зна­ния, нау­чи­ли са­мо­стоя­тель­но мыс­лить и тво­рить» .

Ве­ли­кие ис­ти­ны бо­го­по­зна­ния, от­крыв­шие­ся серд­цу, «ищу­ще­му до­б­рых жем­чу­жин» (Мф. 13, 45), на­столь­ко за­хва­ти­ли мо­ло­до­го че­ло­ве­ка, что ра­ди их ум­но­же­ния он от­ка­зы­ва­ет­ся от со­кро­вен­ной меч­ты быть скром­ным сель­ским свя­щен­ни­ком в род­ном крае и все­це­ло по­гру­жа­ет­ся в их пол­но­вод­ный по­ток. Он по­сту­па­ет в Ле­нин­град­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию. «И здесь ему по­вез­ло с пре­по­да­ва­те­ля­ми. В Ле­нин­град воз­вра­ти­лись не­мно­гие вы­жив­шие в тюрь­мах и ссыл­ках про­фес­со­ра ста­рой, еще до­ре­во­лю­ци­он­ной шко­лы. Мно­гих из них Вла­ды­ка по­ми­на­ет в сво­их мо­лит­вах: рек­то­ра про­тои­е­рея Ми­хаи­ла Спе­ран­ско­го, ин­спек­то­ра Льва Ни­ко­лае­ви­ча Па­рий­ско­го, про­фес­со­ров Ге­ор­гия Ми­ро­лю­бо­ва, Алек­сея Ива­но­ва, Алек­сан­д­ра Шиш­ки­на, Ва­си­лия Стой­ко­ва, про­фес­со­ра про­тои­е­рея Ио­ан­на Бе­лев­це­ва и др. Вме­сте с ни­ми сту­ден­ты пе­ре­жи­ва­ли но­вую вол­ну го­не­ний на Цер­ковь. За­кры­ва­лись мо­на­сты­ри, хра­мы, ду­хов­ные учеб­ные за­ве­де­ния. На ог­ром­ной тер­ри­то­рии быв­ше­го СССР ос­та­лось лишь две ака­де­мии — в Ле­нин­гра­де и За­гор­ске, три се­ми­на­рии — в Ле­нин­гра­де, За­гор­ске и Одес­се. Мно­гие ве­рую­щие ис­пы­ты­ва­ли го­не­ния от без­бож­ной вла­сти. Бы­ли и та­кие, что не вы­дер­жи­ва­ли ис­пы­та­ний, от­ре­ка­лись от Бо­га... К сча­стью, лишь один пре­по­да­ва­тель не смог вы­сто­ять в атеи­сти­че­ской вой­не. Ос­таль­ные же и са­ми не по­ру­га­ли ве­ру Хри­сто­ву, и сту­ден­тов учи­ли стой­ко­сти» .

Ака­де­мия да­ла Вик­то­ру Са­бо­да­ну глу­бо­кий на­уч­ный ба­зис, со­об­щив­ший его ве­ре но­вые, по­ис­ти­не без­бреж­ные го­ри­зон­ты. Он из­ме­нил­ся, воз­му­жал, обо­га­тил­ся во Хри­сте «вся­ким сло­вом и вся­ким по­зна­ни­ем» (1 Кор. 1, 5). Те­перь его ве­ра об­ре­ла фун­да­мен­таль­ную ос­но­ву, по­зво­лив­шую не толь­ко серд­цем ис­по­ве­до­вать ее, но и «вся­ко­му, тре­бую­ще­му... от­че­та в... упо­ва­нии, дать от­вет» (1 Пет. 3, 15) — от­вет все­сто­рон­ний, объ­ек­тив­ный, пе­ред ко­то­рым бес­силь­ны лю­бые до­во­ды так на­зы­вае­мо­го «на­уч­но­го» ате­из­ма.

Од­на­ко «зна­ние над­ме­ва­ет» (1 Кор. 8, 1), ес­ли оно не под­кре­п­ле­но бо­го­мыс­ли­ем, ас­ке­зой, ду­хов­ным са­мо­со­вер­шен­ст­во­ва­ни­ем. Без не­ус­тан­но­го обо­га­ще­ния серд­ца ду­хов­ны­ми да­ра­ми оно ста­но­вит­ся бес­плод­ным. Час­то школь­ное бо­го­сло­вие бы­ва­ет ли­ше­но про­вид­че­ских оза­ре­ний, в то вре­мя как сми­рен­ное при­зы­ва­ние Бо­га, пре­дан­ность и лю­бовь к Не­му при­во­дят к «ви­де­ни­ям и от­кро­ве­ни­ям Гос­под­ним» (2 Кор. 12, 1). О зре­ло­сти Вик­то­ра Са­бо­да­на как бо­го­сло­ва, не­смот­ря на его мо­ло­дость, го­во­рит на­зва­ние его кан­ди­дат­ской дис­сер­та­ции «Хри­стос Спа­си­тель — На­чаль­ник ми­ра». Столь все­объ­ем­лю­щая, да­же пу­гаю­щая сво­ей вы­со­той те­ма го­во­рит о серь­ез­ной бо­го­слов­ской ба­зе со­ис­ка­те­ля, ука­зы­ва­ет на хри­сто­цен­трич­ность его бо­го­слов­ских уст­рем­ле­ний.

Мо­на­ше­ский по­стриг, пре­по­да­ва­тель­ст­во и рек­тор­ст­во в ОДС, свя­щен­ни­че­ская и епи­скоп­ская хи­ро­то­нии, ад­ми­ни­ст­ра­тив­ная дея­тель­ность на раз­лич­ных от­вет­ст­вен­ных цер­ков­ных по­слу­ша­ни­ях — эти ве­хи в жиз­ни Вла­ды­ки как бы на­ни­за­ны на глав­ную ос­но­ву — Бо­же­ст­вен­ное при­зва­ние. В од­ной из сво­их про­по­ве­дей он го­во­рил: «Уни­вер­са­лизм Хри­сти­ан­ст­ва есть его су­ще­ст­вен­ная чер­та. «Мно­го зван­ных» (Лк. 14, 24), — эти сло­ва име­ют эс­ха­то­ло­ги­че­ское зна­че­ние. Они го­во­рят о том, что все лю­ди при­зва­ны к бо­го­об­ще­нию, но для пло­до­твор­но­го, ор­га­ни­че­ско­го осу­ще­ст­в­ле­ния пред­веч­но­го за­мыс­ла все­об­ще­го един­ст­ва в Бо­ге Он из­би­ра­ет в ис­то­ри­че­ской Церк­ви, су­ще­ст­вую­щей в ус­ло­ви­ях за­ко­нов вре­ме­ни и про­стран­ст­ва, срав­ни­тель­но не­боль­шое ко­ли­че­ст­во лю­дей и воз­ла­га­ет на них осо­бую мис­сию, осо­бое слу­же­ние. Все при­зы­ва­ют­ся, но не­мно­гие от­зы­ва­ют­ся на этот зов. Все из­би­ра­ют­ся, но не мно­го из­бран­ных. Де­ла­те­ли цер­ков­ные — это и есть те «из­бран­ные», о ко­то­рых в прит­че го­во­рит­ся, что «мно­го зван­ных, а ма­ло из­бран­ных» (Мф. 22, 14). Их ма­ло, «по­то­му что тес­ны вра­та и узок путь, ве­ду­щие в жизнь, и не­мно­гие на­хо­дят их» (Мф. 7, 14). Из­би­рая лю­дей на раз­лич­ное слу­же­ние, Бог да­ет им раз­лич­ные та­лан­ты. «Иных Бог по­ста­вил в Церк­ви, во-пер­вых, апо­сто­ла­ми, во-вто­рых, про­ро­ка­ми, в-треть­их, учи­те­ля­ми...» (1 Кор. 12, 78). Эти не­мно­гие слу­жи­те­ли Бо­жии, «из­бран­ни­ки», долж­ны при­влечь к Бо­гу всех лю­дей. Их де­ло по­доб­но за­ква­ске (Мф. 13, 33), дрож­жам, бла­го­да­ря ко­то­рым вски­са­ет все тес­то... Путь к Цар­ст­ву Бо­жию в ми­ре есть путь ор­га­ни­че­ский — от ма­ло­го се­ме­ни к боль­шо­му дре­ву, путь рос­та и ес­те­ст­вен­но­го ду­хов­но­го раз­ви­тия. Из­бран­ни­ков ду­ха все­гда бы­ло ма­ло в ми­ре. Ма­лой гор­сточ­кой бы­ли апо­сто­лы Хри­сто­вы. Ма­ло бы­ло от­цов и учи­те­лей Церк­ви. По срав­не­нию с мил­ли­ар­да­ми про­стых лю­дей и да­же нас, ря­до­вых хри­сти­ан, ма­ло бы­ло свя­ти­те­лей, му­че­ни­ков, пре­по­доб­ных... Жат­вы все­гда бы­ло мно­го, а де­ла­те­лей ма­ло» .

При­чис­ляя се­бя, по глу­бо­ко­му сми­ре­нию, к «ря­до­вым хри­стиа­нам», Вла­ды­ка вос­при­ни­мал все по­слу­ша­ния свя­щен­но­на­ча­лия как ис­пол­не­ние обя­зан­но­стей, не стре­мясь к цер­ков­ным долж­но­стям, но и ни от че­го, да­же во­пре­ки его во­ле при­хо­дя­ще­го, не от­ка­зы­ва­ясь. Од­на­ко Гос­подь вел Сво­его из­бран­ни­ка осо­бой сте­зей. Вла­ды­ка Вла­ди­мир на сво­ем жиз­нен­ном пу­ти про­шел мно­гие цер­ков­ные сту­пе­ни: диа­кон­ское и свя­щен­ни­че­ское слу­же­ние, це­ли­бат и мо­на­ше­ст­во, пре­по­да­ва­тель­ское и рек­тор­ское слу­же­ние в се­ми­на­рии, ди­пло­ма­ти­че­ское слу­же­ние в ду­хов­ных мис­си­ях и пред­ста­ви­тель­ст­вах за ру­бе­жом, ви­ка­ри­ат­ст­во, ру­ко­во­дство цер­ков­ным пе­чат­ным ор­га­ном, свя­ти­тель­ское слу­же­ние... Поч­ти де­сять лет ар­хи­пас­тырь тру­дил­ся на труд­ней­шем и са­мом, на­вер­ное, от­вет­ст­вен­ном цер­ков­ном по­сту, бу­ду­чи рек­то­ром Мо­с­ков­ских ду­хов­ных школ — слож­но­го мно­го­пла­но­во­го цер­ков­но-на­уч­но­го кол­лек­ти­ва, пер­во­го по уров­ню и зна­че­нию в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, на ко­то­рые рав­ня­лись дру­гие ду­хов­ные учеб­ные за­ве­де­ния не толь­ко у нас, но и за ру­бе­жом.

Ве­ли­кие све­ти­ла Церк­ви, зна­ме­ни­тые бо­го­сло­вы стоя­ли у кор­ми­ла этих про­слав­лен­ных ду­хов­ных школ. Но имя Пре­ос­вя­щен­но­го Вла­ди­ми­ра (Са­бо­да­на) не по­те­ря­лось в их ко­гор­те. Сде­ла­но бы­ло им не­ма­ло. Труд­но пе­ре­чис­лить за­слу­ги рек­то­ра на бо­го­слов­ском и пе­да­го­ги­че­ском по­при­ще. Од­на из них — соз­да­ние но­вой плея­ды свя­щен­но­слу­жи­те­лей, ду­хов­но креп­ких, все­сто­рон­не об­ра­зо­ван­ных.

Об­ра­ща­ясь пе­ред на­ча­лом учеб­но­го 1978 г. к сту­ден­там, рек­тор го­во­рил: «Не­из­ме­ри­мо вы­со­кая от­вет­ст­вен­ность пас­ты­ря пе­ред Бо­гом и Цер­ко­вью обя­зы­ва­ет вас упот­ре­бить свои твор­че­ские си­лы и да­ро­ва­ния к на­стой­чи­во­му ов­ла­де­нию при­об­ре­тае­мы­ми здесь зна­ния­ми, что­бы со дерз­но­ве­ни­ем не­осу­ж­ден­но явить в сми­рен­ном ие­рей­ском слу­же­нии ве­ли­кий об­раз веч­но­го Пер­во­свя­щен­ни­ка Ии­су­са Хри­ста. В со­от­вет­ст­вии с це­ля­ми и за­да­ча­ми пас­тыр­ско­го слу­же­ния об­ра­зо­ва­ние в ду­хов­ной шко­ле пре­ду­смат­ри­ва­ет не толь­ко оп­ре­де­лен­ный объ­ем на­уч­но-бо­го­слов­ских зна­ний, но и ре­ли­ги­оз­но-нрав­ст­вен­ное вос­пи­та­ние бу­ду­щих свя­щен­но­слу­жи­те­лей. В на­ше вре­мя, слож­ное и стре­ми­тель­ное, к пас­ты­рю предъ­яв­ля­ют­ся осо­бые, по­вы­шен­ные тре­бо­ва­ния. Со­вре­мен­ный свя­щен­ник мыс­лит­ся как че­ло­век глу­бо­кой ре­ли­ги­оз­но­сти, хо­ро­шо ос­ве­дом­лен­ный в об­лас­ти но­вей­ших дос­ти­же­ний пра­во­слав­ной бо­го­слов­ской мыс­ли, как но­си­тель вы­со­кой куль­ту­ры и веч­ных еван­гель­ских эти­че­ских идеа­лов» .

Треть всех свя­щен­но­слу­жи­те­лей в ог­ром­ной со­вет­ской, пре­ис­пол­нен­ной ду­хом ате­из­ма, стра­не, це­лая ар­мия бле­стя­ще обу­чен­ных, вос­пи­тан­ных, вы­ра­щен­ных «сви­де­те­лей» (Лк. 24, 48) Бо­жи­их, про­воз­ве­ст­ни­ков Ис­ти­ны, слу­жи­те­лей пре­сто­ла Гос­под­ня — вот бла­гой итог дея­тель­но­сти Вла­ды­ки на этом по­сту. Его мож­но на­звать од­ним из до­мо­строи­те­лей Церк­ви в то труд­ное вре­мя, ибо, со­зи­дая не­ру­ко­тво­рен­ные хра­мы душ пас­ты­рей, он со­зи­дал на­стоя­щее и бу­ду­щее Церк­ви.

Слу­же­ние Церк­ви, за­щи­та ис­тин Церк­ви, до­мо­строи­тель­ст­во Церк­ви ста­ли ос­нов­ным смыс­лом его жиз­ни. Во­прос о сущ­но­сти Церк­ви, ос­нов­ных прин­ци­пах ее бы­тия и ее пред­на­зна­че­нии осо­бен­но ак­туа­лен в ны­неш­нем идей­но-ис­то­ри­че­ском кон­тек­сте, ко­гда Цер­ковь стра­да­ет от все­об­щей апо­ста­сии, от ере­сей, не­строе­ний, рас­ко­лов, меж­кон­фес­сио­наль­ных кон­флик­тов. «Се­го­дня мож­но со всей оп­ре­де­лен­но­стью кон­ста­ти­ро­вать тот факт, что уче­ние о Церк­ви яв­ля­ет­ся цен­траль­ной дог­ма­ти­че­ской те­мой со­вре­мен­но­сти. ...В един­ст­вен­ном и ис­клю­чи­тель­ном смыс­ле бо­го­сло­вие есть функ­ция Церк­ви. Бо­го­сло­вие оп­рав­дан­но и бо­го­сло­вие су­ще­ст­ву­ет, по­сколь­ку су­ще­ст­ву­ет Цер­ковь» .

Свя­той Мак­сим Ис­по­вед­ник го­во­рил, что бо­го­сло­ву не­об­хо­ди­мы го­ря­чее серд­це и хо­лод­ный, спо­кой­ный, взве­шен­ный ум. Экк­ле­зио­ло­ги­че­ский труд Вла­ды­ки Вла­ди­ми­ра про­ник­нут глу­бо­кой, взвол­но­ван­ной эмо­цио­наль­но­стью, что оп­рав­дан­но, ведь это раз­мыш­ле­ние о со­кро­вен­но-тре­пет­ном, пе­ре­пол­няю­щем ду­шу бла­го­го­вей­ной лю­бо­вью пред­ме­те. Од­на­ко в по­строе­нии и со­дер­жа­нии этой на­уч­ной ра­бо­ты чув­ст­ву­ет­ся твер­дая ру­ка и трез­вый, стро­го ло­гич­ный ум. Фра­зы в ней от­то­че­ны, чис­ты, ли­ше­ны ма­лей­ших ри­то­ри­че­ских при­крас, при­ме­не­ние ко­то­рых не­из­беж­но сде­ла­ло бы речь ав­то­ра фаль­ши­вой и на­пы­щен­ной. Та­ков Вла­ды­ка во всех сво­их сло­вах, по­ступ­ках, в жиз­ни.

Вла­ды­ка Вла­ди­мир не за­пи­сы­вал свои про­по­ве­ди. Лишь не­ко­то­рые из них, бла­го­да­ря усер­дию сту­ден­тов и его ду­хов­ных чад, уви­де­ли свет в цер­ков­ной пе­ча­ти. Те­ма­ти­ка его про­по­ве­дей об­шир­на, как об­шир­на са­ма жизнь Церк­ви. Она ох­ва­ты­ва­ет го­дич­ный бо­го­слу­жеб­ный круг, круг еван­гель­ских чте­ний, свя­то­оте­че­ское на­сле­дие, бо­го­слов­скую и фи­ло­соф­скую про­бле­ма­ти­ку, за­тра­ги­ва­ет жи­во­тре­пе­щу­щие те­мы со­вре­мен­но­сти, рас­кры­ва­ет из­веч­ные тай­ны бы­тия, со­дер­жит бо­га­тые рос­сы­пи на­род­ной муд­ро­сти, мно­же­ст­во ис­то­ри­че­ских экс­кур­сов, при­ме­ров из жиз­ни. За­ме­ча­тель­ны его ве­ли­ко­по­ст­ные про­по­ве­ди, при­зы­ваю­щие к по­кая­нию и ду­хов­но­му пре­об­ра­же­нию, пас­халь­ные и ро­ж­де­ст­вен­ские про­по­ве­ди и по­сла­ния, еван­гель­ские по­уче­ния, в ко­то­рых пред­ста­ет ве­ли­чие слу­же­ния и спа­си­тель­но­го под­ви­га Гос­по­да на­ше­го Ии­су­са Хри­ста. В сло­вах, по­свя­щен­ных дням па­мя­ти свя­тых, ожи­ва­ет хри­сти­ан­ский и че­ло­ве­че­ский об­лик угод­ни­ков Бо­жи­их в «си­ле жиз­ни не­пре­стаю­щей» (Евр. 7, 16).

 

Церковные Таинства

— Традиционно епитимию, то есть духовное послушание после Покаяния для преодоления греха, на человека налагает священник. Он видит, какая именно должна быть епитимия. Если человек духовно зрелый, он получает одно послушание, если начинающий в вере — другое.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Быт. 1, 27). Различие пола является особенным даром Творца людям. Мужчина и женщина в одинаковой степени являются носителями образа Божия и человеческого достоинства.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru